Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАЙТФУТ
Т. 39, С. 698-699 опубликовано: 24 марта 2020г.


ЛАЙТФУТ

Дж. Б. Лайтфут, еп. Даремский. Ок. 1889 г. Худож. У. Б. Ричмонд (Тринити-колледж, Кембридж)
Дж. Б. Лайтфут, еп. Даремский. Ок. 1889 г. Худож. У. Б. Ричмонд (Тринити-колледж, Кембридж)

Дж. Б. Лайтфут, еп. Даремский. Ок. 1889 г. Худож. У. Б. Ричмонд (Тринити-колледж, Кембридж)
[англ. Lightfoot] Джозеф Барбер (13.04.1828, Ливерпуль - 21.12.1889, Борнмут, графство Дорсет), англикан. богослов, еп. Даремский. В 1851 г. окончил Тринити-колледж (колледж Св. Троицы) в Кембридже, где изучал историю и математику. В 1854 г. стал диаконом, в 1858 г.- священником Церкви Англии. В 1861 г. получил должность профессора в Тринити-колледже (Кембридж) (1-я ступень - Huslean Professor of Divinity), в 1875 г.- профессора богословия «леди Маргарет» (старейшая именная профессура в Кембриджском ун-те). В 1871-1879 гг. каноник собора св. Павла в Лондоне, с 1879 г. и до кончины - епископ Даремский. В 1870-1880 гг. входил в состав группы переводчиков, подготовивших «пересмотренное» издание англ. Библии.

Л.- автор мн. работ по новозаветной библеистике, в к-рых опровергал основные предпосылки и результаты библейской критики нем. новой тюбингенской школы. Его перу принадлежат историко-критические комментарии на Послания ап. Павла к Галатам, Филиппийцам, Колоссянам и Филимону. В их основу легло подготовленное «кембриджской тройкой» (Л., Б. Ф. Уэсткотт и Ф. Дж. Хорт) критическое издание греч. НЗ. Эти работы в историографии рассматриваются как свидетельствующие о начале нового этапа англ. богословской науки, для к-рого характерно введение в библеистику историко-критического метода. Экскурсы, включенные в комментарии и представляющие собой отдельные исследования (напр., об ап. Павле и о 3 иудеохрист. апостолах - Петре, Иакове и Иоанне), посвящены важнейшим вопросам происхождения христианства в дискуссии с Ф. К. Бауром и Д. Ф. Штраусом, относившими новозаветные писания ко II в. по Р. Х.

В приложенных к комментариям экскурсах Л. делает заключение, что история первоначального христианства вовсе не определялась борьбой 2 «партий» (иудеохристианской и христиан из язычников) в той степени, в какой полагал Баур. Л. рассматривает кн. Деяния св. апостолов как содержащую вполне исторические (а не поздние недостоверные, представляющие собой гармонизацию конфликтующих традиций о Петре и о Павле, как считал Баур) традиции, к-рые не противоречат Посланиям ап. Павла. Снятие конфликта между основными направлениями первоначального христианства отражено уже в этом раннем апостольском источнике. На начальном этапе христ. проповеди очевиден ее переход на языческую почву, в к-ром, как подчеркивает Л., важнейшую роль играл сам ап. Петр. На следующем этапе решающим событием, по Л., был Иерусалимский Собор, который урегулировал спорные пункты между иудеохрист. и Павловыми Церквами и утвердил миссию Павла к язычникам. Павел, однако, сталкивался с ожесточенной оппозицией, как подчеркивает Л., со стороны не иудеохристианства, представляемого апостолами Иаковом, Петром и Иоанном, но радикальных иудеохристиан. В конце апостольского века Церкви освобождаются от связи с иудаизмом: иудеохристиане даже в Иерусалиме объединяются с христианами из язычников.

В работе о Евангелии от Иоанна Л. признаёт апостольское авторство и датировку I в. (после синоптических) Евангелия и в то же время влияние на него самостоятельных палестинских иудейских традиций. Предложенная Л. ранняя по сравнению с Бауром датировка Евангелия от Иоанна подтвердилась находками папируса и папируса Эджертона.

Тюбингенскую реконструкцию истории II в. Л. со всей убедительностью ниспровергает в своем 5-томном трактате «Апостольские отцы», где указывает на отсутствие предпосылок для вывода Баура о продолжении конфликта между сторонниками ап. Петра и ап. Павла во 2-й пол. столетия. Анализ текстов сщмч. Климента, еп. Римского, сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, и сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, проведенный Л., позволил ему сделать выводы как об аутентичности, так и о ранней датировке этих документов (1-е послание Климента (95-96), 7 посланий сщмч. Игнатия, Послание к Филиппийцам и Мученичество Поликарпа). Датировки этих документов дали основание для отнесения к I в. и большинства текстов НЗ, а также для реконструкции образа Церкви в нач. II в., уже свободной от последствий антагонизма между христианами из иудеев и из язычников. Л. допускает существование такого конфликта в апостольский период, но видит его причину в действиях радикальных иудеохристиан, но не ап. Петра и не иудеохрист. апостолов (Kaye. 1984).

Соч.: St. Paul's Epistle to the Galatians. L., 1865; St. Paul's Epistle to the Philippians. L., 1868; The Apostolic Fathers. L., 1869-1877. Pt. 1: S. Clement of Rome. 2 vol.; 1885. Pt. 2: S. Ignatius, S. Polycarp. 2 vol. in 3 pt.; St. Paul's Epistles to the Collossians and to Philemon. L., 1875.
Лит.: Lightfoot of Durham: Memories and Appreciations / Coll., ed. G. R. Eden, F. C. Macdonald. Camb., 1932; Richards P. J. B. Lightfoot as a Biblical Interpreter // Interpretation. Richmond (Virginia), 1954. Vol. 8. N 1. P. 50-62; Neil S. Interpretation of the NT, 1861-1961. Oxf., 1964. P. 32-60; Kaye B. N. Lightfoot and Baur on Early Christianity // NTIQ. 1984. Vol. 26. P. 193-224; Kaye B. N., Treloar G. R. J. B. Lightfoot on Straus and Christian Origins: An Unpublished Manuscript // Durham University J. N. S. 1987. Vol. 48. P. 165-200; Glasswell M. E. Lightfoot J. B. // TRE. 1991. Bd. 21. S. 196-199; Barrett Ch. K. J. B. Lightfoot as Biblical Commentator // Idem. Jesus and the Word and Other Essays. Allison Park (Penn.), 1995. P. 15-34; Treloar G. R. Lightfoot the Historian: The Nature and Role of History in the Life and Thought of J. B. Lightfoot (1828-1889) as Churchman and Scholar. Tüb., 1998; Hengel M. Bischof Lightfoot und die Tübinger Schule // Idem. Theologische, historische und biographische Skizzen: Kleine Schriften / Hrsg. C.-J. Thornton. Tüb., 2010. Bd. 7. S. 448-479.
К. В. Неклюдов
Ключевые слова:
Епископы Англиканской Церкви Богословы англиканские Лайтфут Джозеф Барбер (1828 - 1889), англиканский богослов, епископ Даремский
См.также:
АШЕР Джеймс (1581-1656), архиеп. Арма, англиканский теолог и церк. историк
БАРНС Эрнест Уильямс (1874-1953), англикан. еп. Бирмингемский, теолог и математик
БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня)
БИЛСОН Томас (1547 - 1616), еп. Уинчестерский, англикан. теолог
БАКСТЕР Ричард (1615-1691), пуританск. богослов
БЕВЕРЕГИЙ (1638-1708), англикан. еп. Сен-Асафа, канонист и издатель источников по церк. праву