[Лиутгер, Людгер; лат. Liutgerus, Liudgerus, Liutgarus, Liudigerus] (ок. 742 - 26.03.809, Биллербекк (близ Мюнстера, совр. земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия)), св. (пам. зап. 26 марта), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден.
Основные сведения о Л. содержатся в 3 Житиях святого, составленных в сер. IX в. Древнейшее Житие было написано Альтфридом, 3-м еп. Мюнстера и аббатом мон-ря Верден, в годы его пребывания на епископской кафедре (839-849) (BHL, N 4937; изд.: Die Vitae. 1881. S. 3-53). По мнению К. Хаука, Альтфрид был лишь заказчиком Жития, тогда как автором текста был клирик Одильгрим из Утрехта (Hauсk. Die Herkunft. 1964. S. 228-239; Idem. Ein Utrechter Missionar. 1964. S. 741-745). Однако в наст. время исследователи считают, что Житие было составлено самим епископом, отец к-рого был родственником святого (Padberg. 1997. S. 30-31; Angenendt. 2005. S. 102). В 1-й части Жития повествуется о жизни Л., во 2-й - о его посмертных чудесах. Агиограф опирался на устную традицию, сохранявшуюся родственниками святого (Лиудгеридами), и на Житие св. Григория Утрехтского, составленное Л. (BHL, N 3680; см.: Die Vitae. 1881. S. XXII-XXIV); он также использовал Житие св. Бонифация, написанное Виллибальдом (BHL, N 1400). На структуру и содержание текста повлияло Житие св. Виллиброрда, составленное Алкуином (BHL, N 8935-8939). В Житии Л. почти нет цитат из Свящ. Писания и творений отцов Церкви. В текст Жития включены 2 лат. стихотворения, одно из которых было написано Иосифом, сподвижником Л. и учеником Алкуина, другое - самим Алкуином (Die Vitae. 1881. S. XXIV-XXV).
Причиной написания 3-го Жития Л. (BHL, N 4942-4943; изд.: Die Vitae. 1881. S. 85-134) стали беспорядки, возникшие в мон-ре Верден в сер. IX в. (до нападения норманнов в 863). Основными целями автора Жития были «восхваление Господа и Его деяний и назидание слушателей» (Kaus. 1992. S. 21). В 3-м Житии приведены данные о чудесах Л., заимствованные из устной традиции.
Важные сведения о Л. и об основанном им аббатстве Верден сохранились в монастырских дарственных грамотах 793-806 гг. В картулярий аббатства Верден (ркп. Leiden. Univ. VLQ 55, 2-я пол. IX в.; см.: Blok. 1960. S. 11-15; Bischoff B. Katalog der festländischen Handschriften des IX. Jh. Wiesbaden, 2004. Tl. 2. N 2220) включены 66 грамот, из к-рых 31 относится к указанному периоду (изд.: Blok. 1960). Древнейшая грамота о дарении мон-рю 3 участков земли датирована 22 февр. 793 г.; последнее дарение было получено Л. 9 окт. 806 г. До 805 г. святой именуется пресвитером и аббатом, позднее - епископом (Blok. 1960. N 30-31). В грамотах упоминаются имена дарителей и первых насельников Вердена, монастырские постройки.
В Житии св. Лебуина, составленном в Вердене в сер. IX в. (BHL, N 4810b), повествуется о 1-й миссии Л. к племенам, жившим на р. Эйссел в районе совр. Девентера. Панегирик в честь Л. был написан в кон. X в. верденским агиографом Уффингом (изд.: Die Vitae. 1881. S. 223-225). В панегирике нет дополнительной информации о Л., но текст является важным свидетельством почитания святого. К подобным источникам относится стих-посвящение из 18 строф, написанный неким Родольдом (изд.: Ibid. S. 226). Сведения о миссии Л. в Хальберштадте и Хельмштедте, основанные на более ранних преданиях, приведены в хрониках Титмара Мерзебургского и Саксонского Анналиста (XI-XII вв.) (Die Chronik. 1935. S. 208; Die Reichschronik. 2006. S. 64-65; см. также: Hauck. 1966. S. 368-370; Angenendt. 2005. S. 129).
