[санскр., пали - жалость, сострадание], категория инд. религ. культуры, обозначающая сострадание к людям и живым существам. В брахманистской традиции термин «каруна» появляется сравнительно поздно. В «Законах Ману» (I в. по Р. Х., см. ст. Манавадхармашастра) соответствующая добродетель - сочувствие всем существам (анукампа), ее носитель (bhutanukampaka) - завершает достижения лесного отшельника, следуя за изучением Вед, щедростью, самоконтролем, дружелюбием (майтри) и сосредоточенностью (VI 8). В «Йога-сутрах» очищение сознания достигается культивированием дружелюбия, К., радости и беспристрастности по отношению соответственно к радующимся, страждущим, добродетельным и порочным (I 33). Этот же смысл термин «каруна» имеет и в базовом тексте джайнов «Таттвартхадхигама-сутре» Умасвати, где он означает сострадание к несчастным в ряду дружелюбия, обращенного ко всем живым существам, радости по отношению к высшим и индифферентности по отношению к неправедным (VII 6).
Четырехчастную схему благих состояний сознания брахманисты и джайны заимствовали у буддистов: в текстах Трипитака (пали Типитака) К. наряду с дружелюбием, симпатической радостью и равнодушием относится к 4 совершенным качествам, к-рые необходимо культивировать. В комментарии к дидактическому сб. «Сутта-нипата» К. истолковывается как желание устранить у др. людей несчастье и страдание в противоположность дружелюбию как желанию принести им благополучие и радость. К. наряду с 3 названными совершенными состояниями сознания неоднократно упоминается в Абхидхармических текстах. Эта четверка сопровождает медитативные упражнения (Дхаммасангани. I 1. 2. 5; Вибханга. XIII 1), а ее составляющие именуются 4 «безграничными вещами», также соотносимыми с медитативной практикой (Сангитипарьяя. III 43; IV 7). При этом различают сострадание обычных людей и великое сострадание (mahakaruna) Будды, к-рое реализуется только на 4-й стадии медитации-дхьяны и локализуется лишь в теле «великого человека», рождающегося на материке Джамбудвипа (Махавибхаша. I 3. 2).
В махаяне К.- 1-я добродетель того, кто стремится следовать путем бодхисаттвы, практически соответствующая 1-му «совершенству» (парамита) - щедрости (d na). Махаянисты часто цитировали «Дхармасангити-сутру», в к-рой все действия бодхисаттв, совершаемые мыслью, словом или телом, направляемы К. Здесь же утверждается, что бодхисаттве нет нужды совершенствоваться во всех добродетелях - вполне достаточно одной, каковой и является К. В текстах махаяны она описывается и «положительно», как любовь ко всем существам, и уподобляется любви матери к ребенку, но при этом подчеркивается, что в отличие от обычной любви-привязанности К. не укоренена в дихотомиях (первая из к-рых «свое» - «чужое») и не является эгоцентричной. Различие и в том, что обычная любовь связана с незнанием и часто является полем порождения противоположного аффекта - ненависти. Это, однако, не мешает махаянистам противопоставлять К. нормам нравственного поведения (шила).
Образцом К. считается Будда; указывается, что в сочетании с мудростью (праджня) она составляет один из 2 столпов буддизма, и именно этими добродетелями в первую очередь считаются наделенными будды, составляющие «второе тело» Будды (см. трикая). К. включается в обет бодхисаттвы (врата), к-рый в краткой версии формулируется следующим образом: «Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным». Воплощением К. считается бодхисаттва Авалокитешвара. Помогая людям избавляться от похоти, ненависти и заблуждения, он, согласно махаянистам и ваджраянистам, облегчает им освобождение от дальнейших перевоплощений. Весьма популярно его изображение в виде «одиннадцатиголового с великой каруной»: столь много лиц ему необходимо для того, чтобы нигде в мире не «пропустить» страдания.
Онтологическую составляющую обета сострадания философы и поэты махаяны трактуют в виде представления о бытийном единстве себя и другого (paramаtmasamatа) и «взаимозаменимости» себя и другого (paramаtmaparivartana), так что А может принять страдания В. Буддисты связывали учение о сострадании с учением о «пустотности» сущего (шуньята) и настаивали, как это делала мадхьямика, на их идентичности. В резюме махаянского учения у Шантидевы «Шикшасамуччая» («Сводка наставления») утверждается, что энергетика человека опирается на совершенство щедрости, к-рая в свою очередь укоренена в пустотности и сострадании (ст. 23). «Я» и «другой», приятное и неприятное, хорошее и плохое, т. е. все составляющие буддийской «этики сострадания», относятся лишь к уровню профанического сознания и сфере конвенциональной истины, тогда как на уровне конечной истины этих дихотомий не существует.