Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОТОВИЛОВ
47, С. 508-512 опубликовано: 29 января 2022г.


МОТОВИЛОВ

Н. А. Мотовилов. Фотография. Сер. XIX в.
Н. А. Мотовилов. Фотография. Сер. XIX в.

Н. А. Мотовилов. Фотография. Сер. XIX в.
Николай Александрович (12.05.1809, с. Рождественское (Цыльна) Симбирского у. и губ.- 14.01.1879, там же), духовный писатель. Происходил из старинного дворянского рода, берущего начало от Федора Ивановича Шевляги, брата боярина Андрея Ивановича Кобылы, жившего в XIV в. Мотовиловы являлись крупными землевладельцами Ярославского у. Во время опричных переселений XVI в. одна из ветвей рода получила земли в Арзамасском у., где его представители заняли почетное место среди вотчинников. В нач. XVIII в. предок М. Кирилл Михеев Мотовилов с братом Данилой получил поместье в Симбирском у., размеры к-рого впосл. были увеличены его потомками. Отец М. подпоручик Александр Иванович служил в гвардии, после отставки ок. 2 лет прожил «в просфорном послушании» в Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (Записки. 2005. С. 34). Но в списках монашествующих Саровской обители А. И. Мотовилов не обнаружен. Вскоре он женился на симбирской дворянке Марии Александровне Дурасовой.

М. был крещен 14(15?) мая 1809 г. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отец скончался. Вскоре мать с сыном посетили Саровскую пуст., где получили благословение прп. Серафима Саровского.

Ок. 1820 г. М. был отдан в частный пансион И. Ф. Лейтера в Казани. Это солидное (насчитывало до 60 учеников) учебное заведение пользовалось хорошей репутацией и негласно считалось благородным пансионом Казанского ун-та, на словесный фак-т к-рого 9 авг. 1823 г. М. поступил как своекоштный студент. Еще будучи в пансионе, М. высказывал собственное мнение по нек-рым богословским вопросам, за что бывал наказан. Однако получил поддержку Казанского и Симбирского архиеп. Амвросия (Протасова). Обучение М. пришлось на время реформирования ун-та при попечителе Казанского учебного округа М. Л. Магницком. Реформаторы стремились остановить распространение вольномыслия в студенческой среде, для чего были приняты особые меры по укреплению дисциплины, а также введены в университетский курс богословие, церковно-библейская история, церковное красноречие, церковнославянский язык. М. также прослушал курсы российской поэзии, всеобщей и российской истории и географии, всеобщей и российской статистики, истории философских систем, логики, российской словесности, латинского, греческого и французского языков. При этом показал «очень хорошие» способности, отличался прилежанием и примерным поведением, а также «совершенно удостоверил в приобретенных им познаниях» (ГАНО. Ф. 639. Оп. 126. Д. 9076. Л. 4). 28 июня 1826 г. М. окончил Казанский ун-т с ученым званием «действительного студента», что давало ему право поступления на службу с чином губернского секретаря (12-й класс по Табели о рангах).

После успешного окончания ун-та М. с матерью отправился на богомолье в Задонск к мощам свт. Тихона Задонского и в Киево-Печерскую лавру. По дороге мать заболела и 20 июля 1826 г. скоропостижно скончалась. 17-летний М. и его 15-летняя сестра Параскева остались сиротами. По наследству М. достались обширные поместья в Симбирской, Нижегородской и Ярославской губерниях.

М. внимательно и часто читал Свящ. Писание, знал его почти наизусть (Записки. 2005. С. 58), имел редкое для того времени высшее образование, обладал прекрасными способностями, и, владея немалыми средствами (по оценке на 1829 его состояние исчислялось 200 тыс. р.), планировал «великие предприятия». В 1828 г. в с. Бритвине Лукояновского у. собирался построить величественную церковь, планировал открыть правосл. Спасо-Преображенский банк. Мечтая принести пользу Отечеству, М. хотел поступить на службу в личную канцелярию Его Императорского величества. Позже прп. Серафим отговаривал его от поездок в С.-Петербург, называя их не только бесполезными, но и небезопасными. Планам М. не суждено было осуществиться, т. к. в 1827 г. вышел указ, предписывавший выпускникам провинциальных ун-тов 3 года отслужить в провинции. М. должен был заняться делами симбирского имения, в т. ч. судебными тяжбами с помещиком Г. Г. Осоргиным и др. землевладельцами.

