[лат. antiphonarius [liber, libellus], antiphonarium или antiphonale [libellum], в лат. традиции богослужебная певч. книга, содержащая песнопения суточного круга (см. Оффиций). В отличие от Бревиария, включающего весь текст оффиция без мелодий, и полного Бревиария, в состав к-рого входит весь словесный и муз. текст, А. содержит только мелодии, гл. обр. антифонов и респонсориев. Как правило, в него не входят псалмовые тоны и др. toni communes (общие тоны); часто отсутствуют гимны.
Первые письменные источники (кон. VIII - нач. IX в.), в к-рых встречается термин «А.» - каролингские библиотечные каталоги (из мон-рей Сен-Вандрий-де-Фонтенель в Нормандии, Сен-Рикье в Пикардии, Санкт-Галлен в Швейцарии, мон-ря Райхенау и из Кёльна в Германии - Becker, Lehman), «Книга об устройстве Антифонария» Амалара Симфозия († ок. 850), «Об исправлении Антифонария» Агобарда Лионского († 840) и др.,- свидетельствуют о возможности употребления этого термина в разных смыслах. А. мог обозначать собрание всех песнопений оффиция (в галликанском обряде; именно это значение сохранилось в более позднее время), или только его антифонов (в рим. обряде), или, возможно, лишь антифонов ночной службы (в рим. обряде), всех или только антифонных песнопений мессы (интроит, коммунио), а также певч. книгу мессы и оффиция (напр., А. кор. Карла Лысого) или свод антифонов мессы и оффиция (в рим. обряде). Иоанн Диакон (825-880) в житии папы св. Григория I Великого (Vita sancti Gregorii // PL. 75. Col. 90) под «antiphonarius cento» (букв.- антифонное собрание) подразумевает певч. книгу мессы (создание всего А. приписывалось св. Григорию, что не подтверждается совр. ему источниками).
Позднее произошло терминологическое разделение на antiphonarius missarum (А. месс) и antiphonarius officii (А. оффиция), сохранившееся и в наст. время в амвросианском пении. Термин «градуал» (graduale), применявшийся к книге, содержавшей, по древнему галликанскому обычаю, респонсорные песнопения мессы (градуал, аллилуиарий, офферторий), в XII в. стал обозначать сборник антифонных и респонсорных песнопений проприя мессы, тогда как термин «А.» в XII-XIII вв. приобрел совр. значение певч. книги оффиция.
Самые ранние дошедшие до наст. времени А. не имеют муз. нотации. Это прежде всего фрагменты А. из Лукки (Италия) (Lucca. Bibl. Cap. 490, кон. VIII в.- Hesbert. Antiphonale missarum), из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gall. Stiftsbibliothek. 1399, 2-я пол. VIII в.- Dold) и из Роана (Франция) (Roanne. Bibliothèque Municipale. A 292, IX в.- Hesbert. Un curieux antiphonaire), а также первый полный А. из Компьени (Франция), принадлежавший кор. Карлу Лысому (Paris. Bibl. Nat. lat. 17436, между 860 и 880 - PL. 78. Col. 725-858). Среди древнейших сохранившихся нотированных А. можно выделить А. Мон-Рено, происходящий из аббатства Сен-Дени (частная коллекция; текст 1-й пол. X в., нотация X-XI вв.), т. н. А. Харткера из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390-391, кон. X в.- Hesbert. Corpus. Vol. 2) и фрагмент из Оксфорда (Bodl. Auct. F. 4. 26, X в.).
А. оффиция существовал в 2 разновидностях, отличающихся по количеству песнопений: кафедрально-приходской А. (им также пользовались доминиканцы и францисканцы), восходящий к древней рим. традиции, и монастырский А., восходящий к Уставу прп. Венедикта Нурсийского (1-я пол. VI в.), но, согласно исследованиям Р. Ж. Эбера (Hesbert. Corpus), зависящий от первой, секулярной разновидности. А. подвергся адаптации в разных монашеских орденах - Клюнийской конгрегации (см. Клюни), цистерцианцев, картузианцев, францисканцев, доминиканцев и т. д.- в соответствии с их богослужебными особенностями (Palazzo. P. 139-141). После разделения Каролингской империи (IX в.) выделились вост. и зап. группы А. (в германоязычных и франкоязычных странах соответственно), различающиеся по репертуару мелодий и составу стихов для респонсориев на утренней службе (matutinum) и аллилуиариев на мессе. Итал. и англ. А. тяготели то к одной, то к др. группе (Huglo. Antiphoner. P. 483).
В ранних А. песнопения располагались согласно литургическому календарю. Особые группы составляли антифоны и респонсории на воскресенья после Пятидесятницы, нередко обозначаемые как «истории» (historiae) по названиям библейских книг, используемых в чтениях ночных служб и составляющих текстовую основу песнопений в период от 1-го воскресенья после Пятидесятницы до начала Адвента: Historia (или Dominica, Responsoria) Regum (по Книгам Царств), de Sapientia (по Книге Премудрости Соломона), de Job (по Книге Иова), de Tobia (по Книге Товита), de Judith (по Книге Иудифи), de Esther (по Книге Есфири), de Machabaeis (по Маккавейским книгам) и de Prophetis (по Книгам пророков Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Ионы, Михея, Наума, Софонии и Захарии). Кроме того, в древних А. встречается также рубрика «Responsoria de Hesdra» (респонсории на тексты книг Ездры). Отдельно могли записываться и группы антифонов к Benedictus и Magnificat. Довольно рано оформился раздел служб общего последования святых (сommune sanctorum). Иногда в конце А. присутствовал также краткий тонарий.
С XII в. А. стали разделять на 2 части, соответствующие подвижному и неподвижному кругам богослужебного года,- темпорал (temporale) и санкторал (sanctorale). В состав темпорала также входили (за исключением цистерцианской, доминиканской и нек-рых приходских традиций) неподвижные праздники, приходящиеся на Рождественскую неделю. Чаще всего создавались 2-томные (темпорал и санкторал) и многотомные (по периодам литургического года) А., что объясняется, вероятно, соображениями удобства.
В московских собраниях хранятся 3 полных А. дотридентского периода: 2 польск. францисканских А. (ГИМ. Собр. П. И. Щукина. № 567, 1459-1482; ГИМ. Син. № 186, 1482-1484), содержащие темпорал и санкторал на весь год, и нем. А. (ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 283. № 3, 1441-1459), происходящий из картезианского мон-ря Блаженной Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск, Польша), содержащий службы на все дни недели, инвитатории, краткие респонсории, пасхальные аллилуия-антифоны, антифоны на воскресенье «Septuagesima» и Великий четверг, commune sanctorum, календарь, гимнарий, а также нек-рые чтения и молитвы, помещаемые обычно в Бревиарии. В С.-Петербурге имеется итал. доминиканская рукопись сер. XV-XVI вв. с дополнением XVII в. (РНБ. Lat. F. v. I. № 132), представляющая собой А.-санкторал, в к-рый вставлен обширный секвенциарий (раздел, содержащий секвенции) (В. Карцовник).