[Каиннех; ирл. Cainnech; англ. Canice, Kenny, Kenneth] († 599/600), св. (пам. зап. 11 окт.), основатель мон-ря Ахад-Бо (на месте совр. сел. Ахабоу, графство Лишь, Ирландия).
Лат. Житие К. известно в 3 редакциях, самым ранним считается текст, представленный в т. н. Саламанкской рукописи (Brux. 7672-7674, XIII - нач. XIV в.; о ркп. см.: Kenney. Sources. P. 304-305; Heist. Vitae. P. IX-XLIX; Breatnach. 2005. P. 89-91). Др. редакция сохранилась в составе Дублинского (Килкеннийского) собрания житий ирл. святых (известно в 2 рукописях XV в.- Dublin. Primate Marsh's Library. Z.3.1.5. Fol. 124-127; Dublin. Trinity College Library. 175, но в последней текст Жития К. отсутствует из-за утраты листов). В 2 рукописях Оксфордского собрания житий представлена 3-я редакция Жития (Bodl. Rawl. B. 485. Fol. 120-134, нач. XIV в.; Bodl. Rawl. B. 505. Fol. 145-149, кон. XIV в.). Текст «дублинской» редакции Жития К. был использован Дж. Колганом при изложении сведений о св. Либере (Colgan J. Acta Sanctorum veteris et maioris Scotiae seu Hiberniae, Sanctorum Insulae. Lovanii, 1645. P. 566-567). «Саламанкская» редакция была известна болландисту Ж. Б. Фонсону, к-рый отметил ее отличие от текста, использованного Колганом, но счел Житие К. недостойным публикации, поскольку в нем, по мнению болландиста, содержались сведения, противоречащие здравому смыслу, а также многочисленные заимствования из других агиографических произведений (ActaSS. Oct. T. 5. P. 643). В 1853 г. текст «саламанкской» редакции Жития был издан Дж. Батлером, к-рый привел также чтения из «дублинской» редакции (Vita Sancti Kannechi a Codice in Bibliotheca Burgundiana extante Bruxellis transcripta / [Ed. J. Butler.] Kilkenny, 1853). На основе этого издания Житие К. было изучено У. Ривзом; он определил, что «саламанкская» редакция является самой ранней. С выводами Ривза согласился Ч. Пламмер, который опубликовал «дублинскую» редакцию Жития (Plummer. Vitae. T. 1. P. 152-169; Kenney. Sources. P. 394). Предположение Пламмера, что «саламанкская» редакция является переводом несохранившегося Жития на ирл. языке, не было поддержано др. исследователями. Пламмер указал на признаки работы составителей «дублинской» и «оксфордской» версий Жития: в поздних редакциях изъяты детали, в т. ч. часть имен действующих лиц и географических названий, убраны или сокращены эпизоды, сомнительные с моральной или эстетической т. зр., а также добавлены рассуждения нравственного характера и библейские параллели (Plummer. Vitae. T. 1. P. XLIII-XLIV). Р. Шарп установил, что Житие К. входило в состав сборника ранних житий ирл. святых, составленного между 750 и 850 гг. (т. н. сборник О'Донохью). «Саламанкская» редакция, не подвергавшаяся существенным переработкам, точнее других воспроизводит первоначальную версию Жития, тогда как «дублинская» и «оксфордская» редакции были в значительной мере отредактированы в кон. XII и в XIII в. (Sharpe. 1991. P. 301-302, 308-309, 311-317, 329, 333-334, 391). Выводы Шарпа относительно сборника О'Донохью и его датировки были поставлены исследователями под сомнение (см. рец.: Smyth A. P. // EHR. 1992. Vol. 107. N 424. P. 676-678; Carey J. // Speculum. 1993. Vol. 68. N 1. P. 260-262; Stancliffe C. // J. of Theological Studies. 1993. Vol. 44. N 1. P. 378-383; Breatnach. 2005). Однако большинство исследователей согласны с мнением Шарпа о наличии в ирл. рукописных сборниках XIII-XV вв. группы агиографических произведений, возможно созданных в VIII-IX вв. В эту группу включается и Житие К. (Stalmans. 1998; Charles-Edwards. 2000. P. 121). М. Херберт предложила датировать его 2-й пол. VIII в. (Herbert. 2001). Однако П. О Риан, указывая на наличие в Житии агиографических топосов, характерных, по его мнению, для более позднего времени, предложил датировать текст кон. XII или нач. XIII в. (Ó Riain. 2011. P. 138-139).
Содержание и структура Жития К. типичны для корпуса анонимной ирл. агиографии VIII-XIII вв. Произведение открывается сведениями о родителях святого, о месте его рождения и о чудесах, к-рыми сопровождалось это событие (§ 1-3). Далее повествуется о чудесах, совершенных святым в детстве, и о том, как его воспитывали и как он получил образование (§ 4-6). С определенного момента (в Житии К.- возвращение святого в Ирландию и обращение правителя в христ. веру) рассказ отклоняется от хронологической последовательности и представляет собой серию описаний чудес и др. деяний святого (§ 15-59). Как правило, эпизоды слабо связаны между собой, хотя иногда их можно объединить по месту действия, действующим лицам, типологии описываемого чуда. Житие завершается упоминанием о том, что «множество других чудес совершил Каннех, он воскресил 11 мертвецов», и сообщением о кончине святого и краткой доксологией (§ 59-60).
Согласно Житию К. («саламанкская» редакция), святой принадлежал к туату (племени) Корку Даланн, входившему в состав племенного объединения Кианнахт Глинне Гемин (территория его расселения частично совпадала с баронией Кина в совр. графстве Лондондерри, Сев. Ирландия). В ряде источников святой именуется Каннех мокку Даланн, т. е. «Каннех, потомок Далана» (Cainnech moccu (mac ua) Dálann - Adomnani Vita Columbae. III 17; Félire Óengusso Céli Dé = The Martyrology of Oengus the Culdee / Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 215; The Martyrology of Tallaght / Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 78; см.: Dictionary of the Irish Language. D-degóir. Dublin, 1913. Col. 50). В Житии отцом святого назван филид (поэт) Лаидех Лекерд (в «дублинской» редакции - Лугайд Летдерг), к-рый, согласно родословию К., был внуком Далана, имя к-рого носил туат (в нек-рых версиях родословия имя отца святого - Аэд; см.: Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae. 1985. N 123. 1-2, 662.198, 607; Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 222). Мать К., Мелд (Мелла), принадлежала к племенному объединению И Макку Уас (населяло юг совр. графства Лондондерри; см.: Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae. 1985. N 722.18).
Рождение К. было ознаменовано чудесами. Отец святого был беден, поэтому Бог послал ему корову, чудесным образом вышедшую из озера. Поскольку там, где родился святой, не было священнослужителей, для того чтобы К. принял крещение, Бог привел из дальних мест еп. Луреха: он искал заблудившихся коров и нашел их недалеко от жилища Лаидеха. В младенчестве К. был отдан на воспитание родственникам матери (место, где вырос святой, в Житии названо Кенн-Буге или Кемнуге). Вместе с К. воспитывался сын местного правителя, имя которого передано в Житии как «белый (светлый) лжец» (лат. Albus Mendax; в «дублинской» редакции приведена ирл. форма имени - Гел Брегах). Когда мальчики развлекались, сын правителя делал игрушечные копья и щиты, а К. сооружал маленькие церквушки. О нравственной чистоте К. свидетельствует рассказ о том, что мальчика вырвало, когда он съел ворованное яблоко, предложенное ему сыном правителя.
