[Махдэра-Марьям; Мах(а)дара-Эгзиэт(э)на-Марьям; эфиоп. - Пристанище (Госпожи нашей) Марии], храм Эфиопской Церкви во имя Пресв. Богородицы, основанный в Эфиопии к востоку от оз. Тана (окр. Герарья, историческая обл. Бэгемдыр) в нач. посл. трети XVI в., вокруг к-рого со временем сложились мон-рь и город, известные под тем же названием. После разорения Эфиопского христ. царства во время нашествия Ахмада Ибрахима аль-Гази (Граня) во 2-й четв. XVI в. одной из насущных задач эфиоп. монархов стало восстановление разрушенных храмов и возведение новых. К 1577 г. на средства Марьям Сэна (тронное имя - Малак Могаса), супруги царя Сарца Денгеля, было закончено строительство храма, посвященного Пресв. Богородице. Согласно воле царицы, скончавшейся в апр. 1607 г., она была погребена в М.-М. по распоряжению царя Сисиния, за неск. дней до этого утвердившегося у власти после победы над ее пасынком Иаковом. В том же храме впосл. были похоронены дочери царицы, и М.-М. стал местом упокоения наиболее видных представителей эфиопской знати.
В конце своего правления Сисиний, тщетно пытавшийся навязать эфиопам католицизм, среди проч. храмов обратил в руины и М.-М. Восстановивший храм в 1682 г. Иясу I передал в дар М.-М. обширные земельные владения. Этому примеру последовали неск. гондарских царей (см. Гондар). Во многом благодаря их щедрости в 1-й пол. XVIII в. при храме сформировалась монашеская обитель с богатой б-кой, ставшая одним из крупнейших центров традиц. учености. Несмотря на принадлежность к конгрегации Дэбрэ-Либаноса, мон-рь М.-М. оставался в стороне от разгоревшихся в Эфиопской Церкви богословских споров между сторонниками доктрин «соединения» и «помазания» (см. «Соединения» и «помазания» доктрины).
М.-М. обладал правом убежища, к к-рому особенно часто прибегали в период феодальной раздробленности (в эфиоп. историографии - «эпоха Судей», 1769-1855). Впрочем, иногда влиятельные магнаты беззастенчиво нарушали это право. В М.-М. учился и, будучи в изгнании, нашел там убежище один из крупнейших эфиоп. землевладельцев и военачальников кон. XVIII в. деджазмач (воевода) Хайла Микаель Эшате (Хайле Микаэль Эшете). Там он встретил хрониста Абагаза, который под его покровительством начал составление наиболее полного летописного свода по истории Эфиопии; работа над 1-й частью хроники была завершена в М.-М. в 1785-1786 гг.
В 1-й пол. XIX в. вокруг расположенного на оживленном торговом пути М.-М. возникло поселение, постепенно превратившееся в процветающий город. В 1848 г. храм сгорел, вероятно в результате поджога, но уже через год был отстроен. Гораздо больше времени потребовалось на возрождение М.-М. после погрома, учиненного в 1867 г. имп. Феодором II, к-рый предал город огню и подверг гонениям священников и монахов. Совр. облик храм и мон-рь в основном приобрели при имп. Иоанне IV; образ этого правителя запечатлен на фресках храма, выполненных живописцем За-Йоханнэсом. Согласно преданию (впрочем, малодостоверному), по приказу императора мастеру отрубили руки, чтобы он не смог впредь создать столь же прекрасные произведения (ср. с легендой об ослеплении Бармы и Постника рус. царем Иоанном Грозным). В наст. время М.-М. славится богатым собранием рукописей и школой гимнографии, а город, в к-ром живут и христиане, и мусульмане, не утратил значения важного торгового центра.