[греч. κατσίον], разновидность переносных кадил, по форме напоминающих ковшик или чашу с рукоятью. В письменных источниках и словарях подобные кадильницы могут называться: «кацья» (см.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 334; Дьяченко. 1899. С. 247), «кацея» (Дьяченко. 1899. С. 247; Власов. 2000. С. 446), «кация» (Дьяченко. 1899. С. 247), «кацеа» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 334), «кадея» (Опись Московского Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно // РИБ. Т. 3. Стб. 359), «кадилница с рукоятью» (Описи имущества Новгородского Софийского собора. М.; Л., 1988. [Вып. 1]. С. 69) и др.
К. выковывали или выдавливали из пластин меди, серебра, золота, отливали из бронзы, делали из обожженной глины или вырезали из камня.
Древнейшие кадильницы такого типа использовались для воскурения ароматических смол еще в Др. Египте и по форме напоминали ложку. Вероятно, подобную конструкцию имели также и ветхозаветные ручные кадильницы, сделанные из золота или меди (см. ст. Кадило). Кадила в виде чаши на невысоком круглом поддоне или на ножках с длинной или короткой рукоятью были распространены в христианском Египте (напр., см.: Strzygowski. 1904. S. 283-284) и Византии.
Еще в домонг. период из Византии привозили на Русь иконы и благовония. Впервые К. вместе с «кадильницами» упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 г. среди различных богослужебных предметов, разграбленных в киевских храмах Ольговичами (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 334; также см.: Никольский. Устав. С. 81-82; Кондаков. 1902. С. 218). Различное наименование говорит о том, что в киевских храмах уже в 1146 г. за богослужением использовались 2 вида кадил: переносные на цепях («кадилницы») и с рукоятью («кацьи»). Из летописи известно, что прп. Евфросиния Полоцкая во 2-й пол. XII в. купила в К-поле «тимиян [ладан] и кацию злату» (ПСРЛ. Т. 21. Стб. 217-218).
К., изготовленные русскими мастерами, большей частью повторяли К. византийского типа. Они делались с крышкой или без, с рукоятями различной формы (в т. ч. складными). Наиболее ранние К. имели форму неглубоких чашек с открытым верхом - «без кровли», с рукоятью в виде «полки» или в виде стержня. При богослужении широко использовались также ручные кадильницы шарообразной или луковичной формы, сверху закрытые крышкой («накровом») с прорезями или отверстиями для выхода дыма сжигаемого ладана и увенчанные крестиком (см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 400). Крышки подобных кадильниц часто были подвижными (крепились к корпусу на шарнирах). Примером может служить бронзовая литая К. VIII-IX вв. из ГИМ (см.: Меч и златник: К 1150-летию зарождения Древнерус. гос-ва: Кат. выставки. М., 2012. Кат. 439. С. 179). Ее ажурный корпус с высокой крышкой сделан в форме яйца и покоится на 3 ножках; сбоку в ее нижней части имеется цилиндрическая короткая втулка для рукояти. Навершие предмета утрачено.
К. разнообразной формы сохранились в музейных собраниях. Их изображения присутствуют на иконах, фресках, миниатюрах рукописных книг XII-XV вв. (см.: Игошев. 2009. С. 165-166). Н. П. Кондаков отмечал, что в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции сохранились 2 визант. К.: одна - мраморная, с изображением вмч. Димитрия, с греч. надписью и вторая - из сардоникса (Кондаков. 1902. С. 218).
На визант. К. XI-XIV вв., сделанных в виде неглубоких чаш с узким бортиком «без кровли», сбоку горизонтально крепились рукояти. Такие массивные рукояти, как правило округлой, килевидной или фигурной формы, декорированы священными изображениями, орнаментом и надписями. Напр., на бронзовой рукояти фигурной К. XI-XII вв. отлито рельефное изображение Господа Вседержителя (см.: Меч и златник. М., 2012. Кат. 438. С. 179). На бронзовой рукояти в виде пластины килевидной формы, некогда бывшей частью несохранившейся роскошной К. работы к-польского мастера нач. XIV в., выполнено рельефное изображение Божией Матери «Одигитрия» (Byzantium: Faith and Power (1261-1557) / Ed. H. C. Evans. N. Y.; L., 2004. P. 128. Cat. 64). На рукояти округлой формы медной визант. К. 2-й пол. XIII в. выгравированы фигуры св. воинов Феодора и Димитрия с копьями и со щитами, контрастно выделяющимися на черном эмалевом фоне (Ibid. Cat. 65). Схожую конструкцию имеет бронзовая К. из собрания В. и Б. Ханенко. На ее рукояти, сделанной в виде чаши, помещены 3-фигурный поясной Деисус и изображение херувима (Ханенко Б. И., Ханенко В. Н. 1907. С. 42. № 596).
