Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАЙНЕС
39, С. 696-698 опубликовано: 24 марта 2020г.


ЛАЙНЕС

Г. де Л. Д. Лайнес. Гравюра. XVI в.
Г. де Л. Д. Лайнес. Гравюра. XVI в.

Г. де Л. Д. Лайнес. Гравюра. XVI в.
[Лаинес; испан. Laínez, Laynez] Гомес де Леон Диего (1512, Альмасан, Кастилия - 19.01.1565, Рим), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации. Род. в семье Хуана Лайнеса и Исабель Гомес де Леон, богатых землевладельцев, происходивших из крещеных евреев (в наст. время евр. происхождение предков Л. признаётся большинством исследователей, несмотря на связанное с цензурой отсутствие упоминаний об этом в ранних биографиях, в частности у П. де Рибаденейры - см.: Maryks. 2010. P. 94-97). Л. был старшим из 7 детей. Начальное образование он, вероятно, получил в Альмасане, продолжил его в Сигуэнсе, где изучал грамматику, логику и, возможно, риторику. Затем обучался в ун-те Алькала-де-Энарес, к-рый окончил со степенью магистра свободных искусств. В нояб. или дек. 1532 г. Л. вместе с буд. иезуитом Альфонсо Сальмероном приехал в Париж для изучения богословия. Др. его целью было знакомство с Игнатием Лойолой, о к-ром, как сообщает его биограф Рибаденейра, Л. слышал уже в Алькала-де-Энарес (Ribadeneyra. 1945. P. 460).

В Париже Л. и Сальмерон вступили в коллеж св. Варвары, к к-рому принадлежал и Лойола, приобретший к тому времени известность как проповедник аскезы: он призывал всех к самоотречению и подражанию Христу, чтобы освободиться от мирских забот и спасать души людей. Вскоре и Л. и Сальмерон вошли в сформировавшийся вокруг него кружок единомышленников. Утром 15 авг. 1534 г., в праздник Вознесения Девы Марии, вместе с Лойолой, Сальмероном, Франциском Ксаверием и др. Л. отправился в капеллу мучеников на холме Монмартр, где во время причастия они дали обеты бедности (нестяжания), целомудрия и паломничества (считается, что в этот день был основан орден иезуитов). В нояб. 1536 г. Л. и др. буд. члены Об-ва Иисуса отправились в Венецию (откуда планировалось отплыть с миссионерскими целями на Св. землю); в нач. янв. 1537 г. они встретились там с прибывшим из Испании Лойолой. Зимой члены парижского кружка Лойолы работали в городских больницах как санитары и священники (Л. вместе с Пьером Фавром и Ксаверием трудился в госпитале Св. Духа для неизлечимых больных). 16 марта 1537 г. Лойола и 12 его учеников без денег и припасов, рассчитывая кормиться подаянием, покинули Венецию и отправились в Рим, чтобы получить папское разрешение на путешествие в Палестину и проповедь на Св. земле. 3 апр., в пасхальный вторник, папа Римский Павел III принял их в замке Св. Ангела. Проверив их знания, понтифик разрешил им принять рукоположение и совершить паломничество. По возвращении в Венецию, когда стало понятно, что из-за войны с турками плавание по Средиземному м. невозможно, Винченцо Нигузанти, еп. Арбе (ныне Раб, Хорватия), совершил пресвитерское рукоположение Л. и др. буд. членов ордена иезуитов (24 июня 1537), а папский легат кард. Джироламо Вералло разрешил им служить во всех городах Венецианской республики. Лойола, Фавр, Ксаверий, Сальмерон и Л. поселились в заброшенном монастыре Сан-Пьетро-ин-Вивароло близ Виченцы; они проводили время в молитвах и медитации, проповедовали и кормились подаянием. В нояб. 1537 г. Л. вернулся в Рим, где начал преподавать богословие в ун-те Сапиенца. Вместе с др. последователями Лойолы он проповедовал в рим. церквах, принимал исповедь и давал желающим духовные советы, стремясь привлечь новых сторонников. Весной-летом 1539 г. Л. участвовал в обсуждениях первоначального проекта устава Об-ва Иисуса, целью к-рого было служение Богу и католич. Церкви проповедью и совершением добрых дел, и основных принципов его организации. В июне 1539 г. Л. и Фавр отправились в Парму для проповеди и привлечения новых членов ордена; в 1540 г. Л. продолжил эту деятельность в Пьяченце. В нач. 1541 г. вместе с др. иезуитами вернулся в Рим, чтобы принять участие в обсуждении орденских конституций (завершено к апр. 1541) и в выборах генерального настоятеля, которым стал Лойола. 24 апр. 1541 г. Л. принес торжественные обеты. В 1542-1546 гг. он вел проповедническую деятельность в Венеции, Падуе, Брешиа и др. итал. городах.

