[ирл. Ciarán; лат. Ceranus, Keranus, Queranus; англ. Ciaran, Kieran] († 549), св. (пам. зап. 9 сент.), основатель мон-ря (церковного поселения) Клуан-Мокку-Нос (ныне Клонмакнойз, графство Оффали, Ирландия).
Житие К. известно в 4 версиях (3 на латыни, 1 на ирл. языке). Самым полным является лат. Житие, к-рое включено в Дублинское (Килкеннийское) собрание житий ирландских святых (обозначается сиглой M или D) и издано Ч. Пламмером по рукописи Dublin. Marsh's Library. Z 3.1.5. Fol. 144v - 148 (XV в.) (изд.: Plummer. Vitae. T. 1. P. 200-216). Другая латинская версия Жития (R или O) входит в состав Оксфордского собрания, издана Р. А. С. Макалистером по рукописям Bodl. Rawl. B. 485 и B. 505 (XIV в.) (изд.: The Latin and Irish Lives of Ciaran. 1921. P. 172-183). Особую версию представляет собой Житие К. из Саламанкского собрания (Brux. 7672-7674, XIII - нач. XIV в.; сохр. только начальная часть Жития; изд.: Heist. Vitae. P. 78-81). Пространная ирл. версия Жития К., написанная в форме гомилии на день памяти святого и на стих Мф 7. 12, содержится в т. н. Книге из Лисмора (нач. XV в.) и в рукописи XVII в., выполненной Михалом О Клери (Brux. 4190-200. Fol. 154-170v; изд.: Lives of Saints from the Book of Lismore. 1890. P. 117-134).
История текста Жития и датировка версий до конца не определены. Пламмер отметил, что оксфордская редакция Жития скорее всего является переработкой дублинской версии: текст существенно сокращен, добавлены ссылки на Свящ. Писание и рассуждения моралистического характера. Ирландское Житие, по мнению Пламмера, основано на лат. оригинале, который, однако, не был тождествен ни одной из сохранившихся лат. версий (Plummer. Vitae. T. 1. P. XLVIII-LI). Согласно Дж. Кенни, все версии Жития восходят к первоначальному тексту или сборнику текстов о К., созданному в Клуан-Мокку-Носе не позднее IX в. Исследователь попытался выделить эпизоды, которые, по его мнению, содержались в первоисточнике (повествование о смерти К., рассказы о происхождении реликвий и др.- Kenney. Sources. P. 379). Р. Шарп согласился с предположением Кенни о едином первоисточнике, отметив, что все сохранившиеся версии в той или иной мере подверглись переработкам (Sharpe. 1991. P. 391). По мнению Шарпа, дублинская версия была выполнена в 20-х гг. XIII в., оксфордская версия представляет собой сокращение, сделанное в кон. XIII в. для богослужебных нужд. Обе эти версии восходят к одной редакции Жития, саламанкская - к другой (Ibid. P. 291-292). Согласно К. Маккоуну, саламанкская версия является сокращением дублинской (McCone K. An Introduction to Early Irish Saints' Lives // The Maynooth Review. 1984. Vol. 11. P. 52). По мнению М. Герберт, ирл. версия Жития, сохранившаяся в Книге из Лисмора, была составлена в Клуан-Мокку-Носе между сер. XI и сер. XII в. (Herbert. 1994). А. Кенель попыталась восстановить историю текста Жития, опираясь на выводы Шарпа о развитии агиографического творчества в Ирландии. Поскольку К. был одним из самых известных ирландских святых, первоначальное Житие могло быть составлено в VII в., самое позднее в VIII в. Среди древнейших эпизодов, сохранившихся в разных версиях Жития,- рассказ о пире в Клуан-Мокку-Носе, к-рый, по мнению Кенель, был записан скорее всего не позже сер. VII в. Столь ранняя датировка первоначального Жития основана на предположении Шарпа, что в IX-XI вв. создавалась агиографическая лит-ра только на ирл. языке. Составление ирл. версии Жития Кенель датировала нач. X в., указывая на замечание Маккоуна о наличии среднеирландских форм в житийных текстах в Книге из Лисмора (однако Маккоун отнес эти тексты к XI-XII вв., см.: McCone. An Introduction... // The Maynooth Review. 1984. Vol. 11. P. 38-39). В ирландской версии Жития особое внимание уделено отношениям К. с верховным правителем Диармадом, сыном Кербалла († 565), и со св. Колумбой († 597); Кенель объясняла это контактами общины Клуан-Мокку-Носа с правителями из династии Кланн Колман и церковной общиной Дермага (ныне Дарроу, графство Оффали), основателем к-рой считался св. Колумба. Появление отдельных эпизодов исследовательница связывала с тем, что на рубеже XI и XII вв. Житие подверглось переработке. В частности, предсказание К. о гонениях на его учеников, по мнению Кенель, было вызвано разорением Клуан-Мокку-Носа в 1095 г. В предании о том, что верные ученики К. были вынуждены на время покинуть Клуан-Мокку-Нос, а также в рассказе об изгнании К. из ц. Исел Кенель усматривала отражение конфликта между руководством общины Клуан-Мокку-Носа и семейством Конна Бедняков в XI в. Однако эти эпизоды присутствуют и в дублинской версии Жития, что позволило Кенель сделать вывод о зависимости пространной дублинской версии от ирл. Жития и от лат. саламанкской версии (Kehnel. 1997. P. 14-21, 59-60, 69).
Сложности в изучении Жития К. связаны гл. обр. с тем, что сохранившиеся версии, несмотря на общую основу, содержат существенные расхождения. Хотя дублинская версия считается самой полной, в др. лат. текстах и особенно в ирл. версии имеются эпизоды, отсутствующие в дублинском тексте. Однако в отличие от мн. житий, составленных в Ирландии, во всех версиях Жития К. строго соблюдается хронологический порядок повествования.
К. был одним из самых известных и почитаемых в Ирландии святых, и сведения о нем сохранились в разнообразных источниках. Возможно, к несохранившимся редакциям Жития восходят описания чудес К. в глоссах к Мартирологу Оэнгуса (XI-XII вв.) и в лат. стихотворении, приложенном к оксфордской версии Жития. В основу этого стихотворения могли быть положены антифоны оффиция в честь К. (AHMA. T. 51. P. 326-327). В стихотворении содержится указание на чудо, совершённое К., о котором не говорится в Житии святого (согласно повести «Рождение Аэда Слане», когда царица Маренн, страдавшая от облысения, воззвала к К., у нее в одно мгновение выросли длинные золотистые волосы (Genemain Aeda Sláine // Silva Gadelica / Ed. S. H. O'Grady. L.; Edinb., 1892. T. 1. P. 82-83; T. 2. P. 89)). В разных источниках учениками К. названы св. Даг, сын Карелла (Vita S. Dagaei mic Cairill // Heist. Vitae. P. 389-394), св. Келлах из Келл-Алада (ныне Киллала, графство Мейо) (Betha Chellaigh Chille Alaidh // Silva Gadelica / Ed. S. H. O'Grady. L.; Edinb., 1892. T. 1. P. 49-65; T. 2. P. 50-69), св. Фехин, к-рого К. нарек этим именем (Moecca, Mo Fecca - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 48-49). К. приписывается авторство нескольких стихотворений (Kenney. Sources. P. 381-382) и монашеского устава (Strachan J. Two Monastic Rules // Ériu. Dublin, 1905. Vol. 2. P. 227-228). О К. упоминается в житиях многих ирландских святых, напр. в Житии св. Аэда, сына Брекка (Vita S. Aidi episcopi Killariensis. 20 // Heist. Vitae. P. 173-174), в Житии св. Сенана (Vita S. Senani, episcopi et abbatis de Inis Cathaig. 17, 21 // Ibid. P. 316, 319-320), в ирландском Житии св. Брендана (Betha Brenainn Clúana Ferta. 185 // Plummer. Bethada. Vol. 1. P. 88; Vol. 2. P. 85).
