Наталия Викторовна (род. 26.06.1957, Харьков), музыковед, исследователь рус. церковного пения и богослужебной книжности, педагог, д-р искусствоведения (с 2002). Окончила историко-теоретический фак-т Харьковского гос. ин-та искусств (1980), аспирантуру Киевской консерватории (1983, научный руководитель Н. А. Герасимова-Персидская). С 1980 г. преподаватель Харьковского ин-та искусств; с 1985 г. сотрудник Российской академии музыки (РАМ) (с 1991 доцент, с 2004 профессор). В течение ряда лет была проректором по научной работе РАМ, возглавляла исследования древней муз. культуры (научный редактор-составитель сборников статей, руководитель работ молодых исследователей). В 2001-2006 гг. научный сотрудник Гос. ин-та искусствознания, с 2003-2006 гг. заведовала отделом музыки. С 2007 г. главный редактор электронного изд. «Вестник РАМ им. Гнесиных».
В выборе темы научных исследований З. в нач. 80-х гг. XX в. сыграли роль первые фундаментальные работы в области партесного концерта Герасимовой-Персидской, В. В. Протопопова, Т. Ф. Владышевской, А. С. Цалай-Якименко. Исследования З., выполненные на материалах архивных фондов Киева (ИР НБУВ), Москвы (ГИМ; РГБ), С.-Петербурга (РНБ), выявили специфику партесного концерта, многообразная жанровая сфера к-рого объединила, как казалось, несовместимые стилистические признаки музыки средневековья и Нового времени. В партесных композициях сочетаются стабильные (устойчивая, индивидуальная для каждого концерта последовательность тематически выразительных звеньев) и мобильные (развитие материала) черты. Осуществленное З. сопоставление ряда концертов с общей текстовой первоосновой выявило различные формы авторского подхода в условиях (преимущественно анонимного) партесного творчества - от переделок одного и того же концерта до создания различных сочинений на один текст. Рассматривая редакции концертов как сознательную, целенаправленную их переработку, З. раскрыла смысл таких методов редактирования, как фактурное обновление, связанное с изменением хорового состава, стилистическая редакция - внесение новых мелодических, гармонических и др. деталей, композиционно-драматургическая перестройка целого - свободная компоновка уже существующего материала. З. исследовала обработки напева Киево-Печерской лавры XVII-XVIII вв. и его параллели с западноевроп. духовной музыкой (Г. Шютц); собранный материал составил основу учебного пособия по хоровому многоголосию (1993).
Используя многочисленные источники в архивных фондах Москвы, С.-Петербурга, З. изучала церковнопевч. книжность эпохи Студийского устава. Текстологический подход позволил ей раскрыть ряд особенностей комплекса певч. книг ХI-ХIV вв., к-рый в то время был унифицирован в значительно меньшей степени, чем в последующий период. З. охарактеризовала структуру и состав книг, описала нормы текстологии и муз. семиографии, а также показала, как изменялось взаимодействие их элементов в зависимости от исторического периода и типологии певч. центров Др. Руси. Одним из основных положений работы стало разделение корпуса книг на 2 группы: «служебно-певческие» (ненотированные и частично нотированные - Минеи, Триоди, Октоихи) и «образцово-певческие» (преимущественно нотированные - Кондакари, Ирмологии и прежде всего Стихирари как «ядро нотированной книжности»). Различие этих групп, по мнению З., было обусловлено функционально: ненотированные (и частично нотированные) книги использовались при пении за богослужением, нотированные выполняли роль «образцовых» собраний напевов - «справочных пособий» для распевщика. Обе формы записи песнопений предполагали значительную роль устной традиции в их бытовании. По ненотированным книгам - исполнение на память по устоявшимся в разных жанрах гласовым моделям, а по нотированной книге необходимо «предварительное знание песнопения, что позволяло при виде нотации возобновить, оживить звучащий в памяти напев» (Древнерус. церковнопевч. книжность XI-XIV вв. в историко-функциональном аспекте: Докт. дис.). Положения работ З. относительно древнерус. певч. книжности были впосл. развиты Н. Б. Захарьиной, Ю. В. Артамоновой, Е. В. Плетнёвой.