К визант. ручным кадильницам близка по типу медная К. XIII-XIV вв., найденная во время археологических раскопок в Киеве в 1988 г. (см.: Висоцький, Боровський. 1993; авторы именуют данный предмет «церковной чашей - дискосом» и ошибочно датируют 1527). На рукояти в виде пластины с округлым краем, крепящейся к корпусу К., имеется поясное изображение Христа Еммануила, обрамленное узкой полосой в виде полуциркульной арочки, на к-рой вязью написаны начальные слова молитвы на благословение кадила. Эти детали, а также растительный орнамент на ободке чаши выполнены в технике золотой наводки по меди и характерны для древнерусского церковного искусства домонг. времени.
Бронзовые К. подобного типа, имеющие вид круглой чашечки с плоскими рукоятями, крепящимися горизонтально, нередко декорировались растительным орнаментом, изображениями животных. Напр., плоская округлая ажурная рукоять К. XIV в., сделанная, вероятно, на Балканах, оформлена парными фигурками грифонов и узором стеблей трав; к рукояти присоединен длинный металлический стержень (Byzantium: Treasures of Byzantine Art and Culture / Ed. D. Buckton. L., 1994. P. 200-201. Cat. 217). У похожей бронзовой кадильницы к округлой рукояти, отлитой в виде плоской пластины с ажурным орнаментом переплетающихся стеблей, отростков и остроконечных листьев, ранее был приклепан длинный стержень, от него остались следы крепления (Βυζαντίνη κα μεταβυζαντίνη τέχνη. ᾿Αθήναι, 1986. Ν 220). На ажурной рукояти бронзовой К. XIV в., выполненной в Сербии, в растительный орнамент извивающихся стеблей с остроконечными листками-кринами вплетены изображения 2 птиц. На кадильнице имеется крышка с прорезями для выхода кадильного дыма и с крестиком наверху (Byzantium, 330-1453 / Ed. R. Cormack, M. Vassilaki. L., 2008. P. 244. Сat. 217). В Херсоне найдена полусферическая ажурная литая бронзовая крышка К. XIII в. с фигуркой птицы вместо крестика (см.: Византийский Херсон: Кат. выст. М., 1991. С. 209. № 223).
Многочисленные образцы К. сохранились на Афоне. В. Г. Григорович-Барский отмечал, что афонский ризничий кадит церковь «кадилницею краткою, нарицаемою кацы, яже не употребляется в иных странах. Невисима есть, но в руце держима крепко, ея же аще и образ бывает различен, по хитросты среброделателя» (Григорович-Барский. 2004. С. 78). Кондаков сообщает об афонских ручных кадильницах XVII-XVIII вв., выполненных из низкопробного серебра, длиной обычно не более 25 см (единичные - до 40 см), имеющих пышный, или грубый декор, как правило, без изображений и с бубенцами (Кондаков. 1902. С. 217-219). Подобные греческие К. часто делались с широкой плоской или полой округлой в сечении рукоятью, крепящейся к корпусу сосуда сложной формы. Такие К. часто напоминали храм с главкой, разделенный на верхнюю и нижнюю части. В XVII-XVIII вв. форма греч. ручных кадильниц становится более изощренной и даже вычурной по сравнению с ранними образцами. При их изготовлении использовались разнообразные техники: скань, чеканка, гравировка, эмаль, литье и др. (Patmos: Treasures of the Monastery / Ed. A. D. Kominis. Athens, 2005. Ν 5. Σ. 243; Οικονομάκη-Παπαδοπούλου. 1980. P. 22-23).
В нач. XVII в. в Успенском соборе Московского Кремля в богослужении использовалась «кадея серебряна, что кадятъ за сборы, кровля у него и рукоятка серебряны жъ» (Опись Московского Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно // РИБ. Т. 3. Стб. 359). Павел Алеппский, прибывший в Россию в сер. XVII в., приводит описания поминальных богослужений, при к-рых применялось «кадило, похожее на корону, с рукояткой» (Павел Алеппский. Путешествие. С. 328, 435). В описи 1751 г. новгородского Софийского собора отмечена серебряная кадильница с рукояткой, с крышкой и с крестиком, крепящимся сверху на резьбе («на верху крест свертывается») (Опись церковного имущества Софийского собора 1751 г., сост. Софийским протопопом Дометием Феофилактовым // Труды XV Археол. съезда в Новгороде, 1911. М., 1914. Т. 1. С. 150).
