Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНАЛАВ
2, С. 211-213 опубликовано: 11 марта 2009г.


АНАЛАВ

Прп. Петр Монемвасийский. Миниатюра из Евангелистария. Кон. X в.
Прп. Петр Монемвасийский. Миниатюра из Евангелистария. Кон. X в.

Прп. Петр Монемвасийский. Миниатюра из Евангелистария. Кон. X в.

(греч. ἀνάλαβος от ἀναλαμβάνω - воспринимать, возлагать [одежду]), часть облачения великосхимника (см. Схима, Постриг) - перевязь, крестовидно возлагаемая на плечи, спину и грудь, образующая по форме Андреевский крест. Известен с IV в., первоначально надевался непосредственно на хитон, мог быть кожаным либо сплетенным из льняных или шерстяных нитей. А. стягивал одежду монаха, чтобы она не мешала во время работы, на что указывали в своих сочинениях прп. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Венедикт Нурсийский. Авва Дорофей дает А. символическое толкование: «Мы носим на раменах своих знамение креста, как говорит Господь: возьми крест свой и последуй Мне» (Поучение 1).

Со временем А. становится гораздо просторнее и длиннее (одно из ранних изображений представлено на миниатюре с образом прп. Петра Монемвасийского в Евангелистарии - Sinait. gr. 204. Fol. 5, кон. X в.). Формуляры визант. Евхологиев предписывают возлагать А. на постригаемого в великую схиму поверх хитона, паллия и куколя (напр., Vat. gr. 1836. Fol. 58v, XI-XII вв.; Crypt. Γ. β. XLIII. Fol. 83, XI в.; Sinait. gr. 967, XIII в.- Дмитриевский. С. 229; Goar. P. 411; Εὐχολόγιον τὸ Μέγα. Σ. 213-214). Возложение А. может сопровождаться особыми литургическими формулами. Согласно М. Ваврику, древнейшая редакция формулы на возложение А. (IX-XII вв.) такова: «Восприемлет брат наш N аналав святой и ангельской схимы [образа], в качестве доспеха веры и надежды» (̓Αναλαμβάνεται ὁ ἀδελφὸς ἡμῶν ὁ δεῖνα τὸν ἀνάλαβον τοῦ ἁγίου καὶ ἀγγελικοῦ σχήματος εἰς θώρακα πίστεως καὶ ἐλπίδος, εἰς τὸ ὄνομα τοῦ Πατρὸς καὶ τοῦ Υἱοῦ καὶ τοῦ ῾Αγίου Πνεύματος - Wawryk M. P. 35*), 2-я редакция (X-XII вв.): «Брат наш N приемлет аналав во образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа» (῾Ο ἀδελφὸς ἡμῶν ὁ δεῖνα λαμβάνει τὸν ἀνάλαβον εἰς τύπον τῆς σταυρώσεως τοῦ Κυρίου ἡμῶν ̓Ιησοῦ Χριστοῦ) - c предваряющей молитвой: «Господи Боже наш, пригвоздивший рукописание грехов наших к животворящему Твоему Кресту» (Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ προσηλώσας τὸ χειρόγραφον τῶν ἁμαρτιῶν ἡμῶν τῷ ζωοποιῷ σου σταυρῷ - Ibid. P. 94*). С XIII в. и до наст. времени в греч. Евхологиях и слав. Требниках наиболее распространена 3-я редакция формулы на возложение А., не предваряемая специальной молитвой: «                           » (Требник большой. Л. 86-86 об.- Дмитриевский. С. 229; Goar. P. 411; Εὐχολόγιον τὸ Μέγα. Σ. 213-214); указанная формула связывает с А. ту же цитату Мк 8. 34, к-рую использовал в своем толковании авва Дорофей. Во время облачения постригаемого в монашескую одежду поются тропари (Там же). А. визант. времени сплетались из кожаных шнуров (напр., А. из захоронений в Зверинецких пещерах (Ионовский мон-рь в Киеве) (XI в.); из Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде (XII в.)) или из нитей. С технологией изготовления А. связаны варианты его слав. названий: «плетцы» («Сказание о черноризьчстем чину» еп. Кирилла Туровского (XII в.)) или «плети». Крест, положенный в основу формы А., изображается в перекрестии на груди и спине, а также многократно повторяется в виде малых крестов по всему плетению А., поэтому А. иногда назывался полиставрием (πολυσταύριον - многокрестник), по свидетельству свт. Феофана Затворника (Древние иноческие уставы. С. 525). Символика креста присутствует как в формулах, произносимых при возложении А., так и в классических визант. литургических толкованиях свт. Германа К-польского († 733): «Анаволий знаменует возложившего на себя крест и верой украшенного» - и блж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского († 1431): «Анаволий из кожи животного, по причине смерти для мира, [спускающийся] от плеч и спереди, и сзади крестообразно, имеющий знамения креста, или, лучше сказать, изображающий самый крест» (PG. 155. Col. 497). В наст. время А. сплетаются из ниток черного, реже красного цвета.

