Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РАДЕГУНДА
59, С. 205-209 опубликовано: 29 января 2025г. 


РАДЕГУНДА

[лат. Radegundis, франц. Radegonde] (ок. 520 - 13.08. 587, Пиктавий (ныне Пуатье, Франция)), франк. королева, мон., основательница мон-ря Св. Креста в Пиктавии, св. (пам. зап. 13 авг.).

Источники

Св. Радегунда. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1146–1151 гг. Фото: М. Лидова
Св. Радегунда. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1146–1151 гг. Фото: М. Лидова

Св. Радегунда. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1146–1151 гг. Фото: М. Лидова
Основные сведения о Р. содержатся в трудах лично знавших ее современников: еп. Григория Турского (538/9 - 593/4) и еп. Венанция Фортуната (ок. 535 - ок. 600 или 609). В «Историях» еп. Григорий рассказывает о происхождении Р., ее браке с кор. Хлотарем I, принятии монашеского пострига и основании мон-ря в Пиктавии (Greg. Turon. Hist. Franc. III. 4, 7), приобретении реликвий, в т. ч. частицы Честного Креста, и конфликте с еп. Пуатье Маровеем (Ibid. IX. 40), а также о ее кончине и погребении (Ibid. IX. 2). Кроме того, он упоминает ряд чудес, происшедших в монастыре при жизни святой (Ibid. VI. 29, 34), и подробно рассказывает о беспорядках в Пиктавии вскоре после смерти Р. (Ibid. IX. 39-43; X. 14-17, 20). Еп. Григорий также приводит послание к Р. галльским епископам, не названным по имени. В нем Р. сообщает об основании монастыря, принятии Устава еп. Кесария Арелатского, а также просит о покровительстве обители после ее смерти (Ibid. IX. 42). В «Истории» приведен и ответ епископов - участников Туронского Собора 567 г. во главе с еп. Евфронием Туронским, на это же или на другое несохранившееся послание Р. (Ibid. IX. 39). Подробный рассказ о погребении Р. еп. Григорий, лично возглавивший церемонию, включил в соч. «О славе исповедников» (Idem. Glor. conf. 104). В соч. «О славе мучеников» он упомянул о том, как Р. приобрела для своего мон-ря частицу Св. Креста и мощи мн. святых, а также сравнил ее с равноап. Еленой. Кроме того еп. Григорий описал неск. чудес, совершившихся от этих реликвий (Idem. Glor. martyr. 5). Еп. Венанций Фортунат, познакомившийся с Р. в 567 г., стал ее близким другом. Сохранилось ок. 50 его стихотворений и посланий, адресованных Р. или др. пиктавийским монахиням (Venant. Fort. Carm.). Фортунат также посвятил Р. стихотворное «Житие св. Мартина» (CPL, N 1037; изд.: Venant. Fort. Opera poetica / Ed. F. Leo. B., 1881. P. 293-370). Известно, что Р. тоже посылала Фортунату стихи, но они не сохранились. Спорным остается вопрос об авторстве 3 стихотворных посланий от имени Р.: к ее двоюродному брату Амалафриду, который после гибели королевства тюрингов бежал в К-поль, где сделал успешную военную карьеру (озаглавлено «О гибели Тюрингии» (De excidio Thoringiae) и написано по образцу античных стихотворений о гибели Трои); к некоему Артахизу, родственнику умершего Амалафрида; к имп. Юстину II и его жене Софии с благодарностью за присланные реликвии (Venant. Fort. 1881. P. 271-279). Традиционно считалось, что они написаны еп. Венанцием Фортунатом, с кон. XIX в. нек-рые исследователи высказывали мнение, что автором была сама Р. (подробнее о дискуссии и об аргументах в пользу авторства Фортуната: Brennan. 1996). Из остальной переписки Р., вероятно довольно обширной, сохранилось лишь адресованное ей и некой Рихильде (возможно, др. имя Агнеcсы, аббатисы мон-ря Св. Креста в Пиктавии) послание аббатисы Кесарии Младшей (возможно, племянницы или сестры еп. Кесария Арелатского) в ответ на просьбу прислать список устава для жен. мон-рей, составленного еп. Кесарием (CPL, N 1054).