После Пасхи 1829 г. М. выдал сестру замуж за казанского помещика капитана М. Е. Протопопова, выделив ей богатое приданое. В 1830 г. М. познакомился с 12-летней Е. М. Языковой, сестрой поэта Н. М. Языкова, и полюбил ее. Она проживала с матерью в собственном имении в Карсунском у., и М. стал искать место почетного смотрителя Карсунского уездного уч-ща. В 1831 г. он должен был получить это место, но конфликт с Симбирским губернским предводителем дворянства кн. М. П. Баратаевым из-за решительного отказа М. вступить в возглавляемую князем Симбирскую масонскую ложу лишил его этой возможности. Почетным смотрителем Карсунского уездного уч-ща он стал позже, в 1845 г.

С 1828 г. М. болел ревматическими и др. болезнями, периодически приводившими его к полной неподвижности. Обращение к лучшим казанским врачам В. Л. Телье и К. Ф. Фуксу (ректор университета), пензенскому гомеопату А. П. Петерсону, а также лечение Сергиевскими серными водами близ Самары не дали результата. Отчаявшись получить помощь у врачей, М. решил посетить Саровскую пуст. 5 сент. 1831 г. он был принесен дворовыми людьми к прп. Серафиму. Старец сказал: «А если веруешь, так ты здрав... и не имеете нужды ни в чьем врачевании... Господь исцелил Вас совершенно» (Там же. С. 121). Последующие 8 месяцев М. неоднократно приезжал в Саров и беседовал с прп. Серафимом, вошел в небольшой круг ближайших учеников старца. Вся его дальнейшая жизнь прошла в стремлении выполнять наставления старца. В лице преподобного М. обрел духовного наставника, о чем мечтал с детства. Старец называл его «Ваше Боголюбие», М. отвечал ему полной преданностью, с благоговением хранил в памяти каждое слово прп. Серафима. Себя он часто называл «cлужкой Божией Матери и Серафимовым».

В кон. нояб. 1831 г. прп. Серафим во время беседы с М. открыл ему, что целью христ. жизни является стяжание Св. Духа. Беседа (в 2 редакциях: краткой и пространной) была записана М. и впервые опубликована в 1903 г., в дни прославления прп. Серафима. 14 апр.1832 г., на Светлой седмице, во время беседы с М. прп. Серафим предсказал будущее России и благословил его позже передать пророчество императору.

В мае 1832 г. М. посватался к Языковой, но получил отказ, из-за к-рого его болезнь возобновилась с бо́льшей силой. В кон. авг. того же года М. отправился в Воронеж, где надеялся получить исцеление у мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского, а также познакомиться с еп. Воронежским и Задонским свт. Антонием (Смирницким). По дороге он заехал на 2 дня в Саров к прп. Серафиму. 4 сент. 1832 г., во время последней встречи с М., старец открыл ему «таинство жизни будущего века», предсказал ожидающие его скорби и заповедал служить дивеевской Мельничной общине, быть ее «питателем» (см. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь).

19 сент. 1832 г. М. прибыл в Воронеж, познакомился со свт. Антонием и в день Покрова Пресв. Богородицы по его молитвам получил исцеление. Считал себя духовным чадом святителя. По благословению свт. Антония в окт. 1832 г. М. составил свт. Митрофану службу с акафистом (Полная служба. 2003) и его краткое Житие. В нояб.-дек. 1832 г. М. занимался составлением подробного Жития свт. Митрофана. В Воронеже он подвергся сильнейшему «бесовскому нападению», усомнившись в возможности подобного искушения для человека, регулярно причащающегося Св. Христовых Таин.

