[Греч. Πόντος; лат. Pontus; арм. ռճտռկ; груз. პონტო], историческая область, занимающая юго-вост. побережье Чёрного м. и прилегающие к нему горные районы северо-востока М. Азии (ныне Турция), область распространения христианства в древности и формирования неск. митрополий Константинопольской Православной Церкви. В различные эпохи понятием «понт» обозначались эллинистическое Понтийское царство (кон. IV - сер. I в. по Р. Х.), рим. провинция (сер. I в. до Р. Х.- III в. по Р. Х.), рим. и визант. диоцез (IV-VII вв.). Территории этих гос-в и адм. образований существенно отличались друг от друга. В XIII-XV вв. П. был центром Трапезундской империи (1204-1461). В рим. и визант. эпохи П.- важный регион формирования ряда митрополий и епархий древней христ. Церкви. В это время митрополиями в П. были города Неокесария (ныне Никсар) и Амасия (ныне Амасья). С IX в. ведущие позиции в регионе перешли к Трапезунду (ныне Трабзон). В эпохи позднего средневековья и Нового времени в условиях господства мусульман (Османской империи) в П. до 20-х гг. XX в. в значительной мере сохранялось христ. население - понтийские греки и армяне.
Географическое понятие «Понт» было введено древними греками в классическую эпоху; впервые оно встречается в соч. «Анабасис» Ксенофонта (нач. IV в. до Р. Х.). Понятие «Понт» первоначально соответствовало региону южного побережья Чёрного м. между устьем р. Галис и Колхидой, а также горной стране к югу от побережья. На востоке П. граничил с Колхидой, на юго-востоке - с Арменией, на юге - с Каппадокией, на западе - с Пафлагонией и Вифинией. Впрочем, сухопутные юж. границы П. в горных районах Вост. Анатолии географически никогда строго не определялись, в разное время они зависели от изменений политических границ Понтийского царства, затем рим. провинции и диоцеза П. Страна изрезана горными хребтами; наиболее значителен среди них хребет Понтийские горы, к-рые тянутся вдоль всего черноморского побережья (высочайшая вершина - Качкар-Даг, 3937 м; название происходит от арм. хачкар). Тем не менее расположенные между гор речные долины отличаются плодородием. В них произрастают злаковые растения, оливки; в горных районах в древности и средневековье было много лесов, ныне их территории сократились. В П. была развита добыча железа и соли. Побережье П. обрывисто и имеет мало бухт.
В кон. 20-х гг. IV в., в ходе адм. реформы Римской империи, по решению имп. св. равноап. Константина I историческая область П. была разделена на 2 части: восточную - Полемониакский П. и западную -Еленопонт (назван в честь матери Константина св. равноап. Елены). В это же время П. стал важным элементом адм. реформы всех вост. владений Римской империи. На землях сев. части М. Азии был образован обширный диоцез П., вошедший в состав префектуры Восток. В состав диоцеза вошли 12 провинций: Полемониакский П. (митрополия Неокесария), Еленопонт (Амасия), Пафлагония (Гангры, ныне Чанкыры), Гонориада (Клавдиополь), Вифиния (Никомидия, ныне Измит), Галатии 1-я и 2-я (Анкира и Пессинунт, ныне Анкара и Баллыхисар), Каппадокии 1-я и 2-я (Кесария Каппадокийская и Тиана, ныне Кайсери и Кемерхисар), Армения Великая, Армении 1-я и 2-я (Феодосиополь, Севастия и Мелитина, ныне Эрзурум, Сивас и Малатья). При этом, собственно, к территории исторического П. относились только провинции Полемониакский П. и Еленопонт. В 536 г. в составе диоцеза П. были также образованы провинции Армении 3-я и 4-я. Земли диоцеза П. не составляли к.-л. экономического, этнокультурного или религ. единства, в эпоху поздней античности, в период существования диоцеза (IV-VII вв.), они развивались разнонаправленно. Западная часть диоцеза (Вифиния) сохраняла высокий уровень экономической интеграции, урбанизации, была тесно связана с быстро развивавшимся К-полем. Побережье Чёрного м. также по-прежнему служило важной торговой артерией, связывавшей Боспор и Средиземноморье с Кавказом и Ираном. В то же время земли внутренних областей М. Азии (Каппадокия, Галатия, континентальные районы П.) переживали упадок, подвергались нападениям варваров (исавров, гуннов-сабиров). Восток диоцеза (провинции Армении) находился в состоянии сложного равновесия между влиянием римской политической культуры с запада и сохранявшимися и укреплявшимися связями с царством Армения и Сасанидским Ираном.
