(Мацховари) [груз. კაცხი], муж. мон-рь Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафоликоном в честь Рождества Христова (1010-1014, обходная галерея 1-й пол. XI в.). Расположен в центре с. Кацхи (Чиатурский муниципалитет, груз. историческая пров. Имерети, Зап. Грузия), на левом берегу р. Кацхура.
Церковь была построена основателями Клдекарского эриставства представителями крупного феодального рода Багваши. Один из влиятельных азнауров (феодалов), Рати Багваши, присоединил к своей вотчине царские земли - Триалети и принадлежащее царству Картли правобережье р. Кура. За это царь Грузии Баграт III в 980 г. изгнал его из Клдекари, и Рати Багваши поселился в своем имении в Аргвети. Здесь он построил Кацхскую церковь, которая была освящена во имя Св. Троицы. Эти сведения подтверждаются лапидарной надписью над юго-западным входом в церковь, выполненной асомтаврули: «Пресвятая Троица, восславь утвержденного Тобой Баграта, царя абхазов и картуелов, таойцев и ранов, Кахети и всего Востока, Великого куропалата» (такую титулатуру царь Баграт III имел с 1010). Впервые надпись зафиксировал акад. Н. Я. Марр (Brosset. 1851. Р. 95), его прочтение было откорректировано груз. историком В. Беридзе, к-рый издал ее (Беридзе. 1950. Т. 3. С. 67). Др. надпись, высеченная над входом в церковь, также содержит обращение к Св. Троице; в ней упоминается настоятель храма Джигваис-дзе. Очевидно, вскоре после постройки храма здесь был учрежден мон-рь. Историк П. Иоселиани относил основание храма к 1032 г., времени правления в Грузии Баграта IV. Историки нач. XX в. прот. Сергий Булгаков и Л. И. Денисов считали, что мон-рь был основан в 1027-1073 гг. В древности К. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии ГПЦ.
Церковь являлась одним из центров Аргветского эриставства и служила усыпальницей Багваши: здесь похоронены эристав эриставов Рати Багваши и Липарит Багваши (в монашестве Антоний). После того как роль Багваши на политической арене Грузии уменьшилась и царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) подверг депортации представителей рода, обитель и др. владения Багваши были переданы мон-рю Гелати и вошли в новооснованную Гелатскую (Гаенатскую) епархию ГПЦ. Постепенно К. пришел в запустение.
Согласно преданию, до XVI в. К. был дважды сожжен и восстановлен. Храм отреставрировал его новый владелец кн. Абулахсар Амиреджиби (1510-1535). Престол церкви был освящен в честь Рождества Христова. В XVII-XVIII вв. К. владели князья Абашидзе; в мон-ре погребены: царь Имерети Георгий VI (Георгий Малакия Абашидзе) (1703-1711, с перерывами), Свимон Абашидзе, сын Георгия VI эристав Аргвети Леван Абашидзе. К. стал крупным культурным центром: здесь размещались скрипторий, богатая б-ка (к сер. XIX в. была расхищена), хранилось много икон. В 1804 г. царь Имерети св. Соломон II даровал К. послу и судье двора царя Картли-Кахети Ираклия II, известному политическому деятелю С. Лионидзе, который владел мон-рем до 1810 г. (здесь похоронен его потомок груз. писатель Д. Леонидзе). Вскоре К. пришел в упадок. В 30-х гг. XIX в. в мон-ре побывал путешествовавший по Кавказу археолог Ф. Дюбуа де Монперё, он кратко описал церковь и зарисовал ее.
В 40-х гг. XIX в. историей К. заинтересовались члены Грузино-Имеретинской синодальной конторы свящ. Л. Михайловский и Иоселиани, а также франц. картвелолог М. Броссе. Храм был изучен и описан. В этот период он имел 4 посвящения: Вознесению Господню, свт. Николаю Чудотворцу, арх. Михаилу, Рождеству Пресв. Богородицы (Иоселиани. 1845. С. 7). В 1853-1854 гг. церковь была восстановлена, при ней в юрисдикции Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ был возобновлен мужской монастырь, освященный в честь Вознесения Господня. По благословению еп. Имеретинского Евфимия (Цулукидзе) владелец К., дед известного критика К. Абашидзе, обратился за помощью к своему родственнику, санджак-беку Батуми И. Абашидзе. Он прислал из Сарпи мастеров по камню - 3 братьев Дурмиш, выполнивших реставрационные работы. Сведения об этом сохранились в надписи, сделанной на греческом языке в 1854 г. на вост. грани барабана. Один из братьев, И. Дурмиш, принял в К. крещение, женился на дочери настоятеля близлежащей ц. во имя св. Архангелов и остался в Имерети.