Когда 2 янв. 1833 г. скончался прп. Серафим, М. поспешил в Саров, но не успел даже на погребение. В утешение ему было передано Евангелие преподобного. Затем М. выехал в Симбирск в надежде увидеть Языкову. Здесь ему пришлось пробыть до кон. авг. 1833 г., т. к. он был подвергнут аресту на 3 месяца по ложному обвинению в антиправительственном заговоре, но был полностью оправдан. Сразу после освобождения М. отправился в С.-Петербург в надежде на аудиенцию у имп. Николая I Павловича. В окт. того же года по причине отсутствия царя в столице М. выехал в Воронеж, а оттуда в Симбирск.

В мае 1834 г. М. прибыл в Дивеево, чтобы исполнить наказ старца о служении Мельничной общине. Он договорился о продаже ему статской советницей А. М. Дурасовой в Дивееве 57 дес. (ок. 108 га) земли, к-рую тут же передал в пользование сестрам Мельничной и Казанской дивеевских общин. Кроме того, по обету, данному прп. Серафиму, М. ежегодно (с 1833 и до конца жизни) посылал в Дивеево 20 четв. (180 пудов, или 2900 кг) ржи. Одновременно выкупил у Саровского мон-ря и перевез в Дивеево домик («Ближнюю пустыньку») прп. Серафима.

В кон. сент. 1834 г. М. вновь приехал в Воронеж к свт. Антонию, а оттуда отправился в Курск для поиска сведений о юных годах прп. Серафима и с целью покупки яблоневых саженцев для сада Мельничной общины. По возвращении в Воронеж М. вновь подвергся «бесовскому нападению», испытал, по собственному признанию, «муки геенского огня» и «тартарского холода» (Записки. 2005. С. 62-70).

В нач. 1835 г. М. по благословению свт. Антония вопреки своему желанию ехать в Симбирск к ожидавшей его Языковой отправился в Киев. Здесь он молился в келье прп. Феодосия Киево-Печерского, познакомился с известной подвижницей схим. Параскевой (Мухановской). В апр. 1836 г. в Воронеже М. встретился с архиеп. Казанским и Свияжским свт. Филаретом (Амфитеатровым), к-рый посоветовал ему начать хлопоты по офиц. утверждению дивеевских общин.

5 июля 1836 г. Языкова вышла замуж за А. С. Хомякова. Впосл. М. поддерживал дружеские отношения с ней и ее семейством. В окт.- сер. дек. того же года М. посещал Киев, собирал материалы к жизнеописанию первоначальницы Дивеевской общины прп. Александры Дивеевской (Мельгуновой). Собранные сведения о ней и о прп. Серафиме были использованы иером. Иоасафом (Толстошеевым) в жизнеописании прп. Серафима и прп. Александры, опубликованном в 1849 г. В янв. 1837 г. М. посетил Воронеж, Саров, а затем Симбирск, занимался судебными делами в своих поместьях. В июне он подал прошение наследнику престола цесаревичу Александру Николаевичу о помощи в этих делах во время посещения последним г. Симбирска. В июле того же года М. выкупил у Е. П. и А. Е. Ждановых принадлежавшую им землю в Дивееве и договорился о покупке т. н. Зевакинской дачи на земле соседнего сельца Осиновки. В янв. 1838 г. М. подал прошение на имя обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова об утверждении жертвуемой им земли в пользу 2 дивеевских общин, в к-ром оговаривал для себя право добычи железной руды на жертвуемых участках с тем, чтобы на вырученные средства построить для общин собор во имя Божией Матери. Эта попытка оказалась неудачной, т. к. общины не были официально утверждены, но навела саровского послушника И. Т. Толстошеева (впосл. иеромонах Иоасаф) на мысль начать тайные хлопоты об утверждении не 2, а одной объединенной общины, к-рой он надеялся руководить по своему плану. Толстошеев также использовал идею строительства собора в качестве средства для сбора значительных пожертвований.

