Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения ХVII в. Автор неск. монографий, более 100 статей, составитель нотных антологий и сборников научных трудов, организатор и участник международных конференций по проблемам старинной музыки, общественный деятель, педагог. В 1951 г. окончила историко-теоретический, в 1952 г.- фортепианный фак-т, в 1954 г.- аспирантуру Киевской гос. консерватории (ныне Национальная муз. академия Украины (НМАУ)). С 1950 г. до наст. времени преподает на кафедре теории музыки НМАУ. С 1979 г. профессор, д-р искусствоведения (1978). В 2000 г. по инициативе Г.-П. в НМАУ была организована кафедра старинной музыки под ее руководством. Читала лекции в ун-тах Европы (1985, 1986, 1990, 1992) и США (1990). С 1987 г. член Международного музыковедческого об-ва (IMS). С 1991 г. член Европейского об-ва культуры (SEC). Заслуженный деятель искусств Украины (1997). Лауреат премии им. Н. Лысенко (1990). Академик АН Высшей школы (1994). Чл.-кор. Академии искусств Украины (2001). В 1995-2002 гг.- генеральный секретарь укр. национального комитета Международного муз. совета (IMC) ЮНЕСКО. Координатор по связям с Советом по традиц. музыке (IСТМ).
До сер. 60-х гг. XX в. Г.-П. исследовала проблемы совр. укр. музыки. Затем стала заниматься источниковедческим описанием собраний партесных концертов, хранящихся в РО ЦНБ АН Украины (ныне ИР НБУВ), по т. н. поголосникам. Ею было описано 76 книг: 25 из коллекции Киево-Печерской лавры (3 комплекта) и 51 из фонда киевского Софийского собора (7 комплектов). Особое значение имело обнаружение Г.-П. редких экземпляров лаврских конволютов с разделами кон. ХVII - нач. ХVIII в., поскольку мн. источники этого периода погибли при пожаре в Киево-Печерской лавре в 1718 г. Впосл. тексты партесных концертов были найдены Г.-П. в рукописях, хранящихся в фондах России, Литвы, Сербии, в т. ч. в юго-западнорус. Ирмологионах.
Анализ певч. содержания рукописей позволил Г.-П. выделить богослужебные песнопения и партесные концерты (ок. 500), составить их алфавитный указатель и инципитный муз. каталог (в 3 т.). В процессе изучения было рассмотрено свыше 650 концертов, было выяснено авторство нек-рых произведений, реконструированы нотные тексты (восстановлены партии из отсутствующих поголосников некомплектных собраний) и подготовлено 1-е издание неск. концертов (1976). Благодаря работе Г.-П. было расширено представление о творчестве Н. П. Дилецкого как композитора, найдено в рукописях и опубликовано в 1981 г. 3 литургийных цикла, «Воскресенский канон», ряд концертов. В 1991 г. издана 21 партитура «мотетов» (5- и 6-голосных концертов для малого состава хора) неизвестных авторов из фондов б-ки Матицы Сербской в г. Нови-Сад (Сербия). Произведения, опубликованные Г.-П., вошли в репертуар мн. хоровых коллективов.
В работах Г.-П. освещен широкий круг вопросов, касающихся жанрово-стилистического слоя укр. церковного многоголосия 2-й пол. ХVII-ХVIII вв. Г.-П. по-новому охарактеризовала развитие традиции укр. многоголосия и формирование партесного концерта как национального варианта европ. хорового стиля барокко, исследовала особенности словесно-муз. ряда партесных концертов как результат профессионального композиторского творчества, рассмотрела принципы претворения канонических текстов и их стихотворных парафраз, жанровые разновидности, тональные и композиционные планы произведений, формирование прозрачной или плотной хоровой фактуры, особенности голосоведения, чередование ладотональностей (см.: Хоровий концерт на Украïнi в XVII-XVIII ст. К., 1978; Партесный концерт в истории муз. культуры. М., 1983). В статьях уделено внимание аспектам муз. времени и пространства, принципу контраста, формирующему дискретный план произведения нового стиля - барокко, качественно отличающийся от континуального и внутренне цельного распева древнего монодийного песнопения (О двух типах муз. хронотопа // Лит-ра и искусство в системе культуры: Сб. ст. М., 1988. С. 343-348; От формулы к фигуре // Musica antiqua. Bydgoszcz, 1988. Vol. 8. С. 413-427). Ряд наблюдений Г.-П. касается вопросов соприкосновения партесного пения и западноевроп. многоголосия ХVI-ХVII вв., знаменного распева, народно-муз. творчества (Переход от «знамени» к «киевской квадратной ноте» в музыке Юго-Западной Руси // Музыка. Культура. Человек: Сб. ст. Свердловск, 1991. Вып. 2. С. 58-64; Рус. музыка XVII в.- встреча двух эпох. М., 1994; Послання ап. Павла в творi Шютца та в покаянному мотетi // Украïнсько-нiмецькi музичнi зв'язки минулого i сьогодення. К., 1998. С. 6-22).
Проблемы истории и теории муз. форм и жанров 2-й пол. XVII-XVIII в. разработаны под рук. Г.-П. в канд. диссертациях К. М. Берденниковой («Гомилетические традиции в творчестве И. С. Баха»), Н. В. Заболотной («Проблема индивидуальности художественного целого…»; по материалам 80 партесных концертов), Л. В. Ивченко («Украинский кант ХVII-ХVIII вв.»), Т. В. Гусарчук в исследовании творчества А. Л. Веделя, И. А. Чижик в статьях о знаменном распеве по изданиям ХVIII в., Е. Ю. Шевчук в исследованиях укр. церковной монодии, и др.