[Фон Лемм; нем. von Lemm] Оскар (Леберехт) Эдуардович (5.09. 1856, С.-Петербург - 3.06.1918, Петроград), египтолог, основатель отечественной коптологии; издатель копт. текстов, исследователь коптского языка; чл.-кор. Императорской АН (1906) и Кавказского отделения Имп. Русского географического об-ва (1900); награжден орденами св. Анны 3-й (1893) и 2-й (1900) степени, св. Станислава 3-й (1887) и 2-й (1896) степени, св. Владимира 4-й степени (1903). Род. в семье прибалт. немцев, принадлежавших к евангелической церкви. По окончании Александровского лицея (1877) в течение 5 лет изучал восточные языки в Германии (Лейпциг, Берлин); преимущественное внимание уделял египтологии (под рук. Г. Эберса и К. Р. Лепсиуса) и семитологии (ассириология у Ф. Делича, эфиопистика у К. Ф. А. Дилльмана). В 1882 г. защитил в Лейпциге докторскую диссертацию, посвященную культу бога Амона; впосл. издал с посвящением Эберсу хрестоматию древнеегип. текстов (1883), надолго ставшую незаменимым пособием для студентов и исследователей.
В 1883 г. Л. был зачислен в Азиатский музей (ныне Ин-т восточных рукописей РАН) в должности ученого хранителя и занимал этот пост (позднее старший ученый хранитель) до своей смерти. В 1887-1892 гг. вначале как приват-доцент, а затем как экстраординарный профессор преподавал в С.-Петербургском ун-те на фак-те вост. языков «египтологию, коптский язык и даже ассириологию», по словам Б. А. Тураева, к-рый был тогда его слушателем. Почти все свои научные труды Л. писал на нем. языке.
С первых дней службы в Азиатском музее Л. приступил к изучению копт. рукописей в собраниях С.-Петербурга и уже через 2 года (1885) осуществил издание саидских библейских фрагментов, привезенных из Египта К. Тишендорфом и переданных в Публичную б-ку. Затем предметом его внимания стали саидские фрагменты «Истории Александрийской Церкви» (1888; см. в ст. «История Александрийских патриархов») и апокрифических Деяний апостолов Варфоломея, Филиппа, Андрея, Матфея, Петра и Павла из приобретений Тишендорфа (1890) и В. С. Голенищева (1892; рукописи с 1909 находятся в ГМИИ). В этом же ряду стоят и публикации фрагментов легенды о сщмч. Киприане Антиохийском (1899) и ранее неизвестного апокрифического сказания о сщмч. Дионисии Ареопагите (1900), а также образцовое комментированное издание (1913) фрагментов копт. мученичеств (Феодора Восточного, Гераклида и др.), в к-ром были использованы не только рукописи из собрания Голенищева, но и ряд списков из б-к Европы (Париж, Лондон, Неаполь), частично переписанных Л. in situ, частично изученных по фотографиям, полученным от зап. коллег. Л. осуществил единственное на сегодняшний день издание всех принадлежащих одной и той же рукописи фрагментов копт. «Романа об Александре» (1903), для к-рого использовал фотографии, полученные им из рукописных собраний Парижа, Берлина и Лондона; издание снабжено подробным филологическим и историко-культурным комментарием. В том же году Л. опубликовал текст последнего известного произведения копт. лит-ры на саидском диалекте - поэмы «Триадон» (XIV в.; создана на уже мертвом к тому времени языке и поэтому сопровождается араб. переводом), рукопись к-рой переписал в Неаполе еще в 1896 г. (2-й т. с предполагавшимся комментарием и нем. переводом не был издан). В 1906 г. Л. выпустил подборку копт. материалов, касающихся истории христианства в Грузии и ее связей с копт. Египтом. Список осуществленных Л. изданий копт. текстов далеко не исчерпывается приведенным перечнем. Мн. материалы, собранные им во время работы в рукописных собраниях Рима, Неаполя, Парижа, Берлина, остались неопубликованными.
Большую значимость для коптологов до наст. времени сохраняют серии «Kleine koptische Studien» и «Koptische Miszellen», регулярно публиковавшиеся Л. на протяжении полутора десятков лет (1899-1912 и 1907-1915 соответственно) в «Известиях Императорской Академии наук» (в 1972 переизданы в ГДР); в них входят большие и малые заметки (общим числом более 200) по копт. филологии, в к-рых автор демонстрирует не только глубокое знание копт. текстов, но и широкую эрудированность в отношении самых разных аспектов восточнохрист. культур.