Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЦЕЯ
32, С. 141-144 опубликовано: 29 января 2018г.


КАЦЕЯ

[греч. κατσίον], разновидность переносных кадил, по форме напоминающих ковшик или чашу с рукоятью. В письменных источниках и словарях подобные кадильницы могут называться: «кацья» (см.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 334; Дьяченко. 1899. С. 247), «кацея» (Дьяченко. 1899. С. 247; Власов. 2000. С. 446), «кация» (Дьяченко. 1899. С. 247), «кацеа» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 334), «кадея» (Опись Московского Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно // РИБ. Т. 3. Стб. 359), «кадилница с рукоятью» (Описи имущества Новгородского Софийского собора. М.; Л., 1988. [Вып. 1]. С. 69) и др.

Кацея. Россия. XIX в. Старообрядческий мастер (ЦМиАР)
Кацея. Россия. XIX в. Старообрядческий мастер (ЦМиАР)

Кацея. Россия. XIX в. Старообрядческий мастер (ЦМиАР)
К. выковывали или выдавливали из пластин меди, серебра, золота, отливали из бронзы, делали из обожженной глины или вырезали из камня.

Древнейшие кадильницы такого типа использовались для воскурения ароматических смол еще в Др. Египте и по форме напоминали ложку. Вероятно, подобную конструкцию имели также и ветхозаветные ручные кадильницы, сделанные из золота или меди (см. ст. Кадило). Кадила в виде чаши на невысоком круглом поддоне или на ножках с длинной или короткой рукоятью были распространены в христианском Египте (напр., см.: Strzygowski. 1904. S. 283-284) и Византии.

Еще в домонг. период из Византии привозили на Русь иконы и благовония. Впервые К. вместе с «кадильницами» упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 г. среди различных богослужебных предметов, разграбленных в киевских храмах Ольговичами (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 334; также см.: Никольский. Устав. С. 81-82; Кондаков. 1902. С. 218). Различное наименование говорит о том, что в киевских храмах уже в 1146 г. за богослужением использовались 2 вида кадил: переносные на цепях («кадилницы») и с рукоятью («кацьи»). Из летописи известно, что прп. Евфросиния Полоцкая во 2-й пол. XII в. купила в К-поле «тимиян [ладан] и кацию злату» (ПСРЛ. Т. 21. Стб. 217-218).

К., изготовленные русскими мастерами, большей частью повторяли К. византийского типа. Они делались с крышкой или без, с рукоятями различной формы (в т. ч. складными). Наиболее ранние К. имели форму неглубоких чашек с открытым верхом - «без кровли», с рукоятью в виде «полки» или в виде стержня. При богослужении широко использовались также ручные кадильницы шарообразной или луковичной формы, сверху закрытые крышкой («накровом») с прорезями или отверстиями для выхода дыма сжигаемого ладана и увенчанные крестиком (см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 400). Крышки подобных кадильниц часто были подвижными (крепились к корпусу на шарнирах). Примером может служить бронзовая литая К. VIII-IX вв. из ГИМ (см.: Меч и златник: К 1150-летию зарождения Древнерус. гос-ва: Кат. выставки. М., 2012. Кат. 439. С. 179). Ее ажурный корпус с высокой крышкой сделан в форме яйца и покоится на 3 ножках; сбоку в ее нижней части имеется цилиндрическая короткая втулка для рукояти. Навершие предмета утрачено.

К. разнообразной формы сохранились в музейных собраниях. Их изображения присутствуют на иконах, фресках, миниатюрах рукописных книг XII-XV вв. (см.: Игошев. 2009. С. 165-166). Н. П. Кондаков отмечал, что в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции сохранились 2 визант. К.: одна - мраморная, с изображением вмч. Димитрия, с греч. надписью и вторая - из сардоникса (Кондаков. 1902. С. 218).