Вскоре после смерти Р. еп. Венанций Фортунат написал ее 1-е Житие (CPL, N 1042; BHL, N 7048; изд.: Venant. Fort. 1888. P. 364-377). В нем основное внимание уделено аскетическим подвигам святой, к-рые она совершала и в мирской жизни, и после принятия монашеского пострига. Рассказывается о нескольких ее прижизненных чудесах. Житие получило достаточно широкое распространение в средневек. Зап. Европе (известно ок. 30 списков, самый ранний - в легендарии кон. VIII в., возможно, из Корби, ныне: Torino. Bibliot. Nazionale Universitaria. MS D.V.3), оказало влияние на развитие лат. житийной литературы, посвященной святым женам (Moulinier. 2001). В нач. VII в. (не позднее 613) Баудонивия, монахиня из Пиктавия, воспитанная Р., составила 2-е Житие, задуманное как дополнение к сочинению Фортуната (BHL, N 7049; изд.: Venant. Fort. 1888. P. 377-395). Она включила материал, отсутствующий в 1-м Житии, в т. ч. о приобретении Р. частицы Св. Креста и др. реликвий, о ее смерти и погребении, привела ряд прижизненных и посмертных чудес святой, а также 3 ее видения. В сочинении мон. Баудонивии больший акцент сделан на статусе Р. как представительницы знатного рода и королевы. Даже после ухода в мон-рь она сохранила контакты с двором, играла роль миротворца в конфликтах между франк. королями, выступала как заступница своей обители и при жизни, и после смерти. Сохранилось ок. 15 рукописей этого Жития (самые ранние - Х в.), в большинстве случаев оно содержится вместе с сочинением Фортуната, как его 2-я книга. В кон. XI или нач. XII в. плодовитый лат. поэт и писатель Хильдеберт Лаварденский, еп. Ле-Мана (1097-1125; впосл. архиепископ Турский (1125-1133)), составил новое Житие, переработав материал из сочинений Фортуната и мон. Баудонивии в соответствии с лит. вкусами своего времени (BHL, N 7051). Он также внес нек-рые содержательные дополнения, напр., утверждение, что Р. сохранила девственность в браке. Труд не получил широкого распространения. Единственная известная рукопись (вероятно, XIII или XIV в.), по к-рой он был напечатан в 1708 г., впосл. была утрачена (ActaSS. Aug. T. 3. P. 83-92).

