[Елизвой, Елесва(а)н; греч. ᾿Ελεσβάς, ᾿Ελέσβααν; эфиоп. ; сир. ], блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота (15 мая), пам. зап. 27 окт.), правитель Аксумского царства, участник химьяро-эфиопских войн. Личное имя - Калеб (в эфиоп. царских списках или ), тронное - Элла Ацбэха, патронимия - Вальда Тазена (сын Тазены), «имя отряда» - бээси (муж) Лазен, в сабеографичной аксумской эпиграфике - Klb/'l/'sbh/wld/Tzn/b's/Lzn (RIE 191/7-8).
Житие Е. сохранилось лишь в кратких эфиопских синаксарных версиях. На возможное существование пространного эфиоп. Жития, по мнению Дж. Фьяккадори, указывает небольшая гомилия в честь Е., сохранившаяся в единственном списке и остающаяся неизданной. Подробнее о нем рассказывается в греч. анонимном и Метафрастовом Житиях мч. Арефы (BHG, N 166-167) и в предании о Награнских мучениках. Эфиоп. агиографическая традиция, за исключением ряда деталей, является вторичной по отношению к греческой. В средневек. эфиоп. лит-ре не встречается тронное имя Е., но его 2-я часть (Ацбэха) перешла в предание о Крещении Эфиопии при легендарных царях Абрэхе и Ацбэхе.
Сообщения о Е. имеются у греч. авторов Прокопия Кесарийского, Иоанна Малалы, прп. Феофана Исповедника, Космы Индикоплова, а также в 3-й части «Церковной истории» сиро-яковитского еп. Иоанна Эфесского, сохранившейся в составе Хроники Зукнина (см. ст. Дионисия Телль-Махрского хроника). В греч. источниках, посредством к-рых имя Е. вошло в рус. святцы, он, как правило, называется тронным именем в эллинизированных вариантах: ᾿Ελεσβάς и ᾿Ελέσβααν - в Мученичестве Арефы, ᾿Ελεσβόας - у Иоанна Малалы, ῾Ελλησθεαῖος (Еллисфей) - у Прокопия, ᾿Ελεσβαάν и ᾿Ελλατζβάας/᾿Ελλατζοβάα (Елладзбаас) - у Космы. Различия между историческим Е. и соответствующим агиографическим персонажем в целом незначительны.
Дата восшествия Е. на престол остается неизвестной, 514 год принят нек-рыми исследователями без достаточных оснований. Известно, что Е. находился у власти к лету 518 - нач. 519 г., когда он отправил войска из главного аксумского порта Адулис в Юж. Аравию под командованием Хайана, чтобы возвести на трон Химьяра христианина Маадикариба Яфура. После смерти последнего летом 522 г. власть в Химьяре захватил иудей Йосеф Асар Ясар (араб. прозвище - зу Нувас; в правосл. агиографии - Дуна(а)н; в эфиопской - Финхас). Отражением этих событий является сохранившееся в житийной традиции предание о том, как Е. вторгся в Химьяр, заставил царя-иудея укрыться в горах (по одной из версий, сделал его своим данником) и оставил в Аравии свои войска, но затем царь-иудей вернул себе контроль над страной.
Вскоре после воцарения Йосеф начал преследования христиан, кульминацией к-рых стало истребление Награнских мучеников осенью 523 г. Визант. имп. Юстин I (518-527) через монофизитского Александрийского патриарха Тимофея IV (517-535) обратился к Е. с призывом предпринять поход против Химьяритского царства и отомстить за невинно убиенных. Согласно правосл. житийной традиции, перед тем как выступить в поход, Е. посетил мон. Зинона (Зонена), который обещал ему победу в том случае, если он даст обет по окончании войны уйти в мон-рь. Согласно эфиоп. агиографии, опирающейся на местные предания, этим монахом был эфиоп. св. Пантелеимон, один из девяти преподобных.