Достигнув совершеннолетия (в Ирландии оно наступало между 14 и 17 годами - Kelly F. A Guide to Early Irish Law. Dublin, 2009r. P. 81-83, 88-89), К. отправился в Британию, чтобы учиться у «мудрого и благочестивого мужа» по имени Докк. Исследователи обычно отождествляли Докка со св. Кадоком (Baring-Gould, Fisher. 1908. P. 57; Plummer. Vitae. T. 1. P. XLV), но Ж. Лот доказал, что это разные лица (Loth. 1929). Лот полагал, что обитель Докка находилась в Корнуолле, но совр. исследователи помещают ее на месте сел. Лландок (близ г. Кардифф, Уэльс; см.: Knight J. K. From Villa to Monastery: Llandough in Context // Medieval Archaeology. L., 2005. Vol. 49. P. 101-102). Изучив под рук. Докка «каноны и церковные правила» (canones... et ecclesiasticas regulas), К. был рукоположен во пресвитера (accipiens sacerdotalem gradum). Он решил вернуться в Ирландию, чтобы обратить ко Христу родичей-язычников, но перед этим отправился паломником в Рим. В Италии К. совершил множество чудес. В Житии повествуется о чудесном спасении святого от разбойников и о столкновении К. с неким жестоким королем, неоднократно пытавшимся убить святого. Увидев, что Бог защищает К., король подарил ему город (ciuitas), к-рый был назван именем К. Святой обещал королю, что останется с ним, будет похоронен и воскреснет в этом городе (suam resurrectionem... futuram esse promisit), но явившийся ангел укорил его за необдуманные слова и напомнил о необходимости вернуться в Ирландию. К. не хотел нарушать обещание, и тогда огненный дракон, спустившийся с неба, откусил у святого палец на правой ноге. Оставив в городе палец, К. вернулся в Ирландию.
В следующих эпизодах (§ 10-14) повествуется о чудесах, совершенных К. среди родичей. По возвращении на родину святой встретился с молочным братом, к-рый стал правителем племен И Макку Уас. К. убеждал его «преподнести Богу себя самого и свое имущество», но правитель, насмехаясь над святым, предложил отдать Богу мизинец, после чего палец распух и заболел. Когда правитель осознал свою неправоту, то по благословению святого исцелился от душевных и телесных недугов. К. странствовал по землям Кианнахт Глинне Гемин в окружении учеников и последователей (familia). Увидев на дороге человеческий череп, они попросили святого сделать так, чтобы череп заговорил и рассказал о событиях прошлого. Помолившись, К. благословил череп, и тот покрылся плотью, ожил и приветствовал святого. Он рассказал о себе и сообщил, что его душа находится в преисподней уже 30 лет. Святой обратил покойника в христианство и крестил его, а затем похоронил голову вместе с телом. В др. раз К. увидел друида (magus), к-рый удивлял народ ложными чудесами, за что ему воздавали почести, словно Богу (diuinum honorem dabant). Друид сделал вид, будто проходит сквозь ствол большого дерева, но К. чудесным образом сделал так, что все увидели, как друид на самом деле обходит вокруг дерева. После этого люди обратились к христ. Богу.
В отдельных эпизодах раскрываются особенности характера и добродетели К. Его мысли «пребывали с ангелами на небесах», поэтому в повседневной жизни он выглядел неловким и рассеянным. Святой отличался кротостью и послушанием. Ему было присуще милосердие и сострадание ко всем живым существам, а тех, кто проявляли жестокость и несправедливость, он обличал и наказывал. В Житии упоминается и о нек-рых чертах облика К., напр. о его малом росте.
К. неоднократно удалялся в пустынные места, где молился и читал Свящ. Писание. Однажды, покидая мон-рь, он велел братии прийти за ним в 9-м часу, чтобы вместе начать трапезу. Но монахи не решались беспокоить святого, а тот, изучая Евангелие, не заметил, что прошло 3 дня (все это время монахи воздерживались от пищи и питья, один мальчик умер от голода). В др. раз К. решил стать отшельником и скрылся от людей, известив об этом лишь одного юного ученика. После безуспешных поисков монахи решили проследить за этим учеником. Ночью мальчик вышел из мон-ря и направился в лес, дорогу ему указывал чудесный светильник. Следуя за ним, монахи нашли молящегося К., от его воздетых рук исходило сияние. Укрывшись затем на острове посреди оз. Лох-Кре, К. 40 дней постился в полном уединении. Его случайно обнаружил охотник, преследовавший оленя, к-рый искал защиты святого. Остановив гнавшихся за оленем псов, К. взял с охотника клятву никому не рассказывать о нем до конца жизни. Но Бог пожелал, чтобы святой вернулся к людям, поэтому после возвращения домой охотник заболел и умер. Перед смертью он рассказал о встрече с К., которого нашли на острове и отвели в мон-рь. О любви К. к уединению говорится в поэме XI-XII вв. о пристрастиях ирл. святых (Stokes W. Cuimmín's Poem on the Saints of Ireland // Zschr. f. celtische Philologie. Halle, 1897. Bd. 1. S. 64).
В ряде эпизодов рассказывается о духовной сосредоточенности К., его общении с Богом и ангелами. Во время беседы К. со святыми Колумбой и Комгаллом начался дождь, их одежда промокла, но К. остался совершенно сухим. На вопрос о том, почему так произошло, К. спросил друзей, о чем они думали, пока шел дождь. Колумба ответил, что думал о своих монахах, к-рым угрожала опасность в морском плавании, мысли Комгалла были о братии, трудившейся на уборке урожая. К. поведал, что его мысли пребывают на небесах среди ангелов и никогда не возвращаются к земным делам. Когда К. посетил обитель св. Комгалла, тот предложил ему произнести проповедь. Святой проповедовал столь вдохновенно, что слушатели заплакали. На слова Комгалла о том, что он никогда не видел, чтобы слушатели плакали во время проповеди, К. ответил, что услышал эту проповедь от ангела. В мон-ре Иона К. произнес проповедь с толкованием Евангелия, и св. Колумба спросил, у кого он научился так говорить. К. ответил, что в то время, когда он жил в уединении на острове оз. Лох-Кре, ему явился Христос, читавший с ним Евангелие и обучивший его экзегезе.
В Житии говорится о чудесной власти К. над животными. Когда К. удалялся в пустынные места, к нему приходил олень, на чьи рога святой клал раскрытую книгу. Однажды что-то спугнуло оленя, и он убежал, унося книгу на рогах. На следующий день олень вернулся к святому, «словно беглый монах к своему настоятелю», лежавшая у него на рогах книга осталась невредимой. В Житии дважды говорится о коровах, к-рые ради К. чудесным образом выходили из воды или из глухого леса, чтобы давать молоко людям. Когда К. жил на о-ве Ибдан (Ибдон), мыши порвали его обувь. За это святой проклял мышей и велел им покинуть остров. Мыши бросились в море и более не появлялись на острове. На Птичьем о-ве (Эн-Инис) К. велел умолкнуть досаждавшим ему крикливым птицам, к-рые немедленно упали на землю и вновь поднялись в воздух только тогда, когда святой разрешил им. При посещении некого жен. мон-ря К. был огорчен, узнав, что ради него насельницы зарезали любимого ягненка. Святой расстелил шкуру ягненка и позвал его, после чего ягненок ожил и, как и прежде, радовал монахинь. Благотворному влиянию К. на животных посвящены те эпизоды Жития, где говорится о буйных конях и быках, к-рые при виде святого становились кроткими и послушными. Когда К. жил в обители Клуан-Брониг, к нему пришел пастух с жалобой на то, что волк сожрал теленка, к-рого кормили 2 коровы. Святой велел ему хлопнуть в ладоши перед тем, как доить коров. Как только пастух это сделал, из леса вышел волк и с виноватым видом подошел к коровам, к-рые стали облизывать его, словно теленка. С этого времени волк приходил ежедневно, утром и вечером, чтобы пастух мог подоить коров, а в тех местах прекратилась вражда между хищниками и домашним скотом. Тема изобилия получает отражение в тех эпизодах, где рассказывается о чудесных превращениях. Во время Великого поста К. посетил некую церковь, служители к-рой могли предложить ему лишь вареную солонину. Святой благословил мясо, и оно превратилось в свежий хлеб. У мастеров, к-рые делали для св. Брендана мокку Алти литургическую чашу, закончилось золото, и Брендан обратился за помощью к К. Думая, как помочь Брендану, святой случайно съел лишнюю порцию пищи, и его немедленно вырвало. Содержимое его желудка превратилось в чистое золото, из которого сделали чашу для св. Брендана (согласно «дублинской» редакции, К. превратил в золото хлеб).
