Сведения по истории З. в эфиопских источниках крайне скудны. За исключением неск. списков имен, сохранившихся в различных версиях «Краткой хроники», о З. упоминают лишь поздние (не ранее XV в.) памятники местной агиографии, прежде всего пространные жития загвейских царей, причисленных Эфиопской Церковью к лику святых: Йэмрэханна Крэстоса, Лалибалы, Наакуто ла-Аба и Йэтбарака (изд. за исключением последнего), а также 4 жалованные грамоты, переплетенные вместе с «Золотым Евангелием» из мон-ря Дэбрэ-Либанос близ Сэнафе в Эритрее, и краткие надписи царя Лалибалы на деревянных манбарах (аналоги алтарей) монолитных церквей.
Предание о приходе к власти 1-го царя З. имеет явные фольклорные черты. У последнего аксумского царя Дэл-Наода родилась дочь, к которой, согласно предсказанию, должен был перейти престол. Царь приказал бросить 3-месячное дитя в пропасть, но девочка была чудесно спасена и впосл. вышла замуж за наместника Ласты, к-рый спустя нек-рое время сверг Дэл-Наода и основал новую династию. Подчеркивается, что царь лишился престола за гордыню, противопоставив свое могущество силе Божией.
Относительно продолжительности правления З. существуют 2 варианта хронологии: «долгая», охватывающая по разным версиям 372, 354 или 333 года (т. е. с нач. или с сер. X в.), и «краткая» - 133 года или менее (с сер. XII в.). Сторонник последней К. Конти Россини попытался связать приход к власти З. с конфликтом между копт. патриархом Иоанном V (1147-1167) и эфиоп. царским домом, тщетно добивавшимся ок. 1150 г. смещения престарелого митр. Михаила, к-рый отказался признать царя-узурпатора. Однако нет никаких указаний на то, что эта узурпация означала смену династии.
На данный момент не имеется также достоверного списка царей З. В изданной Р. Бассе «Краткой хронике» имена стоят в следующем порядке: 1) Мара Такла Хайманот ( ) - 3 года; 2) Татадэм ( ) - 40 лет; 3) Жан Сэйум ( ) - 40 лет; 4) Гэрма Сэйум ( ) - 40 лет; 5) Йэмрэханна Крэстос ( ) - 40 лет; 6) Кэдус Харбе ( ) - 40 лет; 7) Лалибала ( ) - 40 лет; 8) Наакуто ла-Аб ( ) - 48 лет; 9) Йэтбарак ( ) - 40 лет; 10) Майрари ( ) - 15 лет; 11) Харбай ( ) - 8 лет.
Эфиоп. историк Такла Цадэк Макурия предложил реконструкцию списка в ином варианте: 1) Мара Такла Хайманот (920-933); 2) Сэбухай Дэл Наад II ( ) (933-943); 3) Майрари (943-958); 4) Харбай Харайана Маскаль ( ) (958-966); 5) Мангэсана Йэбарэк ( ) (966-973); 6) Йээкабэка Эгзиэ ( ) (973-983); 7) Зена Петрос ( ) (983-989); 8) Бахр Саф ( ) (989-1003); 9) Тата Вадэм Цар Асгэд ( ) (1003-1013); 10) Акутет Джан Сэйум ( ) (1013-1033); 11) Ба-эмнат Гэрма Сэйум ( ) (1033-1053); 12) Йэмрэханна Крэстос (1053-1093); 13) Габра Марьям ( ) (1093-1133); 14) Лалибала (1133-1173); 15) Наакуто ла-Аб (1173-1213); 16) Йэтбарак (1213-1253).
Оба списка соответствуют «долгой» хронологии. Расхождения между ними значительны, но совпадают 2 последовательности: из имен 4 правителей (Татадэм / Тата Вадэм - Жан/Джан Сэйум - Гэрма Сэйум - Йэмрэханна Крэстос) и из имен 3 правителей (Лалибала - Наакуто ла-Аб - Йэтбарак). Привязка царствований к абсолютной хронологии, которую предложил Такла Цадэк Макурия, является условной. 40-летний срок правления большинства царей 1-го списка и части 2-го (5 последних царей) выглядит совершенно недостоверным.
Совр. эфиоп. историк Тадессе Тамрат предложил реконструкцию генеалогии династии З. на основании агиографической традиции (имена ее представителей, занимавших престол, пронумерованы):
Основу данной генеалогии составляет «краткая» хронология. Престол у З. крайне редко переходил от отца к сыну, как правило, от старшего брата к младшему или от дяди к племяннику, что дало повод африканисту В. М. Мисюгину увидеть в ней частный случай распространенной в архаических обществах системы возрастных классов. В каждом поколении правящего рода верховная власть последовательно передавалась 3 братьям, затем переходила к представителям следующего поколения. 4-й брат оказывался вне этой системы, но считался наделенным магической силой и нередко предпринимал походы для захвата и освоения новых территорий. По-видимому, можно говорить не об устоявшейся системе престолонаследия, а лишь о тенденции.