Согласно местному преданию, 1-м проповедником христианства в П. был св. ап. Андрей Первозванный, «апостол Понта», а также всего Причерноморья. Различные истории и сказания о пребывании ап. Андрея в П. собирались и публиковались в средневизант. эпоху (большей частью в IX-XI вв.). Известно также предание о том, что в Амасии долгое время жил св. ап. Петр. Его каноническое 1-е Послание обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Первый епископ Амасии Никитий был поставлен ап. Петром (Vita S. Basilei // ActaSS. Apr. T. 3. P. XLVII).
Первые достоверные сведения о христианах в П. относятся к периоду дезинтеграции Римской империи в 60-х гг. III в., когда на юж. побережье Чёрного м. и ряд областей М. Азии совершали нападения готы. В сер. 60-х гг. они разграбили Ираклию Понтийскую и увели в плен группу христиан, среди к-рых были предки еп. Вульфилы - создателя готского алфавита. В сер. III в. большую роль в развитии Церкви сыграл свт. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарии († ок. 270), при к-ром в митрополии П. сформировалась крупная и влиятельная христ. община. Из его посланий известны имена нек-рых др. епископов П. этого времени.
Известны имена нек-рых христиан-мучеников из П. эпохи гонений. Среди них - сщмч. Александр Команский (пам. 12 или 11 авг.), рукоположенный свт. Григорием Чудотворцем и пострадавший, вероятно, при имп. Аврелиане. Уже в сер. III в. известны имена неск. епископов Амасии; 1-м из них упоминается еп. Федим (ок. 240). Предстоятелем кафедры в этом городе был брат свт. Григория Чудотворца Афинодор (ок. 270). Великое гонение нач. IV в. существенно затронуло области П. В это время еп. Мелетий Амасийский бежал от преследований и в течение 7 лет скрывался в Палестине (Euseb. Hist. eccl. VII 32). В IV в. в Команах (ныне Гюменек) пострадали мученики Евтропий, Клеоник и Василиск (пам. 3 марта, 22 мая). В 306 г. в Амасии пострадал вмч. Феодор Тирон (пам. 17 февр.). Почитание его как великого святого было очень распространено в П. уже в ранневизант. эпоху; в кон. V в. визант. имп. Анастасий I построил в Амасии храм в его честь. Вероятно, в V в. часть мощей св. Феодора была перенесена в г. Евхаиты (ныне Бейозю). Гонение имп. Лициния в нач. 20-х гг. IV в. также наиболее сильно затронуло различные города П. В Амасии были разрушены христианские храмы, уже многочисленные к тому времени (Euseb. Hist. eccl. X 8, 15), пострадали сщмч. Василий Амасийский (в Никомидии; пам. 26 апр.; BHG, N 240), Севастийские мученики.