Согласно Житию, К. была подвластна неживая природа (elementa). Когда святой жил в обители Докка, ему понадобилось пересечь морской пролив во время сильной бури. По Божией воле волны расступились перед К., и он перешел пролив посуху. Когда святой и его спутники плыли на о-в Иона (Айона), посреди бушующего моря их лодка скользила по спокойной воде. Выходя из дома, святой забывал потушить огонь в очаге и закрыть дверь во время снегопада, но лежавшее в доме раскрытое Евангелие оставалось невредимым, и когда произошел пожар, и когда все внутри дома занесло снегом. В обители Клуан-Брониг братии приходилось молотить зерно на открытом воздухе, потому что некому было построить сушильный амбар. Монахи пожаловались К., что не могут работать в сырую погоду. Святой благословил участок земли, на к-ром молотили зерно, после чего это место всегда оставалось сухим. Когда К. жил в Британии, высокая гора заслоняла ему солнце. Явившийся ангел предложил передвинуть гору на др. место, если она мешает святому, но К. ответил, что не желает из-за своей прихоти вмешиваться в жизнь Божией природы (non mea causa Dei elymenta mouebuntur). Тем не менее на следующую ночь гора стала двигаться. Заметив это, К. воскликнул, что скорее уйдет в др. место, чем позволит двигать гору, и та немедленно остановилась. Об этом событии напоминали оставшиеся на горе трещины и расселины.
Могущество К. позволяло ему использовать в своих интересах нечистую силу. Когда святой жил в уединении на острове посреди оз. Лох-Кре, он увидел демонов, скачущих на конях, и спросил, куда они направляются. Один из демонов ответил, что они спешат забрать душу некого богача, скончавшегося в землях племенного объединения Мускраге (in Mollib Muscrigi; на территории совр. графств Корк и Керри). К. попросил демона навестить его на обратном пути и рассказать, чем кончилось дело. Через нек-рое время демон явился, но он был без коня и хромал из-за стрелы, вонзившейся в ногу. Он рассказал, что богач перед смертью пропел 3 строфы из гимна св. Патрикию (Патрику), поэтому демонам не удалось забрать его душу (ирл. версии этого эпизода получили самостоятельное хождение в рукописной традиции, где названо имя умершего - Кромм Дуб (см.: Lives of Saints from the Book of Lismore / Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. XIX; Plummer. 1925. N 91; Kenney. Sources. P. 395)). В др. эпизоде повествуется о наставлении ученика К., к-рый был чрезмерно привязан к мирской суете. Святой привел его на берег моря, велел закрыть лицо куколем и взяться за его рясу, после чего они продолжили путь пешком по воде. Через нек-рое время К. велел ученику снять рясу, расстелить ее на воде и достать книги для чтения. После непродолжительного ожидания они увидели демонов, летевших над морем в виде мрачной тучи, к-рые приветствовали святого восклицанием «лысый Каннех». Святой попросил демонов дать добрый совет ученику, и они ответили, что ему следует отказаться от привязанности к миру. Это произвело на ученика такое впечатление, что он навсегда утратил любовь к мирской суете. В этом эпизоде в уста демонов вложены выражения, к-рые использовались противниками Церкви: «лысый» (лат. caluus, ирл. mael), связанное с наличием тонзуры, и «посошник» (лат. baculatus, ирл. bachlach - лицо, находящееся в церковной юрисдикции (см.: Etchingham. 1999. P. 397-398)), к-рые могли иметь переносные значения: «невежа», «болван», «деревенщина».
В отношениях с людьми К. выступал как милостивый покровитель и поборник справедливости, помогая страждущим и карая жестоких и несправедливых. Путешествуя по заснеженным горам Сев. Британии, святой и его спутники увидели женщину, умиравшую от голода и холода. К. велел помощникам отогреть и накормить женщину, а сам воскресил ее умершую дочь. В память об этом событии в горах были установлены большие кресты. Когда св. Колумба и его спутники плыли по морю, поднялась буря, и монахи просили Колумбу помолиться об избавлении от опасности. Святой ответил, что его молитва не будет услышана, но он попросит об этом своего друга К. В этот момент К., к-рый вместе с монахами садился за трапезу, вскочил и побежал в церковь, потеряв по пути башмак. После его молитвы буря прекратилась, и Колумба воскликнул: «О Каннех, полезен нам твой бег в церковь в одном башмаке». Некая монахиня согрешила и, боясь позора в случае огласки, попросила К. благословить ее чрево, после чего беременность чудесным образом прекратилась.
В Житии описаны случаи исцеления больных и воскрешения умерших. Во время посещения мон-ря Иона святой наклонился, чтобы поцеловать алтарь, и сильно ударился об угол менсы. Из раны вытекла капля крови, к-рую монахи сохранили и впосл. исцелили ею слепоглухонемую дочь пиктского правителя Бруде. Находясь в гостях у своей сестры Колумбы, К. спросил о ее воспитаннике Брекане, который всегда с радостью встречал святого. Не желая говорить К. о том, что мальчик умер, Колумба стала придумывать объяснения. Святой прервал ее и сказал, что не сядет за трапезу, пока не придет Брекан. Неожиданно воскресший отрок вошел, приветствовал К. и стал прислуживать ему. В 2 эпизодах приводятся описания типологически сходных чудес: К. приходит в монастырь (в одном рассказе это Келл-Ахад-Дроммо-Фото (сел. Килли, графство Оффали), в другом - Клуан-Сескнан), и монах или монахиня, ответственные за прием гостей, сообщают святому о кончине человека, дорогого для насельников обители (в одном случае - мудрый наставник братии, в другом - слепоглухонемой мальчик-подкидыш, которого воспитывали монахини). К. подходит к телу умершего, молится и воскрешает покойника. В др. эпизоде сообщается о Сенахе Роне, почитателе К., к-рый вверил попечению святого себя, свой род и принадлежавшие ему земли. Враги убили Сенаха, но перед смертью он призвал К. Святой находился в др. месте, но услышал зов и поспешил спасти душу убитого от демонов, к-рые собирались забрать ее в преисподнюю.
Неск. рассказов посвящены тому, как К. обличал и вразумлял грешников. Некая женщина привела к святому сына Либера, жалуясь на его нечестие и непослушание. Когда К. стал беседовать с юношей, тот обиделся и вскочил на коня, собираясь ускакать прочь, но упал на землю и умер. По просьбе матери святой воскресил юношу. Вернувшись к жизни, Либер раскаялся и последовал за К., к-рый привез его в Британию и сковал ему ноги цепью, бросив ключ в море. Святой велел юноше через 7 лет вернуться в Ирландию и поселиться там, где найдет ключ от цепи. По истечении срока Либер прибыл в Ирландию. Когда он проходил по берегу р. Лифе (Лиффи), рыбаки дали ему рыбу, в желудке которой он обнаружил ключ. После этого Либер поселился в обители Летубе-Канних. Тема другого рассказа в Житии - жестокое обращение с животными. Некий богач, живший в обл. Миде, попросил К. благословить больную жену. Во время трапезы к святому подошел голодный исхудавший пес, и К. спросил, кто отвечает за его кормление. Больная женщина признала свою вину и выразила готовность исполнить епитимию. К. велел ей до конца года питаться собачьей пищей, а свою еду отдавать псу. Через некоторое время женщина умерла, но К. воскресил ее. В повествовании о паломнике Тулхане главная тема - бессердечное отношение духовников к мирянам. Из любви к Богу Тулхан с маленьким сыном Мунну отправился на о-в Иона, чтобы жить под рук. св. Колумбы, и стал «посошником» (baculum tenens... monachus mansit). Баитене, ближайший ученик Колумбы, указал настоятелю на то, что Тулхан больше всего на свете любит сына, и предложил отнять у него ребенка. Колумба велел Тулхану бросить ребенка в море, и тот выполнил приказ. По наитию Св. Духа о случившемся узнал К., который находился на о-ве Эт (ныне Тири, Шотландия) и готовился отплыть в Ирландию. Возмущенный поступком Колумбы, К. направился на о-в Иона и в море нашел ребенка, к-рого носило по волнам. Встретившись со св. Колумбой, К. заявил, что их дружба окончена. Колумба осознал совершенную им несправедливость и скрылся от людей. Когда наступило время богослужения, монахи не смогли найти его, и Баитене велел начинать службу без аббата. Вскоре в церковь вошел Колумба с таким страшным выражением лица, что Баитене бросился на колени и умолял назначить ему епитимию. Святой ответил, что они оба согрешили, поэтому епитимию должен назначить К. Баитене отправился в Ирландию и 3 года искал К. по всему острову. Когда они встретились, К. сказал Баитене, что его епитимия исполнена и он может вернуться в мон-рь.