(О др. источниках см.: Plummer. Vitae. T. 1. P. XLVIII-LI; Idem. 1925. P. 206-208; Kenney. Sources. P. 380-383; Kehnel. 1997. P. 22-24.)
Согласно дублинской версии Жития, родители К. жили в обл. Миде (совр. графства Мит и Уэстмит). Его отец, Бео-Аэд, был плотником (лат. artifex, древнеирл. saer; первоначально этим словом обозначался любой квалифицированный ремесленник, позднее - мастер по дереву, зодчий), поэтому К. именовали «сын плотника» (filius artificis; mac in tshair). У Бео-Аэда и его жены Дарерки было 5 сыновей и 3 дочери, все они впосл. стали служителями Церкви. Из-за непосильных податей, наложенных верховным правителем Аньмире (согласно ирл. Житию, Аньмере, сын Колгана), Бео-Аэд был вынужден переселиться в обл. Коннахт, где его принял правитель Кримтанн (согласно ирл. Житию, Кримтанн, сын Лугайда). Придворный друид предсказал, что сын Бео-Аэда станет великим подвижником. В ирл. Житие и в саламанкскую версию лат. Жития включен распространенный в ирл. литературе мотив «звук колесницы под королем»: услышав стук колес, друид Лугбранн сказал ученикам, что на колеснице едет великий властелин. Увидев только плотника с беременной женой, ученики не поверили друиду, но тот объяснил, что говорил о еще не рожденном ребенке.
К., 3-й сын Бео-Аэда и Дарерки, род. в крепости Кримтанна (Ráith Crimthainn) на равнине Аи (Маг-Аи; совр. графство Роскоммон). Крещение младенца совершил диак. Диармад, к-рый также именовался Юстом (в оксфордской версии - «святой диакон Диармад, прозванный Юстом» (Dermicio cognomento Iusto)). Уже в детстве К. прославился даром чудотворения. Когда умер любимый конь Оэнгуса, сына правителя Кримтанна, К. воскресил коня и получил в подарок от Оэнгуса участок земли. Однажды мать упрекнула К., что он в отличие от др. детей не собирает дикий мед. Набрав воды, отрок благословил сосуд, и вода превратилась в мед. Родители святого отдали этот мед диак. Диармаду (по ирл. Житию, в качестве платы за крещение К.). К. стал учиться грамоте у Диармада, но, поскольку ему приходилось пасти скот, у него не было времени посещать наставника. Тем не менее К. и Диармад, находясь в разных концах равнины Аи, чудесным образом разговаривали, и никто не мог услышать их беседу. В Житии говорится, что на равнине Аи сохранился камень, на к-ром во время уроков сидел К., на нем был установлен крест. В ирл. Житии приведены подробности: когда К. пас стадо, к нему часто приходила лиса, и святой поручил ей носить Псалтирь от него к Диармаду. Однажды лиса начала грызть кожаные ремешки, к-рыми была обвязана книга. В этот момент лису заметили охотники и стали травить ее гончими; она нашла убежище только под плащом К. Согласно Житию, эта Псалтирь была известна как «таблички Киарана» (Pólaire Ciaráin; подразумеваются вощеные таблички для письма, которые использовались при обучении грамоте). Агиограф отметил, что поведение лисы схоже с поведением большинства людей, к-рые пользуются духовными благами, получая их от Церкви, и в то же время притесняют Церковь. Когда же их постигает Божие наказание, они ищут прибежища в Церкви. В ирл. Житии рассказывается о чуде, связанном с окраской одежды. Мать К. приготовила синюю краску и велела сыну уйти, т. к., согласно поверью, мужчина не должен был присутствовать при окраске ткани. Отрок обиделся на мать и пожелал, чтобы на всей окрашенной одежде осталась серая полоска. Так и произошло. Мать снова приготовила краску и опять прогнала сына, предупредив, чтобы он молчал. Но К., выходя из дома, пожелал, чтобы ткань стала белой, и у матери снова ничего не получилось. Приготовив краску в 3-й раз, мать попросила К. благословить ее. Тогда вся одежда приобрела синий цвет и потом окрашивала в синие тона все, к чему прикасалась: собак, кошек, деревья и т. д.
О др. чудесах К., сотворенных им в детском возрасте, сообщается в большинстве версий Жития. Однажды К. встретил голодного волка (в саламанкской версии Жития и в стихотворении, приложенном к оксфордской версии,- собаку) и отдал ему на съедение новорожденного теленка. Мать стала бранить его, указывая, что без теленка корова не будет давать молоко; святой собрал кости теленка и воскресил его. В др. раз злые люди натравили на К. свирепого пса, но отрок помолился, и пес сразу же издох. На пастбище К. застигли разбойники, которые хотели убить его и угнать скот, но были поражены слепотой и телесной немощью. По молитве отрока им было возвращено здоровье, и они мирно удалились. Мать не разрешила К. отдать нищему корову, однако отрок вопреки ее воле отдал не только корову, но и теленка. Поскольку теленка вскармливали 2 коровы, К. уступил нищему и 2-ю корову. На следующий день святому подарили 4 коров, к-рых он отдал матери, чтобы она не ругала его. Согласно Житию, с этого времени мать стала опасаться К. Мотив многократного возмещения милостыни присутствует и в др. чудесах, описанных в Житии. Святой отдал нищему нож для забоя скота, после чего странствующие ремесленники подарили ему 4 ножа. В др. раз К. отдал нищим быка из отцовской упряжки, и Бео-Аэд спросил, каким образом они будут вспахивать поле. Отрок велел запрячь с оставшимися быками коня, и тот пахал, словно бык. На следующий день К. подарили 4 быков, к-рых он отдал отцу. Дорогой сосуд (в ирл. Житии - котел), к-рый правитель Фурбаде вручил отцу К. для починки, отрок отдал нищим. Разгневанный правитель забрал К. в рабство, приказав ему молоть зерно. Но К. вместо работы читал, а за него трудились невидимые ангелы. Вскоре из обл. Деси (совр. графство Уотерфорд) пришел некий Эрнан (в ирл. Житии - 3 кузнеца из обл. Муман) и подарил К. 2 дорогих сосуда, похожие на отданный нищим. Приняв эти сосуды, правитель освободил святого. Проходя по берегу реки, К. увидел плывущее судно и хижину на берегу, в к-рой над огнем сушилось зерно. Святой сказал тем, кто были с ним, что кораблю суждено сгореть, а хижине - утонуть. Не поверив К., его спутники остановились, чтобы посмотреть, исполнится ли его предсказание. Судно вытащили на берег для починки, и оно внезапно загорелось от искры, вылетевшей из хижины. Пытаясь спасти корабль, работники сломали хижину и бросили ее остатки в воду (в ирл. Житии это чудо отнесено ко времени пребывания К. на о-ве Ара). Узнав, что мать отказала в гостеприимстве странникам, К. испортил всю пищу, которую нашел в доме. Увидев, что он сделал, мать заплакала, но отрок объяснил, что нельзя есть пищу, которую не дали тем, кто просили их накормить ради Христа. Мать успокоилась и обещала исправиться. Однажды посреди равнины сломалась ось у колесницы, на к-рой ехали К. с отцом. По благословению святого сломанные части соединились.
