[греч. ̓Αμισός; совр. Самсун, Сев. Турция), город на юж. побережье Чёрного м. Возник как греч. колония в VII в. до Р. Х. на стратегически важной дороге, соединявшей побережье Чёрного м. с г. Амасией. Входил в состав Понтийского царства, в 71 г. до Р. Х. завоеван рим. полководцем Помпеем и присоединен к Римской империи, позже был важным экономическим и культурным центром Византийской империи. С 80-х гг. XII в. до 1204 г. город находился под властью турок-сельджуков. В 1204-1214 гг. входил в Трапезундскую империю, затем вновь в составе мусульм. гос-в - Румского султаната и Синопского эмирата. В XIII-XV вв. существовало 2 расположенных рядом города - греч. А. (или Аминс, ̓Αμινσός) и тур. Самсун (от искаженного εἰς ̓Αμισόν). С 80-х гг. XIII в. до 1441 г. здесь также находились генуэзская фактория и замок под названием Симиссо. В 1420 г. город был присоединен к Османской империи. В наст. время - один из крупнейших центров Турции (население более 200 тыс. чел.).
Христианство в А. проповедовал св. ап. Андрей Первозванный. В перечнях епископий К-польского Патриархата А. стоит на 1-м месте среди кафедр Амасийской митрополии. Местные епископы упоминаются с 451 г., когда на Всел. IV Соборе присутствовал представитель еп. Антония Амисского; из его преемников известны: Ерифрей (сер. V в.), св. Флор (кон. VI в.; пам. 18 дек.), Тиверий (упом. 680), Лев (упом. 787), Василий (упом. 878). В эпоху крестовых походов в А. появилась также кафедра католич. епископа, существовал мон-рь францисканцев. О правосл. епископах А. с XII в. в источниках не упоминается. В османскую эпоху в городе продолжал действовать храм во имя Св. Троицы, имелись христ. образовательные и благотворительные учреждения. По Лозаннскому договору 1923 г. греко-правосл. община А. (в 1922 составлявшая 20 тыс. чел., 1/2 населения города) была переселена на территорию Греции. В наст. время А.- титулярная митрополия К-польского Патриархата.