Некоторые рассказы посвящены отношениям К. с разбойниками - членами воинских объединений, которые придерживались языческих верований и враждебно относились к христианскому духовенству (см.: Sharpe R. Hiberno-Latin «Laicus», Irish «Láech» and the Devil's Men // Ériu. 1979. Vol. 30. P. 75-92; Charles-Edwards. 2000. P. 113). Когда К. отправился за водой, оставив дом без присмотра, явились разбойники и подожгли жилище святого. Часть дома сгорела, но др. часть, где стоял ларь с книгами, осталась невредимой. Разбойники понесли наказание: у одного вытекли глаза, другой стал хромать на обе ноги. Они раскаялись и вверили себя попечению святого. В др. раз, проходя по пустынным местам, К. встретил разбойников, к-рые сначала хотели убить святого, но потом отпустили, отняв у него одежду. В какую бы сторону не направились разбойники, они всегда возвращались на то место, где встретили К. Один из них, надевший плащ святого, едва не был сожжен небесным огнем. Осознав свою неправоту, они раскаялись, исполнили епитимию и решили жить под руководством святого. На берегу оз. Лох-Лень (Килларни, графство Керри) К. встретил 12 разбойников, к-рые вступили с ним в перебранку. Предводитель разбойников пригрозил убить святого, если он не покажет, что умеет творить чудеса. По слову К. к ним слетелись плававшие на озере лебеди. Увидев чудо, разбойники покаялись и вверили себя попечению святого, а впосл. стали клириками в его обители.
Особое внимание в Житии уделено отношениям К. и ирл. правителей. Колман Малый (Колман Бек) из династии И Нейл увел в плен монахиню, сестру еп. Аэда, сына Брекка. Епископ пришел к озерному кранногу (укреплению), в к-ром жил правитель, и, соблюдая строгий пост, требовал освободить сестру (см.: Binchy D. A. A Pre-Christian Survival in Mediaeval Irish Hagiography // Ireland in Early Mediaeval Europe: Studies in Memory of K. Hughes / Ed. D. Whitelock et al. Camb., 1982. P. 165-178). Узнав о том, что на помощь к Аэду прибыл К., правитель велел внести внутрь краннога плот, на к-ром можно было пересечь озеро, и запереть двери. Ночью, чудесным образом пройдя по воде, К. предстал перед правителем и упрекнул его в том, что он обидел епископа, но Колман не стал его слушать. В наказание за проявленное к святым пренебрежение правителю было послано ужасное видение: на востоке показалась пламенеющая колесница, запряженная огненными конями, которой управлял грозный возница с огненным мечом. Колесница пересекла озеро, ворвалась внутрь краннога и ударила Колмана в грудь. К. преградил ей путь посохом, но правитель упал и умер. Святой вознес молитву и воскресил Колмана, к-рый обещал выполнить все его указания, отдал епископу его сестру и подарил К. землю для основания мон-ря. В др. эпизоде сообщается, что К., путешествуя по владениям И Нейлов, увидел стоявший у дороги крест. Сведущие люди поведали святому, что крест поставлен на месте гибели Колмана Малого. Вспомнив, что Колман просил молиться за него, К. прижался лицом к покрытой снегом поверхности креста и со слезами молился до тех пор, пока снег не растаял. По наитию свыше святой произнес: «Ныне исторгнута душа Колмана из глубин преисподней по молитве Каннеха, она взлетела, объятая пламенем». Тогда К. возблагодарил Бога за спасение души Колмана.
В другом рассказе упоминается о Кормаке, сыне Диармада, правителе И Барьхе в обл. Лаген (Лейнстер), к-рый велел казнить мальчика-заложника. К. попросил Кормака освободить мальчика, но тот отказался. Пока К. молился, заложника бросили на воткнутые в землю копья, но они не причинили ему вреда. Увидев чудо, правитель отдал мальчика святому, впосл. тот стал великим подвижником и основал мон-рь.
Дружественные отношения с К. поддерживал Колман, сын Ферадаха, правитель Осраге (Осриге; англ. Оссори), к-рый делал святому ценные подношения. Узнав, что враги, намереваясь убить Колмана, осадили его крепость, К. поспешил ему на помощь. Некая женщина увидела, что святой идет по дороге пешком, и предложила ему коней и колесницу. Чтобы помешать К., диавол навел густой туман, но от руки святого на всю равнину распространился яркий свет. Кони были найдены, но К. из-за низкого роста не мог взойти на колесницу, поэтому земля поднялась у него под ногами. По дороге ему встретился настоятель ц. Домнах-Мор-Рогни, описанный в Житии как толстый, чванливый враг правителя Колмана. Настоятель пожелал, чтобы святой не успел спасти Колмана, чтобы правитель погиб, а его крепость была бы сожжена. К. ответил, что Колман останется жив, а настоятель умрет, не добравшись до своей церкви. Когда тот въезжал на территорию храма, на голову ему упала створка ворот, и он скончался. Добравшись до крепости, окруженной воинами и охваченной пламенем, К. проник внутрь и незаметно для врагов вывел оттуда правителя. Доставив Колмана в безопасное место, святой велел ему ждать, предсказав, что назавтра к нему придут 3 воина, потом 300, а на 3-й день он вновь станет правителем Осраге. О событиях, приведших к мятежу против Колмана, сына Ферадаха, повествуется в Житии св. Мохоэмока. Заподозрив, что один из его противников укрылся в мон-ре Мохоэмока, Колман обыскал обитель. Оскорбленный этим святой сказал Колману, что молился о том, чтобы правитель не достиг спасения, чтобы его постигла скоропостижная смерть и чтобы он лишился власти. Первые 2 просьбы Мохоэмока были отвергнуты, т. к. св. Фахнан вымолил для Колмана долгую жизнь, а К.- спасение души, но 3-я просьба была принята на небесах. Испугавшись, правитель попросил у Мохоэмока прощения и щедро одарил обитель. Тогда святой сказал, что Колман будет лишен власти только на 3 дня, после чего К. поможет ему вернуть прежнее могущество (Vita sancti Mochoemog abbatis de Liath Mochoemog. 28 // Plummer. Vitae. T. 2. P. 179).
Из числа святых, с которыми К. поддерживал дружественные отношения, в Житии чаще всего упоминается св. Колумба. Исследователи отмечали, что автор Жития использовал Житие св. Колумбы, составленное Адомнаном († 704), 9-м аббатом мон-ря Иона (Kenney. Sources. P. 395; Herbert. 2001). Произведение Адомнана - один из самых ранних источников, в которых упоминается о К. В Житии Колумбы говорится о дружбе и духовной связи между Колумбой и К., который неоднократно посещал о-в Иона. Колумба называл К. «святым и избранным» (sancto et electo homini), встречал его «радушно и с почестями» (honorifice et hospitaliter). Из Жития св. Колумбы заимствован рассказ о том, как К. чудесным образом узнал об опасности, грозящей другу, и побежал в церковь, чтобы вознести молитву (Adomnani Vita Columbae. II 13). Однажды, возвращаясь с Ионы в Ирландию, К. забыл в мон-ре посох, и Колумба чудесным образом вернул его владельцу. В Житии Колумбы упоминается о «четырех святых основателях монастырей» (monasteriorum sancti fundatores), посещавших остров,- о Комгалле, К., Брендане и Кормаке (Ibid. I 16; II 13-14; III 17). То обстоятельство, что Адомнан подчеркивал дружественные отношения между Колумбой и К., по мнению исследователей, объясняется тесными отношениями мон-рей, основанных этими святыми (Charles-Edwards. 2000. P. 123, 283-284). В то же время события, в которых принимал участие Колумба, в Житии К. описаны таким образом, что показывают превосходство К. над основателем мон-ря Иона (Herbert. 2001). Составители ирл. Жития св. Колумбы, напротив, стремились доказать превосходство Колумбы над К. Так, согласно Житию, К. не знал о том, что его монахам угрожает опасность в бурном море, тогда как св. Колумбе было открыто, что спасутся все монахи, кроме одного (Betha Coluim Cille. 959-965, 971-975, 1039-1042 // Lives of Saints from the Book of Lismore. 1890. P. 29, 31). О К. и Колумбе упоминается и в житиях др. святых. Так, в Житии св. Коэмгена сообщается о встрече Колумбы, Комгалла и Каннеха в Уснехе (в совр. графстве Уэстмит), на которую явился Коэмген, чтобы заключить со святыми договор о дружбе (ut fraternitatem cum eis firmaret - Vita S. Caemgeni abbatis Glenndalochensis. 12 // Heist. Vitae. P. 364; Vita sancti Coemgeni abbatis de Glenn da Loch. 27 // Plummer. Vitae. T. 1. P. 248; см.: Mac Shamhráin A. Church and Polity in Pre-Norman Ireland: The Case of Glendalough. Maynooth, 1996. P. 148-149, 228). Св. Колман Эло прибыл на собрание правителей из династии И Нейл, на к-ром присутствовали Колумба и К., и попросил дать землю для основания мон-ря. Благодаря посредничеству Колумбы его просьба была исполнена (Vita S. Colmani abbatis de Land Elo. 14 // Heist. Vitae. P. 214; Vita sancti Colmani abbatis de Land Elo. 3 // Plummer. Vitae. T. 1. P. 259). В Житии св. Комгалла приведены сведения о путешествии святых Колумбы, Комгалла и К. к правителю пиктов Бруде (возможно, этот эпизод основан на соч. Адомнана; см.: Adomnan's Life of Columba. 1961. P. 22-23). Правитель велел запереть двери крепости, но Комгалл осенил их крестным знамением, и двери были выбиты. Колумба таким же способом выломал двери дома правителя. Бруде выхватил меч, чтобы убить святых, но К. благословил руку правителя, которая немедленно иссохла. Она оставалась высохшей, пока Бруде не уверовал во Христа (Vita sancti Comgalli abbatis de Bennchor. 51 // Plummer. Vitae. T. 2. P. 18). В рукописях сохранилось краткое сказание о посещении святыми Колумбой, Комгаллом и К. пресв. Дати (см.: Lives of Saints from the Book of Lismore. 1890. P. XV). Известны 2 стихотворные похвалы К., авторство которых в рукописях приписывалось Колумбе (The Bodleian Amra Choluim chille / Ed. W. Stokes // Revue Celtique. P., 1899. T. 20. P. 146-149; Meyer K. Neue Mitteilungen aus irischen Handscriften // Archiv für celtische Lexikographie. Halle, 1907. Bd. 3. S. 219-221), и стихотворная похвала Колумбе, приписанная К. (Meyer. Neue Mitteilungen. S. 217-219).
