[Греч. ζώνη, ζωνάριον; лат. cingulum], один из элементов облачения священнослужителей и монашествующих в христ. традиции.
П. относится к числу древнейших и самых распространенных элементов одежды в любой культуре, часто выступает маркером возраста, пола и социального статуса. Как элемент одежды, к-рый окружает (опоясывает) фигуру человека, в народной традиции П. воспринимался в качестве границы между верхней (чистой) и нижней (нечистой) частями тела и как апотропей, важный в разного рода «обрядах перехода» (Левкиевская, Толстая. 2004; Левкиевская. 2009).
В ВЗ П. обычно упоминается в связи с ношением оружия (меча) (Исх 32. 27); отсюда его символическое значение «силы» (Пс 17. 33, 40). П. также служил символом достижения мужчиной совершеннолетия (4 Цар 3. 21), мог использоваться для ношения инструментов (напр., прибора писца - Иез 9. 2-3, 11) и служить кошельком для денег (2 Цар 18. 11; ср.: Мф 10. 9; Мк 6. 8).
В эпоху Римской империи П. широко использовался в повседневном обиходе (см.: об апостолах Петре и Павле в Деян 12. 8; 21. 11). Однако в период поздней античности, когда происходило становление базовых элементов облачения христ. священнослужителей и монахов, ношение П. ассоциировалось прежде всего с военной службой (Acta Marcelli. 1 // The Acts of the Christian Martyrs / Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 250; CTh. VI 30. 18; о П. военных см.: Hoss S. Roman Military Belt // Wearing the Cloak: Dressing the Soldier in Roman Times / Ed. M. L. Nosch. Oxf., 2011. P. 29-44; П. солдат также служили для ношения денежного довольствия - Scr. hist. Aug. Pesc. Nig. 10. 7; Ibid. Alex. Sev. 52. 3; Ibid. Aurel. 7. 6), но также и с гражданской администрацией (CTh. XII 1. 147. 3; XIV 10. 1. 1; 18-й канон Собора в Клиши 626/7 г. отождествляет ранг чиновника (gradus) с П. (CCSL. 148A. P. 294-295)). П. считался знаком достоинства (cingulum dignitatis) (CTh. X 26. 1; детальное описание П. префекта претория см.: Lyd. Mag. II 13. 5; см. также типологию П. и их наименований: Isid. Hisp. Etymol. XIX 33. 1-3). Значение П. как статусного элемента одежды особенно возросло в раннее средневековье, с появлением «варварских» королевств (Magoula O. Usage and Meaning of Early Medieval Textiles: A Structural Analysis of Vestimentary Systems in Francia and Anglo-Saxon England: Diss. Birmingham, 2008. 2 vol.).
Поскольку основная одежда раннего монашества (хитон, коловий и т. п.) была довольно свободной, ее требовалось подпоясывать, чтобы было удобно работать (Pallad. Lausiac. 32. 3; Ioan. Cassian. De inst. coenob. 1. 1. 1-5, 11; Basil. Magn. Asceticon (fus.) 23; в последующей традиции монахи не снимали П. даже во время сна - Reg. Ben. 22). Ношение П. было символом готовности к служению Богу и встрече с Господом (Sozom. Hist. eccl. III 14. 14; ср.: Лк 12. 35), нестяжательности (Мф 10. 9; Мк 6. 8), бодрствования (1 Петр 1. 13) и борьбы против духов злобы (Еф 6. 14). По примеру прор. Илии (4 Цар 1. 8) и Иоанна Предтечи (Мф 3. 4; Мк 1. 7; ср.: Basil. Magn. Asceticon (fus.) 23; Герман, свт. Сказание. 19) монашеский П. изготавливали из кожи, что символизировало умерщвление плоти (Evagr. Pract. Praef. 5; Doroth. Doctrinae. 1. 13; Sym. Thessal. De poenit. 273 // PG. 155. Col. 497, 500).
В византийской традиции утвердился в качестве богослужебного облачения (видимо, на основании ветхозаветных прообразов Исх 28. 40; 29. 5, 9) относительно поздно: в «Церковной истории» Псевдо-Германа, составленной в сер. VIII в., еще говорится о том, что иереи служат в фелонях неподпоясанными (Герман, свт. Сказание. 15; что, возможно, противопоставляется П. монашествующих в гл. 19), тогда как в компиляции XII в. Псевдо-Софрония подпоясывание уже упоминается (Ps.-Sophr. Hieros. Comment. liturg. 7). Возможно, невнимание толкователей к П. было связано с тем, что он, хотя и использовался в одежде, не был виден из-под фелони и представлял собой шнур или тесьму (Дмитриевский. 1904; такие тонкие П. можно различить на нек-рых изображениях святителей в Василия II Минологии). В поздневизант. традиции священнические П. обычно имели пряжку и застегивались спереди (отсюда традиция делать центральную часть современного П., завязывающегося сзади, более широкой).
