[греч. ἀλάβαστρος], в богослужении визант. обряда сосуд для хранения св. мира. В древности «А.» назывался сосуд, использовавшийся в средиземноморских странах для хранения благовоний и изготовлявшийся из алебастра (отсюда название). Такой А. упоминается в Евангелии в повествовании о том, как женщина помазала Господа миром (Мф 26. 7; Мк 14. 3; Лк 7. 37). В визант. богослужении «А.» называли сосуд, в к-ром миро освящалось (Арранц), впосл. в РПЦ А. стали преимущественно называть «круглый, без ручки, с узким длинным горлом» (Никольский) сосуд, в к-ром постоянно находится освященное миро. При освящении мира Патриархом на литургии в Великий четверг А. с преждеосвященным миром предносится на великом входе сосудам с освящаемым миром. После освящения из А. в сосуды с только что освященным миром вливается по капле преждеосвященного мира, затем А. восполняется освященным миром - это символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней.