[Лалибала; эфиоп. ], город в Эфиопии, в Амхарском регионе, в Сев. Уолло, где находится комплекс высеченных из вулканического туфа монолитных христ. церквей, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен на высоте 2600 м на склонах горы Абунэ-Йосеф, в 340 км к северу от Аддис-Абебы. Согласно переписи 1994 г., в Л. насчитывалось 8484 жителя, к сер. 2000-х гг. - ок. 11 тыс. В наст. время Л. является крупнейшим туристическим центром в Эфиопии, с к-рым установлено регулярное авиасообщение.
Скальных церквей на Африканском Роге существует более 200; большая их часть сосредоточена в эфиоп. пров. Тигре (Тыграй) и в Эритрее, но среди них нет не только равных храмам Л., но и близких к ним по размерам и тщательности отделки. Основание этого храмового комплекса и поселения при нем традиция приписывает царю Лалибале. Однако это не подтверждается археологическими данными, в соответствии с к-рыми поселение возникло и развивалось ранее рубежа XII и XIII вв. Так, крупнейший храм Л., посвященный Спасителю мира и имеющий статус собора ( ), был скорее всего возведен до воцарения Лалибалы.
Согласно пространному Житию Лалибалы, он, будучи наследником престола, чуть не погиб от отравленного напитка, поднесенного ему старшим братом Харбаем, занимавшим трон. Тогда Господь послал ангелов, к-рые вознесли Лалибалу на небеса, и показал ему 10 церквей, высеченных из одной скалы, повелев построить подобные сооружения на земле. По-видимому, речь шла о Небесном Иерусалиме. При описании же паломничества Лалибалы в земной Иерусалим, во время к-рого его сопровождал арх. Гавриил, святыни этого города представлены исключительно как свидетельства земной жизни Спасителя, в особенности Его Страстей, без к.-л. намека на монолитные храмы. Поэтому аналогии со Св. градом, отчетливо проявляющиеся в топонимике Л., отсылают к его небесному прототипу. 10 храмов Л. можно разделить на 2 группы, между которыми протекает р. Иордан. К северу от нее расположены собор Спасителя мира (Бетэ-Мэдхане-Алем); церкви Пресв. Богородицы (Бетэ-Марьям); Животворящего Креста (Бетэ-Мэскэль); Дев (Бетэ-Дэнагыль) - во имя 7 св. дев, память к-рых эфиопы чтут 10 хэдара (6 нояб.), связывая их мученичество с гонениями имп. Юлиана Отступника; ц. арх. Михаила, именуемая также Дэбрэ-Сина (Синайский монастырь); ц. Голгофы, где покоится прах царя Лалибалы; к юго-востоку - церкви Еммануила (Бетэ-Амануэль), св. Меркурия (Бетэ-Мэркоревос), св. Ливания, одного из Девяти преподобных (Бетэ-Абба-Либанос), архангелов Гавриила и Рафаила (Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль). Особняком стоит ц. св. Георгия (Бетэ-Кыддус-Гийоргис). К ц. Голгофы с востока примыкает часовня Св. Троицы, к-рую традиция не включает в общее число церквей комплекса. Считается, что лишь духовно наиболее чистые верующие могут безопасно в нее войти.
Полностью монолитными являются только 4 храма: собор Спасителя мира, церкви Пресв. Богородицы, Еммануила и св. Георгия. Под ц. Животворящего Креста приспособлен один из природных гротов. Высказывалось предположение, что изначально некоторые из сооружений комплекса имели светский характер. В этой связи чаще всего упоминаются ц. св. Меркурия, ориентированная не строго по оси «восток-запад», и ц. архангелов Гавриила и Рафаила с ее слишком роскошным по сравнению с др. храмами Л. фасадом.
Первоначально Л. называлась Роха, что дает прямую отсылку к араб. наименованию сир. г. Эдесса - Эр-Руха (сир. Урхай), но никаких параллелей ни в архитектуре, ни в топонимике отдельных храмов у Л. с этим городом не прослеживается. Неясно, когда именно топоним Роха вышел из употребления. Нек-рые исследователи находят значительное сходство между Аксумским собором Богоматери Сионской в том виде, в каком он существовал до разрушения его Ахмадом Ибрахимом аль-Гази (Гранем) в 1535 г., и собором Спасителя мира в Л., а также между церквами Дев в обоих культовых центрах и предполагают, что Л. призвана была заменить Аксум в качестве места общеэфиоп. паломничества.
Остается открытым вопрос о том, на какие средства христ. Эфиопское царство, превратившееся после упадка Аксума в децентрализованное гос-во, где не осталось городов, не чеканилась своя монета и безраздельно господствовало натуральное хозяйство, смогло построить храмовый комплекс, аналога к-рому неизвестно не только в аксумской, но и вообще в восточнохрист. архитектуре той эпохи, за исключением Византии. Можно предположить, что Коптская Церковь, испытавшая в конце периода крестовых походов жесткие гонения со стороны мусульм. властей, строго следивших за тем, чтобы новых христ. храмов на подконтрольной им территории не сооружалось, направила накопленные ею средства на церковное строительство в свободной от ислам. ига Эфиопии. Характерно, что эфиоп. традиция связывает возведение Рохи как «Нового Иерусалима» со взятием Иерусалима султаном Салах-ад-Дином в 1187 г. Кроме того, на центральном столбе ц. Бетэ-Марьям, именуемом «Столп света», высечена араб. монументальная надпись, выполненная араб. шрифтом, за исключением написанного по-коптски слова «Христос»: «Смилуйся, Господи, над рабом Христа (Абд аль-Масихом?), который построил [эту] церковь» (Bosc-Tiessé et al. 2010. P. 45-49). Вместе со всей поверхностью столба надпись покрыта особой завесой, возможно с момента основания церкви. По традиции считается, что т. о. сохраняется в тайне начертанная на «Столпе света» вся прошлая и буд. история мира, но напрашивается более тривиальное истолкование этого факта: закладная надпись была скрыта от посторонних глаз, чтобы к.-н. мусульманин не донес властям Египта, что строительством храма в христ. Эфиопии руководил копт, и не возник вопрос, на чьи деньги оно осуществлялось.
Первое подробное описание храмового комплекса Л. оставил капеллан Франсишку Алвариш, входивший в состав португ. посольства при дворе эфиоп. царя Лебна Денгеля в 1520-1526 гг. Оно подтверждает эфиоп. предание, согласно которому Грань, захвативший и разоривший Л. в 1533 г., не стал разрушать церкви, пораженный их красотой (возможно, в действительности он просто не смог этого сделать). Вновь европейские путешественники обратили внимание на Л. лишь во 2-й пол. XIX в. Первыми среди них были Г. Рольфс, сопровождавший карательную экспедицию лорда Р. Нейпира (1867-1868), и франц. консул А. Раффре (80-е гг. XIX в.).
Архитектурный комплекс Л. включает 11 монолитных церквей, а также ряд гидро-инженерных сооружений (рукотворные русла, плотины и резервуары для сбора и хранения дождевой воды). Вероятно, здесь также существовала система укреплений. Д. Филлипсон (Phillipson. 2009) предполагает, что комплекс Л. формировался за неск. основных строительных этапов с VII-VIII по нач. XIII в. Согласно этой версии, к самому раннему периоду относится создание дворцов, а к завершающему - комплекса Дэбрэ-Сина - ц. Голгофы - часовни Св. Троицы и ц. св. Георгия. Франц. ученые К. Лепаж и Ж. Мерсье (Lepage, Mercier. 2012), основываясь на взаимодействии в процессе создания элементов комплекса - церковных зданий, объектов гидро-инженерной системы, подземных туннелей, а также на стилистике декора, говорят о единовременном строительстве комплекса в течение ок. 12-24 лет в правление царя Лалибалы. Они подчеркивают также отсутствие строгого соответствия библейской топонимии в расположении церквей и их посвящениях. Большинство совр. исследователей (Филлипсон, Лепаж и Мерсье) определяют изначально светский характер зданий, к-рые в наст. время занимают церкви архангелов Гавриила и Рафаила и св. Меркурия. По мнению Лепажа и Мерсье, храм Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль служил резиденцией митр. Михаила II (нач. XIII в.), а храм Бетэ-Мэркоревос - митрополичьей гостиницей для священнослужителей.
