(† не ранее 1652), автор посланий и поучений, книгописец. Биографические сведения об А. отсутствуют. Из косвенных упоминаний в его сочинениях можно заключить, что он был священником, жил в Москве и достаточно близко знал нек-рых иерархов - митр. Новгородского (буд. Патриарха) Никона, архиеп. Суздальского Серапиона. В научной лит-ре выдвинуто 2 версии идентификации А. Н. К. Никольский, В. К. Былинин отождествляли А. с подьячим Агафоном Тимофеевым (в к-ром в свою очередь видели отца Сильвестра (Медведева), см.: Прозоровский А. Сильвестр Медведев. М., 1896. С. 50-51), служившим в Тобольске, в 1631/32 г. переведенным в Москву на Печатный двор «для книжной справы» и в 1638 г. находившимся на службе в Приказе Казанского дворца (Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 513). Основанием для этого отождествления служили достаточная редкость имени, несомненно высокая образованность А. Тимофеева и его лит. деятельность (известно его стихотворное послание боярину Б. И. Морозову). Возможно, прекращение приказной деятельности А. Тимофеева (последний раз он упоминается как подьячий Казанского дворца летом 1645) связано с принятием им священнического сана. Согласно др. версии (Н. Ф. Каптерев, В. С. Румянцева), имя А. является псевдонимом царского духовника Стефана Вонифатьева. Версия основана на несомненной близости взглядов А. кружку «ревнителей древлего благочестия». Слабое место этой версии заключается в почти полном отсутствии псевдонимов в древнерус. лит-ре, где авторство могло маскироваться тайнописью, обезличенностью (употреблением вместо имени формул: «некоего старца», «некоего христианина»), но не сознательной заменой имени.
Сочинения А. вызваны церковной полемикой 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. Им написаны: послание «кир Иакову» по грамматическим вопросам (не ранее 2 июля 1645); послание Суздальскому еп. Серапиону о единогласном пении (не позднее 1651); послание Новгородскому митр. Никону об обращении на восток при чтении псалмов (не позднее июля 1652). Возможно, А. принадлежат сочинения «Поучение в неделю вторую Великого поста» на текст пс. 67, «О церкви, како молитися в церкви», «О пении церковном», «Спорные речи о единогласном пении», содержащиеся в переписанном рукой А. сборнике (РГБ. Ф. 218. № 180, 1651-1652 гг.), где находится также послание к митр. Никону. А. был грекофилом, высоко ценившим авторитет греч. духовенства, в особенности афонского монашества. В вышеупомянутом сборнике он поместил проповеди и послания Гавриила, митр. Назаретского, жившего в Москве в 1650-1651 гг., и перевод грамоты К-польского Патриарха Парфения (1651). В послании к митр. Никону А. ссылается на беседы с греч. епископами, приезжавшими в Москву, упоминает службу, к-рую совершил Патриарх Паисий (очевидно, в мае 1649, перед отъездом в Иерусалим и после отъезда Никона на Новгородскую кафедру). А. был близко знаком с игуменом афонского Петропавловского мон-ря Каракал и во время пребывания его в Москве читал у него греч. грамматические сочинения. С грекофильской позицией А. связаны и его частые ссылки на украинско-белорус. церковную практику.
Круг источников, используемых и упоминаемых А., свидетельствует о его широкой начитанности в рамках традиц. средневек. рус. книжности. Сочинения А., посвященные вопросам, актуальным в канун церковных реформ (см. Никон (Минов), Патриарх Московский и всея Руси), не получили широкого распространения в рукописной традиции. По лит. «молчанию» А. в период реформ и отсутствию известий о нем можно полагать, что он скончался до их начала.