Кацея. Византия. 2-я пол. XIII в. (музей Бенаки, Афины)
Кацея. Византия. 2-я пол. XIII в. (музей Бенаки, Афины)

Кацея. Византия. 2-я пол. XIII в. (музей Бенаки, Афины)
На визант. К. XI-XIV вв., сделанных в виде неглубоких чаш с узким бортиком «без кровли», сбоку горизонтально крепились рукояти. Такие массивные рукояти, как правило округлой, килевидной или фигурной формы, декорированы священными изображениями, орнаментом и надписями. Напр., на бронзовой рукояти фигурной К. XI-XII вв. отлито рельефное изображение Господа Вседержителя (см.: Меч и златник. М., 2012. Кат. 438. С. 179). На бронзовой рукояти в виде пластины килевидной формы, некогда бывшей частью несохранившейся роскошной К. работы к-польского мастера нач. XIV в., выполнено рельефное изображение Божией Матери «Одигитрия» (Byzantium: Faith and Power (1261-1557) / Ed. H. C. Evans. N. Y.; L., 2004. P. 128. Cat. 64). На рукояти округлой формы медной визант. К. 2-й пол. XIII в. выгравированы фигуры св. воинов Феодора и Димитрия с копьями и со щитами, контрастно выделяющимися на черном эмалевом фоне (Ibid. Cat. 65). Схожую конструкцию имеет бронзовая К. из собрания В. и Б. Ханенко. На ее рукояти, сделанной в виде чаши, помещены 3-фигурный поясной Деисус и изображение херувима (Ханенко Б. И., Ханенко В. Н. 1907. С. 42. № 596).

Богоматерь «Одигитрия». Деталь кацеи. Константинополь. Нач. XIV в. (музей Бенаки, Афины)
Богоматерь «Одигитрия». Деталь кацеи. Константинополь. Нач. XIV в. (музей Бенаки, Афины)

Богоматерь «Одигитрия». Деталь кацеи. Константинополь. Нач. XIV в. (музей Бенаки, Афины)
К визант. ручным кадильницам близка по типу медная К. XIII-XIV вв., найденная во время археологических раскопок в Киеве в 1988 г. (см.: Висоцький, Боровський. 1993; авторы именуют данный предмет «церковной чашей - дискосом» и ошибочно датируют 1527). На рукояти в виде пластины с округлым краем, крепящейся к корпусу К., имеется поясное изображение Христа Еммануила, обрамленное узкой полосой в виде полуциркульной арочки, на к-рой вязью написаны начальные слова молитвы на благословение кадила. Эти детали, а также растительный орнамент на ободке чаши выполнены в технике золотой наводки по меди и характерны для древнерусского церковного искусства домонг. времени.

Кацея. Мон-рь Дионисиат, Афон. 2-я пол. XIX в.
Кацея. Мон-рь Дионисиат, Афон. 2-я пол. XIX в.

Кацея. Мон-рь Дионисиат, Афон. 2-я пол. XIX в.
Бронзовые К. подобного типа, имеющие вид круглой чашечки с плоскими рукоятями, крепящимися горизонтально, нередко декорировались растительным орнаментом, изображениями животных. Напр., плоская округлая ажурная рукоять К. XIV в., сделанная, вероятно, на Балканах, оформлена парными фигурками грифонов и узором стеблей трав; к рукояти присоединен длинный металлический стержень (Byzantium: Treasures of Byzantine Art and Culture / Ed. D. Buckton. L., 1994. P. 200-201. Cat. 217). У похожей бронзовой кадильницы к округлой рукояти, отлитой в виде плоской пластины с ажурным орнаментом переплетающихся стеблей, отростков и остроконечных листьев, ранее был приклепан длинный стержень, от него остались следы крепления (Βυζαντίνη κα μεταβυζαντίνη τέχνη. ᾿Αθήναι, 1986. Ν 220). На ажурной рукояти бронзовой К. XIV в., выполненной в Сербии, в растительный орнамент извивающихся стеблей с остроконечными листками-кринами вплетены изображения 2 птиц. На кадильнице имеется крышка с прорезями для выхода кадильного дыма и с крестиком наверху (Byzantium, 330-1453 / Ed. R. Cormack, M. Vassilaki. L., 2008. P. 244. Сat. 217). В Херсоне найдена полусферическая ажурная литая бронзовая крышка К. XIII в. с фигуркой птицы вместо крестика (см.: Византийский Херсон: Кат. выст. М., 1991. С. 209. № 223).