В 1-й пол. XII в. на основе Древнейшего Жития в Вердене было составлено пространное стихотворное Житие Л. (Die Vitae. 1881. S. 135-220). Житие состоит из 1204 строк, объединенных в 3 части («литании») (об источниках Жития см.: Ibid. S. LXXIII-LXXX). Стихотворное Житие не получило распространения (его текст сохр. в единственной ркп. XVI в.), но приведенные в нем сведения о чудесах и почитании Л. имеют большую ценность для изучения культа святого. Гуманист Иоганн Мурмеллиус, возглавлявший в 1508-1513 гг. уч-ще Л. в Мюнстере, составил оду в честь святого. С возрождением почитания Л. в епископстве Мюнстер связано создание стихотворного лат. Жития (кон. XV в.; сохр. не полностью), прозаического Жития, составленного Иоганном Цинцинниусом (опубл. в 1515), и 2 нижненем. версий Жития святого (см.: Ibid. S. XСV-CV).
Л. род. в сел. Сюабсна, находившемся к востоку от Утрехта, которое принадлежало его деду Вурсингу. О происхождении рода святого подробно повествует Альтфрид на основе семейных преданий. Вурсинг принадлежал к знатному фризскому роду. Из-за конфликта с кор. Радбодом († 719) он бежал вместе с женой Адельхардой и сыном Нотингом в Нейстрию к франк. майордому Пипину II († 714). Там Вурсинг и Адельхарда приняли крещение; у них родились 2-й сын, Тиатгрим, и 9 дочерей (из них 6 умерли в младенчестве). Когда Тиатгрим вырос, он отправился во Фризию, чтобы вернуть отцовское наследство; после смерти кор. Радбода на родину вернулись и остальные члены семьи. Тиатгрим женился на Лиафбурге, чья семья была тесно связана с Церковью: ее дядья Виллибрахт и Тиадбрахт, помощники св. Виллиброрда, были одними из первых фризских клириков. По свидетельству Альтфрида, Господь заботился о Лиафбурге, матери святого. Когда она была еще ребенком, ее бабка-язычница попыталась утопить ее, но Бог спас девочку (см.: Siems. 1980. S. 334-338). Впосл. Бог неоднократно помогал родственникам Л. Исследователи усматривали библейские мотивы в преданиях о бегстве Вурсинга от короля-язычника к христианам-франкам и о чудесном спасении маленькой Лиафбурги (Schmid. 1978. S. 77). Впосл. родственники Л. (Лиудгериды) занимали важные посты в церковной иерархии империи Каролингов. Так, Хильдегрим († 827), брат святого, в 802 г. был возведен на епископскую кафедру в Шалоне (ныне Шалон-ан-Шампань), а позднее стал епископом Хальберштадта; Герфрид, племянник Л., был его преемником на Мюнстерской кафедре (809-839); сестра святого, Херибурга, стала монахиней, а родственники Альберт, Атинг и Титбальд - пресвитерами.
По свидетельству Альтфрида, Л. с детства любил книги: он делал из древесной коры и веток игрушечные книжечки и предметы для письма. Ок. 750 г. его отдали в монастырскую школу в Утрехте, которой управлял св. Григорий. В это время он познакомился со св. Бонифацием († 754). Получив образование, Л. с товарищами Альбериком и Сигибодом по совету св. Григория отправились в Йорк, чтобы продолжить обучение у Алкуина. В 767 г. Л. был возведен в сан диакона (MGH. SS. T. 13. P. 154). Через год святой и его товарищи вернулись в Утрехт (см.: Diekamp. 1882), но вскоре Л. снова отправился в Йорк и жил там до лета 772 г. (об этом подробно говорится во 2-м Житии). Ему пришлось вернуться в Утрехт из-за угрозы кровной мести, нависшей над всеми жившими в Йорке фризами. Получив хорошее образование, Л. привез на родину много книг (pervenit ad patriam suam bene instructus, habens secum copiam librorum) и решил стать проповедником. Ему поручили восстановить церковь на р. Эйссел, построенную св. Лебуином и разрушенную саксами (ср.: Vita Lebuini antiqua. 7 // MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 794-795). Преемником св. Григория в Утрехте стал его племянник Альберик; его епископское рукоположение состоялось 8 июня 777 г. в Кёльне (Werner. 1982. S. 314-317). Тогда же Л. был возведен в сан пресвитера. На протяжении 7 лет он трудился в обл. Остерго (Вост. Фризия); согласно 2-му Житию, каждую осень он проводил с учениками утрехтской школы.