C XVII в. и до наст. времени словом «А.» ошибочно называют и др. предметы монашеской одежды. Встречается обозначение словом «А.» схимы: «Аналав. т[олкуется:] схима рекше плети, еже схимники носят» (Сокращенный Устав и Алфавитник - ГИМ. Син. № 835. Л. 180об., XVII в.) - или схимоарха: «Мы бо меньшую схиму... нарицаемъ схимою просто, а достоитъ ея нарицати схимоарх» (Там же). В Требнике Петра (Могилы) 1646 г. говорится: «Кукуль со аналавом… всегда вкупе бывают… покрывая главу, предняя же и задняя» (Л. 944об.- 945), т. е. А. названа передняя часть куколя. Этот процесс нашел отражение в иконографии. Практически до кон. XVI в. изображение А. в облачении преподобных устойчиво; ко 2-й пол. XVII в. его наличие становится необязательным; для XVIII в. характерна лишь реминисценция а., след к-рого можно видеть в характерном орнаментальном мотиве в виде перекрещивающихся дугообразных линий, изображаемых на схиме (напр., икона прп. Нила Столобенского, 40-е гг. XVIII в. ГМЗК).

Древний вид, способ ношения, символику А. во многом воспринял параман, возлагаемый на монаха в малом постриге. На Западе А. соответствует скапуляр (см. PL. 66. Col. 776; PL. 103. Col. 1231).

Ист.: Dorotheus abbas. Doctrinae Diversae. I. 13 // PG. 88. Col. 1633B (рус. пер.: Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. Оптина пустынь, 1900. С. 30-31); Joannes Cassianus. De Coenobiorum Institutis. I. 6 // PL. 49. Col. 71; Benedictus Nursiae Regula // PL. 66. Col. 771; Древние иноческие уставы. С. 109, 524-525, 639 (рус. пер. правил Иоанна Кассиана и прп. Венедикта); Дмитриевский. Описание. Т. 2; Goar. Euchologion; Герман, свт. Сказание. С. 54; Symeonis Thessalonicensis. De Poenitentia // PG. 155. Col. 497 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч.); idem. Responsa ad Gabrielem Pentapolitanum // PG. 155. Col. 913-916; Горский, Невоструев. Описание. О. 3. Ч. 1. С. 391; Требник Петра (Могилы). Л. 944об.- 945.
Лит.: Вениамин. Новая скрижаль. С. 408, 411; Голубинский. История РЦ. Т. 2. С. 682-683; Еремин Е. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ. Т. 11. 1955. С. 342-367, ТОДРЛ. Т. 12. 1956. С. 354-361; Lampe. Lexicon. P. 108; Wawryk M. Initiatio monastica in Liturgia Byzantina: Officiorum schematis monastici magni et parvi necnon rasophoratos exordia et evolutio. R., 1968. (OCA; 180); НКС. Т. 4. С. 661; Панова Г. Д. Данные археологии об атрибутике русского монашества периода средневековья (XI-XIII века) // Искусство христианского мира. М., 1999. Вып. 3. С. 144-151.
Э . В . Шевченко
Ключевые слова:
Предметы монашеского и аскетического обихода Аналав, часть облачения великосхимника
См.также:
АНАВОЛИЙ ткань, используемая в литургической практике православной Церкви
АПОСТОЛЬНИК часть женского монашеского облачения
ВЕРИГИ тяжелые цепи или иные металлические предметы, ношение к-рых на теле является одним из видов аскетического подвижничества
ПАРАМАН в рус. монашеской традиции 4-угольный плат с изображением Голгофского креста и надписью по периметру, цитирующей Гал 6. 17