Многочисленные образцы К. сохранились на Афоне. В. Г. Григорович-Барский отмечал, что афонский ризничий кадит церковь «кадилницею краткою, нарицаемою кацы, яже не употребляется в иных странах. Невисима есть, но в руце держима крепко, ея же аще и образ бывает различен, по хитросты среброделателя» (Григорович-Барский. 2004. С. 78). Кондаков сообщает об афонских ручных кадильницах XVII-XVIII вв., выполненных из низкопробного серебра, длиной обычно не более 25 см (единичные - до 40 см), имеющих пышный, или грубый декор, как правило, без изображений и с бубенцами (Кондаков. 1902. С. 217-219). Подобные греческие К. часто делались с широкой плоской или полой округлой в сечении рукоятью, крепящейся к корпусу сосуда сложной формы. Такие К. часто напоминали храм с главкой, разделенный на верхнюю и нижнюю части. В XVII-XVIII вв. форма греч. ручных кадильниц становится более изощренной и даже вычурной по сравнению с ранними образцами. При их изготовлении использовались разнообразные техники: скань, чеканка, гравировка, эмаль, литье и др. (Patmos: Treasures of the Monastery / Ed. A. D. Kominis. Athens, 2005. Ν 5. Σ. 243; Οικονομάκη-Παπαδοπούλου. 1980. P. 22-23).

В нач. XVII в. в Успенском соборе Московского Кремля в богослужении использовалась «кадея серебряна, что кадятъ за сборы, кровля у него и рукоятка серебряны жъ» (Опись Московского Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно // РИБ. Т. 3. Стб. 359). Павел Алеппский, прибывший в Россию в сер. XVII в., приводит описания поминальных богослужений, при к-рых применялось «кадило, похожее на корону, с рукояткой» (Павел Алеппский. Путешествие. С. 328, 435). В описи 1751 г. новгородского Софийского собора отмечена серебряная кадильница с рукояткой, с крышкой и с крестиком, крепящимся сверху на резьбе («на верху крест свертывается») (Опись церковного имущества Софийского собора 1751 г., сост. Софийским протопопом Дометием Феофилактовым // Труды XV Археол. съезда в Новгороде, 1911. М., 1914. Т. 1. С. 150).

Кацея. Ок. 1760 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе)
Кацея. Ок. 1760 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе)

Кацея. Ок. 1760 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе)
В целях сбережения золотых и серебряных ручных кадильниц их использование в службах строго регламентировалось. Письменным указом патриархов или устным распоряжением определялись «вседневные» и «праздничные» кадильницы (последние применялись только по определенным дням в году). Патриархом Филаретом был издан указ, на каких панихидах следует использовать в Архангельском соборе Московского Кремля золотую К. и 2 серебряные (большую и малую): «Указал патриарх Филарет кацею носити золотую на панихидах: на две панихиды царя Ивана Васильевича на преставление да на память; да на две панихиды царицы Анастасии Романовны, на преставление да на память...» (Указ патриарха Филарета Никитича: на каких панихидах употреблять золотую кацею, 1619-1633 гг. // РИБ. Т. 3. Стб. 157).

Кацея. Мон-рь Протат, Афон. XVII в.
Кацея. Мон-рь Протат, Афон. XVII в.

Кацея. Мон-рь Протат, Афон. XVII в.
В кон. XVII в. серебряная чеканная К. с крышкой, увенчанной 4-конечным крестиком, и с 2 рукоятками использовалась патриархом Адрианом «для церковного правила», причем изготовил эту ручную кадильницу иноземец золотого и серебряного дела мастер Андрей Каширов Бланкостин (Троицкий. 1914. С. 13).

Наряду с металлическими известны также и керамические кадильницы с рукоятью (см.: Покровский. 1909. С. 41). Корпус керамической расписной К. в форме яйца с прорезями на крышке вставлен в золоченую оправу с узорчатым металлическим поддоном и с изогнутой рукоятью. Эта К. 1-й пол. XVIII в. хранится в Музее Бенаки (Афины) (Relics of the Past: Treasures of the Greek Orthodox Church and the Population Exchange: The Benaki Museum Collections / Ed. A. Ballian. Mil., 2011. P. 52).