В 784 г. из-за восстания саксов и фризов Л. был вынужден прекратить миссию в Остерго (он трудился близ Доккюма, где в 754 погиб св. Бонифаций). Вместе с братом Хильдегримом и мон. Гербертом Целомудренным (о Герберте см.: Schmidt. 1992. S. 231-232; Angenendt. 2005. S. 109-111) он совершил паломничество в Рим, а затем отправился в аббатство Монте-Кассино, чтобы изучить устав св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский). Когда через 2 с половиной года Л. вернулся на родину, кор. Карл Великий велел ему продолжать работу в Вост. Фризии. Миссионер совершил путешествие на о-в Гельголанд, где разрушил важнейшее языческое святилище фризов и построил церковь. Деятельность Л. была прервана очередным восстанием саксов и вост. фризов (792), которое сопровождалось изгнанием миссионеров и разрушением церквей. Вероятно, проповедник удалился в Утрехт, где написал Житие св. Григория (Liudgerus. Vita Gregorii abbatis Traiectensis // MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 63-79). По мнению исследователей, в повествовании о Григории Л. опирался на собственный опыт миссионерской работы; нек-рые эпизоды носят автобиографический характер (Angenendt. 2005. S. 95-98). Отказавшись от назначения на Трирскую архиепископскую кафедру (см.: Ibid. S. 121), Л. переселился в Вестфалию и ок. 793 г. основал там монастырь в Мимигернафорде, впосл. получивший название Мюнстер (см.: Freise. 1993. S. 1, 3-6; Angenendt. 2005. S. 109-111). В 799 г. он построил также аббатство Верден (см.: Angenendt. 2005. S. 116-121). Вероятно, Мюнстер должен был стать центром деятельности миссионеров, а Верден - резиденцией Л. О быстром росте земельных владений обоих мон-рей свидетельствуют грамоты 793-799 гг., в к-рых упоминаются 15 земельных дарений, ставших основой буд. процветания Вердена и Мюнстера (Blok. 1960. N 1-15). В этот период Л. проповедовал среди вост. саксов (Die Chronik. 1935. S. 208). В 798 г. он принял участие в походе Карла Великого в Хельмштедт, а затем присутствовал на королевском собрании в Миндене. Для более эффективной миссии среди саксов в Мюнстере была основана епископская кафедра. 30 марта 805 г. в Кёльне Л. принял рукоположение от архиеп. Хильдебольда (787-818) (Schröer. 1994). Впервые он упоминается как епископ в грамоте, датированной 23 апр. 805 г. (Blok. 1960. N 30).
Л. скончался в Биллербекке близ Мюнстера, окруженный учениками. По свидетельству Альтфрида, племянника святого, Герфрид увидел в небе «яркий свет, похожий на огонь». Миссионер завещал похоронить его в монастырской ц. Спасителя, Пресв. Девы Марии и ап. Петра в Вердене, но по желанию народа (populus… vehementer resisteret) тело святого было доставлено в собор Пресв. Девы Марии в Мюнстере. Только через месяц, после совещания Хильдегрима с имп. Карлом Великим, было решено исполнить завещание епископа и похоронить его в Вердене, на земле, подаренной ему некими Снельхардом и Вальфридом. 26 апр. 809 г. гроб с телом Л. был торжественно доставлен в Верден и похоронен рядом с монастырской церковью. Впосл. мощи святого были перенесены в храм.