В 525 г. войско Е. на неск. десятках кораблей вышло из Габазы, гавани Адулиса, и высадилось на красноморском побережье Йемена, по-видимому близ порта Мухван (ныне Моха). Е. разгромил войско химьяритского царя, к-рый был взят в плен и казнен (согласно распространенному арабо-мусульм. преданию о зу Нувасе, он покончил с собой в ходе сражения). Эфиоп. агиографическая традиция сообщает, что во время решающей битвы аксумские воины видели, как на их стороне сражается св. Пантелеимон. После победы на трон Химьяра был возведен христианин из местной знати Сумйафа Ашва (у Прокопия - Есимифей), а во главе клира встал еп. Григентий. В 526 г. (вероятно, весной) Е. покинул Юж. Аравию, а ок. 534-535 гг. власть над Химьяром захватил аксумский военачальник Абраха; попытки Е. подчинить мятежника не увенчались успехом.
У Иоанна Малалы содержится повествование о походе на Химьяр в 529 г. аксумского царя Анды, вызванном торговой конкуренцией с Аравией. Одержав победу, Анда по обету принял христианство и отправил в Александрию посольство с просьбой прислать епископа, крестить его народ и принять их в визант. подданство (Ioan. Malal. Chron. P. 433-434). Вслед за Иоанном Малалой этот рассказ повторяют Иоанн Эфесский (Assemani. BO. T. 1. P. 359 sq.) и прп. Феофан Исповедник (Theoph. Chron. P. 222-223), называя царя соответственно Айдогом (в Хронике Зукнина - Индуг) и Ададом (сопоставление 3 повествований см. в ст.: Mordtmann J. Die himjarisch-äthiopischen Kriege noch einmal // ZDMG. 1881. Bd. 35. S. 693-710). Хронология события заставляет отнести повествование ко времени правления Е., но при нем Эфиопия уже была христианизирована. Поскольку у Иоанна Эфесского и прп. Феофана Исповедника наряду с этим имеются исторически верные сообщения об экспедиции Е. в отмщение за Награнских мучеников (Assemani. BO. T. 1. P. 381; Theoph. Chron. P. 169), исследователями было высказано предположение о том, что Иоанн Малала перепутал поход Е. с аналогичным походом на химьяритов его деда, царя Элла Амиды. Однако ни этот поход, ни существование Элла Амиды не находят подтверждения в достоверных источниках (в первую очередь эпиграфических), и фигура царя Анды представляется легендарной.
В соответствии с агиографической традицией по возвращении в Эфиопию аксумский царь оставил престол, принял монашество, уединился в келье и не покидал ее до самой кончины, последовавшей, согласно правосл. преданию, через 15 лет после пострига. Свой царский венец Е. отослал в Иерусалим и просил патриарха повесить его над входом в Гроб Господень. Однако др. источники не подтверждают отречения Е., по крайней мере в течение неск. лет после похода. Согласно Прокопию Кесарийскому, имп. Юстиниан I (527-565) отправил к Е. и Есимифею посла Юлиана с просьбой о поддержке в войне против Персии, а также о закупке шелка в Индии и его последующей продаже византийцам, чтобы им не приходилось приобретать его у персов. Это посольство датируется периодом между 525 и 531 гг. Оба царя обещали выполнить пожелание императора, но не смогли, поскольку торговля шелком через Индию была монополизирована Персией. Впосл. к аксумитам было отправлено др. визант. посольство, во главе с Нонном, оставившим сведения о своей миссии в соч. «История», сохранившемся в составе «Библиотеки» свт. Фотия, патриарха К-польского (IX в.).
Еще до химьяритской кампании 518-519 гг. Е. совершил победоносный поход внутри Эфиопии против племен, названных в сабеографичных надписях 'gzt и Hst (см. на геэзе RIE 191/11-33; 1-е из них, агуэзат, следует отождествить с геэзами ( ), давшими название классическому эфиоп. яз.). По-видимому, именно на это событие указывает эфиоп. синаксарное Житие Е., повествуя о том, как «он прошел скрытно от страны Аксума до земли Матары (селение в Эритрее с древним городищем.- С. Ф.) и уничтожил мятежников», к-рых автор Жития называет «народом Гоморры».