Древняя практика каждения К. сохранилась в мон-рях Афона. Согласно Святогорскому уставу, каждение К. совершает пономарь. В будни используется повседневная К.; каждение К. совершается на вечерне, на 7-й песни особого богородичного канона, который в афонских мон-рях поется после «Ныне отпущаеши», когда вечерня совершается без входа (Святогорский устав. С. 26, 39), и в заключение повечерия (Там же. С. 24-25). В день памяти полиелейного святого или на всенощном бдении каждение К. совершается на утрене при пении Пс 135 (Там же. С. 64, 74), причем используется праздничная К., отличающаяся богатым декором и большим числом бубенцов (см.: Там же. С. 212). На панигиры на Пс 135 каждение К. совершают одновременно 2 пономаря (Там же. С. 89). Если служится всенощное бдение, то на малой вечерне также совершается каждение праздничной К. на «Господи, воззвах», причем пономарь начинает кадить на словах Пс 140. 2 «…    » (Там же. С. 69). На литургии на панигиры и в другие особо торжественные дни (напр., Рождество Христово, Пасху) каждение К. совершается на «Трисвятом» (Там же. С. 92, 127, 163, 175). В воскресные и праздничные дни К. также используется на трапезе в чине о Панагии: «Трапезник подносит каждому Богородичную частицу, за трапезником идет пономарь, кадящий кацией. Отцы двумя пальцами берут по маленькому кусочку от частицы, изображают им знамение креста над кацией и съедают его» (Там же. С. 56); на великие праздники и панигиры на трапезе используются 2 К. (Там же. С. 83, 93). Каждение К. следует совершать в такт звучащим песнопениям. Перед началом каждения пономарю следует благословить К. у священника (Там же. С. 25, 56). Кроме пономарской К. на Афоне используется т. н. священническая К. (παπαδικὸν κατσίον), однако, несмотря на сходство названия, форма этих сосудов отличается: последняя представляет собой кадило на цепях без верхней крышки (см.: Там же. С. 30, 210).

В наст. время в храмах РПЦ К. за богослужением обычно не используется (впрочем, она может применяться для благоукрашения атмосферы храма вне контекста служб), хотя практика каждения К существовала в древнейших монашеских обителях и скитах (см.: Никольский. Устав. С. 81-82). Не исключено, что указания Типикона «  » и «   » (Типикон. Т. 1. Л. 2 об.) подразумевают использование именно К., поскольку таким кадилом удобнее изображать крест (Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 493).

К. издревле применялась для домашнего каждения мирянами - по этой причине К. используют в своем богослужении старообрядцы-беспоповцы.

Лит.: Дьяченко Г. M., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1899; Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902; Strzygowski J. Koptische Kunst. Vienne, 1904. S. 283-284; Ханенко Б. И., Ханенко В. И. Древности Приднепровья. К., 1907. Вып. 6; Покровский Н. В. Церковно-археологический музей СПбДА. СПб., 1909; Троицкий В. И. Словарь: Мастера-художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие в Москве при Патриаршем дворе в XVII в. М., 1914; Οικονομάκη-Παπαδοπούλου Γ. Εκκλησιαστικά ἀργυρά. Αθήναι, 1980; Висоцький С. О., Боровський Я. Є. Визначна знахiдка середньовiчноï торевтики з Києва // Археологiя. 1993. № 4. C. 125-129; Власов В. Г. Большой энцикл. словарь изобразительного искусства. СПб., 2000. Т. 3; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. М., 2004; Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М., 2006; Игошев В. В. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2009.
В. В. Игошев
Ключевые слова:
Священные сосуды и вещи, употребляемые при богослужении (см. также "Декоративно-прикладное искусство") Декоративно-прикладное искусство. Предметы церковного обихода (см. также Литургика) Кацея, разновидность переносных кадил, по форме напоминающих ковшик или чашу с рукоятью
См.также:
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых
ДИСКОС в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии
ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии
АЛАВАСТР в богослужении визант. обряда сосуд для хранения св. мира
АНАЛОЙ подставка для возложения богослужебных книг или икон
ВАТОПЕД во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь на Афоне