[вероятно, от санскр. - образ жизни], антибрахманистское религ. течение. Выделился в сер. I тыс. до Р. Х. среди множества аскетических групп и кружков шраманского периода (принятое индологами обозначение «осевого времени» инд. цивилизации, производимое от слова «шрамана» - аскет) инд. истории - эпохи первых философов и первых «реформаторских» религий. Долгое время конкурировал с основными «неортодоксальными» религиями - джайнизмом и буддизмом.
Основную доктрину А. составлял жесткий детерминизм: все в жизни индивида предопределяется мировой Необходимостью ( - ), а потому его действия не имеют никакого значения для его буд. судьбы и все живые существа подчиняются механистическим законам, заставляющим их помимо их воли, достоинств и пороков пребывать в сансаре и «освобождаться» через каждые 8400000 мировых периодов. Данная доктрина была откровенно обращена против брахманизма, связывавшего буд. благо индивида с его добродетелями и усердием в совершении обрядов. Из этого учения А. закономерно следовал имморализм, к-рый нашел непосредственное выражение в высказываниях его лидеров: Пурана Кассапа утверждал, что нет никакого воздаяния ни за дела милосердия, ни за самые жестокие преступления, а Пакудха Каччана убеждал своих слушателей в том, что даже если кто-то раскроит кому-то мечом череп, то в результате не пострадает никто, ибо реально никто не может ни совершить, ни претерпеть никакого действия. Фатализм в А. хорошо сочетался с интересом к «природознанию» (о чем свидетельствуют натурфилософские спекуляции Госалы) и с увлечением предсказаниями. Значительно хуже - с учением о карме, к-рое при реальном наличии в нем элементов детерминизма обессмысливается при отрицании возможности выбора индивидом своих поступков, еще хуже - с аскетизмом, находившимся с учением о всепредрешенности в отношении логического взаимоотрицания.
Буддийские источники позволяют видеть в А. направление своеобразной «контркультуры», представители к-рой эпатировали уже начинавшее привыкать к подвижническим экстравагантностям инд. об-во, расхаживая без набедренных повязок, облизывая руки после еды и измышляя самые разнообразные самоограничения, связанные со строжайшей вегетарианской диетой, с сыроедением, с исчислениями, от кого, когда и как можно и нельзя принимать милостыню, и демонстрируя всем свой крайний аскетизм. Эти аскетические крайности, к-рые никак не мешали адживикам нарушать элементарные правила нравственности, завоевали им благосклонность инд. правителей и вельмож. Адживики имели хорошо сколоченную общину, многие лидеры к-рой стали известны поименно. Кроме общепризнанного руководителя адживиков Маккхали Госалы в буддийских источниках названы также Нанда Ваччха, Киса Санкичча, Пандупутта, Упака, а также философы Пурана Кассапа и Пакудха Каччана. Об организованности А. свидетельствуют и сообщения о том, что последователи Госалы располагали даже не дошедшим до нас каноном авторитетных текстов, опередив в этом буддистов и джайнов.
Противоречия в доктрине А. постепенно начали давать практические результаты, и он медленно, уже начиная с послемаурийской эпохи (после III в. до Р. Х.), уступает позиции своим традиц. соперникам - буддизму и джайнизму. На юге Индии (Вост. Майсур) он, однако, смог просуществовать до XIV в., пережив, т. о., здесь буддизм. Последние адживики ассимилировали многие черты махаяны, и Госала обожествлялся ими наподобие бодхисаттвы.