Житие

Р. была дочерью Бертахара, короля герм. племени тюрингов, занимавшего земли в Центр. Германии (в бассейнах рек Майн и Зале). Ок. 525-530 гг. Бертахар был убит своим братом Германифридом. В 531 г. франк. короли Теодорих I (511-533/4) и Хлотарь I (511-561) из династии Меровингов разбили Германифрида и завоевали королевство тюрингов. Хлотарь увез Р. и ее брата как заложников. Они воспитывались в королевском поместье Ати в Вермандуа (ныне департамент Сомма, Франция). По свидетельству Фортуната, Р. в детстве научилась читать и писать, впосл. в круг ее чтения входили труды свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого, свт. Афанасия Великого, еп. Илария Пиктавийского, свт. Амвросия Медиоланского, блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина, Целия Седулия и Павла Орозия (Venant. Fort. Carm. VIII. 1). Баудонивия отмечала интерес Р. к чтению и постижению смысла Свящ. Писания (Idem. 1888. P. 383-384). Р. с детства отличалась набожностью, мечтала о мученической кончине и стремилась служить ближним. Позднее (вероятно, между 536 и 540) Хлотарь взял Р. в жены. Известно о 6 женах и конкубинах Хлотаря, хронология его браков остается спорной, возможно, он, как и некоторые др. ранние Меровинги, практиковал многоженство (Smith. 2009. P. 305). Брак Р. с Хлотарем был бездетным. По словам Фортуната, Р. тяготилась обязанностями королевы, тайно практиковала аскезу (носила власяницу, молилась по ночам, довольствовалась самой простой пищей), заботилась о бедных, в т. ч. построила в Ати дом для нуждающихся женщин, щедро жертвовала монастырям. Ок. 550 г., после того как Хлотарь приказал убить брата Р., она покинула двор и отправилась в г. Новиомаг (ныне Нуайон) и добилась от еп. Медарда, чтобы он совершил над ней монашеский постриг и посвятил в диакониссы. Затем Р. посетила общины святых Иумера, Дадона и Гундульфа, позднее ставшего епископом Меттиса (ныне Мец), а также предприняла паломническую поездку в Туроны (ныне Тур) к гробнице еп. Мартина и в Кондат (ныне Канд-Сен-Мартен), где умер этот святой. Все эти церкви и мон-ри она щедро одарила. Возможно, тогда же она основала в Туронах муж. мон-рь, упоминаемый Баудонивией (Venant. Fort. 1888. Р. 388-389). Затем Р. поселилась на предоставленной ей кор. Хлотарем вилле Сведы (ныне Се, деп. Вьенна). По сообщению Баудонивии, спустя нек-рое время (возможно, ок. 555) Хлотарь попытался вернуть ко двору бывш. жену, но Р. при содействии Германа, еп. Паризиев (ныне Париж), смогла отговорить его от этого замысла. Затем при поддержке приближенных кор. Хлотаря: Пиенция, еп. Пиктавия († ок. 560), и Австрапия, дукса (герцога) Турон и Пиктавия, она основала в Пиктавии, внутри городских стен, жен. мон-рь во имя Пресв. Богородицы (по др. версии, мон-рь был основан ранее, в 552 или 553).

Р. ввела в обители устав, составленный для жен. мон-рей еп. Кесарием Арелатским. Возможно, для его изучения она посетила Арелат (ныне Арль), где познакомилась с аббатисой Кесарией Младшей. Позднее та прислала в Пиктавий список устава. Устав предполагал строгий затвор и избрание настоятельницы самими монахинями. Р. пожелала остаться простой монахиней, добившись избрания аббатисой своей воспитанницы Агнессы. Среди насельниц мон-ря были представительницы галло-римской (напр., Юстина, племянница еп. Григория Турского, и Дисциола, племянница Сальвия, еп. г. Альбига (ныне Альби)) и франк. аристократии, в т. ч. принадлежавшие к роду Меровингов (Базина, дочь кор. Хильперика I, и Хродехильда (Клотильда), дочь кор. Хариберта I). Ко времени смерти Р. в монастыре жили ок. 200 монахинь. Ок. 561 г. при поддержке аристократа (лат. vir inlustrus) Льва, возможно приближенного Храмна, сына Хлотаря I, к-рый ок. 555-560 гг. восстал против отца и установил контроль над частью Аквитании, Р. построила близ Пиктавия базилику во имя Пресв. Богородицы (Halfond. 2017).