По мнению свт. Симеона Солунского, архиерейский П. символизирует силу, даруемую от Бога, целомудрие и чистоту (Sym. Thessal. De sacra liturgia. 81 // PG. 155. Col. 260). При облачении в П. архиереи и иереи читают молитву, основанную на Пс 17. 33-34. Внешний вид литургического П. в православном богослужении строго не регламентирован. Поскольку его носят поверх подризника и епитрахили, П. обычно имеет изображение креста в центре и может быть декорирован орнаментом и обшит лентой по краям, его цвет, как правило, согласуется с цветом др. облачений. На концах П. имеются тесемки или ленты, которые завязываются сзади, на пояснице. При этом подрясник подпоясывается иным пояском, который не является частью богослужебного облачения. У старообрядцев литургический П. имеет пряжку (отличительной чертой также являются т. н. источники - 4 свисающие ленты с кистями, по две с левой и с правой стороны, происхождение к-рых точно не известно: возможно, они происходят от древнего энхирия (см. в ст. Набедренник)).
Свт. Симеон в своем толковании отдельно останавливается на описании П., который носит иподиакон поверх стихаря: этот П. означает неполноту достоинства его сана (поскольку он еще не священнослужитель), а также указывает на то, что иподиакон с момента поставления не может более вступать в брак (Sym. Thessal. De sacr. ordinat. 163 // PG. 155. Col. 368-369). Стихарный П. иподиаконов изначально, вероятно, не был широким и скорее всего представлял собой шнур или тесьму (Неселовский. 1906. С. 79). В поствизант. греч. традиции иподиаконы стали опоясываться орарем как П. Иподиаконы РПЦ носят орарь, опоясавшись им крестообразно (его концы оборачивают вокруг пояса, перекрещивают на спине, спускают через плечи вперед, снова перекрещивают и затыкают за пояс).
первые упоминания о ношении епископами П. связаны с их подражанием монашеским обычаям (Const. Lugdun. Vita S. Germani episcopi I 4 // SC. 112. P. 128; Vita S. Fulgentii. 18. 37 // PL. 65. Col. 136). В кон. VII в. П. упоминается в числе папских облачений (OR. I 34 // Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 78). Диаконская альба еще в VIII в. не подпоясывалась (Ps.-German. Paris. Ep. II 3d // CCM. 187. P. 363-364). Согласно OR 8 (составленном, вероятно, в IX в.), П. носит не только папа, но и диаконы, субдиаконы и аколиты (Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 321-322). Согласно Амаларию Мецскому, пресвитер подпоясывал камизий, но не надеваемую поверх него тунику (Amalar. Lib. offic. II 22. 2).
Один из древнейших сохранившихся образцов литургического П. был создан между 860 и 867 гг. по заказу королевы Эммы, супруги кор. Людовика II Немецкого, для Витгария, еп. Аугсбургского. В вышитой на нем посвятительной надписи П. называется латинизированным греч. наименованием «zona» (такая же терминология: Capitula sangallensia. 7 // MGH. Leg. Capit. Episcoporum. Bd. 3. S. 117; в капитулярии 889 г. еп. Рикульфа Суассонского используются термины «zona» и «cinctoria»: Ibid. Bd. 2. S. 104). В более поздних источниках упоминаются роскошные П. епископов, украшенные золотом, драгоценными камнями и жемчугом (см., напр.: Vita S. Salvii episcopi. 1. 3 // ActaSS. Jun. T. 7. Col. 176; по новому критическому изд. этого Жития (BHL, 7472): AnBoll. 1969. Vol. 87. P. 167). Ветхозаветную типологию П. см. в толкованиях: Raban. Maur. De inst. cleric. I 17; Ps.-Alcuin. De div. offic. 38 // PL. 101. Col. 1240-1241; Innocent. III, papa. De sacr. altar. Myst. I 37; Durand. Rationale. III 4. 5-6.
В совр. католич. традиции для подпоясывания альбы обычно используется П. в виде шнура (веревки) (традиция восходит к практике нищенствующих орденов XIII в.). Поверх сутаны принято носить широкий тканый П. (zona или fascia), цвет к-рого соответствует сану и достоинству в церковной иерархии: у пресвитеров - черный, у архиепископов и епископов (а также др. монсеньоров) - малиновый, у кардиналов - красный, у папы - белый (инструкция «Ut sive sollicite» (31 марта 1969) - AAS. 1969. Vol. 61. P. 334-340).