Почти весь 1839 и часть 1840 г. М., тяжело болея, прожил в своем дивеевском доме. Во время болезни за ним ухаживала жившая в общине крестьянская девица Елена Ивановна Милюкова, племянница прп. Марфы Дивеевской, ученицы прп. Серафима. Послушник Толстошеев воспользовался этим, чтобы оклеветать М., т. к. боялся, что тот помешает ему в деле объединения общин. 21 окт. 1840 г. М. обвенчался с Милюковой и переселился в свое поместье в Лукоянове Нижегородской губ. Все последующие годы М. проводил в симбирском и нижегородских имениях с женой и детьми. В супруге он обрел верную помощницу как в духовном, так и в практическом плане. Очень скоро она взяла на себя заботы по управлению поместьями. У них родилось 9 детей, но старшие сыновья (Николай (1842-1847), Митрофан (1845-1847) и Александр (1851)) умерли во младенчестве. Женитьба на простой крестьянке еще более отдалила М. от дворянского общества и теснее связала с дивеевскими старицами. М. заботился о благочестии своих крепостных крестьян, часто беседовал с ними на духовные темы, охотно отпускал желающих поступить в мон-рь. В списках сестер Дивеевского мон-ря значатся неск. бывших его крепостных.

В марте 1841 г. М. вновь подал прошение об утверждении земли за общинами. В апр. 1842 г. к вышеуказанным 57 дес. он добавил 100 дес. (190 га), а в нач. июня того же года - еще 150 дес. (285 га). Эти значительные земельные пожертвования составили основу материального благополучия Дивеевской обители. Когда у М. не было денег для быстрой покупки земли, он закладывал имения для получения наличных денег, оставаясь временами, по словам саровского казначея иером. Исаии II (Путилова), «яко един из нищих» (РГБ. Ф. 213. К. 58. Д. 28. Л. 28).

28 июля 1842 г. в Дивееве был получен указ об офиц. утверждении не двух, о чем хлопотал М., а одной объединенной общины под управлением начальницы, полностью подчиненной Толстошееву. Мельничная община прп. Серафима в результате этого соединения была упразднена. М. не мог смириться с уничтожением наследия прп. Серафима и вместе с М. В. Мантуровым начал многолетнюю борьбу за восстановление Мельничной общины. Он отказался официально закреплять за общиной пожертвованную землю, хотя и не препятствовал ею пользоваться. Только в 1853 г., по истечении 10-летних тяжб, эта земля перешла во владение Дивеевской общины.

К 1845 г. М. составил подробное описание жизни прп. Серафима, которое собирался передать в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь прп. Антонию (Путилову); с ним он познакомился в 1840 г. в Воронеже.

15 дек. 1845 г. М. наконец получил место почетного смотрителя Карсунского уездного уч-ща без жалованья. Одновременно состоял членом Нижегородско-Ардатовского тюремного комитета и членом-корреспондентом специальной Комиссии гос. коннозаводства. Проживая в Симбирской губ., М. не терял связи с Дивеевом. Когда в июне 1848 г. в общине решался вопрос о месте закладки собора, он приехал в Дивеево и вместе с Мантуровым содействовал выбору места, на которое указал прп. Серафим. М. предлагал построить для прихожан с. Дивеева новый храм, чтобы возведенная первоначальницей прп. Александрой Казанская ц. отошла к общине. Согласно «Докладной записке» 1861 г., в день праздника Покрова Пресв. Богородицы 1848 г. М. сподобился видения буд. дивеевского собора (Записки. 2005. С. 163-168).

Известие о начале Крымской войны (1853-1856) застало М. в Москве, куда он приехал для устройства старших дочерей в Ин-т благородных девиц. Услышав, что коалиция европ. держав напала на Россию, М. вспомнил предсказания прп. Серафима и поспешил в С.-Петербург, чтобы получить аудиенцию у имп. Николая I. Он собирался лично рассказать царю о пророчествах прп. Серафима, однако не был принят. М. изложил предсказания в письменном виде, благодаря чему документ сохранился (ГАРФ. Ф. 109. Оп. 29. 3 отд. 1 эксп. 1854 г. Д. 93). В 1903 г., во время подготовки к прославлению прп. Серафима, о письменном сообщении М. стало известно имп. св. Николаю II Александровичу, что, по одной из версий, послужило поводом к возникновению предания о таинственном послании прп. Серафима, полученном последним императором в дни Саровских торжеств. Одновременно М. пожертвовал с Высочайшего согласия 2 копии иконы Божией Матери «Всех радостей радость» (для императора и передачи в действующую армию), изображения прп. Серафима на осколках от камня, на котором молился преподобный, всем членам имп. фамилии (28 изображений) и передал 15 жеребцов со своего конезавода для армии. За поднесение образов, изображений прп. Серафима на камне, а также 2 патриотических стихотворений М. удостоился 3 Высочайших благодарностей, внесенных в его послужной список, а за пожертвование жеребцов ему был пожалован бриллиантовый перстень с имп. вензелем (РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1495. Л. 92). Скоропостижная кончина имп. Николая I потрясла М., по этому поводу он написал стихотворение «Плач и молитва Святой земли Русской» (Там же. Ф. 472 Оп. 18 (107/944) 1854 г. Д. 42. Л. 42-43 об.).