Баудонивия отмечает стремление Р. к приобретению различных реликвий, проявившееся еще в мирской жизни. Живя на вилле Сведы, она получила от пресв. Магна частицы мощей ап. Андрея Первозванного и др. святых. Уже после основания мон-ря она отправила в Иерусалим врача Реовала (впосл. ставшего священником), который с разрешения не названного по имени патриарха Иерусалимского привез в Пиктавий мизинец мч. Маманта Кесарийского (возможно, первоначальной целью посольства было приобретение частицы Св. Креста: Moreira. 1993. P. 291-298). Желая приобрести частицу Св. Креста, Р. обратилась к Сигиберту I, кор. Австразии (561-575), с просьбой о разрешении отправить посольство за реликвиями в К-поль. Посланцы Р., в т. ч. Реовал, побывали в К-поле в 568-569 гг. и получили от имп. Юстина II и его жены Софии частицу Св. Креста в реликварии, украшенном золотом и самоцветами, а также др. реликвии и Евангелие в драгоценном окладе (Venant. Fort. 1888. P. 388). Посольство Р. могло быть связано с дипломатическими переговорами, которые кор. Сигиберт I ок. 565-574 гг. вел с имп. Юстином II, надеявшимся на помощь франков в изгнании из Италии лангобардов (Cameron. 1976). Прибытие в Пиктавий Св. Креста усугубило конфликт Р. с местным еп. Маровеем (ок. 568 - до 594). Он, как и его предшественник Пасценций (ок. 561 - ок. 567), поддерживал культ еп. Илария, центром которого была базилика, расположенная к юго-западу от стен Пиктавия. Появление в городе новой почитаемой реликвии грозило уменьшением значения базилики еп. Илария. Кроме того, еп. Маровей воспринимал монастырь Р., поддерживавшей прямые контакты с королевским двором и др. епископами, как угрозу собственной власти. Вероятно, именно по этой причине церемонию посвящения аббатисы Агнессы совершил еп. Герман Паризийский, а не епископ Пиктавия. После возвращения посольства из К-поля еп. Маровей отказался возглавить церемонию внесения реликвий в монастырь и покинул город. Р. распорядилась поместить реликварий со Св. Крестом в своем мон-ре в Туронах и обратилась к кор. Сигиберту I с просьбой разрешить другому епископу совершить церемонию. По поручению короля это сделал Евфроний, еп. Туронский. Существует предположение, что конфликт Р. с еп. Маровеем имел и политическую подоплеку, поскольку епископ был ставленником кор. Хильперика I (561-584), враждовавшего с Сигибертом I, покровителем Р. (Dailey. 2012). В честь прибытия реликвии Св. Креста еп. Венанций Фортунат составил ряд стихотворений, в т. ч. гимны «Знамена веют царские» (Vexilla regis prodeunt) и «Воспой, язык, сраженье славной страсти» (Pange, lingua, gloriosi proelium certaminis), вошедшие в лат. богослужение. Вместе с тем он не стал рассказывать об этом событии в составленном им Житии Р., вероятно не желая конфликта с еп. Маровеем. Реликварий с частицей Св. Креста хранился в особой капелле, возможно построенной в подражание ц. Санта-Кроче-ин-Джерузалемме в Риме (остатки раскопаны в 1962; Noga-Banai. 2019). После прибытия реликвий мон-рь в Пиктавии стали называть в честь Св. Креста.