Когда К. вырос, он захотел оставить родителей и пойти в обитель Клуан-Ирард (ныне Клонард, графство Мит), где у св. Финниана учились мн. ирл. подвижники. К. просил у родителей корову, но мать отказала ему, сославшись на то, что у др. учеников в Клуан-Ирарде нет коров. Когда К. проходил мимо родительского стада, одна из коров с теленком по его благословению последовала за ним. В Клуан-Ирарде святой посохом провел на земле черту между коровой и теленком, чтобы теленок не мог сосать молоко, но корова могла его облизывать. С этой коровой, которую называли «буренка Киарана» (Odhur Kyarain, Odar Ciaráin), в средневековой ирл. лит-ре связан ряд легенд. Корова давала так много молока, что им ежедневно питались все ученики Финниана (согласно ирл. Житию, 12 епископов со свитой и с гостями). В средние века шкура коровы хранилась в Клуан-Мокку-Носе, от нее совершались чудеса. Считалось, что всякий, кто умрет на этой шкуре, попадет в Царствие Небесное.
Пребывание К. у св. Финниана описано в житийных эпизодах, связанных с чудесами. Все ученики подвижника должны были по очереди молоть зерно, но вместо К. всегда работали ангелы. Однажды к Финниану привезли на учебу дочь верховного правителя (в ирл. Житии - дочь правителя обл. Куалу (совр. графство Уиклоу)), к-рая дала обет целомудрия. Настоятель поручил К. заботиться о девушке, пока не будет построена обитель для дев. К. читал с девушкой псалмы и другие книги Свящ. Писания. Впосл. Финниан расспрашивал его, не соблазнился ли он присутствием девушки, и К. ответил, что они беседовали только на темы, связанные с обучением, и что он ни разу не взглянул на нее, только однажды поднял глаза и увидел нижнюю часть ее одежд. Настоятель не поверил К., но девушка подтвердила его слова. К., находясь в одиночестве, готовился приступить к трапезе и по привычке попросил благословения. Никто не ответил ему, и святой отказался от трапезы. Это повторилось и на следующий день. На 3-й день голос с неба благословил его трапезу (в саламанкской версии Жития это чудо отнесено к детству святого). Однажды К. попросил верховного правителя Туатала Маэлгарба († 544?) освободить женщину, которую тот несправедливо обратил в рабство. Правитель отказал, но святой незримо для окружающих вывел рабыню из его крепости. С подобной же просьбой К. обратился к некоему правителю (в ирл. Житии - к правителю Фурбаде) в обл. Коннахт, к-рый согласился отпустить рабыню только после того, как увидел, что святой раздает бедным все полученные им подарки и подношения.
Нек-рые чудеса, не включенные в дублинскую версию лат. Жития, подробно описаны в ирл. Житии. К св. Финниану пришли 12 прокаженных и попросили об исцелении, но тот велел им обратиться к К. Выслушав их просьбу, святой стал копать землю и обнаружил источник. Водой из этого источника он 3 раза брызнул на каждого прокаженного, и они сразу же исцелились. Святого часто посещал олень, чьи рога он использовал в качестве подставки для книги. Как-то раз К. поспешил на звон колокола и забыл о книге, лежавшей на рогах оленя. Несмотря на дождливую ночь, книга не пострадала от влаги, а утром олень принес ее обратно. Когда в обители св. Финниана случился недостаток хлеба, К. было поручено отнести на мельницу мешок овса. Развязав мешок, святой пожелал, чтобы овес превратился в пшеницу, что немедленно исполнилось. В это время на мельницу пришла дочь хозяина; она влюбилась в К., т. к. он обладал привлекательной внешностью. Они стали беседовать, и святой поведал ей о бренности всего земного, о Страшном Суде и о муках преисподней, а она передала его слова родителям. Те пришли к К. и предложили ему свою дочь. Святой ответил, что будет жить с ней в согласии (baam aentadach-sa fria), если она станет Христовой девой. Тогда девушка «преподнесла свою девственность Богу и Киарану» (roidpair didiu an inghen a h-oighi do Dhia & do Chiaran). Отец девушки велел слугам приготовить для К. трапезу - пшеничный хлеб, мясо и пиво, но святой бросил еду под жернов, и она превратилась в чистую пшеничную муку. Заметив, что за его действиями наблюдает слуга, К. проклял его, сказав, что журавль выклюет ему глаз. Когда слуга возвращался домой, ручной журавль клюнул его в глаз, так что глазное яблоко выпало. Хозяин мельницы попросил К. простить слугу. Святой осенил его крестным знамением, и слуга получил исцеление. Из мешка овса, к-рый К. отнес на мельницу, получилось 4 мешка отборной пшеничной муки. Этой мукой 40 дней питались все насельники Клуан-Ирарда, 1/3 отдали больным, т. к. мука не только имела вкус лучшего меда и вина, но и обладала целительной силой. Расспросив К. о том, что произошло на мельнице, св. Финниан благословил его. Согласно Житию, наставник отдал «половину любви, чести и мудрости в том, что касалось людей Ирландии, Киарану и его обители» (leth derce & ordain & ecna fria firu Eirenn do Chiaran & da cathraigh). Эти «духовные ценности», которыми впосл. якобы обладала община Клуан-Мокку-Носа, именовались «сокровище Финниана» (ana Fhindein).
Повествование о пребывании К. в Клуан-Ирарде завершается эпизодами, в к-рых подчеркивается его превосходство над др. ирл. святыми и объясняются причины зависти подвижников к нему. Св. Ниннид Одноглазый пришел к Финниану учиться, но у него не было книги. Наставник велел взять книгу у др. учеников, но те отказали Нинниду. Тогда Финниан посоветовал ему попросить книгу у К., к-рый в это время читал Евангелие от Матфея. Остановившись на стихе Мф 7. 12, святой сказал, что ему следует исполнить прочитанное, и отдал книгу Нинниду. На следующий день товарищи спросили К., где его книга. Узнав, что он отдал Евангелие Нинниду, они в шутку назвали святого «Киаран пол-Матфея» (Ciaran leth-Matha). Но Финниан сказал, что его настоящее прозвище - «Киаран пол-Ирландии» (Ciaran leth n-Eirenn), т. к. святому по праву принадлежит половина острова. В глоссах к Мартирологу Оэнгуса приведен др. вариант легенды, по к-рому К. отдал книгу св. Колумбе, а тот уступил ему половину Ирландии. В дублинской версии Жития К. об этом повествуется иначе. Во время урока К. остановился на стихе Мф 7. 12, заявив, что не желает читать дальше, пока не исполнит Христову заповедь. Насмехаясь над святым, товарищи назвали его «пол-Матфея» (Leath Matha, id est dimedium Mathei), но св. Финниан возразил: его нужно назвать «пол-Ирландии» (Leath n-Eirinn, id est dimedium Hibernie), т. к. юрисдикция его обители будет охватывать срединную часть острова (parrochia enim eius per medium Hibernie dilatabitur). После этого ученики затаили ненависть к святому. Согласно ирл. Житию, клирики спросили св. Финниана, кто после его смерти будет возглавлять молитву, и тот указал на К. На вопрос св. Брендана, достанется ли К. должность настоятеля (abdhaine dobere dhó, ar Brenainn, seoch chach), св. Финниан ответил утвердительно. Тогда все ученики св. Финниана, кроме св. Колумбы, возненавидели К. В ирл. Житии описывается также видение Финниана: 2 золотистые луны над Ирландией: одна остановилась над центральной частью острова, другая двигалась через море на северо-восток. Это были К., чья обитель находилась в центре Ирландии, и св. Колумба, основатель мон-ря Иона у берегов Зап. Шотландии (ср.: Edition of the Irish Life of Colum Cille // Herbert M. Iona, Kells and Derry: The History and Hagiography of the Monastic «Familia» of Columba. Oxf., 1988. P. 228). В глоссах к Мартирологу Оэнгуса имеется схожий эпизод: св. Баитене, ученику Колумбы, явились 3 кафедры (cathaire) в небесах - золотая, серебряная и хрустальная. Св. Колумба объяснил, что золотая кафедра предназначена К. «по его достоинству и ради его гостеприимства» (iarna enech & ara oigedchaire), остальные приготовлены для них.