Сообщения других житий ирландских святых иногда дополняют картину, представленную в Житии К., но иногда противоречат ей. Так, в ирл. Житии св. Колумбы сообщается, что Колумба, К., Комгалл и Киаран, сын плотника, учились у св. Моби (Betha Coluim Cille. 858-874 // Lives of Saints from the Book of Lismore. 1890. P. 26). В Житиях св. Финниана из Клуан-Ирарда (ныне Клонард, графство Мит) и св. Киарана К. назван среди учеников св. Финниана (Vita S. Finniani abbatis de Cluain Iraird. 19 // Heist. Vitae. P. 101; Betha Ciarain. 4122 // Lives of Saints from the Book of Lismore. 1890. P. 123; Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae. 1985. N 402). В глоссах к Мартирологу Оэнгуса сообщается, что К. попросил Финниана указать ему место для основания мон-ря. Финниан ответил, что в Ирландии не осталось свободных мест, кроме одного, в котором обитал демон. К. изгнал демона и основал мон-рь (Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 222-223). Согласно преданию, изложенному в ирл. Житии св. Финнбарра, в том месте, где впосл. был основан мон-рь Ахад-Бо, жил св. Финнбарр. К. просил уступить этот участок земли ему, пообещав, что обитель, которую построит Финнбарр, будет процветать и все ее настоятели, преемники Финнбарра, будут спасены. Финнбарр согласился, помог К. определить места для церкви и кладбища и покинул Ахад-Бо (Betha Bhairre ó Chorcaigh. 15-16 // Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 13-14). О соглашении (aenta), заключенном святыми К., Финнбарром и Бренданом мокку Алти, упоминается в глоссах к Мартирологу Оэнгуса (Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 132).
В Житии св. Мохоэмока сообщается о дружбе Мохоэмока и К., который неоднократно посещал его обитель. Во время нападения воинов из обл. Осраге, где находился мон-рь К., на обл. Эле, где жил Мохоэмок, святые воскресили убитого отрока Дагана, причем К. держал его голову, а Мохоэмок молился (Vita sancti Mochoemog abbatis de Liath Mochoemog. 18, 25, 27-29 // Plummer. Vitae. T. 2. P. 173, 177, 179). Согласно Житию св. Финтана, К. посещал Финтана в мон-ре Клуан-Эднех (ныне Клонена, графство Лишь). Вместе с др. святыми он просил его ослабить суровый монастырский устав (Vita S. Fintani abbatis de Cluain Edhnech. 5, 14-15 // Heist. Vitae. P. 147, 149-150; Vita sancti Fintani abbatis de Cluain Ednech. 5, 13 // Plummer. Vitae. T. 2. P. 98, 101). В Житии св. Комгалла повествуется о том, что святому принесли умершего мальчика с просьбой воскресить его. Комгалл помолился над телом и сказал, что следует подождать, пока придет К., и тогда мальчик воскреснет. Через нек-рое время появился К., к-рый в ответ на просьбу помолиться о воскрешении мальчика сказал, что чудо уже совершилось по молитве Комгалла. Тогда мальчик поднялся, и все увидели, что он жив (Vita sancti Comgalli abbatis de Bennchor. 20 // Plummer. Vitae. T. 2. P. 10). В Житии св. Молуа упоминается о посещении святым обители К., Ахад-Бо (Vita sancti Moluae abbatis de Cluain Ferta Moluae. 43 // Ibid. T. 2. P. 221), в Житии св. Аэда, сына Брекка, говорится о встрече мальчика Аэда со святыми Бренданом и К., предсказавшими, что он станет великим подвижником (Vita S. Aidi episcopi Killariensis. 2 // Heist. Vitae. P. 168; Vita sancti Aedi episcopi filii Bricc. 2 // Plummer. Vitae. T. 1. P. 34-35). В Житии св. Финтана Мунну упоминается о 4 святых, которые основали монастыри в «земле обетованной», это были Колумба, Финтан Мунну, К. и Брендан (Vita I S. Fintani seu Munnu. 31 // Heist. Vitae. P. 208; Vita altera S. Fintani seu Munnu. 27 // Ibid. P. 255; Vita sancti Munnu sive Fintani abbatis de Tech Munnu. 28 // Plummer. Vitae. T. 2. P. 237-238). Возможно, о монастыре К. идет речь в Житии св. Самтанн, где упоминается о монахинях, живших при обители аббата К., и о незаконнорожденном ребенке, воспитанном св. Самтанн и впосл. ставшем аббатом этой обители (Vita sancte Samthanne uirginis. 18 // Plummer. Vitae. T. 2. P. 258).