Мощи и почитание

Р. скончалась 13 авг. 587 г. в своем мон-ре. Поскольку еп. Маровей отсутствовал в городе (возможно, намеренно), церемонию ее погребения в ц. Пресв. Богородицы за стенами Пиктавия возглавил еп. Григорий Турский. По-видимому, гробница быстро стала центром местного культа. В Житии авторства Баудонивии упоминаются исцеление слепого, происшедшее во время погребальной процессии, а также ряд др. исцелений на гробнице святой, в т. ч. некоего аббата Аббона, приехавшего в Пиктавий вместе с Лейфастом, еп. Августодуна (ныне Отён). Исцеление получали также те, кто выпивали воду, в к-рую погружали покров с гробницы святой. Вскоре после смерти Р. аббатиса Агнесса обратилась за покровительством к еп. Маровею, к-рый получил от кор. Хильдеберта II (575-595) грамоту, подтверждавшую контроль епископа над монастырем. Однако вскоре мир в обители был нарушен. После смерти Агнессы против ее преемницы Леубоверы подняли восстание ок. 40 монахинь во главе с Базиной, дочерью кор. Хильперика I, и Хродехильдой, дочерью кор. Хариберта I (589). Они отправились в Туроны, где им дал пристанище еп. Григорий, а Хродехильда обратилась за помощью к кор. св. Гунтрамну. Не получив от него поддержки, монахини (нек-рые из них в Туронах нарушили обеты и вступили в брак) вернулись с нанятым вооруженным отрядом в Пиктавий, захватили мон-рь и устроили в городе беспорядки. По приказу кор. Хильдеберта II один из его комитов (графов) подавил восстание. На церковном суде под предводительством Гундегизиля, еп. Бурдигальского (к митрополии к-рого относился Пиктавий) Базина, Хродехильда и их сторонники были осуждены и отлучены от Церкви. Базина и Хродехильда позднее были помилованы Собором в Меттисе (нояб. 590), Базина вернулась в мон-рь. Житие Р., написанное Баудонивией, возможно, было призвано изгладить память об этих драматических событиях и способствовать консолидации монастырской общины вокруг почитания ее основательницы. На противоречивое восприятие фигуры Р. в монастыре указывает изложенная Баудонивией история о наказании Виноберги, одной из служанок Р., к-рая осмелилась после смерти святой сесть в ее кресло. Ее внутренности были охвачены огнем; мучения прекратились лишь спустя 3 дня, когда она принесла покаяние (Venant. Fort. 1888. P. 385-386). Баудонивия отмечала, что ко времени, когда она писала Житие (нач. VII в.), базилику, где была похоронена Р., стали называть в ее честь. При церкви возникла община клириков, Баудонивия упоминает ее настоятеля (abbas) Арнегизиля (Ibid. P. 394).