Мастера схематично повторили старую композицию украшения церкви, однако первоначальный облик храма был искажен: штукатурка и побелка уничтожили росписи, верхняя часть строения и первоначальный декор купола были утрачены. В аутентичном виде сохранилась только обходная галерея. Ремонт XIX в. был отрицательно оценен современниками. Груз. писатель и гос. деятель Г. Церетели назвал его варварством. В посл. четв. XIX в. К. и его святыни привлекли внимание груз. историка Д. Бакрадзе и искусствоведа Н. П. Кондакова.
Во время секуляризации церковных земель во 2-й пол. XIX в. бóльшая часть имений К. была введена в казну, во владении мон-ря оставалось 10 дес. Обитель пришла в упадок. По сведениям прот. С. Булгакова и Денисова, в нач. XX в. К. имел статус третьеклассного необщежительного монастыря. В 1904 г. еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе, впосл. католикос-патриарх всей Грузии) отправил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору ходатайство о закрытии К. и присвоении ему статуса приходской церкви ввиду малого числа насельников и скромного церковного дохода (не было удовлетворено). В 1908 г. здесь подвизались настоятель К. иером. Вениамин (Берекашвили), 2 монаха и послушник (Денисов. 1908. С. 363). В 1917 г. храм был вновь отреставрирован. В 1923/24 г. мон-рь был закрыт. В 1937 г. Отдел охраны культурных памятников отремонтировал и восстановил колокольню и бóльшую часть ограды К., здание церкви как памятник культуры было взято под охрану гос-ва.
В 1990 г. по инициативе митр. Маргветского Константина (Меликидзе) и прот. Амирана Модебадзе (настоятель К. с 1990) в К. было возобновлено богослужение, храм освящен в честь Рождества Христова. В 2001 г. храм был отремонтирован на средства Н. Абашидзе, являющейся потомком И. Абашидзе. В наст. время в К. строится новый монастырский комплекс.
архим. Мелхиседек (Мачавариани) (ок. 1677), архим. Нектарий (Абашидзе) (1-я пол. XVIII в.), католикос-патриарх Вост. Грузии Виссарион (Эристави) (40-е гг. XVIII в.), архим. Симеон (Копадзе) (50-70-е гг. XVIII в.), архим. Тетенос (Чачашвили) (70-90-е гг. XVIII в.), архим. Петр (1797-1823), игум. Порфирий (Церетели) (1823-1825), игум. Евфимий (Цулукидзе) (11 мая 1825 - 6 дек. 1841, впосл. епископ Гурийский), игум. Анфим (Масхарашвили) (24 июля 1846 - 15 окт. 1849), игум. Николай (Нижарадзе) (26 нояб. 1849 - 26 марта 1853, 30 июня 1860 - 20 июня 1865), игум. Иосиф (Бакрадзе) (26 марта 1853 - июнь 1860), иером. Герасим (1865), игум. Серапион (Чикваидзе) (1865 - 25 мая 1872), игум. Никифор (Канделаки) (11 июня 1872 - 7 мая 1892), иером. Иларион (Капанадзе) (май 1892 - июль 1898), игум. Григорий (Чхаидзе) (9 авг. 1898 - 27 нояб. 1903), иером. Вениамин (Берекашвили) (4 дек. 1903 - 23 мая 1909), игум. Лаврентий (Метревели) (27 мая 1909 - окт. 1918), игум. Иларион (Блиадзе) (1919-1921).
Территория, на к-рой расположена церковь, обнесена 5-угольной каменной оградой неправильной формы, построенной в позднее средневековье. Узкий арочный входной проем расположен в юго-зап. стене ограды. Над ним устроена кирпичная колокольня XV-XVIII вв., на 2-м этаже к-рой находилось помещение для охраны (сохр. бойницы). 3-й этаж выстроен из кирпича; здесь расположена звонница, к-рая представляет собой связной балдахин на 8 столбах. В сев. стене ограды восстановлено помещение, в к-рое можно попасть с монастырского двора.