Папа Павел III назначил Л. и Сальмерона своими представителями на Тридентском Соборе, куда они прибыли в мае 1546 г. Обозначенные в списках участников Собора как секулярные (т. е. не являющиеся членами монашеских орденов) богословы (theologi saeculares), они имели большое влияние, пользуясь особым покровительством кард. Марчелло Червини (впосл. папа Римский Маркелл II). Важное значение имели выступления Л., касавшиеся учений об оправдании и о таинствах и отвергавшие любой компромисс в этих вопросах с протестантами; мнение Л. было поддержано участниками Собора. Убедительность 3-часовой речи Л., направленной против предложенного кард. Джироламо Серипандо учения о двойном оправдании (26 окт. 1546; текст см.: CTrident. T. 5. P. 612-629), оказала решающее влияние на окончательный текст соборного декрета об оправдании, принятый на 6-й сессии Собора (13 янв. 1547; Decretum de iustificatione // Ibid. P. 791-799). Вместе с Сальмероном Л. участвовал в работе над списком заблуждений протестантов (1-я часть этого списка, касавшаяся св. таинств в целом и отрицания таинств Крещения и Конфирмации в частности, была представлена 17 янв. 1547 - Ibid. P. 835-839). В апр.-июне 1547 г., после переезда Собора в Болонью, Л. продолжил участие в богословских дискуссиях.

11 июня 1547 г. в заседаниях Тридентского Собора был объявлен перерыв на неопределенный срок; Л., исполняя распоряжение Лойолы, покинул Собор и отправился во Флоренцию. Проповеди Л. во Флоренции и в соседних городах пользовались огромной популярностью: так, в нояб. 1547 г. проповедь в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре собрала более 5 тыс. слушателей (Alburquerque. 2005. P. 41). Стремясь поспособствовать созданию иезуитских коллегий и обеспечить их финансирование, Л. заручился в этом поддержкой, в частности, Элеоноры Толедской, супруги Козимо I Медичи, герц. Флоренции. В янв. 1549 г. Л. отправился на Сицилию, где по поручению кард. Алессандро Фарнезе (1520-1589) должен был провести инспектирование диоцеза Монреале и взять на себя управление им. Его тепло приняли при дворе вице-короля Сицилии Хуана де Веги, покровительствовавшего иезуитам. В ходе этой миссии исполнял необычные для него как для богослова и проповедника обязанности: реформировал мон-ри, а в 1550 г. неск. месяцев был капелланом морской экспедиции Веги против африкан. пиратов.

27 июля 1551 г. Л. прибыл на следующую сессию Тридентского Собора, возобновившего работу; участвовал в дискуссиях о мессе. 28 апр. 1552 г. было объявлено о приостановке соборных заседаний на 2 года из-за начавшегося в Юж. Германии наступления протестант. войск под командованием кн. Морица Саксонского, грозившего напасть на Тренто. 11 июня 1552 г. Л. был назначен провинциалом ордена иезуитов в Италии. В 1555-1556 гг. папа Римский Павел IV консультировался с ним в вопросах о борьбе с симонией и о церковной реформе. Несмотря на доверие и особое покровительство понтифика, Л. отказывался от особых милостей, напр. в послании папе от 19 дек. 1555 г. отверг возможность получения кардинальского титула.

31 июля 1556 г. скончался Лойола; 4 авг. на место его преемника собранием присутствовавших в Риме наиболее уважаемых членов ордена была предложена кандидатура Л. 2 июля 1558 г. на заседании генеральной конгрегации Об-ва Иисуса 13 голосами из 20 Л. был избран генеральным настоятелем ордена. 10 авг. конгрегация утвердила орденские конституции. Несмотря на желание папы Римского Павла IV ограничить полномочия генерального настоятеля ордена 3 годами, конгрегация приняла решение об их пожизненном сроке.