Бетэ-Марьям ( ; ц. Пресв. Богородицы; 13,2×9,3 м; высота свода центрального нефа 7,6 м), 3-нефный храм, к-рый имеет традиц. входы с 3 сторон, обозначенные небольшими портиками. По центральной оси в зап. и вост. частях свод поддерживают 2 квадратных в плане столба. Столб, именуемый «Столп света», обернут тканью; по легенде, на нем записана вся история мира. В 1966 г. в ходе реставрации ткань на краткое время была снята и столб сфотографирован. На нем обнаружили изображения неидентифицированного святого и двуглавого орла, а также араб. надпись с копт. глоссой и полустерную монограмму на геэзе.
Церковь богато украшена: декор на столбах, капителях, арках имитирует геометрические и растительные орнаменты резьбы по дереву, похожие на те, что украшают церкви в Дэбрэ-Дамо и Зарема-Гийоргис. На арках вырезаны и нарисованы кресты, розетки, 6-конечные звезды (исламского происхождения), антропоморфное изображение солнца, на архивольтах арок - растительные орнаменты, меандр. В антревольтах изображены двуглавые орлы, петухи и др. птицы.
На колоннах сохранились следы изображений святых. В юж. нефе - евангельские сюжеты: встреча Марии и Елисаветы, Христос и Мария Магдалина, исцеление расслабленного, Христос и самарянка, преумножение хлебов и рыб. В сев. нефе - бегство в Египет; на своде центрального нефа - Благовещение. В сев. нефе есть парные изображения дерущихся петухов и быков; в центральном нефе в сегментах ложных окон - 22 святых без подписей, вероятно пророков. На вост. стене центрального нефа под сводом - Преображение; вокруг изображены не связанные с сюжетом животные: леопард, нападающий на антилопу, ворон, жираф.
Над зап. портиком у входа в храм вырезан неглубокий рельеф: 2 всадника скачут галопом и поражают змея и, возможно, льва (изображения зверей не сохр.), возле них - орел и мифические существа, похожие на сфинкса и крокодила. Лепаж и Мерсье предполагают, что это изображение не 2 святых воинов-всадников, а самого царя Лалибалы, повторенное дважды и имеющее сходство с изображениями на дворцах султанов Иконийского султаната XIII в.
Росписи в Бетэ-Марьям стилистически имеют много общих черт с копт. монументальной живописью XIII в. (ср. росписи мон-ря св. Антония, 1232-1233). В связи с богатством внутреннего декора храма, его камерностью и наличием рельефа со всадниками напротив вероятной царской ложи, по мнению Лепажа и Мерсье, можно считать, что эта церковь принадлежала царскому двору.
Бетэ-Мэскэль ( ; ц. Креста; 11×1,9 м), небольшой 2-нефный храм, высеченный в стене двора ц. Бетэ-Марьям, напротив ее сев. фасада; ориентирован на северо-восток. Невысокий фасад оформлен аркатурным поясом, в стене прорезаны 2 окна с декоративными решетками и 2 аксумские двери в рамах. Сохранился фрагмент столба, вероятно одного из 2, фланкировавших двери. Внутренний декор минимален и состоит из имитации конструктивных форм.
Бетэ-Дэнагыль ( ; ц. Дев; 9,5×8,3 м; высота сводов ок. 3,5 м), небольшая 3-нефная базилика с нерегулярным планом, расположена в стене юж. части двора храма Бетэ-Марьям. В интерьере 4 столба с разноуровневыми консольными капителями соединены полукруглыми арками. Храм вырезан довольно грубо.