В IX в. покровительство мон-рю Св. Креста в Пиктавии и ц. св. Радегунды оказывали представители династии Каролингов. Имп. Людовик Благочестивый издал (ок. 822-824) капитулярий, отдававший монахинь и клириков под покровительство своего сына Пипина, назначенного королем Аквитании (797-838). Максимальное число монахинь устанавливалось в 100 чел., клириков - в 30 (MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 302). Пипин в 838 г. был похоронен в ц. cв. Радегунды. В 863 г. церковь была разорена норманнами, восстановлена аббатисой Ротрудой († до 878), дочерью кор. Карла Лысого, и заново освящена 24 сент. 863 г. Еще одну грамоту, подтверждавшую мон-рю и ц. cв. Радегунды ранее предоставленные им привилегии, издал в 878 г. брат Ротруды, кор. Людовик II Заика (877-879). Согласно традиции, отмеченной историком XVI в. Ж. Буше, во время нападения норманнов мощи Р. были перенесены в монастырь Сен-Бенуа-де-Кенсе, к югу от Пуатье, но достоверность этого сообщения сомнительна (Edwards. 2019. P. 101). В 955 г. церковь вновь пострадала при осаде Пуатье Гуго Великим, графом Парижским (ок. 898-956). К 970 г. община при ц. cв. Радегунды представляла собой коллегию секулярных каноников (Ibid. P. 100). В XI в. произошло возрождение интереса к культу Р. В февр. 1012 г., при аббатисе Белиарде, во время строительных работ в ц. cв. Радегунды была обнаружена крипта, где покоились мощи святой. Она была восстановлена, гробница Р. открыта для паломников. Церковь, пострадавшая от землетрясений и пожаров (1018, 1083), была вновь перестроена в романском стиле в кон. XI в. и освящена 18 окт. 1099 г. С XII в. она была одним из промежуточных пунктов паломников на пути в Сантьяго-де-Компостела. Важным свидетельством культа Р. стало создание в посл. четв. XI в., вероятно в мон-ре Св. Креста, богато иллюминированной рукописи ее Жития (ныне Poitiers. Biblioth. Municipale. 250; первоначально включала оба Жития, отрывки из «Историй» и «О славе исповедников» еп. Григория Турского, литургические тексты в честь Р., документы о привилегиях мон-ря; впосл. листы с Житием авторства Баудонивии были утрачены). Возможно, с перестройкой ц. св. Радегунды в кон. XI в. было связано и создание еп. Хильдебертом Лаварденским нового Жития. При перестройке в XIII в. нефа ц. cв. Радегунды в готическом стиле в 1269 г. в нем были установлены витражи, в т. ч. со сценами, посвященными Р. (большинство демонтировано в 1783). С кон. XIII в. в мон-ре Св. Креста наряду с годовщиной кончины Р. (13 авг.) отмечались и другие связанные с ней праздники: обретение ее мощей в 1012 г. (reversio; 28 февр.), перенесение мощей (3 авг.), принесение в Пиктавий реликвии Св. Креста (19 нояб.), а также еще один праздник без уточнения подробностей (25 окт.; к XV в. связывался с прибытием святой в Пиктавий). С XIV в. праздник 28 февр. начал ассоциироваться со спасением Р., укрывшейся от преследовавшего ее кор. Хлотаря на чудесно выросшем овсяном поле (упоминается в источниках с сер. XIII в.). В позднее средневековье получил распространение обычай приносить овес как подношение к гробнице Р. В день 3 авг. совершалась торжественная процессия с изображением Р. из мон-ря Св. Креста к ее гробнице. Ко 2-й пол. XV в. праздник стали связывать с явлением Христа Р., о к-ром упоминает Баудонивия. С XIV в. в мон-ре показывали камень с отпечатком стопы Христа (после разрушения мон-ря в 1792 перенесен в ц. cв. Радегунды). В XIII-XIV вв. были составлены 2 сборника историй о чудесах, совершившихся на могиле святой (BHL, N 7054c, 7054d; не опубликованы). Жан I Великолепный, герцог Беррийский и граф Пуату (1340-1416), младший сын кор. Иоанна II Доброго (1350-1364), получил разрешение 28 мая 1412 г. вскрыть гробницу Р. в присутствии еп. Пуатье и др. священнослужителей. Согласно описанию церемонии, мощи святой были нетленными. Герцог с разрешения каноников снял кольцо с пальца святой, но не смог отделить ее главу. Церковь св. Радегунды была разорена гугенотами во время религ. войн во Франции (1562). Они осквернили мощи святой; в 1566 г. обгоревшие останки были помещены обратно в реликварий, оставшийся в церкви. При его обследовании 13 дек. 1988 г. внутри был обнаружен скелет женщины небольшого роста. В XVII-XVIII вв. гробница Р. оставалась популярным местом паломничества. В сер. XVII в. в церкви была установлена мраморная статуя Р. (скульптор Н. Лежандр; по нек-рым сведениям, имеет портретное сходство с Анной Австрийской, женой кор. Людовика XIII). Община каноников при церкви была упразднена в годы Французской революции (1789-1799). Новый импульс культ Р. получил во 2-й пол. XIX в., когда возобновилась практика паломничества. Папа Римский Лев XIII в честь 1300-летия кончины Р. распорядился короновать ее статую и назвал Р. «матерью Франции» (бреве от 12 июля 1887).

