[Лат. Lullus, Lul] (ок. 710, Уэссекс - 16.10.786, Херсфельд (ныне Бад-Херсфельд, земля Гессен, Германия)), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии, ученик св. Бонифация и его преемник на Майнцской кафедре.
Источники, содержащие биографические сведения о Л., делятся на 3 группы: переписка святого, документальные свидетельства и Житие. Корпус писем состоит из 16 посланий, атрибутируемых Л. (авторство 6 из них оспаривается), и 24 писем, адресованных святому (Tangl. 1919. Tl. 2. S. 25 sqq.). В переписке, которая охватывает значительный временной промежуток (с 735 по 786), содержатся информация о церковном управлении, просьбы о взаимных молитвах, обмене книгами и другие важные сведения. Так, Л. просил еп. Коэну, обычно отождествляемого с Этельбертом, архиеп. Йорка (766/7-779/80), и Кутберта, аббата мон-ря Ярроу-Вермут в Сев. Британии, прислать ему сочинения св. Беды Достопочтенного (S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 125, 126). Послания не только подтверждают высокий уровень образованности Л., но и могут служить источником для изучения его круга чтения. Письма содержат цитаты из книг ВЗ и НЗ, сочинений церковных писателей, в т. ч. св. Венанция Фортуната, а также лат. классиков: Вергилия (Ibid. N 92, 103), Овидия (Ibid. N 103) и др. Л. часто цитировал произведения св. Альдхельма, основоположника лат. словесности в Англии. Нек-рые письма свидетельствуют о том, что Л. владел приемами метрической и ритмизированной прозы (Ibid. N 71; см.: Schieffer. 1950. S. 52-53).
Сведения о Л., содержащиеся в др. источниках, носят отрывочный характер. Информацию о церковной и политической деятельности Л. можно найти в актах Соборов 762 (Concilium Attiniacense // MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 73) и 769 гг. (Concilium Romanum // Ibid. P. 75), в к-рых он принимал участие. Важные источники - королевские грамоты, многие из к-рых опубликованы среди дипломов Карла Великого. Особый интерес представляет грамота монастырю Фрицлар от 4 июля 782 г., где Л. впервые назван архиепископом Майнца (Die Urkunden der Karolinger. 1906. N 142). Участие Л. в жизни крупнейших герм. мон-рей отражено в грамотах из картуляриев мон-рей Фульда (изд.: Urkundenbuch des Klosters Fulda. 1958) и Херсфельд (изд.: Urkundenbuch der Reichabtei Hersfeld. 1936).
Л. упоминается в анналах и житийной лит-ре эпохи Каролингов, а также в более поздних агиографических сочинениях. Житие Л. было составлено в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XI в. Ламбертом, монахом аббатства Херсфельд, и сохранилось в 2 редакциях (BHL, N 5065-5066; изд.: MGH. Script. Rer. Germ. T. 38. Pars 1. P. 307-340; MGH. SS. T. 15. P. 132-148 (неполное)). В Житии отражены эпизоды борьбы за инвеституру, а также соперничество насельников Фульды и Херсфельда, связанное со спорами о церковной десятине. Историческая ценность Жития Л. незначительна, поскольку исследователям известны почти все источники, на к-рые опирался Ламберт; в то же время Житие представляет интерес для изучения почитания святого. Перваяя редакция Жития, сохранившаяся в 5 рукописях, была составлена между 1063 и 1072 гг. и содержит только жизнеописание святого. Вторую редакцию Ламберт подготовил между 1072 и 1074 гг., когда дополнил ее описанием чудес; эта редакция известна лишь по 2 манускриптам (Fleck. 2007. S. 23-25).