Авторитет свт. Григория Чудотворца способствовал сохранению большого значения общин П. в общецерковной жизни и в IV в. Ок. 315 г. в Неокесарии, при еп. Лонгине, был проведен Поместный Неокесарийский Собор. Духовные чада свт. Григория Чудотворца в IV в. сыграли выдающуюся роль в становлении христ. культуры, правосл. богословия, монашества. В 311 или 312 г. за исповедание Христа, вероятно в Неокесарии, св. Макрина Старшая и ее муж попали в заключение, но остались живы. Их сын, ритор Василий Старший, ставший на склоне лет пресвитером (ум. в нач. 40-х гг. IV в.), и его жена, св. Емилия, также большую часть жизни прожили в Неокесарии. Здесь же в кон. 20-х - нач. 30-х гг. IV в. родилось большинство их детей: св. Макрина Младшая, святители Василий Великий, Григорий Нисский и еп. Петр Севастийский. С сер. 40-х гг. семья жила преимущественно в Кесарии Каппадокийской, но в П. у нее сохранялись большие земельные владения. Здесь в 50-х гг. IV в. на землях имения Анниса (близ г. Ибора, ныне Эрбаа) ими, а также свт. Евстафием Севастийским и свт. Григорием Богословом была создана аскетическая община, ставшая одним из прообразов малоазийского монашества. В ней в значительной мере формировались теоретические представления свт. Василия Великого о правилах монашеской жизни, записанные им в ряде трактатов. На рубеже IV и V вв. заметное влияние на развитие Церкви в П., а также на искусство христ. гомилетики оказал свт. Астерий Амасийский (пам. зап. 30 окт.). Согласно преданию, в 386 г. основан крупнейший мон-рь П.- Панагии Сумела.
В V-VI вв. Еленопонт становится известным местом ссылки для неугодных властям архиереев. 14 сент. 407 г. по пути в ссылку из Кукуса в Питиунт, у могилы мч. Василиска близ Коман, скончался свт. Иоанн Златоуст. Он был похоронен в мартирии Василиска; в 438 г. его мощи перенесены в К-поль. К ссылке в Евхаиты были приговорены К-польские патриархи Евфимий (в 495), Македоний II (в 511), еп. Репарат Карфагенский (в 551). В 552 г. патриархом К-польским стал еп. Залихи Евтихий. В 565 г. за отказ поддержать учение афтартодокетизма он был сослан в Амасию. Во 2-й пол. V в. Евхаиты стали местом, где активно развивались антихалкидонские настроения. В 476 г. епископом Евхаит был Петр III Монг, позднее претендовавший на Александрийский престол. В том же году низложенный с Антиохийского престола за монофизитство Петр II Гнафевс был приговорен к ссылке в Питиус, но бежал оттуда в Евхаиты, где встретился с Петром Монгом.
В VI в. города П. также сыграли роль в развитии почитания священных реликвий в Византии. В этом столетии (точная дата неясна) копия иконы Нерукотворного Спаса из Камулианы (Каппадокия) была перенесена некой благочестивой дамой в дер. Диобулион близ Амасии, где был построен храм. В 554/5 г. персы сожгли этот храм, но в 560/1 г. храм был восстановлен на средства царя Лазики. Вероятно, образ из Камулианы и Диобулиона послужил прототипом для иконы Анчийский Спас (ок. VI в.), к-рая ныне почитается в Грузии. В визант. традиции также сохранились сведения о перенесении некоего пояса Пресв. Богородицы из понтийского г. Зела в К-поль, к-рое состоялось при имп. Юстиниане I (сер. VI в.; SynCP. Col. 935-936). Этот пояс отличается от пояса Богородицы, к-рый уже находился в К-поле в V в. Предположительно эти сведения относятся к неким частям одной и той же реликвии (см. ст. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы).
В целом в позднеантичную и ранневизант. эпоху церковная епархиальная структура П. развивалась сравнительно медленно, что, вероятно, связано со слабой урбанизацией региона. На I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. присутствовали только 4 епископа из П.: Лонгин Неокесарийский, Евтихиан Амасийский, Елпидий Команский и Домн Трапезундский. В актах Вселенских Соборов сер. V в. упоминаются предстоятели 11 кафедр из П.: Неокесарии, Амасии, Керасунта (ныне Гиресун), Команы, Полемония (ныне Фатса), Трапезунда, Амиса (ныне Самсун), Андрапы (ныне Везиркёпрю), Иборы, Синопы и Зелы (ныне Зиле). В сложившейся иерархии митрополий КПЦ Еленопонт (Амасия) занимал 12-е место, П. Полемониакский (Неокесария) - 17-е (с X в. 18-е).