В средние века почитание Р. распространилось во Франции (гл. обр. в зап. и сев. районах), в Англии (отмечено с IX в., получило новый импульс после Нормандского завоевания 1066), ряде герм. земель (Франконии, Баварии, Тюрингии), Австрии. День памяти Р. под 13 авг. встречается в нек-рых ранних рукописях Мартиролога Иеронима (включая бернскую и вайсенбургскую: ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1. P. 105), а также в ирл. Мартирологе из Тамлахты (Таллахта), стихотворном Мартирологе Вандальберта Прюмского. В традиции средневек. «исторических» мартирологов заметка о Р. под 13 авг. впервые встречается у Узуарда. Рассказы о Р. включены во мн. агиографические сборники позднего средневековья и раннего Нового времени (Пьера Кало, Петра Наталиса, Лаврентия Сурия и др.). Под той же датой (13 авг.) ее включил в Римский Мартиролог кард. Ц. Бароний (80-е гг. XVI в.).

Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 46-92; Greg. Turon. Glor. conf. 104; idem. Glor. martyr. 5; idem. Hist. Franc.; Venant. Fort. Opera poetica / Ed. F. Leo. B., 1881. (MGH. SS. AA; T. 4/1) (рус. пер.: Венанций Фортунат. Избр. стихотворения / Пер. с лат., коммент.: Р. Л. Шмараков. М., 2009); idem. De vita S. Radegundis libri II // MGH. SS. Scr. Mer. 1888. T. 2. P. 358-395 (рус. пер.: Венанций Фортунат. Житие св. Радегунды / Пер. с лат., коммент.: Н. Ю. Бикеева // Адам и Ева: Альм. гендерной истории. М., 2012. № 20. С. 188-204); Баудовиния. Житие св. Радегунды. Гл. 1-14 / Пер. с лат., коммент.: Н. Ю. Бикеева // Адам и Ева: М., 2017. № 25. С. 306-328; То же: Гл. 15-28 // Там же. 2018. № 26. С. 207-225; Césarie abbesse d'Arles. Lettre aux saintes dames Richilde et Radegonde // Eadem. Œuvres monastiques / Éd. A. de Vogüé, J. Courreau. P., 1988. Vol. 1. P. 476-495. (SC; 345) (рус. пер.: Цезария Младшая. Послание Рихильде и Радегунде / Пер. с лат., коммент.: Ю. М. Прогунова // Cursor Mundi: Человек Античности, Средневековья и Возрождения. Иваново, 2014. № 6. С. 73-79); La Vie de S. Radegonde par Fortunat: Poitiers, Bibliothèque Municipale MS 250 (136) / Publ. R. Favreau. P., 1995.
Лит.: Aigrain R. S. Radegonde (vers 520 - 587). P., 19182; Cameron A. The Early Religious Policies of Justin II // Studies in Church History. Camb., 1976. Vol. 13. P. 51-67; Scheibelreiter G. Konigstochter im Kloster: Radegund (d. 587) und der Nonnenaufstand von Poitiers (589) // MIOG. 1979. Bd. 87. S. 1-37; Brennan B. St Radegund and the Early Development of Her Cult at Poitiers // JRH. 1985. Vol. 13. P. 340-354; idem. The Disputed Authorship of Fortunatus' Byzantine Poems // Byz. 1996. Vol. 66. P. 335-345; La Riche personnalité de St. Radegonde: Conférences et homélies prononcées à Poitiers à l'occasion du XIVe centenaire de sa mort (587-1987). Poitiers, 1988; Gäbe S. Radegundis: sancta, regina, ancilla: Zum Heiligkeitsideal der Radegundisviten von Fortunat und Baudonivia // Francia. Sigmaringen, 1989. Bd. 16. S. 1-30; Carrasco M. E. Spirituality in Context: The Romanesque Illustrated Life of St. Radegund of Poitiers: (Poitiers, Bibliothèque Municipale, MS 250) // The Art Bull. N. Y., 1990. Vol. 72. P. 415-435; Folz R. Les Saintes Reines du Moyen Âge en occident (VIe-XIIIe siècles). Brux., 1992; Moreira I. Provisatrix Optima: St Radegund of Poitiers' Relic Petitions to the East // JMedH. 1993. Vol. 19. P. 285-305; Van Dam R. Saints and their Miracles in Late Antique Gaul. Princeton, 1993; Whatley G. E. An Early Literary Quotation from the Inventio S. Crucis: A Note on Baudonivia's Vita S. Radegundis (BHL 7049) // AnBoll. 