Прежде чем покинуть Клуан-Ирард, К. оставил бурую корову св. Нинниду, но предсказал, что он получит шкуру обратно. На прощание св. Финниан и К. благословили друг друга и заключили союз (naentaidh), а св. Колумба сложил в память об этом стихи (четверостишие приведено в ирл. Житии). В оксфордской и саламанкской версиях Жития говорится, что К. затем направился к св. Нинниду, возглавлявшему обитель на оз. Лох-Эрн; далее следует рассказ о воскрешении им 3 монахов-дровосеков, убитых разбойниками. В др. версиях Жития утверждается, что из Клуан-Ирарда К. отправился на о-в Ара (ныне Инишмор, в группе о-вов Аран у зап. побережья Ирландии), где в то время под рук. св. Энды подвизалось множество святых. Однажды аббат Энда и К. увидели одинаковый сон: на берегу р. Шаннон выросло огромное дерево, ветви к-рого простирались над всей Ирландией и опускались в море. Энда объяснил, что это дерево - К., к-рый оберегает Ирландию от бедствий. Рукоположив К. во пресвитера, аббат велел ему найти место, в котором росло чудесное дерево. Святой направился к устью р. Шаннон, где св. Сенан возглавлял основанную им обитель на о-ве Инис-Катаг (ныне Скаттери, графство Клэр). По дороге он отдал нищему плащ и остался в нижнем платье (ina aenbhrut). Сенан чудесным образом узнал, что к нему направляется К., и встретил его в гавани, спрятав под одеждой приготовленный для него плащ. Осыпав К. шуточными упреками, Сенан заявил, что пресвитеру не подобает расхаживать без верхней одежды. Однако святой понял, что Сенан принес ему новый плащ, и с радостью приветствовал его.
Через нек-рое время К. продолжил путешествие и прибыл в Исел, где при церкви жили его братья Лухенн (в оксфордской версии - Лухтигерн) и Одран (согласно ирл. Житию, К. получил Исел в подарок от правителя Кобтаха, сына Брекана). Святому поручили принимать гостей и заботиться о нищих. Однажды он увидел странников, бросил чтение и поспешил к гостям. Пока он устраивал их, омывал им ноги и предлагал трапезу, наступила ночь. Утром К. вспомнил о забытой книге, к-рая, несмотря на проливной дождь, осталась невредимой. Недалеко от Исела, на острове посреди озера, находилась усадьба, в к-рой жили миряне. Оттуда постоянно доносились крики и шум, и это смущало насельников. По молитве К. Бог перенес озеро и остров в др. место. Когда К. отдал нищему 2 коней с колесницей (подарок местного правителя), монахи огорчились и попросили его уйти. К. ответил, что если бы ему разрешили остаться, то Исел стал бы крупной церковью, но теперь всегда будет маленькой общиной.
Встретив по дороге оленя, К. взвалил ему на спину сумки с книгами, а сам пошел рядом. Святой вышел к берегу оз. Лох-Ри и решил поселиться на о-ве Аньгин (Инис-Аньгин, ныне о-в Хэр). Вскоре вокруг К. собрались ученики. Остров Аньгин принадлежал пресв. Даниилу (в ирл. Житии - пресвитер (uasalshacart) Даниил из Британии), который попытался прогнать монахов, и святой выкупил остров, отдав драгоценную чашу (cuach rigda, в дублинской версии Жития - antilum), подаренную ему неким правителем. Однажды К. услышал крики человека, который хотел переправиться на остров, и велел монахам встретить его как будущего аббата. Отправившись на берег, монахи увидели мальчика-мирянина по имени Оэну (Аэну), но святой сказал, что этот мальчик станет его преемником. К. принял его в клир, дал ему образование и выстриг на голове тонзуру. Впосл. Оэну стал аббатом Клуан-Мокку-Носа (развернутое повествование об этом событии содержится в глоссах к Мартирологу Оэнгуса, где сказано, что Оэну и К. встретились на о-ве Инис-Клотранн). Однажды монах уронил в озеро Евангелие, поиски книги не увенчались успехом. Когда коровы пошли к озеру на водопой, одна из них зацепилась копытом за ремень кожаной сумки, в к-рой была книга, и вытащила ее на берег. Оказалось, что Евангелие совершенно не пострадало от воды. Впосл. на о-в Аньгин пришел странствующий подвижник Доннан, происходивший из племени Корку Баскинн (на территории совр. графства Клэр; согласно ирл. Житию, он был одновременно братом и племянником св. Сенана). К. предложил Доннану остаться на острове и принять должность настоятеля (в ирл. Житии сообщается, что К. жил на о-ве Аньгин 3 года и 3 месяца, перед уходом он отдал Доннану свое Евангелие, колокол и оставил звонаря). После этого К. пришел в Ард-Маннтан на берегу р. Шаннон, но решил, что это просторное и красивое место больше подходит для жизни мирянам, чем клирикам. Отправившись дальше, он остановился в месте, носившем название Ард-Типрат (Ard Tiprait - «вершина источника»), к-рое впосл. стало именоваться Клуан-Мокку-Нос (Clúain Moccu Nóis - «луг потомков Носа»). Предвидя, что ему суждено умереть и воскреснуть именно здесь (in hoc loco mea resurreccio erit), К. начал строить большую обитель, и к нему стали приходить монахи. Согласно ирл. Житию, святого сопровождали 8 учеников, в т. ч. его будущие преемники Оэну и Мак Ниссе. Когда К. устанавливал 1-й столб, к нему обратился некий друид, указывая, что он выбрал неблагоприятное время для закладки обители. Святой ответил, что намерен основать обитель во имя Христа и ему не страшны дурные предзнаменования. В ирл. Житии сообщается, что при закладке монастыря присутствовал Диармад, сын Кербалла, к-рому К. обещал верховную власть над Ирландией. Ночью враг Диармада, верховный правитель Туатал Маэлгарб, был убит, а утром Диармад занял твердыню Уснех и подарил К. 100 церквей.
К. решил послать плащ св. Сенану в благодарность за некогда подаренную одежду. Но до обители Сенана было далеко, и К. не мог найти путника, который согласился бы доставить подарок. Тогда святой положил плащ в р. Шаннон, и он невредимым спустился по течению до устья реки, где монахи по указанию Сенана вынули его из воды. Согласно ирл. Житию, этот плащ (Cassal Senáin) как святыня хранился в обители Инис-Катаг (ср.: Vita S. Senani, episcopi et abbatis de Inis Cathaig. 23 // Heist. Vitae. P. 321). В оксфордской версии приведены 3 чуда, к-рые отсутствуют в др. версиях Жития. Однажды К. схватили разбойники, к-рые в насмешку попытались обрить святого, но на месте сбритых волос немедленно вырастали новые. Отдав всю одежду нищим, К. встретил 3 «наставников мирской жизни» (secularis uite professores), но Бог скрыл от них его наготу. В др. раз святой спас человека, к-рого хотели убить разбойники, сделав его тело неуязвимым для ударов.