Проблема достоверности сведений о К., которые содержатся в Житии святого и в др. источниках, остается нерешенной. Нек-рые ученые, указывая на то, что во всех редакциях Жития содержатся фантастические описания чудес и неправдоподобные детали, не считали его ценным историческим источником (Baring-Gould, Fisher. 1908. P. 56). В соответствии с мнением, что в житиях ирландских святых сохранились следы дохристианских мифологических представлений, Ч. Пламмер полагал, что в образе К. присутствуют черты огненного и солярного божества. В то же время он отмечал, что хронологические указания Жития в основном верны (Plummer. Vitae. T. 1. P. XLV). Согласно гипотезе, предложенной П. О Рианом, мн. ирл. святые являются «двойниками» неск. исторических деятелей, почитание к-рых было распространено в разных церковных общинах Ирландии. Поскольку святые могли носить разные имена, к-рые чаще всего были гипокористическими (уменьшительно-ласкательными) формами одного имени, локализация культа приводила к возникновению «двойников» святого. В соответствии с этой гипотезой О Риан считал К. одним из «двойников» св. Колумбы, указывая на типологическое сходство чудес, совершенных обоими святыми. По мнению исследователя, имя К. (Cainnech) происходит от имени Колумбы (Colum) через гипокористическую форму Cainne. К тому времени, когда Адомнан написал Житие св. Колумбы, оба святых уже считались разными лицами (Ó Riain. 1982. P. 146-148, 153-155; Idem. 1983; Idem. 2011. P. 139). П. Рассел показал, что имя Каннех может рассматриваться как производное от имени Колум (Колумба), но связь между обоими именами не является доказанной (Russell. 2001). Гипотеза О Риана основана на формальных признаках, таких как наличие агиографических топосов, дни памяти святых в церковных календарях и др. Клишированные сюжеты широко использовались в ирл. агиографии, слабая степень изученности корпуса анонимных житий лишь в редких случаях позволяет делать выводы о происхождении и использовании топосов. Отметив, что интенсивное развитие местных преданий о святых сделало возможным появление святых-«двойников», О Риан заключил, что искажение предания произошло вскоре после смерти святого. От кончины Колумбы (597) и К. (599) до составления Адомнаном Жития Колумбы прошло ок. 100 лет, но Адомнан вступил в мон-рь Иона раньше, скорее всего при аббате Фальбе (669-679). Среди его источников были «Книга о чудесах св. Колумбы», написанная аббатом Куммене (657-669), и, возможно, др. письменные тексты (об источниках Жития Колумбы см.: Adomnan's Life of Columba. 1961. P. 18-25; Picard J.-M. Bede, Adomnan, and the Writing of History // Peritia. Turnhout, 1984. Vol. 3. P. 50-70; Herbert M. Iona, Kells and Derry: The History and Hagiography of the Monastic «Familia» of Columba. Oxf., 1988. P. 14-25, 134-142). Кроме письменных источников и устных монастырских преданий, Адомнан мог опираться на семейную традицию, т. к. и он, и его предшественники были связаны со св. Колумбой родственными узами. Постулируя идентичность Колумбы и К., О Риан отвергает свидетельства ирл. летописных источников, к-рые, согласно существующему консенсусу, восходят к хронике мон-ря Иона. Датировка начала ирл. летописания остается дискуссионной (V в. (McCarthy D. P. The Irish Annals: Their Genesis, Evolution and History. Dublin, 2008), 2-я пол. VI в. (Smyth A. P. The Earliest Irish Annals: Their First Contemporary Entries, and the Earliest Centres of Recording // Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. Dublin, 1972. Vol. 72. P. 1-48; The Chronicle of Ireland. 2006. P. 7-9) или 2-я пол. VII в. (Hughes K. Early Christian Ireland: Introd. to the Sources. Ithaca (N. Y.), 1972. P. 99-159; Mac Niocaill G. The Medieval Irish Annals. Dublin, 1975)), летописные записи могли вноситься также поздними редакторами (см.: Maney L. J. High-Kings and Pipe Dreams: Revisiting John Vincent Kelleher's Theory of Revision to the Early Irish Annals // Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. Camb., 2004/2005. Vol. 24/25. P. 247-263). Кончина К. в ирл. анналах указана под 598, 599 и 600 гг., в нек-рых версиях сообщается, что святой скончался на 87-м году жизни (The Annals of Tigernach / Ed. W. Stokes // Revue Celtique. P., 1896. Vol. 17. P. 162; Annala Rioghachta Eireann: Annals of the Kingdom of Ireland by the Four Masters / Ed. J. O'Donovan. Dublin, 1848. Vol. 1. P. 224). В Ольстерских анналах под 527 г. содержится запись о рождении святого (The Annals of Ulster (to A. D. 1131) / Ed. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983. P. 66). По мнению А. Смита, наличие в анналах упоминаний о К. и его преемниках связано с тесными отношениями между мон-рем Ахад-Бо и монастырской конгрегацией св. Колумбы (Smyth A. P. The Earliest Irish Annals // Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 1972. Vol. 72. P. 37-38).
Вне зависимости от того, когда в анналы были внесены упоминания о К., данные агиографической традиции позволяют считать, что во 2-й пол. VII в. Колумба и К. считались разными лицами. Между монашескими общинами обоих святых, по мнению исследователей, поддерживались дружественные отношения. Отсутствуют серьезные основания для того, чтобы считать К. вымышленным персонажем, «двойником» св. Колумбы. Этот вывод не связан с проблемой достоверности сведений о К., представленных в его Житии, к-рое написано позже Жития св. Колумбы.
В Житии К. представлен как пресвитер и аббат, его окружение - «монахи» (monachi), «братия» (fratres), в неск. случаях - «клирики». Обители К. обозначены как «град» (ciuitas), реже «церковь» (ecclesia), «монастырь» (monasterium), «место» (locus). Настоятели главной обители К., Ахад-Бо, в анналах упоминаются только как аббаты, епископы среди них отсутствуют (Etchingham. 1999. P. 95-96). Эти сведения вместе с данными Адомнана позволяют полагать, что К. был главой монашеской общины. Тем не менее ко времени составления Жития обители, основание к-рых приписывалось К., могли утратить исключительно монастырский характер, став «церковными поселениями» смешанного типа, в к-рых жили секулярные клирики, а также подчиненные им миряне. Такие поселения чаще всего обозначались как «монастырь» (monasterium) и «град» (ciuitas). Словом «монах» (ирл. manach) могли называться не только «настоящие» монахи, но и миряне, держатели церковных земель, находившиеся под властью настоятеля (см.: Charles-Edwards. 2000. P. 117-121). Некоторые упоминания о «монахах» в Житии К. скорее всего относятся к светским лицам, которые принимались в юрисдикцию настоятеля (напр., Сенах Рон, передавший на попечение К. себя, свой род и имущество, и паломник Тулхан, к-рый по прибытии на Иону «принял посох» и стал «монахом»). Т. о., данные о К. как о руководителе монашеской общины в Житии истолкованы как относящиеся к настоятелю смешанного церковного поселения, окруженному свитой из клириков и мирян.
Память К. 11 окт. указана в ирландских церковных календарях, составленных в 1-й пол. IX в.,- в Мартирологе из Тамлахты (Таллахта) (The Martyrology of Tallaght. 1931. P. 78) и в стихотворном Мартирологе Оэнгуса (Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 215). Имя К. значится в Миссале Стоу (кон. VIII - 1-я пол. IX в.), в литании святых, помещенной после подготовительной молитвы «Peccauimus Domine», и в диптихе в составе молитвы «Memento etiam» (ркп. Dublin. Royal Irish Academy. D.ii.3; The Stowe Missal / Ed. G. F. Warner. L., 1915. Vol. 2. P. 14, 16). Поминовение К. указано в ирл. календарях XII в. (Félire Húi Gormáin: The Martyrology of Gorman / Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 194-195; Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York / Ed. P. Ó Riain. L., 2002. P. 98, 159), а также в Мартирологе из Донегола, составленном Михалом О Клери в 1629-1630 гг. (The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland / Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 270-273).
Во 2-й пол. IX в. память К. была внесена в Мартиролог Узуарда (In Scotia sancti Cainichi abbatis - PL. 124. Col. 563-564). Поминовение святого указано в ряде континентальных литургических рукописей IX-X вв., часть которых создана ирл. писцами (напр., календарь IX в. из Райхенау - Karlsruhe. Badische Landesbibl. Cod. Aug. 167. Fol. 17v; см. также: Grosjean P. Notes d'hagiographie celtique 37-41 // AnBoll. 1957. T. 75. P. 373-420; Ó Riain. 2011. P. 140).
В Ирландии главной церковью и центром культа К. считалась обитель Ахад-Бо (Achad bó a primchell - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 222). Вероятно, преемником К. на должности настоятеля мон-ря был св. Либер († 618/9), память к-рого указана в Мартирологе из Тамлахты и в Мартирологе Гормана 8 марта. Скорее всего именно он (Либер, сын Аради) упомянут в Житии К. как юноша, которого К. привел к покаянию и который впосл. стал «мужем, достопочтенным на небе и на земле». Следующими аббатами, к-рые упоминаются в анналах, были Менн Баренн († 695), Скандал (Сканнал; † 782) и Фергил († 789). Ирл. эрудиты XVII в. (Джон Колган, Михал О Клери) отождествили Фергила со св. Виргилием († 784), еп. Зальцбурга, ирландцем, прибывшим на континент в 743 или 744 г. Эта гипотеза получила отражение в Анналах Четырех наставников: «Фергил... умер в Германии на 30-м году епископства» (Annala Rioghachta Eireann. 1848. Vol. 1. P. 390) (см.: Grosjean P. Virgile de Salzburg en Irlande // AnBoll. 1960. T. 78. P. 92-123; Enright M. J. Iona, Tara and Soissons: The Origin of the Royal Anointing Ritual. B.; N. Y., 1985. P. 95-97; Ó Fiaich T. Virgil's Irish Background and Departure for France // Seanchas Ardmhacha. 1985. Vol. 11. N 2. P. 301-318; Wolfram H. Virgil als Abt und Bischof von Salzburg // Idem. Salzburg, Bayern, Österreich: Die Conversio Bagoariorum et Carantanorum und die Quellen ihrer Zeit. W.; Münch., 1995. S. 254-255). Отождествлению аббата Фергила с Виргилием Зальцбургским препятствует то, что предшественник Фергила, Скандал, потомок Тадга, скончался в 782 г., когда Виргилий находился в Зальцбурге и управлял епископской кафедрой. С кон. VIII в. в анналах регулярно упоминаются аббаты Ахад-Бо, с кон. IX в. они именуются «наследниками Каннеха» (comarba Cainnig; запись о кончине Маэл Мартана, «наследника Каннеха», в 889).