1993. Vol. 111. P. 81-91; Favreau R. Le Culte de St. Radegonde à Poitiers au Moyen Âge // Les Religieuses dans le cloître et dans le monde des origines à nos jours / Publ. N. Bouter. Poitiers, 1994. P. 91-109; Coates S. Regendering Radegund?: Fortunatus, Baudonivia and the Problem of Female Sanctity in Merovingian Gaul // Gender and Christian Religion / Ed. R. N. Swanson. Woodbrige, 1998. P. 37-50: (Studies in Church History; 24); Kleinmann D. Radegunde: Eine europäische Heilige, Verehrung und Verehrungsstätten im deutschsprachigen Raum. Graz, 1998; Moulinier L. Un témoin supplémentaire du rayonnement de S Radegonde au Moyen Âge?: La Vita domnae Juttae (XIIe siècle) // Bull. de la société des Antiquaires de l'Ouest et de musées Poitiers. Ser. 5. 2001. Vol. 15. P. 181-197; Wehlau R. Literal and Symbolic: The language of asceticism in Two Lives of Radegund // Florilegium. Ottawa, 2002. Vol. 19. P. 75-89; Joye S. Basine, Radegonde et la Thuringe chez Grégoire de Tours // Francia. 2005. Bd. 32. S. 1-18; Hahn C. J. Collector and Saint: Queen Radegund and Devotion to the Relic of the True Cross // Word and Image. L., 2006. Vol. 22. P. 268-274; Radegonde de la couronne au cloоtre / Dir. R. Favreau. Poitiers, 2006; Radegunde: Ein Frauenschicksal zwischen Mord und Askese / Hrsg. H. Eidam, G. Noll. Erfurt, 2006; Smith J. M. H. Radegundis peccatrix: Authorizations of Virginity in Late Antique Gaul // Transformations of Late Antiquity: Essays for P. Brown / Ed. P. Rousseau. Aldershot, 2009. P. 303-326; Glenn J. Two Lives of St. Radegund // The Middle Ages in Texts and Texture / Ed. J. Glenn. Toronto, 2011. P. 57-70; Dailey E. T. Misremembering Radegund's Foundation of Sainte-Croix // Erfahren, erzählen, erinnern: Narrative Konstruktionen von Gedächtnis und Generation in Antike und Mittelalter / Hrsg. H. Brandt et al. Bamberg, 2012. S. 117-140; Jones L. A. Perceptions of Byzantium: Radegund of Poitiers and Relics of True Cross // Byzantine Images and their Afterlives: Essays in Honor of A. W. Carr / Ed. L. A. Jones. Farnham, 2014. P. 105-124; Бикеева Н. Ю. «Тайный» аскетизм св. Радегунды: Конструирование святости в агиографии Раннего Средневековья // УЗ Казанского ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2016. Т. 158. № 3. С. 796-806; она же. Женские мон-ри в системе «баланса сил» во Франкском гос-ве Меровингов // Там же. 2018. Т. 160. № 3. С. 710-722; она же. Образы св. Радегунды в источниках эпохи Меровингов: Письма, жития, история, поэзия // Там же. 2019. Т. 161. № 2/3. С. 43-59; Halfond J. Ecclesiastical Politics in the Regnum Chramni: Contextualising Baudonivia's Vita Radegundis, Ch. 15 // JEcclH. 2017. Vol. 68. N 3. P. 474-492; Edwards J. C. Superior Women: Medieval Female Authority in Poitiers' Abbey of Sainte-Croix. Oxf.; N. Y., 2019; Noga-Banai G. Relocation to the West: The Relic of the True Cross in Poitiers // East and West in the Early Middle Ages: The Merovingian Kingdoms in Mediterranean Perspective / Ed. S. Esders et al. Camb., 2019. P. 189-201.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мощи, в современном руссском языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания Почитание святых в Римско-католической Церкви Основатели монастырей Римско-Католической Церкви Королевские династии. Европа Радегунда (ок. 520 - 587), франкская королева, монахиня, основательница монастыря Святого Креста в Пиктавии, святая (пам. зап. 13 авг.)
См.также:
ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.)
ГОРГОНИЙ И ДОРОФЕЙ († 303), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. зап. 9 сент.)
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.)
ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.)
ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
ИППОЛИТ (1-я пол. III в.), мч. Римский (пам. 13 авг.)
ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
КАННЕХ († 599/600), св. (пам. зап. 11 окт.), основатель мон-ря Ахад-Бо (Ирландия)
КОЛУМБАН († 23 нояб. 615), прп. (пам. зап. 23 нояб.), деятель зап. монашества, основатель Луксовий и Бобий; церковный писатель
КОМГАЛЛ († 602), св. (пам. зап. 10 мая), основатель монастыря (церковного поселения) Беннхор (ныне Бангор, графство Даун, Сев. Ирландия)