В сер. VII в. в М. Азию пришли новые завоеватели, арабы-мусульмане, и П. оказался под угрозой их вторжений. Тем не менее основные усилия арабов были направлены на грабежи юж. районов М. Азии и продвижение на К-поль, а П. оказался в стороне от их армий. Византийцы прочно удерживали регион. В VIII в. на землях северо-востока М. Азии была сформирована военная визант. фема Армениак, и П. вошел в ее состав. В X-XI вв. Армениак был разделен на 2 фемы - Халдию и Колонею. Положение городов и епископских кафедр П. оставалось довольно стабильным. Так, в 787 г. в VII Вселенском Соборе участвовала большая делегация епископов из П., в к-рой были представлены все прежние основные кафедры: Неокесария, Амасия, Керасунт, Комана, Полемоний, Трапезунд, Амис, Андрапа, Евхаиты, Синоп, Залихи и Зела. На фоне столь непростого положения особенно заметно успешное развитие епископской кафедры Евхаит, которая была образована, видимо, одной из последних в П., не ранее сер. V в. Вероятно, местный культ св. Феодора Тирона сделал Евхаиты значительным центром паломничества, который неизменно оставался в сфере внимания к-польского правительства. В VII в. Евхаиты становятся автокефальной архиепископией, а в 80-х гг. IX в. получают статус митрополии. С этого времени в юрисдикции Евхаит оказываются 4 кафедры др. провинциальных городов: Газалы, Котзиагры, Сивикт и Вариана. В 70-х гг. X в. по инициативе визант. имп. Иоанна I Цимисхия город был переименован в Феодорополь, но позднее это название не прижилось. В XI в. статус митрополии получает Керасунт.
Вместе с тем в X-XI вв. отмечаются первые признаки социально-экономического упадка П. Нек-рые епископские кафедры, прежде всего в континентальной части П., перестают упоминаться в источниках. Так, в 879 г. в последний раз упоминается епископ Андрапы, в 887 г.- Команы; после XI в. исчезают епархии Полемония, Залихи и Иборы, в кон. XII в.- Амис.
После начала завоевания М. Азии тюрками-сельджуками в 60-70-х гг. XI в. П. вновь оказался в более выгодном положении по сравнению со мн. др. областями М. Азии. Завоеватели установили свое правление в континентальных районах П., к-рые уже прежде были менее населены и менее развиты экономически. В то же время все побережье Чёрного м. и прилегающие к нему районы оставались под контролем Византии еще более чем на столетие. В 1204 г., после распада Византии, на землях сев.-вост. части П. образовалась Трапезундская империя. Она длительное время продолжала отстаивать от нападений тюрок большую часть черноморского побережья от Синопа до Ризе; Синоп был окончательно захвачен тюрками лишь в 1265 г. Относительная устойчивость Трапезунда способствовала сохранению и дальнейшему развитию церковных структур в этом регионе. В XIII в. здесь было образовано неск. новых кафедр, так что в составе митрополии П. Полемониакского нек-рое время числилось до 10 епархий.
В XIII-XIV вв. города и церковные кафедры континентальной части П., оказавшиеся вне владений Трапезунда, приходят в упадок, христ. общины здесь превращаются в меньшинства (Vryonis. 1971. P. 291-293, 318). Среди них оказались и обе древние митрополии: Амасия и Неокесария. В 1317 г. резиденция митрополита Еленопонта из Амасии была перенесена в Лимнию, к-рая находилась в границах Трапезундской империи (Miklosich, Muller. Vol. 1. P. 81-82). В 1371 г. кафедра Амасии получила под свое управление митрополию Неокесарии (Ibid. Vol. 1. P. 551). Последний (неизвестный по имени) митрополит Неокесарии упоминается в визант. источниках в 1399 г. (RegPatr., N 3078-3079).