Отрок Критир (Крихид), обладавший дурным характером, ушел из обители К., и еп. Киаран Старший принял его в общину Сагира (ныне Сер-Киеран близ сел. Кларин, графство Оффали). Вскоре Критир погасил пламя, к-рое зажигалось от освященного пасхального огня и поддерживалось весь год. Поскольку еп. Киаран не разрешал использовать др. пламя, насельники остались без огня. Разгневанный епископ проклял Критира, и тот в страхе бежал из Сагира и был съеден волками. Узнав об этом, К. прибыл в Сагир и потребовал у Киарана Старшего вернуть мальчика, но епископ велел ему добыть священный огонь. После молитвы на грудь К. с неба сошло пламя, от которого зажгли очаг. Киаран Старший воскресил мальчика; на теле Критира остались шрамы от волчьих зубов. Святые заключили союз, и К. обещал Киарану Старшему, что его обитель всегда будет пользоваться почестями и изобиловать материальными благами. В ответ епископ обещал, что община Клуан-Мокку-Носа вечно будет хранить благочестивое рвение и премудрость (описание этого чуда содержится также в Житии св. Киарана Старшего (Vita sancti Ciarani episcopi de Saigir. 32 // Plummer. Vitae. T. 1. P. 230-231)).
Однажды в жаркий день насельники Клуан-Мокку-Носа трудились в поле. Страдая от жажды, они попросили у К. прохладной воды, но святой ответил, что им следует подождать до вечера и тогда Бог дарует им награду за терпение, а обитель всегда будет процветать. Насельники решили подождать. Вечером, когда они вернулись с поля, К. благословил сосуд с водой, к-рая превратилась в прекрасное вино. Согласно Житию, К. лично прислуживал насельникам за ужином, который стал последней трапезой в его жизни. Много лет спустя в Клуан-Мокку-Нос приехал св. Колумба, и насельники почтили его роскошным пиршеством. Один старец заявил, что в обители не бывало такого дивного празднества, но др. монах, помнивший К., рассказал о чудесной трапезе, когда святой превратил воду в вино. В тот день монах опустил в вино палец, к-рый с того времени издавал дивное благоухание. Присутствующие, понюхав палец монаха, поразились благоуханию, исходившему от него, и восхвалили К. В нек-рых версиях Жития К. содержится др. интерпретация этих событий: пока насельники трудились в поле, в обитель прибыли торговцы с бочкой превосходного галльского вина, к-рым святой затем угостил монахов (согласно ирл. Житию, кусок бочки хранился в Клуан-Мокку-Носе как святыня).
В Житии сообщается, что К. провел в Клуан-Мокку-Носе год (по ирл. Житию, 7 месяцев). Предчувствуя скорую кончину, он созвал монахов и предсказал, что общину ждут тяжелые времена. Ученики спросили, следует ли им оставить обитель или, невзирая на испытания, остаться у его могилы. К. велел им ненадолго покинуть Клуан-Мокку-Нос. Во время скоротечной предсмертной болезни ученики пытались забрать у К. камень, к-рый он использовал вместо подушки, но святой не позволил им это сделать. В смертный час он велел вынести себя на открытый воздух и, взирая на небо, произнес: «Тяжела эта жизнь, но так надо». Монахи возразили, что святые не испытывают трудностей, тогда как им, простым насельникам, следует бояться смерти. Благословив учеников, К. скончался, и ангелы, радуясь пришествию святого, заполнили пространство между небом и землей. Через 3 дня в Клуан-Мокку-Нос пришел св. Коэмген и беседовал с воскресшим К., святые обменялись одеждами и заключили союз. Более подробно об этом говорится в ирл. Житии: перед смертью К. велел внести его в «малую церковь» (ind eclais bic) и запереть храм до прибытия Коэмгена. Когда Коэмген пришел, монахи впустили его в церковь. Душа К. вернулась в тело, и святой заговорил с Коэмгеном. Они заключили союз, К. благословил Коэмгена, и тот причастил святого. К. в знак дружбы подарил ему колокол (Boban Coeimhgin), к-рый впосл. почитался как святыня (об этих чудесах говорится также в Житии св. Коэмгена: Vita sancti Coemgeni abbatis de Glenn da Loch. 28 // Plummer. Vitae. T. 1. P. 248-249).
В ирл. Житии и в др. источниках получила отражение легенда, согласно к-рой смерть К. была вызвана молитвами ирл. святых: они завидовали К., видя его превосходство над собой (noeib Eirenn tra rofhoirmdechsat re Quiarán ara fheabhus). В глоссах к Мартирологу Оэнгуса сказано, что подвижники, испугавшись, что Бог дарует ему всю Ирландию, постились и молились, чтобы К. умер (noib Erenn ro troiscsit im a bás). К. постился вместе со всеми, не зная, о чем они молились, пока святые Одран и Мак Куллинн не поведали ему об этом. Тогда святой обещал, что Бог исполнит их просьбу. «Пресечение жизни Киарана» (timdibe saeguil Ciaran), изгнание св. Колумбы из Ирландии и св. Картаха (Мохуту) из Ратана названы «тремя дурными сговорами» ирл. святых (tri sanasa saeba noem n-Erenn - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 204-205). Даже св. Колумба, друг К., узнав о его кончине, возблагодарил Бога. Тем не менее он сложил гимн в честь К. и спел его насельникам Клуан-Мокку-Носа. Настоятель спросил, как они могут отблагодарить его за этот гимн, и Колумба попросил 2 горсти земли с могилы святого. Когда он плыл из Ирландии на Иону, разразилась буря, судно едва не попало в чудовищный водоворот. Колумба бросил в волны землю с могилы К., и буря немедленно прекратилась.
Ирл. Житие К. завершается пространной похвалой святому за его аскетические подвиги. К. уподобляется святым ВЗ (Авелю, Еноху, Ною, Аврааму, Моисею, Иову, Давиду, Соломону), апостолам Петру, Павлу и Иоанну и Самому Христу, поскольку К., как и Христос, превратил воду в вино, был сыном плотника, прожил 33 года и даже воскрес на 3-й день (robui eiseirgi dano don fir-sa iar tridenus), чтобы утешить св. Коэмгена (об уподоблении К. Христу см.: Herbert. 1994. P. 5). Хотя душа К. пребывает на небесах, у людей остались его чудотворные мощи и реликвии (a rélce & a thaisi... co fertuibh & co mírbhuilibh cechlaithidhe); в Судный день он будет судить своих последователей и насельников Клуан-Мокку-Носа (в Житии они названы «плодами его наставлений» (for toradh a foircetuil)).
Историческая основа предания о К. неясна. Несомненно, что К., основатель общины Клуан-Мокку-Носа, жил в VI в., но достоверность остальных сведений трудно доказать. Согласно ирл. анналам, К. род. в 512 или 513 г. (обе записи являются позднейшими добавлениями). Под 548 г. в анналах сообщается об основании Клуан-Мокку-Носа (Cluain Mc. Nois fundata est), под 548 и 549 гг.- о кончине К. на 34-м году жизни (dormitacio filii artificis... anno .xxx.iiii. etatis sue) (напр.: The Annals of Ulster to A. D. 1131 / Ed. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983. Pt. 1. P. 76; The Annals of Tigernach / Ed. W. Stokes // Revue Celtique. P., 1896. T. 17. P. 138; см. также: The Chronicle of Ireland / Transl. T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006. Vol. 1. P. 87, 98-99). В анналах упоминается и о преемниках К.- Оэну († 570), Мак Ниссе († 585), Алитере († 599) и др. Вопросы, связанные с историей текста ирл. анналов и с датировкой начала летописания, остаются спорными, поэтому достоверность отдельных летописных сообщений нельзя считать общепринятой. Высказывалось мнение, что кончина К. в анналах синхронизирована с приходом к власти верховного правителя Диармада, сына Кербалла (544, 545 или 548; см.: Kehnel. 1997. P. 246). Согласно ирл. Житию, К. был зачат 27 мая, род. 24 февр., заложил Клуан-Мокку-Нос 25 янв., в субботу. Делались попытки вычислить год смерти К., исходя из житийных данных (он скончался в субботу, 9 сент.). Т. о., К. мог умереть в 545 или 556 г. (The Latin and Irish Lives of Ciaran. 1921. P. 159; Ryan. 1940. P. 491-493). Дж. Кенни полагал, что К. род. в 10-х гг. VI в. и основал Клуан-Мокку-Нос между 540 и 550 гг. (Kenney. Sources. P. 378).