Деятельность Л. во главе Об-ва Иисуса способствовала укреплению положения ордена в странах католич. мира; генерал успешно противостоял вмешательству во внутренние дела ордена светских государей. Л. был одним из авторов концепции иезуитской коллегии и структуры получаемого в ней образования. При Л. продолжилось открытие новых учебных центров в Италии и на Пиренейском п-ове. В 1559 г. в Португалии был основан ун-т Эворы, находившийся под управлением иезуитов. Иезуиты начинают свою деятельность во Фландрии. Во Франции утверждено основание коллегии Клермон в Париже (1563). В 1564 г. по приглашению кард. Станислава Гозия иезуиты прибыли в Польшу; в Бранево (Браунсберге) была основана иезуитская коллегия. Л. оказывал активную поддержку миссионерской деятельности членов ордена как в Америке, так и в Азии.

Как глава конгрегации клириков, Л. обладал правом совещательного голоса на открывшейся в 1562 г. 17-й сессии Тридентского Собора (продолжение работы Собора он активно поддерживал). 13 авг. Л. прибыл в Тренто. Участвовал в обсуждении вопроса о таинстве Священства и связанного с этим вопроса о происхождении церковной иерархии. В речи 20 окт. 1562 г. Л., не разделяя позиции ряда испан. богословов, со многими из к-рых его связывала давняя дружба, подчеркнул, что пастырская власть епископов происходит от папы Римского, а не непосредственно от Бога (CTrident. T. 9. P. 94-101). Эта речь способствовала обострению противостояния происпанской и пропапской партий, сложившихся на Соборе. В речи 9 дек. Л. уточнил свою позицию: при рукоположении епископ получает сакраментальную власть (potestas ordinis) непосредственно от Бога, а юрисдикцию (potestas iurisdictionis) - от понтифика, к-рому она была передана Богом через ап. Петра (Ibid. P. 224-225). Л. защищал верховенство папской власти над полномочиями Собора. В дискуссии о таинстве Брака Л. выражал уверенность в том, что тайный брак является не только действительным, но и законным (Ibid. Р. 740-741); его т. зр. не была поддержана Собором.

После закрытия Собора (4 дек. 1563) Л. прочел неск. проповедей в ряде городов Сев. и Центр. Италии, а потом вернулся в Рим. Здоровье его сильно ухудшилось, однако до самой смерти он проповедовал и служил мессу.

При жизни ничто из его сочинений опубликовано не было, но и в ордене иезуитов, и вне его Л. признавали одним из крупнейших богословов своего времени. Ярким свидетельством этого является поручение Лойолы, в 1553 г. предложившего Л. написать богословскую сумму, к-рая стала бы основой для обучения во всех иезуитских коллегиях; эта работа не была завершена. Важную часть наследия Л. составляют его речи на Тридентском Соборе. Л. принадлежит неск. работ, написанных по просьбам Римских пап и высших церковных иерархов, напр. о ростовщичестве (Tractatus de simonia ad Paulum papam, 1556) и об индульгенциях (De indulgenciis, 1564), или связанных с деятельностью Л. как проповедника. Он принимал участие в составлении инструкций по организации учебных заведений ордена иезуитов, проповеднической деятельности членов Об-ва Иисуса и др. Обширная переписка Л. затрагивает широкий круг богословских, адм., политических вопросов. Одно из его посланий секретарю Лойолы иезуиту Хуану Альфонсо де Поланко (1547) считается 1-й, еще прижизненной биографией основателя и 1-го генерала Об-ва Иисуса (Alburquerque. 2005. P. 119-122). Значительная часть проповедей и посланий Л. до наст. времени не изучена и не опубликована.