После завоевания Трапезунда османским султаном Мехмедом II Фатихом, в 1461 г., на его землях был образован тур. пашалык. Последние очаги сопротивления христиан в Халдии были подавлены османами лишь в 1478 г. Султан Баязид II женился на девушке-христианке из дер. Дубера близ мон-ря Сумела (при османском дворе она приняла имя Гульбахар-хатун). Т. о., его сын, султан Селим I (1512-1520), по крови был наполовину понтийским греком. Под ислам. управлением христиане П. были обязаны платить харач (налог с неверных) и подчиняться местной церковной администрации, понтийские греки - КПЦ, армяне - ААЦ. Тем не менее длительное сохранение Трапезундской империи в прежние века способствовало относительно стабильному положению христ. населения П. К кон. XV в. понтийские греки несомненно еще составляли подавляющее большинство жителей региона. Они в значительной мере сохраняли самосознание и культуру визант. эпохи, называли себя ромеями. Тур. власти также зачастую определяли местное население термином «руми», «ромеи». Сведения об истории и повседневной жизни П. за период кон. XV-XIX в. крайне скудны. В эту эпоху среди населения П. происходили постепенная тюркизация и исламизация, которые тем не менее развивались медленнее, чем в др. областях М. Азии. Ок. 1520 г. население Трапезундского пашалыка составляло от 215 до 270 тыс. чел., из которых 6-9% - мусульмане, 84-89% - понтийские греки и 1-10% - армяне. К кон. XIX в. общее число населения региона увеличилось в 3-4 раза и превысило 1 млн чел., но численность христиан при этом упала до ок. 20-25% (Bryer. 1980. P. 38-39). Постепенно почти все землевладельцы П. официально приняли ислам и затем перешли на турецкий язык в быту, при этом часто оставаясь криптохристианами. В этом процессе, как правило, утрата языка предшествовала утрате христианской веры. Путешественники-европейцы в XIX в. отмечали, что правосл. священники в П. часто почти не говорили по-гречески. Греки эмигрировали в соседние Армению и Грузию, с XVIII в. все более активно переселялись в Россию. Тем не менее до 20-х гг. XX в. понтийские греки составляли ок. 25% населения П. К 1919 г. их численность достигала ок. 350 тыс. чел. Сохранялись большинство церковных епархий, а также крупные древние монастырские комплексы близ Трапезунда: Вазелон, Сумела, Перистера и Хутора. К нач. XX в. они в основном сохранили и свои средневек. земельные владения. С 1682/83 г. в Трапезунде действовала высшая греч. школа (Фронтистерион; закрыта в 1921).
В XVI в. артерия транзитной торговли из Трапезунда в Тебриз постепенно утратила свое значение, что привело к длительной экономической стагнации П. В общей картине провинциализации и упадка региона нек-рое исключение составляло развитие золотых и серебряных рудников П., к-рые полностью находились в руках греков. Необходимость покрывать растущие запросы османской казны способствовала существенному росту объемов добычи драгоценных металлов. С сер. XVII в. у рудников близ Цанихи (Canca) вырос греч. г. Аргирополь (ныне Гюмюшхане). Добыча металлов находилась под контролем неск. греч. семей, к-рые имели титул «архиметаллургов» и обосновывали свои привилегии тем, что якобы получили их еще от Гульбахар-хатун. В 1726 г. в Аргирополе был построен правосл. собор, что является почти исключительным явлением для истории малоазийских христиан Османской эпохи до XIX в. В 50-60-х гг. XVII в. в П. произошел крупный религ. конфликт, к-рый вылился в значительные гонения на христиан, организованные османскими властями. В этот период в Трапезунде пострадали мученики Иордан (в 1650), Симеон (в 1653) (Νέον Μαρτυρολόγιον. Βενετία, 1799. Σ. 72-76). С кон. XVII в. продолжавшийся процесс упадка администрации Османской империи все более приводил к ослаблению власти местных пашей, в т. ч. в П. Власть пашей активно оспаривали семьи местных тимариотов и «деребеев» (владельцев земель в отдельных горных долинах), к-рые неоднократно поднимали мятежи (Bryer. 1980. P. 43-45). Власть пашей все более ограничивалась пределами Трапезунда. В 1758-1759, 1827, 1830 и 1833 гг. Трапезунд оказывался в осаде со стороны армий различных мятежников. Междоусобные войны неизменно с обеих сторон сопровождались грабежами и насилием в отношении местных христиан. Так, в 1764 г. произошла резня христ. общины Керасунта; в 1811 г. была полностью уничтожена христ. дер. Коралла (Гёреме-Буруну).