В Житии К., в летописях и сборниках родословий ирландских святых сохранились разные версии его родословия. По самой распространенной версии, отец святого, Бео-Аэд (в Житии его имя передается как Beonnadus, Beoedus, Beoid, Boecius и т. д.), сын Олкана, происходил из Латарна Молт, являвшейся одной из ветвей племенного объединения Дал н-Аради в обл. Улад (Ольстер; обл. расселения Латарна Молт локализуется в окрестностях г. Ларн в графстве Антрим, Сев. Ирландия). Согласно дублинской версии Жития, Латарна якобы жили в Миде, а в «Анналах Клонмакнойза» утверждается, что К. происходил из Коннахта (The Annals of Clonmacnoise, being Annals of Ireland from the Earliest Period to A. D. 1408 / Ed. D. Murphy. Dublin, 1896. P. 81). Согласно ирландскому Житию, мать К., Дарерка, дочь Эркана, была родом из туата Гласраге, принадлежавшего к племенному объединению Киарраге Луахра в Юго-Зап. Мумане (см.: Mahon W. Glasraige, Tóecraige, and Araid: Evidence from Ogam // Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. 1988. Vol. 8. P. 11-30).
Самые ранние датированные упоминания о К. относятся к VII в. В послании Куммиана (ок. 632) говорится о Соборе церковных иерархов, на к-ром присутствовали «преемники наших первых отцов», в т. ч. преемник К., настоятель Клуан-Мокку-Носа (successores uidelicet nostrorum patrum priorum... Querani Coloniensis...) (Cummian's Letter «De controversia paschali» and the «De ratione conputandi» / Ed. M. Walsh, D. Ó Cróinín. Toronto, 1988. P. 90). О К. и о церковной общине Клуан-Мокку-Носа упоминали еп. Тирехан (2-я пол. VII в.) и Адомнан, аббат мон-ря Иона (кон. VII - нач. VIII в.). Адомнан писал о Клуан-Мокку-Носе как об общежительном мон-ре (in Clonoensi sancti Cerani cenubio - Adamn. Vita Columb. I 3. 1961. P. 214), но впосл. обитель стала крупным церковным поселением «смешанного» типа; с кон. IX в. известно о пребывавших там епископах (Kehnel. 1997. P. 28-29, 34-35).
Вероятно, одним из ранних лит. произведений, связанных с почитанием К., был гимн в честь святого, к-рый якобы сложил св. Колумба (ср.: Edition of the Irish Life of Colum Cille // Herbert M. Iona, Kells and Derry. Oxf., 1988. P. 235). В рукописях сохранился краткий гимн из 2 или 4 строф (инципит: Alto et ineffabili apostolorum cetui), к которому приложено молитвенное прошение с упоминанием святых Патрикия, К. и Колумбы (The Irish Liber Hymnorum / Ed. J. H. Bernard, R. Atkinson. L., 1898. Vol. 1. P. 157; Vol. 2. P. 218-220; AHMA. T. 51. P. 325-326). Неск. строк из гимна св. Колумбы, приведенных в ирл. Житии, дают основание полагать, что гимн сохранился не полностью. К. прославляется как «святой священнослужитель», «посланник Христа», «апостол», говорится о его блаженной кончине и вознесении на небеса.
Исследователи полагали, что на формирование агиографической легенды о К. повлияли события из истории церковной общины Клуан-Мокку-Носа, в частности ее отношения с другими ирл. церквами. Упоминания о св. Патрикии, якобы предсказавшем рождение К., связаны с отношениями Клуан-Мокку-Носа и церквей, основание к-рых приписывалось Патрикию, гл. обр. ц. Ард-Маха (ныне Арма, Сев. Ирландия). В «Трехчастном житии» св. Патрикия, в глоссах к Мартирологу Оэнгуса и в виде отдельного сказания сохранилась легенда о реликвиях, спрятанных на месте ц. Клуан-Мокку-Нос. Согласно «Трехчастному житию», прокаженный Комлах, ученик Патрикия (clam Pátraic), открыл источник, впоследствии названный в честь К., и был первым похоронен на месте Клуан-Мокку-Носа. Позднее через это место проходил еп. Мунис, возвращавшийся из Рима с реликвиями. Устраиваясь на ночлег, Мунис положил реликвии в дупло дерева, которое сомкнулось и поглотило святыни. Узнав об этом, св. Патрикий сказал, что реликвии понадобятся К., «сыну жизни» (macc bethad), которому суждено построить там церковь (The Tripartite Life of Patrick with Other Documents Relating to That Saint / Ed. W. Stokes. L., 1887. Pt. 1. P. 84-85; Bethu Phátraic: The Tripartite Life of Patrick / Ed. K. Mulchrone. Dublin, 1939. P. 52). В глоссах к Мартирологу Оэнгуса говорится, что реликвии спрятал в дупле дерева Комлах (Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 204-205; см.: Kenney. Sources. P. 380-381).
В сочинении Тирехана о св. Патрикии (2-я пол. VII в.) приведено предание о диак. Юсте, к-рому Патрикий поручил управление ц. Фидарте (ныне Фьюэрти, графство Роскоммон). В старости Юст крестил младенца К. по богослужебной книге, подаренной ему Патрикием. Между смертью Патрикия и рождением К. прошло 140 лет (Liber Ardmachanus: The Book of Armagh / Ed. J. Gwynn. Dublin, 1913. Fol. 9v, 12v; The Patrician Texts in the Book of Armagh / Ed. L. Bieler. Dublin, 2004r. P. 128, 146). В «Трехчастном житии» 140 лет - возраст диак. Юста во время крещения им К. (The Tripartite Life of Patrick. L., 1887. Pt. 1. P. 104-105; Bethu Phátraic. Dublin, 1939. P. 65; см. также: Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 128-129).
Легенды о св. Патрикии и К. исследователи связывают с соперничеством церковных общин Ард-Махи и Клуан-Мокку-Носа с VII в. По свидетельству Тирехана, община Клуан-Мокку-Носа (familia Clono) пыталась установить контроль над «свободными» церквами, высшая юрисдикция над которыми принадлежала Ард-Махе. В VIII-IX вв. обе церковные общины боролись за влияние, особенно в обл. Коннахт (Kehnel. 1997. P. 53-55).
В Житии К. неоднократно упоминается о «братстве» (fraternitas), об «общности» (societas), о «единении» или «согласии» (oentu) между К. и др. святыми - Финнианом, Сенаном, Киараном Старшим, Коэмгеном и т. д. Сведения о таких «договорах», которые могли быть равноправными или закрепляли отношения зависимости, отражают политику церковных общин, заключавших «договоры» от имени св. основателей (напр.: Kenney. Sources. P. 299; Mac Shamhráin. 1994; Kehnel. 1997. P. 51-53). Согласно Житию, особенно тесными и дружескими были отношения К. и св. Колумбы. В Житии св. Колумбы, составленном аббатом Адомнаном († 704), описывается посещение Колумбой мон-ря Клуан-Мокку-Нос при аббате Алитере (585-599), устроившем святому торжественную встречу (Adamn. Vita Columb. I 3. 1961. P. 214-219). Сведения об этом событии сохранились и в Житии К. В VIII в. разгорелся конфликт между общинами Клуан-Мокку-Носа и Дермага (ныне Дарроу, графство Оффали), основанной св. Колумбой. Соперничество общин К. и св. Колумбы за влияние в центральных областях Ирландии обострилось в годы правления Домналла Миди (743-763), к-рый оказывал предпочтение Дермагу. В 764 г. в сражении община Клуан-Мокку-Носа одержала победу над войском Дермага. К кон. IX в. отношения между общинами стали мирными; этому способствовала политика верховного правителя Фланна Синны (879-916): он пытался сохранить равновесие между крупными церквами. В XI в. Клуан-Мокку-Нос поддерживал связи с ц. Кенаннас (ныне Келлс, графство Мит), которая стала центром почитания св. Колумбы в Ирландии (Kehnel. 1997. P. 55-58).