В 1855 г. М. был избран симбирским совестным судьей с обязанностью разбирать дела чести среди дворянского сословия. М. гордился этим избранием и называл себя в 1870 г. «последним совестным судьей» (Загоскин. 1903. С. 459).

М. резко отрицательно отнесся к реформам нач. 60-х гг. XIX в., в особенности к освобождению крестьян, влекущему, как он полагал, Россию к погибели. По словам супруги, М. «вращаясь всегда в высших духовных и светских кругах... часто обличал начавшееся уже тогда настроение в желании различных реформ в нашей Православной Церкви. В этих случаях и письменно, и устно он защищал целость, святость и нерушимость этих правил».

М. сыграл ключевую роль в избавлении Дивеевской обители от губительных действий игум. Иоасафа (Толстошеева). Оказавшись в Дивееве в мае 1861 г., во время учреждения Дивеевского мон-ря и незаконного отстранения от управления Е. А. Ушаковой, М. поспешил в Москву, где, заручившись поддержкой наместника Троице-Сергиевой лавры прп. Антония (Медведева) и свт. Московского Филарета (Дроздова), составил докладную записку о событиях в Дивееве (Прп. Серафим Саровский. 2011. С. 190-196). Эту записку свт. Филарет передал имп. Александру II. По Высочайшему повелению было назначено следствие Синода, вскрывшее многочисленные злоупотребления игум. Иоасафа и его сторонников. Вскоре им запретили всякое вмешательство в дела обители, а Ушакова была пострижена в монашество с именем Мария и стала 1-й игуменией Дивеевского мон-ря.

13 авг. 1861 г. в Воронеже, во время торжеств по случаю прославления свт. Тихона Воронежского, М. получил полное исцеление от многолетних болезней. Тогда же он составил и направил митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Исидору (Никольскому) обширную «Докладную записку» (РНБ. СПбДА. АI. Д. 80), в к-рой содержатся уникальные сведения о прп. Серафиме, свт. Антонии (Смирницком) и о самом М.

В том же году М. начал хлопоты об устроении Спасо-Преображенского банка, а также обширного конезавода в Предкавказье. В 1865 г. окончился срок почти 20-летней службы М. почетным смотрителем. Он продолжал выполнять обязанности совестного судьи до упразднения этой должности в 1866 г. Вышел в отставку в звании коллежского советника, что соответствовало 6-му классу Табели о рангах. С этого времени жизнь М. была посвящена исключительно лит. трудам. До своей кончины он много работал над составлением задуманной еще в 1832 г. философско-богословской апологии правосл. веры с длинным названием «Истинныя понятия: о Боге, об Ангелах Святых, и о Злых Духах.- о Механизме Вселенной - о создании земли и на ней человека, о заповеди данной ему в Раи и о преступлении оной. О благодати искупления. История рода человеческаго от Адама и до сего дни в паралельном отношении веры и жизни; - Сличение всех вер на свете и доказательство, что только наша Русско-Греческая Восточная Апостольская есть истинно Православная Отеческая Вселенская Христова и Божия вера на всем свете. Мысли о приближении кончины века и о близости пришествия Антихристова.- О седьми Вселенских Соборах и о необходимости осьмаго для соединения Святых Божиих Церквей.- О необходимости всемирнаго покаяния,- и об истинно-Христианской жизни - и об истинном Монашестве» (Записки. 2005. С. 328). Одновременно М. занимался составлением подробного жизнеописания прп. Серафима, а также собирался написать службу свт. Тихону Задонскому. В архиве Дивеевского мон-ря хранилось более 20 рукописей М. (Серафим (Чичагов). 1903. С. XIV).