Комплекс Дэбрэ-Сина, Бетэ-Голгота, Бетэ-Селассие состоит из церквей арх. Михаила, она же Гора Синайская ( ; 9,6×8,4 м), Голгофы ( ; 10,5´ 6,2 м) и часовни Св. Троицы ( ; 7×6 м). По мнению Лепажа и Мерсье, это погребальный комплекс, символизирующий единство Ветхого (Синай) и Нового (Голгофа) Заветов и Св. Троицы. С запада перед главным фасадом комплекса вырезана прямоугольная т. н. «Гробница Адама» (3,5×1,8 м; высота 5,5 м), декорированная окном в форме креста. Она служит проходом к группе церквей с запада. Лепаж и Мерсье предполагают, что ее использовали как одну из оборонительных башен. В скале над комплексом по оси «восток-запад» высечен сквозной коридор. С запада он заканчивается помещением напротив ц. Бетэ-Марьям, к-рое Лепаж и Мерсье определяют как царскую ложу. Др. конец коридора открывается к «Гробнице Адама». Ее верхний ярус изначально, возможно, соединялся с коридором посредством деревянного мостика.
В интерьере Дэбрэ-Сина сев. стена декорирована плоскими арочными нишами с крестами в медальонах. Здесь находятся 2 двери - в алтарной и зап. частях, к-рые являются единственными проходами в ц. Голгофы.
Церковь Голгофы - одна из немногих в Эфиопии декорирована скульптурными горельефами святых. В арочных нишах южной и северной стен в полный рост изображены 7 святых с посохами, увенчанными крестами, и, вероятно, свитками. Некоторые скульптуры сильно повреждены. Здесь же сохранились остатки росписей: орнаменты и изображение неизвестной святой (предположительно св. Иулитты). В сев.-вост. углу вырезана ступенчатая платформа, у основания к-рой находится ниша в полу, считающаяся могилой царя Лалибалы. В нише сев. стены на платформе расположен кенотаф с рельефом лежащего Христа, символизирующий Гроб Господень. Рядом на стене высечен рельеф с фигурой ангела. В этих образах исследователи видят символику уподобления царя Лалибалы Христу. В юж. стене храма есть небольшая комната, известная как «Темница Иисуса»; здесь вырезано окно во двор.
В юго-вост. углу ц. Голгофы - проход в часовню Св. Троицы, самую священную часть комплекса. Доступ сюда разрешен лишь для лиц высокого духовного сана. Тем не менее благодаря фотосъемке ученые имеют представление о ее интерьере. Это небольшое помещение, свод которого поддерживает высеченный по центру прямоугольный столб. Почти половину комнаты занимает ступенчатая платформа, на к-рой высечены 3 монолитных алтаря, имитирующие конструкцию деревянных манбаров. В основании центрального алтаря на каждой из 4 сторон высечены фигуры с телом ангела и с головой соответственно - льва, тельца, орла и с зап. стороны - человека. Это изображение Тетраморфа, Четырех Животных (Арбаытэ Ынсыса), поддерживающих Трон Господа, известных по видению прор. Иезекииля (Иез 1. 4-28). Позади за каждым из алтарей в стене высечены ниши с плохо сохранившимися рельефами. По мнению Лепажа и Мерсье, изучивших надписи на алтарях, в северной нише расположено ростовое изображение Христа, в южной - антропоморфной фигуры и рядом голубя, как символа Св. Духа, а в центральной - трон Бога Отца.
Лепаж и Мерсье считают, что это единственная часть комплекса Л., к-рая не была обнаружена войсками Ахмада Граня и не пострадала от нашествия джихадистов в XVI в.
Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль ( ; ц. архангелов Гавриила и Рафаила). Со стороны главного, сев.-зап. фасада в скальном основании вырезан глубокий (ок. 17 м) двор с подземной цистерной. В основании здания - 2 высокие массивные платформы. Фасад (30×17 м) декорирован чередованием 8 крестообразных в плане полуколонн и 7 арочных ниш с килевидным завершением, отдаленно напоминающих силуэты аксумских стел. В арочных нишах вырезаны небольшие окна той же формы. Внутреннее пространство разделено на 2 зала стеной. Вост. часть 2-нефная, неправильной прямоугольной формы, в сев.-вост. части находится алтарная комната с дополнительным помещением с вост. стороны. В юго-вост. стене расположен проход в др. прямоугольный двор. Церковь впервые упоминается лишь в XVIII в. Ее неправильный план с единственным столбом по центру указывает на то, что это сооружение осталось незавершенным. По мнению Лепажа и Мерсье, оформление здания и наличие глубокого рва свидетельствует о влиянии архитектуры укрепленных ближневост. и егип. дворцов.
Бетэ-Мэркоревос ( ; ц. св. Меркурия), 2-я по величине (ок. 23×18 м) после Бетэ-Мэдхане-Алем церковь в Л., 5-нефная. Здание сильно повреждено и местами перестроено (оригинальные проходы заложены блочной кладкой), колоннада юго-зап. внешнего двора частично обрушилась. Свод наоса поддерживают 12 массивных прямоугольных столбов 5-метровой высоты, небольшое 3-частное алтарное пространство отделено от зала полуциркульными арками.
Бетэ-Амануэль ( ; ц. Еммануила; 17,5×11,6 м; максимальная высота 11 м). Внешние и внутренние стены оформлены имитацией традиционной для аксумской архитектуры кладки ростверком. Это чередование деревянных связей и выбеленных стукко слоев кладки тесаного камня создает профилированный ритмический рисунок тонких и широких горизонтальных полос. Здесь, как и в ц. Йэмрэханна-Крэстос (XII в.), отсутствуют т. н. обезьяньи головы - декоративные элементы, характерные для архитектуры Аксума.
Узкий подземный туннель соединяет церкви архангелов Гавриила и Рафаила, Еммануила и св. Меркурия. Прямой проход к ц. Еммануила из храма св. Меркурия в наст. время заложен.
Бетэ-Абба-Либанос ( ; ц. св. Ливания; 9,6×6,8 м; высота стен 7,6 м) - сооружение, отсеченное от скалы с 4 сторон, но соединенное со скальным массивом на уровне крыши. Подобного типа более поздние храмы известны в областях Ласта и Тыграй (Зоз-Амба, скальная ц. Марьям Дэбре-Цион в Геральте).
Бетэ-Лыхем (Вифлеем; букв. «Дом хлеба») - так в эфиоп. традиции называют расположенное неподалеку от церкви здание, где приготавливается хлеб для Евхаристии. Часть скалы полукруглой формы выступает к центру обходного туннеля. Внутри нее находится круглое помещение с небольшими окошками и со спуском в узкий подземный ход, ведущий к ц. св. Меркурия. Лепаж и Мерсье определяют Бетэ-Лыхем как одну из башен оборонительной системы комплекса Л.
Бетэ-Гийоргис ( ; ц. св. Георгия) находится в стороне от обеих групп храмов, на зап. берегу Иордана. В плане представляет собой равноконечный крест. Происхождение такой формы ряд исследователей связывают с нек-рыми деревянными манбарами, а Лепаж и Мерсье предполагают, что храм имел значение обетного креста и места коронации. К храму ведет проход через узкий туннель с запада. С юж. стороны к туннелю примыкает небольшое помещение, высеченное в стене двора. Сейчас оно используется как помещение для певчих, а ранее, возможно, служило гостиницей для паломников. На крыше храма вырезано изображение креста, также служащее декоративно оформленным желобом для отвода дождевой воды. Внутреннее пространство разделено полуколоннами с консольными капителями, поддерживающими арки. Над алтарной частью вырезан купол со вписанным в него крестом.
Для ряда церквей Л. (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Абба-Либанос, Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям, Дэбрэ-Сина) характерны общие черты: базиликальный план, 3-частное внутреннее пространство: нартекс, наос и алтарная часть. Эти помещения отделены друг от друга стенами с дверными проходами в аксумских рамах (Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Амануэль) и триумфальной аркой. В комплексе Дэбрэ-Сина алтарные части открыты. Алтарная часть состоит из 3 смежных комнат (северная и южная имеют проходы в боковые нефы наоса (кроме ц. Бетэ-Абба-Либанос)). Наос делится на 3 нефа, в Мэдхане-Алем - на 5.