Предание о союзе К. и св. Коэмгена, по мнению исследователей, отражает близкие отношения Клуан-Мокку-Носа и ц. Гленн-Да-Лоха (ныне Глендалох, графство Уиклоу); ее основателем считался Коэмген. Договор между обеими церквами скорее всего относится к X в., когда позиции ц. Гленн-Да-Лоха были ослаблены из-за политических неурядиц в обл. Лаген (Лейнстер), но контакты между общинами поддерживались и в XI в. (Mac Shamhráin. 1994; Kehnel. 1997. P. 61-63). В комплексе церковного поселения в Глендалохе сохранились руины храма, по преданию освященного в честь К. (Leask H. G. Irish Churches and Monastic Buildings. Dundalk, 1955. Vol. 1. P. 77-78).
В Житии К. говорится о тесных отношениях святого с его наставником Финнианом, к-рый почитался как основатель ц. Клуан-Ирард (ныне Клонард, графство Мит), ставшей в IX в. одной из важнейших церквей обл. Миде. Согласно ирл. Житию, К. был любимым учеником Финниана, но в сохранившихся Житиях Финниана сведения об этом отсутствуют. По мнению исследователей, эпизоды, в которых говорится о Финниане, были добавлены в агиографическую традицию К. в то время, когда община Клуан-Мокку-Носа стремилась установить равноправные отношения с ц. Клуан-Ирард, возможно в нач. X в. (Kehnel. 1997. P. 59-61).
Об отношениях К. со св. Эндой, основателем церковной общины на о-ве Ара, более подробно говорится в Житии св. Энды, сохранившемся лишь в поздней оксфордской редакции (Vita sancti Endei abbatis de Arann // Plummer. Vitae. T. 2. P. 60-75). К. описан как великий подвижник; он провел в обители св. Энды 7 лет, исполняя обязанности молотильщика (triturator). Видение огромного дерева, к-рое символизировало величие К., в Житии Энды описано дважды; его истолкование приписывается св. Финниану, посетившему о-в Ара. Когда К. простился с Эндой и отправился в Ирландию, вслед за ним остров покинули пребывавшие там ангелы, но святой отослал их обратно. Исходя из житийных сказаний, исследователи полагают, что община св. Энды признавала старшинство ц. Клуан-Мокку-Нос (Kehnel. 1997. P. 65-67).
Др. церкви, о к-рых упоминается в Житии, в средние века принадлежали общине Клуан-Мокку-Носа. Церковь Исел, или Исел-Киаран (Ísel Ciaráin - Киаранова низина), обычно локализуют на месте сел. Бейлин (Туайфорд, близ г. Атлон). Житийные данные об этой церкви исследователи связывают с конфликтом руководства Клуан-Мокку-Носа и родичей Конна Бедняков († 1060), выкупившего эту церковь у местного правителя (Ibid. P. 10-11, 68-71). В подчинении Клуан-Мокку-Носу находилась и церковь на о-ве Аньгин (Ibid. P. 71). Об имущественных интересах общины Клуан-Мокку-Носа на оз. Лох-Ри упоминается и в др. источниках (напр.: Cross T. P. «The Psalter of the Pig», an Irish Legend // Modern Philology. Chicago, 1920. Vol. 18. N 8. P. 443-455). В повести «Битва у Карна Коналла» говорится, что правитель Диармад († 665), сын Аэда Слане, подарил общине Клуан-Мокку-Носа ц. Лиат-Манхан (ныне Леманахан, графство Оффали) (Stokes W. The Battle of Carn Conaill // Zschr. f. celtische Philologie. Halle, 1901. Bd. 3. S. 206-207).
Особое внимание в раннесредневек. текстах уделено отношениям К. и верховного правителя Диармада, сына Кербалла, к-рого считали предком правящих династий Южных О Нейлов (The Chronicle of Ireland / Transl. T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006. Vol. 1. P. 16-17). По преданию, Диармад, скрывавшийся от своего противника Туатала Маэлгарба, помог К. при строительстве мон-ря. Благословение К. обеспечило Диармаду победу над врагом, захват верховной власти и долгое правление; после гибели правителя его голова была похоронена в Клуан-Мокку-Носе. Самый подробный рассказ об этих событиях содержится в повести «Гибель Диармада, сына Кербалла» (Aided Diarmata meic Fergusa Cerrbeoil // Silva Gadelica / Ed. S. H. O'Grady. L.; Edinb., 1892. T. 1. P. 72-82; T. 2. P. 76-88; см. также: The Annals of Clonmacnoise. Dublin, 1896. P. 79-83). Исследователи связывают предание о К. и Диармаде с сотрудничеством руководителей ц. Клуан-Мокку-Нос и династии Кланн Колман, потомков Диармада, которое было особенно тесным в 1-й четв. X в., в годы правления Фланна Синны и настоятеля Колмана, сына Айлиля (904-926) (Kehnel. 1997. P. 9-10, 18-19, 22-23).
связано с процветанием общины Клуан-Мокку-Носа, до XII в. она была одной из крупнейших и самых влиятельных в Ирландии. В средневековых «триадах» Клуан-Мокку-Нос, названный «достоинством Ирландии» (ordan Hérenn), упомянут среди крупнейших церквей на 2-м месте, после Ард-Махи (The Triads of Ireland / Ed. K. Meyer. Dublin, 1906. P. 2, 4, 6). Статус Клуан-Мокку-Носа как «верховной церкви» (airdeclais), усыпальницы правителей Ирландии, подчеркивается в ирл. Житии К. Все церкви Ирландии получили из Клуан-Мокку-Носа «силу устава, мудрости и наставлений» (rucad greim riagla & ecna & forcetuil do uilib ecalsaibh na hEirenn). Насельники обители должны хранить учение К., т. к. оно послужило источником «множества уставов и обычаев» в церквах по всей Ирландии (ár is aisti berar ríagla & besa fo Eirinn uili).
