Го́ндар [Гондэр; амхар. ], г. на севере Эфиопии (население свыше 43 тыс. чел., по данным сер. 90-х гг. ХХ в.), основанный в 1636 г. эфиоп. царем Василидом (1632-1667). Теснимый продвижением племен язычников оромо на территории эфиоп. христ. царства, Василид решил отказаться от кочевого образа жизни прежних царей и создать в Г. постоянную царскую столицу городского типа, вторую в истории Эфиопии после падения Аксумского царства (ок. IX в.), с возведением каменного дворца, что было невиданным новшеством. Т. о., начался новый период в истории эфиоп. феодальной монархии, получивший название Гондарского царства и длившийся ок. 130 лет. В столице появился обширный комплекс каменных дворцов царской резиденции, окруженный стеной; разрабатывался сложный и пышный придворный церемониал, упорядочивалась традиция офиц. историографии. Гондарские цари, занимаясь храмовым строительством, старались возводить в городе и вокруг него каменные церкви и соборы, одноименные древним знаменитым храмам, такие как Дэбрэ-Берхан-Селласе (освящен при царе Иясу в 1694), учреждали при них школы богословия; в мест. Азэзо близ Г., где находились основанные еще царем Сисиннием в 1621 г. храм и обитель иезуитов, был переведен в 1636 г. мон-рь Дэбрэ-Либанос - центр могущественной монашеской конгрегации, учрежденный эфиоп. св. Такла Хайманотом на рубеже XIII и XIV вв., в Г. была выстроена резиденция для ее главы - эччеге. В столицу перенесли и резиденцию митрополита. Г. стал крупнейшим центром караванной торговли, к-рой традиционно занимались мусульмане, и в городе для них был выделен специальный «мусульманский квартал». Свой квартал получили и эфиоп. иудействующие (фалаша), к-рые составляли большинство ремесленников в городе. Развивалась традиц. книжная культура и церковная живопись.
Эфиоп. цари, бо́льшую часть времени проводившие в столице, постепенно утрачивали контроль над наместниками в отдаленных провинциях, и те стали превращаться в наследственных правителей, обладавших на местах большей властью, нежели их гондарский царь. Именно тогда в народе родилась пословица: «Не гондарский царь, а местный володарь». Этот регионализм скоро приобрел не только политический, но и церковный характер, потому что в христологических спорах, раздиравших Эфиопскую Церковь в XVII-XVIII вв., области придерживались разных богословских позиций. В результате регионализм победил; к сер. XVIII в. гондарские цари стали простыми марионетками в руках могущественных правителей областей, новая эпоха получила в эфиоп. летописной традиции характерное название «время князей». Это время стало концом Гондарского царства. В 1855 г. царский престол захватил узурпатор Теодрос II (1855-1868). В дек. 1866 г. он сжег город и покинул его навсегда. После этого Г. даже формально перестал быть столицей. Его преемник царь Иоанн IV (1872-1889) забрал митрополита и эччеге в свою ставку. За полтора года (с янв. 1888 по июнь 1889) махдисты дважды захватывали Г., сожгли его и увели жителей в рабство, к кон. XIX в. население города не превышало 1 тыс. чел. С основанием в 1886 г. новой столицы Эфиопии - Аддис-Абебы - Г. окончательно превратился в провинциальный эфиоп. городок с населением неск. тыс. чел.
1 апр. 1936 г. итал. фашисты оккупировали Г., и 5 лет город был адм. центром пров. Амхара, в результате чего население выросло до 14 тыс. чел., из к-рых итальянцы составляли 2 тыс. После освобождения страны в 1941 г. Г. стал центром эфиоп. провинций Бэгемдыр и Сымен. В городе в 1953 г. был открыт медицинский колледж, с 1969 г. с помощью ЮНЕСКО началась реставрация исторических памятников, постепенно развивается туризм. Революционные события 1974 г. привели к ухудшению положения в стране, после падения режима Менгисту Хайле Мариама в мае 1991 г. ситуация изменилась к лучшему.