В целях сбережения золотых и серебряных ручных кадильниц их использование в службах строго регламентировалось. Письменным указом патриархов или устным распоряжением определялись «вседневные» и «праздничные» кадильницы (последние применялись только по определенным дням в году). Патриархом Филаретом был издан указ, на каких панихидах следует использовать в Архангельском соборе Московского Кремля золотую К. и 2 серебряные (большую и малую): «Указал патриарх Филарет кацею носити золотую на панихидах: на две панихиды царя Ивана Васильевича на преставление да на память; да на две панихиды царицы Анастасии Романовны, на преставление да на память...» (Указ патриарха Филарета Никитича: на каких панихидах употреблять золотую кацею, 1619-1633 гг. // РИБ. Т. 3. Стб. 157).
В кон. XVII в. серебряная чеканная К. с крышкой, увенчанной 4-конечным крестиком, и с 2 рукоятками использовалась патриархом Адрианом «для церковного правила», причем изготовил эту ручную кадильницу иноземец золотого и серебряного дела мастер Андрей Каширов Бланкостин (Троицкий. 1914. С. 13).
Наряду с металлическими известны также и керамические кадильницы с рукоятью (см.: Покровский. 1909. С. 41). Корпус керамической расписной К. в форме яйца с прорезями на крышке вставлен в золоченую оправу с узорчатым металлическим поддоном и с изогнутой рукоятью. Эта К. 1-й пол. XVIII в. хранится в Музее Бенаки (Афины) (Relics of the Past: Treasures of the Greek Orthodox Church and the Population Exchange: The Benaki Museum Collections / Ed. A. Ballian. Mil., 2011. P. 52).
Древняя практика каждения К. сохранилась в мон-рях Афона. Согласно Святогорскому уставу, каждение К. совершает пономарь. В будни используется повседневная К.; каждение К. совершается на вечерне, на 7-й песни особого богородичного канона, который в афонских мон-рях поется после «Ныне отпущаеши», когда вечерня совершается без входа (Святогорский устав. С. 26, 39), и в заключение повечерия (Там же. С. 24-25). В день памяти полиелейного святого или на всенощном бдении каждение К. совершается на утрене при пении Пс 135 (Там же. С. 64, 74), причем используется праздничная К., отличающаяся богатым декором и большим числом бубенцов (см.: Там же. С. 212). На панигиры на Пс 135 каждение К. совершают одновременно 2 пономаря (Там же. С. 89). Если служится всенощное бдение, то на малой вечерне также совершается каждение праздничной К. на «Господи, воззвах», причем пономарь начинает кадить на словах Пс 140. 2 «… » (Там же. С. 69). На литургии на панигиры и в другие особо торжественные дни (напр., Рождество Христово, Пасху) каждение К. совершается на «Трисвятом» (Там же. С. 92, 127, 163, 175). В воскресные и праздничные дни К. также используется на трапезе в чине о Панагии: «Трапезник подносит каждому Богородичную частицу, за трапезником идет пономарь, кадящий кацией. Отцы двумя пальцами берут по маленькому кусочку от частицы, изображают им знамение креста над кацией и съедают его» (Там же. С. 56); на великие праздники и панигиры на трапезе используются 2 К. (Там же. С. 83, 93). Каждение К. следует совершать в такт звучащим песнопениям. Перед началом каждения пономарю следует благословить К. у священника (Там же. С. 25, 56). Кроме пономарской К. на Афоне используется т. н. священническая К. (παπαδικὸν κατσίον), однако, несмотря на сходство названия, форма этих сосудов отличается: последняя представляет собой кадило на цепях без верхней крышки (см.: Там же. С. 30, 210).
В наст. время в храмах РПЦ К. за богослужением обычно не используется (впрочем, она может применяться для благоукрашения атмосферы храма вне контекста служб), хотя практика каждения К существовала в древнейших монашеских обителях и скитах (см.: Никольский. Устав. С. 81-82). Не исключено, что указания Типикона « » и « » (Типикон. Т. 1. Л. 2 об.) подразумевают использование именно К., поскольку таким кадилом удобнее изображать крест (Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 493).
К. издревле применялась для домашнего каждения мирянами - по этой причине К. используют в своем богослужении старообрядцы-беспоповцы.