В летописных источниках о почитании К. упоминается в связи с провозглашением «Закона Киарана» в обл. Коннахт (в 744, 788 и 814; см.: Charles-Edwards T. M. Early Christian Ireland. Camb., 2000. P. 561-562, 566). В Житии К. и в анналах неоднократно говорится о реликвиях, связанных с памятью о святом, которые почитались в Клуан-Мокку-Носе и в других церквах. Согласно ирл. Житию, в Клуан-Мокку-Носе вместе с К. были похоронены 8 учеников, с которыми он основал монастырь, его брат Доннан и «многие тысячи святых» (co n-ilmhiltib naobh archena). В обители хранились реликвии апостолов Петра и Павла, во времена св. Патрикия спрятанные в дупле дерева прокаженным Комлахом. В анналах упоминания о святынях Клуан-Мокку-Носа связаны с тем, что их выносили из обители, давали на них клятву, несли перед войском в сражениях и т. д. О раке (scrín) К. упоминается под 899 г., когда ее вывезли на о-в Инис-Аньгин (см. также под 1052 г. в «Анналах Тигернаха», под 1018, 1021 и 1143 гг. в «Анналах Четырех наставников»). Колокол К., именовавшийся «щербатым» (Bernán Ciaráin), впервые упомянут под 974 г. в «Хронике ирландцев», в 1043 г. его вместе с «Посохом Иисуса» из Ард-Махи использовали в церемонии проклятия правителя обл. Тетба. По-видимому, колокол хранился в церкви (tempull Bernáin Chíaráin), о которой говорится в «Анналах Тигернаха» под 1077 г. В «Анналах Клонмакнойза» сообщается, что с помощью «белого колокола» исцелился от глухоты Диармад, сын Кербалла (The Annals of Clonmacnoise. Dublin, 1896. P. 83). Другой важной святыней был посох К.- «златолицый» (an Óraineach), который в 931 г. утонул в озере, но вскоре был вновь обретен. С этой реликвией связана легенда о смерти правителя Федлимида, сына Кримтанна († 847), к-рая также нашла отражение в анналах. По преданию, Федлимид разграбил владения ц. Клуан-Мокку-Нос, после чего ему явился К. и ударил посохом в живот. Вскоре правитель скончался, страдая от мучительной боли. В 1087 г. посох как святыню носили на поле боя. Под 1143 г. в «Анналах Четырех наставников» говорится о принесении правителями клятвы над святынями из различных церквей, в т. ч. над «алтарем Киарана c его реликвиями: ракой Киарана, Златолицым, Великим Матфеем [в присутствии] аббата и приора» (altóir Ciarain cona miondaibh, scrin Ciaráin, An Ór-eineach, An Matha Mór, an t-abb & an prióir). «Великий Матфей» скорее всего Евангелие, хранившееся в Клуан-Мокку-Носе. В «Анналах Тигернаха» упоминается о тисовом дереве К. (an Íubar Ciaran), к-рое в 1149 г. едва не погибло от удара молнии. Среди святынь, названных в Житии К., но не упомянутых в анналах,- вощеные таблички с текстом псалмов, по к-рым учился святой, камень, служивший ему подушкой, и др. В Житиях неоднократно говорится о шкуре «буренки Киарана» (Sechi na hUidhri Ciaráin), сохранявшейся в Клуан-Мокку-Носе как реликвия (in mind maith - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 204-205). Согласно позднейшему преданию, из этой шкуры был изготовлен пергамент, на котором была написана «Книга Бурой коровы» (Lebor na hUidre) - сборник древнеирл. сочинений, созданный в Клуан-Мокку-Носе на рубеже XI и XII вв. (Dublin. RIA. MS. 23 E 25).
В комплексе зданий средневек. церковного поселения в Клонмакнойзе сохранились руины «храма Киарана» - небольшой (5,9×4 м) церкви, по преданию построенной над могилой святого. Архитектурные особенности и датировка, полученная методом радиоуглеродного анализа (между 660 и 980 - Berger R. Radiocarbon Dating of Early Medieval Irish Monuments // Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. Dublin, 1995. Vol. 95. P. 169-170), дают основания считать храм одной из старейших каменных построек в Ирландии. Высказывалось мнение, что церковь сооружалась одновременно с соборным храмом в нач. X в. по инициативе верховного правителя Фланна Синны и аббата Колмана (Manning C. Clonmacnoise Cathedral // Clonmacnoise Studies / Ed. H. A. King. Dublin, 1998. Vol. 1. P. 76-77; FitzPatrick E., O'Brien C. The Medieval Churches of County Offaly. Dublin, 1998. P. 15-17; Harbison P. L'arte medievale in Irlanda. Mil., 1999. P. 195-196). В средние века этот храм отождествляли с «малой церковью», в к-рой, согласно ирл. Житию, был похоронен К.
Вероятно, большинство святынь, связанных с почитанием К., было утрачено в 1552 г. Согласно «Анналам Четырех наставников», англ. солдаты из замка Атлон полностью разорили храмы Клонмакнойза. Последняя попытка восстановить церкви была предпринята католическим духовенством в 1647 г., но к кон. XVII в. все храмы были заброшены (кроме одного, к-рый использовался англикан. приходом). В 1684 г. Клонмакнойз посетил Э. Доппинг, протестант. еп. Мита. Он упоминал, что в «храме Киарана» (Temple Keran now called St. Kyrans Chapell) хранилась рука святого, но местные жители не показали ее епископу (O'Donovan J. The Registry of Clonmacnoise // J. of the Kilkenny and South-East of Ireland Archaeological Society. N. S. Dublin, 1857. Vol. 1. N 2. P. 447). О реликвии К. и о паломничестве католиков в Клонмакнойз упоминали и другие авторы (Ware J. History of the Bishops of the Kingdom of Ireland / Ed. W. Harris. Dublin, 1739. P. 166). В кон. XVIII в. в «храме Киарана» был обнаружен тайник с предметами богослужебной утвари (Ó Carragáin. 2003. Р. 136, 168). Считается, что в 1821 г. в этой церкви был найден посох-реликварий, который обычно отождествляют с т. н. посохом из Клонмакнойза (XI-XII вв.; Национальный музей Ирландии, Дублин) (Crawford H. S. A Descriptive List of Irish Shrines and Reliquaries // J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Ser. 6. 1923. Vol. 13. P. 169; Henry F. Irish Art in the Romanesque Period, 1020-1170 A. D. L., 1973. P. 101-102). В XIX в. продолжалась традиция католического паломничества в Клонмакнойз, обычно приуроченного к 1-му воскресенью сент. При обходе храмов, крестов и других культовых объектов паломники брали землю с могилы святого в «храме Киарана» (Harbison P. Pilgrimage in Ireland: The Monuments and the People. N. Y., 1992. P. 111-118).
О праздновании памяти К. 9 сент. известно с IX в. Память святого под этой датой указана в Мартирологе из Тамлахты и в метрическом Мартирологе Оэнгуса: «Великое празднество, которое наполняет пределы, которое рассеивает быстрые корабли» (mór líth línass crícha / crothass longa lúatha). Поминовение К. значится в ирл. календаре из Карлсруэ (1-я пол. IX в.) (Schneiders M. The Irish Calendar in the Karlsruhe Bede (Karlsruhe, Badische Landesbibliothek, Cod. Aug. CLXVII, ff. 16v - 17v) // AfLW. 1989. Bd. 31. S. 58). День памяти святого указан во всех более поздних ирл. мартирологах. О его праздновании упоминается в стихотворении, помещенном среди глосс к Мартирологу Оэнгуса (Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 212-213), а также в ирл. анналах. Так, под 999 г. в анналах сообщается об убийстве, совершённом в Клуан-Мокку-Носе в день празднования памяти К., под 1038 г.- о кровавой схватке между представителями племен Делбна и И Мане, также случившейся в этот день. О почитании К. свидетельствует практика наречения имени в честь святого, в т. ч. среди насельников Клуан-Мокку-Носа. С IX в. в летописях упоминается имя Маэл Киаран (под 869, 880, 905 и др.), с XI в.- Гилла Киаран (под 1014, 1020 и др.) (примерное значение обоих имен - «слуга Киарана»). Под 804 г. в «Анналах Четырех наставников» говорится о приоре Клуан-Мокку-Носа, которого звали Ку Киаран (пес К.).
В средние века почитание К. засвидетельствовано также в Шотландии (Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 435-436).
Почитание К. ирландцами способствовало тому, что во 2-й пол. IX в. поминовение святого было внесено во франк. Мартиролог Узуарда (In Scotia Querani abbatis - PL. 124. Col. 451-452) и в нек-рые континентальные календари (напр.: MartHieron. P. 118). Кард. Цезарь Бароний включил память К. в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 387-388). Празднование памяти К. 9 сент. указано в календаре Римско-католической Церкви в Ирландии.