Полуциркульный свод центрального нефа в этих храмах повышен над боковыми (кроме ц. Дэбрэ-Сина). Он декорирован аксумским фризом из ложных окон в профилированных рамах, выше фриза проходят чередующиеся с ложными световые окна 2-го яруса (в тех церквах, где он есть). Своды боковых нефов, как правило, плоские. В Бетэ-Марьям, в рукавах Бетэ-Гийоргис своды декорированы рельефными равноконечными крестами. В Дэбрэ-Сина рельефные кресты сводов имеют разнообразную форму.
Второй ярус (хоры), к-рый полностью выполнен только в церквах Бетэ-Марьям и Бетэ-Амануэль, занимает пространство над боковыми нефами и нартексом. Подъем на него традиционно вырублен в сев.-зап. части нартекса. В ц. Бетэ-Абба-Либанос на этом месте остался нетронутый массив скалы; в Бетэ-Мэдхане-Алем работы не были завершены. Назначение 2-го яруса в эфиоп. церквах до сих пор вызывает споры ученых. Сейчас помещения 2-го яруса используются как хранилища.
В архитектуре Л. прослеживаются аксумские черты. Это ступенчатый цоколь (Бетэ-Амануэль, Дэбрэ-Сина, Бетэ-Гийоргис), традиц. расположение 3 дверей в зап., сев. и южной стенах наоса. В нижнем ярусе, как правило, окна в аксумских профилированных рамах с имитацией решеток в форме крестов или с двойными прорезями, напоминающие декор церквей Дэбрэ-Дамо, Йэмрэханна-Крэстос, Зарема-Гийоргис. Форма окон др. типа соответствует силуэту аксумских стел (в некоторых случаях с килевидным завершением - Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль, Бетэ-Гийоргис, где они дополнены еще растительными рельефными орнаментами и небольшими крестами). Аксумского происхождения также пилястры (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Абба-Либанос) и карнизы (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Гийоргис, Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям), создающие горизонтальное членение фасадов. Общей чертой для церквей Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям, Бетэ-Амануэль являются 2-скатные крыши.
В большинстве церквей столбы прямоугольные в сечении; крестовые столбы есть в церквах Дэбрэ-Сина и Голгофы. Капители представляют собой гл. обр. полуциркульные консоли (Бетэ-Мэдхане-Алем, Дэбрэ-Сина). В ц. Бетэ-Абба-Либанос столбы центрального нефа соединены с полуколоннами стен имитацией балок на плоских сводах боковых нефов, в др. больших церквах все столбы соединены между собой полуциркульными арками (Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям, Бетэ-Амануэль, Дэбрэ-Сина). В алтарной части ряда церквей высечен купольный свод (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Гийоргис, Бетэ-Марьям).
Во дворах церквей Бетэ-Марьям, Бетэ-Амануэль и Бетэ-Гийоргис вырезаны резервуары прямоугольной или крестовой формы, вероятно баптистерии. Некоторые храмы сильно пострадали от потоков дождевой воды (верхняя часть ц. Бетэ-Амануэль, внутренняя часть юж. стены Бетэ-Гийоргис). Большая часть внешней колоннады Бетэ-Мэдхане-Алем, которая обрушилась к XIX в., была восстановлена из каменных блоков, так же как и часть фасада Бетэ-Абба-Либанос.
Особое значение для эфиоп. декоративно-прикладного искусства имеют служебные кресты для процессий, в частности, их своеобразный тип - Лалибэльский крест, форма к-рого появилась, вероятно, в Л. Согласно Лепажу и Мерсье, этот тип объединяет образы Света Христова (ореола Света Преображения вокруг фигуры Христа) и Христа в Тетраморфе - в окружении Арбаытэ-Ынсыса, крылья к-рых стилизованы под элементы орнамента в нижней части креста.