Соч.: Disputationes Tridentinae / Ed. G. Hartmann. Oeniponte, 1886. 2 t.; Epistolae et Acta. Madrid, 1912-1917. 8 vol.
Библиогр.: Polgár L. Bibliographie sur l'histoire de la Compagnie de Jésus, 1901-1980. R., 1990. T. 3. Pars 2. P. 359-362.
Лит.: Boero G. Vita del servo di Dio P. Giacomo Laínez, secondo generale della Compagnia di Gesù e uno dei primi compagni di S. Ignazio di Loiola. Firenze, 1880; Dudon P. Le projet de Somme théologique du P. Jacques Laynez // RechSR. 1931. T. 21. P. 361-374; Martínez de Azagra y Beladiez A. El padre Diego Lainez. Madrid, 1933; González Martín M. La actuación de Diego Laínez en el Concilio de Trento // Miscelánea Comillas: Revista de Ciencias Humanas y Sociales. Madrid, 1944. Vol. 2. N 2. P. 367-392; Cereceda F. Diego Laínez en la Europa religiosa de su tiempo: 1512-1565. Madrid, 1945-1946. 2 vol.; Ribadeneyra P., de. Historias de la Contrarreforma: Vida de los padres Ignacio de Loyola, Diego Laínez, Alfonso Salmerón y Francisco de Borja. Historia del cisma de Inglaterra. Exhortación a los capitanes y soldados de «La Invencible» / Introd., not. E. Rey. Madrid, 1945; Fichter J. H. James Laynez, Jesuit. St.-Louis, 1946; Scaduto M. L'epoca di Giacomo Laínez. R., 1964-1974. 2 vol.; idem. Lainez // DSAMDH. T. 9. Col. 110-115; Maxcey C. E. Double Justice: Diego Laynez, and the Council of Trent // Church History. Camb., 1979. Vol. 48. N 3. P. 269-278; Bressan L. Votum Tridentino inedito di G. Lainez sul matrimonio // Gregorianum. R., 1983. T. 64. P. 307-330, 487-514, 683-713; Ravier A. Ignatius Loyola and the Founding of the Society of Jesus. San Francisco, 1987. P. 275-307; Sanz E. Laínez y la limpieza de sangre // Perficit: Publ. de Estudios Clásicos: Textos y Estudios. Salamanca, 1987/1993. Vol. 17. N 1. P. 65-72; Scaduto M., Colpo M. Diego Lainez, 1512-1565 // AHSI. 1990. Vol. 118. P. 191-225; O'Malley J. W. Die ersten Jesuiten. Würzburg, 1995; Lohmann H. Lainez, Diego (Jakob) // BBKL. Bd. 4. Sp. 997-1000; Scaduto M. Generales: 2. Diego Laínez // Diccionario histórico de la Compañía de Jesús. R.; Madrid, 2001. Vol. 2. P. 1601-1605; Alburquerque A. Diego Laínez, S. J.: Primer biógrafo de S. Ignacio. Bilbao; Santander, 2005; idem. Laínez, Diego // Diccionario de espiritualidad ignaciana. Bilbao; Santander, 2007. Vol. 2. P. 1109-1115; Rodrigues S. Origen y progreso de la Compañía de Jesús / Ed. E. J. A. Romo. Bilbao, 2005; Maryks R. A. The Jesuit Order As a Synagogue of Jews: Jesuits of Jewish Ancestry and Purity-of-Blood Laws in the Early Society of Jesus. Leiden, 2010; Gómez Camacho F. Diego Laínez y la teología moral en el mundo económico del siglo XVI // Estudios eclesiásticos. Madrid, 2012. Vol. 87. N 343. P. 697-715; Diego Laínez (1512-1565) and His Generalate: Jesuit with Jewish Roots, Close Confidant of Ignatius of Loyola, Preeminent Theologian of the Council of Trent / Ed. P. Oberholzer. R., 2015.
А. В. Русанов
Ключевые слова:
Иезуиты [офиц. название - Общество Иисуса], католический орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католическим святым Игнатием Лойолой Богословы католические Деятели Римско-католической Церкви Контрреформация, масштабные изменения в католической религиозной культуре в сер. XV - кон. XVIII в. («католическая Реформа») Лайнес Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испанский иезуит, 2-й генеральный настоятель Общества Иисуса (с 1556), католический богослов, деятель Контрреформации
См.также:
ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки
АДЕЛАРД БАТСКИЙ (oк.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения
АКВАВИВА Клаудио (1543–1615), генерал ордена иезуитов с 1581 г.
АЛЬЦОГ Иоганн Баптист (1808-1878), нем. католич. теолог и историк Церкви
АНДЖОЛИНИ представители католич. ордена иезуитов, братья-итальянцы, работавшие в России ( XVIII-XIX вв.)
БАЛЬТАЗАР Ханс Урс фон (1905 - 1988), католич. богослов, философ, культуролог
БЕКАН Мартин (1563-1624), иезуит, католич. богослов
БЕЛЛАРМИН Роберт (1542-1621), католич. св., учитель Катол. Церкви, кардинал, богослов
БУЙЕ Луи Жан (род. 1913-2004), иером., франц. католич. богослов, библеист и литургист
ВАЙЛЕР Рудольф (род. 1928, Вена), католич. теолог, прелат