Большую часть жизни М. проводил в паломничествах, вместе с семьей посетил прп. Парфения (Краснопевцева); был знаком со святителями Игнатием (Брянчаниновым) и Феофаном Затворником (Говоровым) и др. подвижниками. Был особенно близок с блж. Пелагией Ивановной Серебренниковой. «Безумный ты, Николка! Такой же безумный, как и я»,- говорила ему блаженная (Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. 1999. С. 75). В его доме часто служили всенощные, М. по обыкновению сам читал шестопсалмие.

Кончина М., как и предсказывал прп. Серафим, была безболезненной и тихой - умер он в день причащения Св. Христовых Таин. Согласно завещанию, тело М. было перевезено в Дивеево и погребено у Казанской ц., рядом с преподобными Александрой, Марфой и Еленой. Могила сохранилась.

Арх.: РГИА. Ф. 472. Оп. 18 (107/944). Д. 42; Ф. 547. Оп. 1. Д. 256. Л. 24-25 об.; Ф. 1343. Оп. 25. Д. 5933; Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1495. Л. 92; РНБ. СПбДА. АI. Д. 80, 186; Ф. 213. К. 58. Д. 28. Л. 28; ГАРФ. Ф. 109. Оп. 29. 3 отд. 1 эксп., 1854 г. Д. 93; ГАНО. Ф. 570. Оп. 3. Д. 628. Л. 270; Оп. 557. Д. 63; Ф. 639. Оп. 126. Д. 9076; ГА Ульяновской обл. Ф. 45. Оп. 1. Д. 74; Ф. 111. Оп. 72. Д. 932; ЦГИАК. Ф. 128. 1 зач. 1835 г. Д. 1837.
Соч.: О цели христианской жизни: Беседа прп. Серафима Саровскаго и Н. А. Мотовилова: По собственноручным записям последнего с предисл. Н. П[отапова]. Серг. П., 1914; Записки / Предисл.: свящ. Г. Павлович. М., 2005.
Лит.: Загоскин Н. П. История имп. Казанскаго ун-та за первые 100 лет его существования, 1804-1904. Каз., 1903. Т. 3; Нилус С. А. Служка Божией Матери и Серафима // Он же. Великое в малом. М., 1903. С. 108-133; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 19032, 1996р; Мотовилова Е. И. Из восп. о муже Николае Александровиче // ДЧ. 1912. № 7/8. С. 494-501; Смирнова И. В. Родословная Мотовиловых // Симбирские ЕВ. 1994. № 3. С. 13-19; Серафимово послушание: Жизнь и труды Н. А. Мотовилова / Сост.: А. Н. Стрижев. М., 1996; Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. Дивеево, 1999; Зеленина Я. Э. Об истории создания первой службы с акафистом свт. Митрофану Воронежскому // Светильник. М., 2003. № 2/3. С. 53-66; Полная служба с акафистом свт. и чудотворцу Митрофану, 1-му еп. Воронежскому // Там же. С. 67-88; Павлович Г., свящ. Новообретенные рукописи Н. А. Мотовилова // Церковное предание и святоотеческое наследие. М., 2004. С. 103-112; Мельник В. И. Птенцы гнезда Серафимова: Мотовилов и Мантуров. М., 2007; Прп. Серафим Саровский и Дивеевская обитель. М., 2011.
Свящ. Георгий Павлович
Ключевые слова:
Духовные писатели русские Мотовилов Николай Александрович (1809 - 1879), духовный писатель
См.также:
АГАФОНИК († не ранее 1652), автор посланий и поучений, книгописец
АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник
АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель
АЛЕКСЕЕВ Иоанн Алексеевич († 1801 или 1803), свящ., духовный писатель