30-60-е годы XIX в. стали временем экономического подъема П., к-рый привел к заметному росту благосостояния местных христиан. Адрианопольский мирный договор России и Турции 1829 г. и англо-турецкая торговая конвенция 1842 г. способствовали стабилизации положения в Закавказье и открытию торговых путей в этом регионе для европейцев. Одновременно происходила серия реформ османской администрации, к-рая положила конец засилью «деребеев». После провозглашения Конституции 1856 г. ограничения для христиан были существенно сокращены, криптохристиане получили возможность открыто исповедовать свою веру. Христиане П. активно участвовали в экономическом развитии региона. Период подъема совпал со временем длительного епископата митр. Константина Трапезундского (1830-1879). За эти десятилетия в П. было перестроено большинство сохранявшихся к тому времени христ. храмов визант. постройки. Наиболее бурное развитие пережил Амис (Самсун), который из небольшой деревни превратился в крупный торговый порт, уже в 70-х гг. XIX в. по численности населения превысивший Трапезунд; 40% жителей Амиса были греки и армяне. Однако после открытия Суэцкого канала в 1869 г. и укрепления морского транспортного сообщения между Британией и ее владениями в Индии значение сухопутного торгового пути между Чёрным м. и Ираном вновь упало. Трапезунд и П. в посл. трети XIX в. вновь постепенно впали в стагнацию.
В ходе первой мировой войны (с 1915) одновременно с геноцидом армян османскими властями, а затем и кемалистами проводилась политика геноцида в отношении понтийских греков. С 1915 по 1923 г. неск. десятков тысяч греков стали жертвами тур. войск и иррегулярных банд, пользовавшихся попустительством местных властей. В февр.-апр. 1916 г., в ходе крупного наступления, рус. армия и флот овладели большей частью П.; Трапезунд был занят 5(18) апр. Однако в кон. 1917 г., с началом гражданской войны 1917-1922 гг. в России, рус. войска ушли из П.
Начавшийся процесс распада Османской империи в 1918-1919 гг. способствовал стремлению понтийских греков и армян к возрождению собственной независимой государственности. Однако к этому времени христ. общины в П. уже составляли меньшинство населения и, кроме того, соперничали друг с другом. Более многочисленные армяне, уже создавшие в Закавказье свое гос-во, претендовали на управление П. и в 1919 г. добились международного признания своих прав по условиям Севрского мирного договора. Вместе с тем община понтийских греков не соглашалась на подчинение армянам в буд. гос-ве, требовала автономии либо независимости для П. В 1919 г. на Парижской мирной конференции митр. Трапезундский Хрисанф (Филиппидис) объявил о проекте создания независимой Понтийской республики, но эта идея не нашла поддержки у держав Антанты и других дипломатических делегаций. В действительности с кон. 1917 г. ни греки, ни армяне не контролировали территорию П. и были в состоянии вести лишь партизанскую войну в горах против турок. С лета 1919 г., после перехода большей части малоазийских турок под контроль Национального собрания во главе с Мустафой Кемалем, настойчивость турок в отстаивании своих прав на владение П. усиливалась. Поэтому христианам не удалось реализовать к.-л. свои проекты: и греки, и армяне в П. подвергались все более жестокому обращению и массово вынуждены были бежать в др. страны, большей частью в Грецию, но также и в Россию. С 1923 г., после заключения Лозаннского соглашения об обмене населением, большинство понтийских греков покинули П. и эмигрировали в Грецию; правосл. храмы и мон-ри были закрыты, и часть их превращена в мечети. К 1928 г. в Греции проживали 182 тыс. греков из П. С этого времени П. утратил свой культурно-исторический облик и развивался как регион в составе Турции с подавляющим большинством тур. населения. Тем не менее, по оценкам совр. исследователей, в наст. время в сев.-вост. регионах Турции сохраняется значительное число понтийских греков-криптохристиан; надежных сведений ни об их численности, ни об их положении нет.