(13,5×12 м, с галереей 19,7×18,4 м; высота 40 м, высота подкупольного пространства 17,5 м) освящен в честь Рождества Христова, боковые приделы - в честь Вознесения Господня (северный) и во имя вмч. Георгия (южный). Это наиболее поздний памятник среди известных 6-апсидных грузинских храмов (Гогиуба, Киаглис-Алти, Олтиси, Бочорма), развитый композиционно. Кафоликон относится к редко встречающемуся в церковном зодчестве типу. Броссе писал, что храм «настолько оригинален, что его сравнивают с раковиной», и его создание можно приписать «только фантазии и капризу зодчего». Общий объем и пространство храма решены в соответствии с нормами груз. архитектуры X в., однако в пропорциях и организации пространства появляются новые элементы, усиливаются декоративные тенденции.
В плане церковь - двенадцатиугольник, восточная грань которого представлена в виде выделенного апсидного полукружия. С севера, востока и юга она вписана в семиугольник окружающей ее обходной галереи. Алтарная апсида удлинена вимой, остальные 5 апсид, равномерно распределенных по отношению к подкупольному пространству, соединены с ним. В толще стен расположено 5 небольших помещений. Между вост. и сев.-вост. апсидами находится жертвенник, вход в него возможен из обеих апсид; между вост. и юго-вост. апсидами - диаконник (вход из юго-вост. апсиды). Помещения также находятся в северной (вход из сев.-зап. апсиды), в южной (вход из юго-зап. апсиды) и в юго-западной (вход из зап. апсиды) стенах храма. Очевидно, эти апсидные залы служили миниатюрными часовнями. Диаконник, жертвенник и зап. помещение в плане представляют собой круг, 2 других имеют вытянутую форму.
Снаружи храм производит впечатление 3-ступенчатого многогранника, где 1-й, наиболее широкий уровень представлен галереей; 2-й - 12 гранями церковных стен; 3-й, наиболее узкий и высокий - 12-гранным барабаном. Каждая грань барабана и церковных стен завершена фронтоном; в галерее фронтонные завершения чередуются с горизонтальными.
Считается, что галерея была задумана изначально, но была построена спустя 30 лет после возведения здания церкви; орнаментация галереи по манере исполнения более живописна и отличается от резьбы храма. Согласно лапидарной надписи, высеченной асомтаврули вокруг рельефа «Вознесение Креста ангелами» в обходе, галерея была построена при жизни Цховребы - дочери эристава эриставов Иване. Исследователи предполагают, что она могла быть супругой либо Липарита II Багваши (сына Рати Багваши) († 1048), либо его сына Иване Багваши. Галерея органически связана с церковной постройкой. Юж. часть обхода имела 3 широкие арки (застроены) и представляла собой галерею; в сев.-вост. части обхода была устроена часовня во имя св. Архангелов.
Церковь имеет входы с запада, северо-запада и юго-запада. Они оформлены в галерее порталами и завершены тимпанами, полукружия к-рых украшены орнаментом. В каждой из 12 граней барабана прорезано по одному довольно высокому окну, они являются основными источниками освещения храма. Три окна расположено в вост. апсиде церкви, по одному - в 5 гранях стен храма, маленькие окна прорезаны в диаконнике, жертвеннике и юж. помещении.
Внутреннее пространство храма едино. Центральное пространство, к к-рому примыкают радиально расположенные апсидные пазухи, завершается высоким куполом. Барабан купола посредством 2 рядов плоских тромпов соединяется с 6-гранной опорой, в к-рой сходятся завершения апсидных рукавов и арки конхи; 5 дополнительных помещений не воспринимаются в общем пространстве храма. В К. использовано неск. видов перекрытия: сферические, цилиндрические и звездчатые своды. Стены были отделаны чисто высеченным камнем, позднее К. была оштукатурена, отделка не видна.
В К. украшены резьбой фасады, внешние порталы и внутренние входы в храм, окна, карнизы галереи. В XIX в., после реставрации К., часть рельефов была утрачена. Особенно следует отметить рельефы «Вознесение Креста ангелами» на тимпане юж. входа и в юж. части галереи, значительные образцы груз. средневек. пластики.
Наиболее известны Кацхская икона Спасителя (сер. XI в.) и Кацхский выносной предалтарный крест (XI в.), хранящиеся в Гос. музее искусства Грузии. Остальные святыни К. описаны в кон. XIX в. Кондаковым и Бакрадзе.