По мнению М. Херберт, в Житии К. содержатся данные о конфликте между Ахад-Бо и монастырской конгрегацией св. Колумбы во 2-й пол. VIII в. Согласно этой гипотезе, описанные в Житии отношения между К., правителем Колманом Малым и св. Аэдом, сыном Брекка, являются отражением связей общины Ахад-Бо с потомками Колмана и с церковными общинами, возводившими происхождение к св. Аэду. В средневек. ирл. традиции Колман Малый считался прародителем незначительной династии Каилле Фолломан, земли которой находились на территории совр. графства Уэстмит. Однако совр. исследователи полагают, что Колман Малый - то же лицо, что и его брат Колман Большой (Колман Мор), основатель могущественной династии Кланн Колман, к-рая с VIII в. доминировала среди Юж. И Нейлов (см.: Mac Shamhráin A. Nebulae discutiuntur?: The Emergence of Clann Cholmáin, Sixth-Eighth Centuries // Seanchas: Studies in Early and Medieval Irish Archeology, History and Literature in Honour of F. J. Byrne / Ed. A. P. Smyth. Dublin, 2000. P. 83-97; Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2001 2 . P. XVII). В Житии упоминается об основании К. церкви на землях, пожертвованных Колманом Малым. К раннесредневековому храму может восходить протестантская церковь св. К. в Килкенни-Уэст, близ места, где находилась одна из церквей св. Аэда, сына Брекка,- Келл-Ар (ныне Киллар, графство Уэстмит). По мнению Херберт, наличие в Житии К. негативных замечаний о св. Колумбе связано с тем, что с сер. VIII в. правители Кланн Колман оказывали исключительное покровительство монастырю Иона и др. церковным общинам, основанным Колумбой, прежде всего Дермагу (ныне Дарроу, графство Оффали) (см.: Herbert. 2001).
Согласно Т. Чарлзу-Эдвардсу, житийное повествование о встрече К. с «толстым настоятелем» ц. Домнах-Мор-Рогни свидетельствует о конфликте между общиной Ахад-Бо и представителями этой церкви, которая могла занимать ведущее положение в обл. Осраге. Не исключено, что в Домнах-Мор-Рогни находилась епископская кафедра (Charles-Edwards. 2000. P. 262-264). Возможно, интересы крупных церковных общин получили отражение в ирл. Житии св. Киарана из Сагира (ныне Сейр-Киран, графство Оффали), согласно которому в Ахад-Бо пролегала граница между владениями св. Киарана и св. Брендана. В другом рассказе из Жития сообщается, что К. называл св. Киарана великим чудотворцем (Betha Ciarain Saighre (II). 7, 60 // Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 121-122). Это сообщение может свидетельствовать о соперничестве между общинами Ахад-Бо и Сагира за руководящее положение в обл. Осраге. Упоминания в Житии К. о дружбе и сотрудничестве святого и Колмана, сына Ферадаха, правителя Осраге, могут рассматриваться в связи со стремлением монастыря Ахад-Бо упрочить связь с местными правителями. В Житии упоминается о Четвероевангелии, которое было переписано К. на острове оз. Лох-Кре и получило название «Glass Kannechi» (ирл. Glas Chainnig). Возможно, эта книга, почитавшаяся как святыня, хранилась в Ахад-Бо. В монастыре Иона могла почитаться другая реликвия - плащ К., о к-ром упоминается в древнеирл. стихотворении «Реликварий Адомнана» (Gwynn L. The Reliquary of Adamnan // Archivium Hibernicum. 1915. Vol. 4. P. 206, 210, 212).
В Житии К. содержатся упоминания о др. церквах, основание к-рых приписывалось святому. На границе между владениями Юж. И Нейлов и обл. Муман (Мунстер) К. основал обитель Клуан-Брониг (ныне Клонброни, близ г. Бирр, графство Оффали). Согласно Житию, Либер, ставший впоследствии преемником К., поселился в обители Летубе-Канних (в анналах о ц. Летубе упом. под 773 и 779). Ряд др. эпизодов в Житии связан с деяниями К. в обл. Лаген (Лейнстер), в т. ч. повествование о Сенахе Роне и о спасении Долуэ Косоглазого, который впосл. стал великим подвижником и основал ц. Келл-Долуэ (см.: Charles-Edwards. 2000. P. 120-121). Младенец, спасенный от смерти К., впосл. стал св. Финтаном Мунну († 635), основателем ц. Тех-Мунну (ныне Тамон, графство Уэксфорд). Перед кончиной К. отказался принять последнее причастие от своих монахов, т. к. ожидал св. Финтана Маэлдуба, посланного Богом, чтобы причастить его. Упомянутый здесь Финтан Маэлдуб - это св. Финтан мокку Эхдах († 603), основатель обители Клуан-Эднех (ныне Клонена, графство Лишь). О почитании К. в обл. Лаген свидетельствует посвящение ему средневек. церкви в Фингласе (ныне пригород Дублина).
Упоминания о деяниях К. в обл. Муман немногочисленны, наиболее существенны данные о том, что святой подвизался на острове оз. Лох-Кре. Впоследствии здесь была основана ц. Монаинша, в VIII-IX вв. служившая местом уединения представителей движения Кели Де и принадлежавшая церковной общине Рос-Кре (ныне Роскрей, графство Типперэри) (см.: Carrigan. 1905. P. 50-51; Etchingham. 1999. P. 339, 350, 357).
О наличии церквей, связанных с К., в обл. Улад (Ольстер) упоминается в Трехчастном житии св. Патрикия (Bethu Phátraic: The Tripartite Life of Patrick / Ed. K. Mulchrone. Dublin, 1939. P. 97). Центром почитания К. здесь были земли племенного объединения Кианнахт Глинне Гемин, где родился святой. К XI в. относятся сведения о должности «наследника Каннеха в Кианнахте» (comarba Cainnigh i Ciannacht; записи в Ольстерских анналах под 1056 и 1090). Среди церквей, разоренных в 1197 г. англо-нормандским бароном Джоном де Курси, в анналах упоминаются храмы, находившиеся под покровительством К. Сведения о том, что резиденцией «наследника Каннеха» и центром почитания святого была ц. Друмакоз (графство Лондондерри), относятся к более позднему времени (Acts of Archbishop Colton in His Metropolitan Visitation of the Diocese of Derry, A. D. 1397 / Ed. W. Reeves. Dublin, 1850. P. 30, 132). В XVII в. ц. св. К. в Друмакозе была заброшена, но имя святого носят ныне действующие англиканские церкви в приходах Балти и Фоанвейл. О почитании К. в Уладе в XI-XII вв. свидетельствует практика наречения имени, в честь святого были названы Маэл Канниг († 1049), глава ц. Дам-Инис (Девениш, графство Фермана), и Маэл Канниг, который в 1185-1189 гг. был чтецом ц. Дайре (Дерри).