Единственный подлинный титул загвейского царя, сохранившийся в одной из жалованных грамот царя Лалибалы, напоминает аксумскую титулатуру с той разницей, что царь величался не с титулом негус, а с титулом хацани (первоначально, вероятно, аналог регента): «Я, хацани Лалибала, а мое царское имя - Габра Маскаль ... бээси ‘Азал, который непобедим для врага силою креста Иисуса Христа, сын Морара, сын Зансэйума, сын Асда…» Приведенная титулатура позволяет усмотреть в имени Тата Вадэм Цар Асгэд эпитет Цара Асгэд ( и интерпретировать его как «заставь врага преклониться».
Политическим центром эфиоп. гос-ва при З. стала местность Бугна (Бугына), локализуемая на северо-западе Уолло, на территории обл. Ласта. Наиболее ранние сведения о подчинении этих земель Аксуму и об их христианизации восходят к правлению Калеба Элла Ацбэхи (см. ст. Елезвой). При З. царская резиденция располагалась в Адафе. Это небольшое городище находится к северу от высеченных в скалах церквей, прежде именовавшихся Роха (Эдесса), а в наст. время - Лалибэла (по имени царя, к-рому приписывается их создание); ничего подобного храмовому комплексу в Рохе в Эфиопии не возводилось вплоть до основания Гондара в XVII в. Раскопки в Адафе не проводились, но косвенные данные указывают, что это был не город, к-рый можно было бы сравнить по размеру и значению с Аксумом эпохи расцвета.
Хотя соломонидская историографическая традиция считала З. узурпаторами, мн. представители этой династии были причислены к лику святых, причем их жития составлены как раз при Соломонидах. Помимо 4 упомянутых выше царей в качестве святых почитаются цари Габра Марьям и Харбе (Харбай), царица Маскаль Кэбра, супруга Лалибалы, и Ба-хайла Маскаль, сын Наакуто ла-Аба. Феномен массовой канонизации З. представляется тем более странным, что из неск. десятков царей Соломоновой династии лишь единицы удостоились подобной чести. С. Б. Чернецов был склонен объяснять это особыми заслугами З. перед Эфиопской Церковью, заключавшимися не столько в создании комплекса монолитных храмов в Рохе, сколько в щедрых даяниях и земельных пожалованиях церквам и мон-рям и в поощрении их экспансии в юж. направлении. По мнению П. Маррассини, канонизация загвейских царей означала помимо прочего христианизацию традиц. африканского института «священного правителя», к-рый должен был воздерживаться от войн и своим миролюбием обеспечивать процветание общества. Жития изображают царей З. миротворцами, для к-рых даже охота не всегда была допустимым развлечением. Правда, эти образы во многом сформировались под влиянием Церкви и подчас противоречат эфиоп. устной традиции, отраженной, напр., в живописи. В Национальном музее естествознания (Музей человека) в Париже хранится полотно неизвестного мастера кон. XIX - нач. XX в. с изображением битвы Лалибалы со старшим братом, тогда как, согласно Житию Лалибалы, его брат Харбай добровольно уступил ему власть.
Значительный интерес представляют сведения о стране эфиопов арабо-христ. автора из Египта Абу-ль-Макарима, современника З. Согласно его «Истории» (составлена в 1177-1204), все абиссинские цари ( ) были священниками, к-рые имели право служить литургию до тех пор, пока собственноручно не совершат убийство; свое происхождение они возводили к Моисею (ср.: Числ 12. 1). При этом Абу-ль-Макарим отождествил страну царицы Савской с Эфиопией и рассказал о хранящемся там ковчеге завета. Т. о. он первым обратил внимание на основные моменты предания, положенного впосл. в основу династического мифа Соломонидов.
Упадок З. связан с активной христианизацией обл. Шоа, расположенной к югу от Ласты, где сформировался альтернативный центр власти. О свержении З. сохранилось неск. преданий. Согласно поздней (кон. XVII в.) церковной традиции, З. по настоянию Такла Хайманота добровольно передали власть «истинному потомку Соломона» Йэкуно-Амлаку, а сами на нек-рое время сохранили за собой наместничество в Ласте. По др. версии, дошедшей в описании одного из чудес в Житии Иареда Сладкопевца, последний загвейский царь Зена Петрос предпринял поход в обл. Дамот, расположенную к юго-западу от Ласты, но был разгромлен и убит ее правителем, язычником Маталоме (в действительности это не имя, а титул дохрист. правителей Дамота). Наиболее достоверным кажется предание о походе Йэкуно-Амлака при поддержке шоанских мусульман на Ласту и отступлении последнего загвейского царя в обл. Бэгемдыр (Бегамедр), где он был разбит в решающей битве в местности Гайент. Царь пытался укрыться в ц. св. Кирика, но был убит Йэкуно-Амлаком перед алтарем. Вариант сказания сохранился в трактате «Богатство царей» ( ): в нем выделен фольклорный сюжет о петухе последнего загвейского царя Заэлмакнуна (отождествляемого с Йэтбараком), прокричавшем человеческим голосом, что царская власть перейдет навек к тому, кто съест его голову. По совету Такла Хайманота царь велел приготовить ему этого петуха, голова к-рого по ошибке досталась царскому слуге Йэкуно-Амлаку. Тогда Такла Хайманот, узнавший об этом от ангела, венчал Йэкуно-Амлака на царство и велел идти походом на Заэлмакнуна, к-рый в итоге потерпел поражение и пал от руки соперника.