Живописная икона Спасителя (93,4×71 см; ГМИГ) в златочеканном окладе с 3 сапфирами по нимбу признана памятником древнегруз. искусства. На иконе имеется надпись, в к-рой упоминается «эристав эриставов Ках...». Кондаков, осуществивший палеографический анализ надписи на этой иконе и надписи на аналогичной иконе Спасителя из монастыря Никорцминда, пришел к мнению об их идентичности, речь идет о сыне эристава эриставов Рати (очевидно, Багваши) Кахабере (в монашестве Кирилл), что позволяет датировать икону приблизительно сер. XI в. К иконе был прикреплен небольшой эмалевый крест (ок. 11×6,6 см) - с т. зр. Кондакова, визант. работы. От Распятия уцелела кисть правой руки Спасителя. На концах креста 3 медальона с поясным изображением святых (4-й утрачен).
Н. П. Кондаков описывает также 2 иконы Пресв. Богородицы из К., связанные с родом князей Абашидзе. Одна, «небольшая», с поясным изображением Пресв. Богородицы, имела «сребропозлащенный» оклад со вставками из драгоценных камней и жемчуга, а также с рельефными медальонами святых. На окладе была выгравирована надпись, в которой упоминались Давид Абашидзе и его супруга Нестан-Дареджан. По мнению Кондакова, вероятно, имелся в виду Давид Абашидзе (XVIII в.), сын Зураба, что позволило бы в таком случае датировать икону временем его жизнедеятельности. Однако ученый не исключает, что икона была создана ранее и как родовая реликвия помещена в церковь после того, как К. стал владением рода Абашидзе. На окладе 2-й иконы, «малого объема и довольно грубой работы», была выгравирована надпись, в к-рой упоминалась заказчица оклада Марех Мхецидзе, ходатайствующая о «долгоденствии Георгия Абашидзе» (Кондаков. 1890. С. 140-141). В К. хранилась также позолоченная икона вмч. Георгия, пожертвованная сыном Липарита Багваши Иване.
Кацхский чеканный предалтарный крест (213×106,6 см; негной, оклад - позолоченное серебро; XI в.; ГМИГ) имеет рельефное Распятие в перекрестье и 14 медальонов с изображением Страстей Господних и святых. На златочеканном выносном кресте (XI-XII вв.) с медальоном Пресв. Богородицы на обратной стороне вычеканена надпись: «Крест сей Кацхской церкви во имя Св. Троицы украсила я, дочь Арагвского эристава Заала и супруга Левана Абашидзе, Тинатин, в иночестве Феона... 1709». От др. креста ко времени Кондакова сохранился только чеканный киот, в надписи на лицевой стороне к-рого упомянута «дочь Елена». На обратной стороне вычеканена обширная надпись, принадлежавшая «невестке дома атабегов» Дедис-имеди. В тексте упомянуты дед жертвовательницы царь Картли Константин II (1478-1505), ее отец царь Имерети Баграт III (1510-1565) и его супруга Елена, супруг Дедис-имеди атабег Кайхосро II († 1575), их дети Кваркваре, Мзечабук, Твалшвениери, Иване и Тамар, а также ее братья Ерекле, Шота, Иотам, Ионатан и Тевдоре. По мнению Кондакова и Бакрадзе, то, что в надписи не упомянуты еще двое детей Дедис-имеди - близнецы Басили и Бека, позволяет датировать оклад периодом до их рождения (1564). Моление Дедис-имеди об освобождении братьев «от рук агарян» дает возможность предположить, что речь идет о взятом в плен персами в 1560 г. в Ширазе брате Дедис-имеди с семейством (Там же. С. 141-142).
В К. хранились пергаменное Четвероевангелие, переписанное в 1059 г. и содержащее перевод сочинения прп. Евфимия Святогорца, и Евангелие от Матфея, пожертвованное Липаритом Багваши. Кондаков описывает еще 3 наиболее значимые рукописи, находившиеся в К. в сер. XIX в. Миниатюрное Четвероевангелие (45×33 мм) было написано нусхури на бумаге. В конце Евангелия от Луки указано имя писца: прот. царского дома Иоаким, сын Давида. Четвероевангелие в «сребропозлащенном» окладе с рельефными ликами было создано в нач. 20-х гг. XVIII в. В записи в конце книги, сделанной письмом мхедрули, говорится о том, что царь Картли Вахтанг VI, 10 окт. 1723 г. потерявший в сражении с турками и лезгинами Свимона Абашидзе, «за брата нашего нами признаваемого... убитого за веру и за нас, и тем причинившего нам глубокое горе», пожертвовал К., родовой церкви Абашидзе, «сие святое, нами украшенное Евангелие». Запись была скреплена собственноручной подписью царя. Также Кондаков упоминает литургический сборник гулани, переписанный по приказу царя Георгия VI Абашидзе, и приводит нек-рые приписки исторического характера, сделанные в рукописи (Там же. С. 142-144).