В XI в. обитель Ахад-Бо стала крупнейшей церковной общиной в обл. Осраге. В 1052 г. была построена новая церковь, в которую внесли раку с мощами К. О том, что в Ахад-Бо совершались паломничества, свидетельствует упоминание о кончине здесь в 1100 г. Макрата О Флатена, «наследника» св. Киарана из Клуан-Мокку-Носа (ныне Клонмакнойз) и св. Кронана из Туам-Грене (ныне Туамгрейни, графство Клэр) (см.: Carrigan. 1905. Vol. 1. P. 22; Vol. 2. P. 38). Однако уже к нач. XII в. относятся сведения о др. значительной церкви, связанной с именем К.,- Келл-Канних (ныне г. Килкенни). О церковном поселении Келл-Канних впервые упоминается под 1085 и 1106 гг. (Annala Rioghachta Eireann. 1848. Vol. 2. P. 922; Annals of Clonmacnoise / Ed. D. Murphy. Dublin, 1896. P. 189). В эпоху церковной реформы Келл-Канних стал центром управления Церковью в обл. Осраге. Вероятно, это было связано с тем, что здесь находилась одна из резиденций правителей Осраге из рода Мак Гилла Падрик (Фицпатрик). По решению синода в Рат-Бресале (1111) в Келл-Каннихе была основана епископская кафедра, юрисдикция к-рой распространялась на обл. Осраге. В соответствии с решениями синода в Келлсе (1152) епископство было включено в церковную пров. Дублин (Mac Erlean J. Synod of Raith Breasail: Boundaries of the Dioceses of Ireland (A. D. 1110 or 1118) // Archivium Hibernicum. Shannon, 1914. Vol. 3. P. 10, 20; Gwynn A. The Irish Church in the 11th and 12th Centuries / Ed. G. O'Brien. Dublin, 1992. P. 182, 185, 265).
Основание епископской кафедры в Келл-Каннихе (Килкенни) привело к уменьшению влияния ц. Ахад-Бо, но способствовало распространению почитания К. как покровителя обл. Осраге (Оссори). В кон. XII в. Килкенни стал одним из опорных пунктов англо-нормандских захватчиков, здесь находилась резиденция Уильяма Маршалла (1147-1219), 1-го герцога Пемброка, и его наследников. В 1-й пол. XIII в. у прежнего церковного поселения и замка Маршаллов сложился укрепленный город с приходской ц. Девы Марии и неск. мон-рями. На месте церковного поселения, от к-рого сохранилась круглая башня XI-XII вв., при еп. Гуго де Русе (1202-1218) был заложен кафедральный собор св. К. Готический 3-нефный храм с трансептом построен в XIII в., башня над средокрестием сооружена ок. 1350 г. (Galloway. 1992. P. 129-132; Halpin, Newman. 2006. P. 476-479). К сер. XIII в. относится самое раннее упоминание об источнике св. К. в Килкенни (Carrigan. 1905. Vol. 1. P. 37-38; Vol. 3. P. 190-191).
Почитание К. как покровителя епископства Оссори было закреплено решением провинциального синода, состоявшегося ок. 1320 г. под рук. Дублинского архиеп. Александра Бикнора. В соответствии с постановлением синода литургическое поминовение святых покровителей епископств Дублинской пров. со статусом «двойного» праздника (duplex) стало обязательным во всех диоцезах (Gwynn A. Provincial and Diocesan Decrees of the Diocese of Dublin during the Anglo-Norman Period // Archivium Hibernicum. 1944. Vol. 11. P. 82-83; Sharpe. 1991. P. 380-381). В рукописи известен средневек. оффиций с 9 чтениями в день памяти К. (Brux. 8590-8598. Fol. 182r-185v), близкий к нему текст опубликован Т. Мессингемом (Officia SS. Patritii, Columbae, Brigidae et aliorum quorundam Hiberniae Sanctorum / Ed. T. Messingham. P., 1620. P. 86-102; см.: ActaSS. Oct. T. 5. P. 642-643; Hughes K. The Offices of St. Finnian of Clonard and St. Cíanán of Duleek // AnBoll. 1955. T. 73. P. 343-344).
После основания епископской кафедры в Килкенни ц. Ахад-Бо (Ахабоу) стала центром сельского деканата в составе епископства Оссори. В 1172 г. часть земельных владений в Ахабоу, принадлежавших до того Дермоту О'Кили (Диармад О Каэлладе), была пожалована Адаму из Херефорда. В XIII-XIV вв. местность находилась под контролем английских колонистов и подвергалась нападениям гэльских вождей. В 1346 г., во время нападения Диармада Мак Гилла Падрика, церковь в Ахабоу сгорела, при этом был утрачен реликварий с мощами К. (The Annals of Ireland by Friar John Clyn and Thady Dowling / Ed. R. Butler. Dublin, 1849. P. 32-33). В 1359 г. представители рода Мак Гилла Падрик захватили находившееся в Ахабоу укрепление, после чего местность перешла под контроль ирландцев. В 1382 г. Финхин Мак Гилла Падрик (Флоренс Фицпатрик) основал здесь доминиканский монастырь, который подвергся секуляризации во время Реформации в Ирландии, но монашеская община существовала до XVIII в. (Carrigan. 1905. Vol. 2. P. 42-43).
После Реформации бывш. католич. храмы перешли под контроль протестантов, упоминание о католич. капелле в приходе Ахабоу относится к 1731 г. (в 1877 освящена новая ц. св. К. в Клоуке (Ibid. P. 69-70)). Протестант. приходская церковь, перестроенная из алтарной части средневекового храма (Ledwich. 1796. P. 87-88), была разобрана в 1818 г. На ее месте находится новая церковь, башня которой, возможно, относится к XV в. Рядом с приходской церковью сохранились руины храма доминиканского мон-ря (1-нефная церковь с юж. трансептом), который скорее всего был построен в XV в. (Halpin, Newman. 2006. P. 257-258). В XVIII в. местами паломничества католиков в Ахабоу были св. источник и куст св. К. В день памяти святого 10-11 окт. (21-22 окт. н. ст.) устраивалась ярмарка, католич. священник служил оффиций К. и мессу, однако к кон. XVIII в. традиция прервалась. В XIX в. источник св. К. был засыпан, куст высох. Близ Ахабоу указывали место, где, по преданию, едва не произошло сражение с жителями Килкенни, которые хотели увезти мощи К. Однако гроб святого чудесным образом раздвоился. Считалось, что настоящий гроб К. увезли в Килкенни, т. к. Ахабоу стало незначительным селением, а Килкенни - городом (Ledwich. 1796. P. 8, 83-84; Carrigan. 1905. Vol. 2. P. 47-50). В XIX в. К. почитался как покровитель католич. еп-ства Оссори, в Килкенни память святого отмечалась как «двойной» праздник 1-го класса с октавой (Baring-Gould, Fisher. 1908. P. 61). В 1824-1826 гг. в Килкенни построена католич. ц. св. К., в 1852 г. основана психиатрическая больница св. К. (закрыта в 2006). В наст. время в соответствии с календарем Римско-католической Церкви в Ирландии память К. совершается 11 окт.
В средние века в Шотландии было распространено почитание св. Кеннета, с которым связаны многочисленные топонимы и посвящения церквей (Forbes. 1872. P. 295-297). Св. Кеннет обычно отождествляется с К., хотя А. Бойл отметил, что это имя могло происходить от имени Кинаэд (Boyle A. Notes on Scottish Saints // The Innes Review. Glasgow, 1981. Vol. 32. N 2. P. 75-76). На тождество К. и Кеннета могут указывать такие топонимы как Килкеннет (Килхенних; о-в Тайри) и Килмеханнахе (Kilmechannache, ныне сел. Килкензи (обл. Аргайл); эта форма использована в грамоте кор. Роберта I Брюса (1306-1329), см.: Watson W. J. The History of the Celtic Place-Names of Scotland. Edinb., 1926. P. 188, 276). В литании из Данкелда, к-рая, возможно, восходит к X в., К. назван среди св. аббатов (Cahinninach - Forbes. 1872. P. LIX). В глоссах к Мартирологу Оэнгуса упоминается о церкви (reclés) во имя К. в Кеннригмонаде (Сент-Андрус). Память К. 11 окт. указана в календаре Арбутнотского миссала (1491) (Forbes G. H. Liber Ecclesie Beati Terrenani de Arbuthnott: Missale secundum usum ecclesiae sancti Andree in Scotia. Burntisland, 1864. P. CXII) и в Абердинском бревиарии (1510) (Breviarium Aberdonense. L., 1854. Vol. 1: Pars estiva. Fol. 125).
По мнению нек-рых исследователей, К. была посвящена англикан. приходская церковь в сел. Ллангеннех (Уэльс) (Baring-Gould, Fisher. 1908. P. 56), но точных сведений о почитании К. в Уэльсе нет.