Л. началось вскоре после его смерти и получило широкое распространение в IX-XI вв. (см.: Stüwer. 1948. S. 189-191, 256-257). Источники содержат сведения о мощах святого, находившихся в Вердене, и об их частицах, хранившихся в др. местах. Так, 14 окт. 889 г. в связи со строительством новой монастырской церкви состоялось перенесение мощей Л.; во 2-й пол. Х в. аббат Адальвиг поместил святыню в новой крипте, а в сер. XI в. мощи были перенесены в главный храм. Частицы мощей Л. хранились в ц. св. Маврикия в Мюнстере, в монастыре Абдингхоф в Падерборне (с XII в.) и в др. местах. Известно большое количество преданий о чудесах святого, к-рые частично были зафиксированы в Житиях IX в., частично сохранялись в устной традиции и были записаны позднее. В грамоте от 18 авг. 847 г. храм в Вердене, где покоились мощи святого, впервые именуется «церковью св. Спасителя и св. отца Лиудгера» (Blok. 1960. N 61; см.: Stüwer. 1948. S. 188). В 1074 г. была возведена церковь во имя святого в Биллербекке, на месте его кончины. Центром почитания святого являлся Верден, а в Мюнстерском еп-стве, основателем которого считался Л., культ святого был менее распространен (одна из важнейших причин - отсутствие в епископстве Мюнстер реликвий Л.; см.: Die Vitae. 1881. S. 237-239; Freitag. 1995. S. 15). В мюнстерском Миссале, составленном в 1413 г., культ Л. почти не получил отражения; важнейшими местными святыми были ап. Павел, св. Ламберт, св. Мартин и св. Николай (Freitag. 1995. S. 15). Лишь в кон. XV в. почитание Л., основателя Мюнстера, поддержали нем. гуманисты (см.: Die Vitae. 1881. S. 256-278). Житие святого было переведено на нижненем. язык; в 1515 г. в Мюнстере было напечатано лат. Житие, написанное Цинцинниусом. Эпизоды Жития Л. включены в роспись алтарной части ц. св. Иоанна в Биллербекке (ок. 1460) (Stüwer. 1948. S. 226; Imagination des Unsichtbaren: 1200 Jahre Bildende Kunst im Bistum Münster / Hrsg. R. Brandl. Münster, 1993. S. 420-422). В Вестфалии существовали церкви и братства, названные в честь святого (см.: Ilisch P., Kösters Ch. Die Patrozinien Westfalens von den Anfängen bis zum Ende des Alten Reiches. Münster, 1992).
Распространение почитания Л. в эпоху Контрреформации было связано с деятельностью каноников соборного капитула Мюнстера и проповедников-иезуитов (см.: Freitag W. Konfessionelle Kulturen und innere Staatsbildung: Zur Konfessionalisierung in westfälischen Territorien // Westfälische Forschungen. 1992. Bd. 42. S. 81-93, 99-104). Изображения святого были помещены на алтарной преграде кафедрального собора и в ц. во имя Л. (Лудгерикирхе) в Мюнстере. Образ Л. связывали с идеалом епископского служения (Freitag. 1995. S. 21). Утверждению почитания Л. как покровителя диоцеза и церковного княжества Мюнстер способствовал еп. Кристоф Бернхард фон Гален (1650-1678). По его указанию в 1664 г. в кафедральном соборе была освящена капелла во имя Л.; в соборе и в ц. Лудгерикирхе, а также в Биллербекке поместили частицы мощей святого, доставленные из Вердена (Ibid. S. 26). В кон. XVII-XVIII в. Л. стали почитать как основного св. покровителя Мюнстерского еп-ства; его изображения находились почти во всех церквах диоцеза. После спада в почитании святого, вызванного в т. ч. Просвещением и наполеоновскими войнами, в 20-30-х гг. XIX в. возродился интерес к образу Л., который связывали с локальным патриотизмом, христианизацией и культурным просвещением языческой Вестфалии. В мае-июне 1860 г. в Вердене состоялись юбилейные торжества в честь 1000-летия кончины святого (см.: Ibid. S. 50). Праздник в честь Л. стал ежегодным и оказал влияние на распространение культа святого в Сев.-Зап. Германии и Нидерландах. В окт. 2007 - мае 2008 г. Феликс Генн, еп. Мюнстерский, провел каноническое освидетельствование мощей Л. в Вердене. Была подтверждена аутентичность останков святого и приняты меры к их консервации (Falk B. Die Rekognoszierung der Reliquien des hl. Liudger 2007/2008 // Heiligen Liudger. 2009. S. 247-248).
Память Л. указана в Римском Мартирологе под 26 марта. В этот день поминовение святого совершается в ряде диоцезов Германии, прежде всего в еп-ствах Мюнстер и Эссен, покровителем к-рых считается Л. Святой чаще всего изображается в епископском облачении и с посохом; один из наиболее популярных атрибутов - дикий гусь, упоминаемый в легендах о Л.