В правление Е. греч. язык уже не использовался в царских эпиграфических надписях и был малопонятен местному населению. Когда перед отправлением в 1-й поход на Химьяр Е. поручил правителю Адулиса снять копии с 2 сохранившихся в городе греч. надписей, тот доверил это визант. купцам Косме Индикоплову и Мене. При Е. Аксум продолжал чеканить золотую монету.
Конец правления Е. условно датируют ок. 540 г. Согласно эфиоп. агиографической традиции, Е. оставил старшего сына, Израиля, правителем в Химьяре (не подтверждается др. источниками), а младшего, Габра Маскаля, возвел на трон Аксума, и тот стал именовать себя «царем Сиона». Указание одного из эфиопских царских списков на то, что Калеб и сменивший его на троне Габра Маскаль правили каждый по 40 лет, представляется недостоверным: сроки их царствований явно преувеличены. Аксумской эпиграфике известен только один сын и наследник Е.- царь Вазеба (RIE 192/5-7: W‘zb/…/wld/'l/'sbh), к-рый может быть отождествлен с Габра Маскалем. Общей гробницей Е. и Габра Маскаля принято считать полуразрушенное сооружение в 2 км к северо-востоку от Аксума из массивных гранитных блоков с 2 залами на одном, уходящем под землю основании (согласно др. преданию, Габра Маскаль похоронен в построенном им мон-ре Дэбрэ-Дамо).
В слав. традиции Е. стал известен через анонимное Житие мч. Арефы, к-рое было переведено на слав. язык в Х в. в Болгарии, получило распространение на Руси в составе Четьих-Миней и затем вошло в ВМЧ (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1839-1862). На основании этого Жития во 2-й пол. XII в. на Руси было составлено краткое сказание о Е., помещенное в нестишном Прологе под 24 окт., днем памяти мч. Арефы (Там же. Стб. 1836-1837). Впосл. эта дата утвердилась в календаре РПЦ в качестве памяти Е. В проложном сказании эфиоп. царь именуется «блаженным» и его имя передано как Елезвой, хотя в пространном Житии оно транскрибируется как «Елисваан». Из нестишного Пролога сведения о Е. попали в стишной (Там же. Стб. 1863).
В рус. традиции Е. воспринимался как образец правителя, с одной стороны презревшего земные блага и ставшего монахом, с другой - покаравшего гонителей христиан. Царь Иоанн IV Васильевич риторически вопрошал в «Послании в Кирилло-Белозерский монастырь»: «А Елизвой, царь Эфиопский, какой суровой жизнью жил?» (ПЛДР. 2-я пол. XVI в. 1986. С. 155). В «Истории о Казанском царстве» описывается стремление царя идти «на безбожную и поганую Казань... мстити крови христианския, яко Елизвои Ефиопский царь на Омирского князя Дунаса жидовина» (ПСРЛ. Т. 19. С. 99). В рус. ономастике имя Елезвой встречается редко. Его носил архитектор эпохи классицизма Е. С. Назаров (1747-1822).
Память Е. встречается в нек-рых визант. календарях (напр., 1 марта в Синайском канонарии IX-X вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 215), но устойчивого празднования в честь Е. в Греческих Церквах не установилось. В Римско-католической Церкви память Е. совершается 27 окт. начиная с XVI в., когда кард. Цезарь Бароний отделил ее от памяти мч. Арефы при составлении Римского Мартиролога и присоединил к памяти свт. Фрументия, просветителя Эфиопии. В греко-католич. календаре ордена василиан память Е. помещена 19 окт.
В важнейших редакциях Студийского устава и в ранних редакциях Иерусалимского устава память Е. отсутствует. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) Е. также не упоминается, однако в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) под 24 окт. указаны посвященные Е. тропарь 4-го гласа и кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся» В последующих изданиях рус. Типикона (напр., М., 1633) память Е. сохраняется, но тропарь и кондак не указываются, в исправленном издании 1682 г. память Е. не упоминается. В совр. греч. и рус. Типиконах память Е. отсутствует, но в совр. рус. Минее (Минея (МП). Октябрь. С. 626) приводятся те же, что и в первопечатном рус. Типиконе, тропарь и кондак Е.