Л. род. в знатной англосакс. семье, жившей в Уэссексе, был родственником Кинехеарда, еп. Уинчестера (с 756) (S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 114, 138, 143, 147, 148; см.: Schieffer. 1950. S. 47; Schipperges. 1996. S. 109-110). Ребенком был отдан на воспитание в мон-рь Малмсбери (S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 135; Pangerl. 2011. S. 102). Ок. 737 г. совершил паломничество в Рим, где стал учеником св. Бонифация (S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. № 98; Pangerl. 2011. S. 102). Вместе с Л. в Рим прибыли нек-рые его родственники. Из Рима св. Бонифаций послал своего ученика в один из тюрингских мон-рей (по всей видимости, в Ордруф; см.: S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 49; Schieffer. 1950. S. 53, Anm. 2; Pangerl. 2011. S. 102). Впосл. Л. был личным секретарем св. Бонифация, в его обязанности входили запись писем наставника и исполнение дипломатических поручений архиепископа Майнцского. Еще до 2-го из его известных путешествий в Рим (746/7) Л. стал архидиаконом (S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 85). Не позднее 751 г. Л. был рукоположен во пресвитера (Ibid. N 86, 87, 90) - с письмом от св. Бонифация совершил путешествие в Рим к папе свт. Захарии (741-752) (подробнее см.: Patzold S. Der lange Weg vom Kloster z. Stadt: Fulda in der Zeit Karolinger u. Ottonen // Geschichte der Stadt Fulda. 2009. Bd. 1. S. 169). Св. Бонифаций стремился к тому, чтобы после его смерти Л. занял кафедру Майнца. В 752 г. Л. был рукоположен в хорепископы (S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 107), а после мученической кончины своего наставника возглавил диоцез Майнц (754), подчинявшийся Мецскому архиеп. Хродегангу. В 762 г. Л. вместе с некоторыми влиятельными иерархами Франкского гос-ва из окружения Хродеганга и св. Пирмина принял участие в работе Собора в Аттиньи. Тем же временем датируется обострение конфликта между Л. и др. учеником св. Бонифация, аббатом монастыря Фульда св. Стурмом. Причины конфликта до конца не выяснены: ими могли быть и спор о месте захоронения «апостола Германии», и стремление Л. подчинить себе монастырь, и его пренебрежение к анахоретской традиции, сильной в общине Фульды (Patzold. 2000. S. 77-91). Известно, что кор. Пипин Короткий (751-768) отправил св. Стурма в ссылку в Жюмьеж (763), после чего обитель находилась под контролем Л. (Urkundenbuch des Klosters Fulda. 1958. N 40-41), но по возвращении св. Стурма из изгнания насельники монастыря заняли сторону бывш. настоятеля. Св. Стурм примирился с Л., однако добился получения папской грамоты, согласно к-рой аббатство освобождалось от подчинения архиепископу. В это же время Л. купил земельные владения в Майнце (Palmer. 2005. Р. 260-261), а позднее сделал большой земельный вклад в Фульду (785).
При Карле Великом Л. стал одним из влиятельнейших при дворе лиц. 12-14 апр. 769 г. он принимал участие в Соборе в Риме. Примерно в это же время близ бывш. кельи св. Стурма епископ основал мон-рь Херсфельд. В янв. 775 г., на синоде в Кьерзи, обитель была передана королю, хотя оставалась под управлением Л. (Die Urkunden der Karolinger. 1906. N 89). С началом саксонских войн (772-804) Л. стал руководителем христианской миссии в Саксонии. В письмах англосакс. аббата Эанвульфа от 24 и 25 мая 773 г., адресованных Карлу Великому и Л., сообщается о повышенном внимании Л. к христианизации этого региона (S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 119-121; Garrison. 1999. P. 313-314). Возможно, Л. был автором «Capitulatio de partibus Saxoniae» - одного из наиболее жестоких указов каролингской эпохи, посвященных христианизации Саксонии (Fried. 2013. S. 161).
О возросшем влиянии Л. свидетельствуют многочисленные грамоты с пожалованиями Херсфельду новых привилегий и земельных владений (S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 89, 90, 103, 104, 105, 121, 126, 129, 144). 1 сент. 774 г. в присутствии короля и его семьи Л. освятил церковь в аббатстве Лорш, основанном незадолго до этого (Büttner. 1978. S. 29; Staab. 2000. S. 143-144). Ок. 778 г. им был основан монастырь Блайденштадт, которому Л. выделил часть владений из земель еп-ства. Ок. 780 по инициативе Л. в Херсфельд были перенесены мощи настоятеля аббатства Фрицлар св. Вигберта, к-рые обладали чудотворной силой: в 774 г. благодаря им было предотвращено разорение саксами мон-ря Бюрабург (Staab. 2000. S. 142).
В грамоте Карла Великого, дарующей привилегии Фрицлару (4 июля 782), Л. впервые упомянут как архиепископ Майнца. Возведение Л. в сан состоялось не ранее 8 марта 780 г., поскольку в грамоте, датируемой этим днем, Л. упомянут еще как епископ (Die Urkunden der Karolinger. 1906. N 129) (возможно, Л. стал архиепископом уже после итал. похода Карла Великого (781); см.: Staab. 2000. S. 138-139). Считается, что 1-ю попытку добиться для Майнца статуса архиеп-ства Л. предпринял значительно раньше, когда изменил название города в грамоте папы Римского Захарии, даровавшей статус митрополии Кёльну, на Майнц, а также исправил год составления грамоты с 745 на 751 (S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 88; см.: Schieffer. 1950. S. 62-63; Pangerl. 2011. S. 106-107).
Из писем известно о конфликтах Л. с франк. королями. В письме Карла Великого неназванному ученику св. Бонифация в сане архиепископа, к-рым мог быть только Л., король упрекает его в том, что клир диоцеза неграмотен (Epistolae Karolini aevi. 1895. N 22). Позднее о Л. достаточно сдержанно отзывался св. Лиудгер (Palmer. 2005. Р. 273). За время своего епископского служения Л. расширил территорию своей церковной провинции, включив в нее еп-ства Бюрабург и Эрфурт. Кроме того, благодаря поощрению фризских купцов при Л. улучшились экономические связи Майнца с др. землями (Staab. 2000. S. 145). Л. заботился о распространении почитания св. Бонифация. Ок. 760 г. Л. заказал св. Виллибальду, ученику св. Бонифация, составить его Житие (BHL, N 1400).
Вплоть до своей кончины Л. оставался настоятелем аббатства Херсфельд. 31 авг. 786 г. в Вормсе он получил грамоту для Херсфельда, после чего вернулся в мон-рь. В соответствии со своим желанием был погребен в этом аббатстве.
Почитание Л. начало складываться вскоре после его кончины и получило распространение при Айстульфе, архиеп. Майнца (813-825), который был учеником Л. В 852 г. мощи святого были перенесены в заново возведенную церковь в Херсфельде. В Фульде и Зальцбурге почитание Л. фиксируется с сер. IX в. Примерно в это же время (по-видимому, в период пребывания на Майнцской кафедре Рабана Мавра (847-856)) письма Л. и св. Бонифация были помещены в один сборник (Palmer. 2005. Р. 249-253). В 1040 г. состоялось 2-е перенесение мощей Л. и св. Вигберта в крипту новой монастырской церкви в Херсфельде; вскоре на монетах, чеканившихся в мон-ре, появляется изображение Л. (Fleck. 2007. S. 13). Ок. 1060 г. Отлох из Санкт-Эммерама в составленной им редакции Жития св. Бонифация (BHL, N 1403) впервые назвал Л. святым. Создание Ламбертом Жития Л. стало важнейшим этапом в распространении его почитания. В одной из ранних рукописей Жития (Erlangen-Nürnberg. Universitätsbibliothek. 321) содержатся также жизнеописания святых Бонифация, Бурхарда Вюрцбургского, Лиобы, Стурма, Вигберта и Григория Утрехтского; т. о., Л. был включен в число наиболее почитаемых в архиеп-стве Майнц святых (Palmer. 2005. P. 253). Ок. 1125 г. Уильям Малмсберийский упомянул Л. как ученика и преемника св. Бонифация, а также воспитанника монастыря Малмсбери, что свидетельствует о распространении культа Л. в Англии (Palmer. 2005. Р. 253-254). Мощи Л. хранились в крипте монастыря в Херсфельде по крайней мере до Реформации (1521-1525). Впосл. они были утрачены (точная дата неизвестна).