Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки. В детстве пел в церковном хоре в Астрахани. В 1902 г. окончил регентский класс Придворной певческой капеллы в С.-Петербурге по 1-му разряду. С дек. 1902 г. был регентом архиерейского хора в Тамбове. С 1903 г. преподавал церковное пение в Тамбовском епархиальном жен. уч-ще. В мае 1910 г. переехал в Тифлис (ныне Тбилиси), где стал регентом экзаршего хора.
Е. принадлежит к с.-петербургской церковнопевч. школе. Несмотря на тяготение к традиц. церковному репертуару, в серии духовных концертов сводных хоров (300 чел.) 27, 31 марта и 3 апр. 1905 г. в Козлове (ныне Мичуринск) и Тамбове наметилось изменение репертуара в пользу произведений композиторов Нового направления. В концерте архиерейского хора (100 чел.) 25 марта 1907 г. в зале Дворянского собрания в Тамбове из 10 исполненных сочинений 7 принадлежало композиторам Нового направления. В концертах экзаршего хора 25 марта 1911 и 4 марта 1912 г. в Тифлисе в театре Артистического об-ва и во дворце наместника указанные тенденции были закреплены. 25 марта 1907 г. в честь дня рождения императрицы в тамбовском кафедральном соборе звучала певч. старина - литургия знаменного распева, исполненная по крюкам; в концерте 1911 г. в Тифлисе звучал унисон знаменного распева.
Архиерейский хор под упр. Е. участвовал в различных памятных службах и концертах: в Тамбове - во всенощном бдении 13 нояб. 1907 г. в Казанском монастыре по случаю 1500-летия кончины свт. Иоанна Златоуста, в 1908 г. в литургии 19 февр. в кафедральном соборе в честь 47-й годовщины освобождения крепостных крестьян с молебном и вечной памятью имп. Александру II, в литургии 9 марта там же с покаянием и новой молитвой о водворении мира и тишины на Русской земле (по поручению Святейшего Синода), в литургии, крестном ходе и молебне 11 мая в кафедральном соборе при открытии отдела железнодорожных служащих козловских мастерских, при встрече 14 мая в Казанском монастыре чудотворной Вышенской Казанской иконы Божией Матери, в концерте объединенного хора 8 тамбовских церквей (350 чел.) 15 марта 1909 г. в здании Нарышкинской читальни в честь увековечения памяти духовных композиторов Д. С. Бортнянского, прот. Петра Турчанинова и А. Ф. Львова (в ходе концерта было собрано 300 р. на памятник), в литургии 16 апр. того же года, в день празднования в честь Тамбовской иконы Божией Матери в Богородицкой ц., в торжественной литургии 12 июня в Казанском мон-ре с прославлением блгв. кнг. Анны Кашинской, в литургии 27 июня в кафедральном соборе по случаю 200-летия Полтавской битвы, во всенощном бдении и в литургии 28 окт. в Богородицкой ц. по случаю 200-летия кончины свт. Димитрия Ростовского; в Тифлисе - в молебне 2 февр. 1912 г. в экзаршей церкви в честь 25-летнего юбилея старейшего певца экзаршего хора А. В. Сивухина, в литургии с благодарственным молебном 16 нояб. того же года в кафедральном соборе Сиони (хор Тифлисского церковнопевч. об-ва).
Е. с хором приглашали выступать 22 марта и 6 апр. 1908 г. на ежегодные собрания Тамбовского отдела ИППО, 29 апр. 1909 г. и 2 мая 1910 г. на собрания Тамбовского комитета Православного миссионерского об-ва. На заседании местной ученой архивной комиссии 13 апр. 1909 г. благодаря Е. удалось установить, что автором ирмосов и задостойников Успения Пресв. Богородицы, Сретения Господня и Великого четверга был Турчанинов.
Становлению авторитета Е. способствовал еп. Иннокентий (Беляев), управлявший Тамбовской епархией в 1903-1909 гг. и в отличие от своего предшественника еп. Иеронима (Экземплярского) глубоко ценивший церковное пение. Стремясь возродить традицию раннехрист. церковного пения, он поручил Е. организовать в тамбовском кафедральном соборе всеобщее пение прихожан. В 1909 г. еп. Иннокентий был переведен на Тифлисскую кафедру и пригласил Е. переехать вместе с ним. При временном расформировании экзаршего хора (1-25 февр. 1915), когда из-за военных событий деньги на содержание хора передавались тур. и персид. беженцам, еп. Иннокентий оставил Е. регентом небольшого хора из служащих.
Регентская деятельность Е. на Тамбовской земле была необычайно интенсивной: только за 1907-1909 гг. в периодике было зафиксировано более 70 его выступлений. Пресса выделяла Е. среди тамбовских регентов, указывала на «солидную известность» его хора: «...он с хором - образец, он - тон на всю епархию» (Тамбовский край. 1907. № 15. С. 3). Отмечались также «великолепное», «блестящее», «могучее», «благородное», «музыкально-художественное», «молитвенное» исполнение, умелый подбор голосов (особенно теноровой партии), совершенство хоровой органики: безупречность хорового строя, слитность певч. ансамбля в голосовых партиях. Критические замечания касались «сильно завышенного тона», увлечения «велегласием», произвольного сокращения литургии, «недостаточности отделки сочинений», обращения к «декадентским направлениям в церковной музыке» (т. е. к сочинениям композиторов Нового направления), чрезмерной требовательности к певчим и др. Но все перечисленное не нарушало целостного представления о Е. как о регенте. Он улучшил состояние церковнопевч. дела в Тифлисе, преодолев возникший поначалу конфликт с местными музыкантами.
Церковнопевч. репертуар Е. включал более 60 произведений Е. С. Азеева, прот. Димитрия Аллеманова, А. А. Архангельского, Бортнянского, А. Л. Веделя, А. Т. Гречанинова, В. С. Калинникова, А. Д. Кастальского, Н. И. Компанейского, А. Ф. Львова, Дж. Сарти, П. Н. Драгомирова, прот. Петра Турчанинова, П. И. Чайковского, П. Г. Чеснокова, архим. Феофана (Александрова), Д. М. Яичкова и др., а также его собственные сочинения.
Е. является автором церковных и светских (сохр. в рукописях) муз. произведений. Среди первых немало разнообразных обработок знаменного, греческого распевов, образцов серб. и груз. церковного пения. Были изданы: «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали, душе моя, Господа» на литургии сербского напева, Херувимская песнь ми мажор, «Милость мира», «Заступнице усердная» 4-го гласа греческого распева, «Глубиною мудрости» и «Тебе и стену» (Духовно-муз. соч. и перелож. СПб., 1911). В обработках Е. использовал приемы подголосочной полифонии, натуральный лад, акустический архаический эффект октавного divisi басов, опирающийся на мелодически развитые партии басов и теноров. В большом разрыве детских и муж. голосов (2 октавы) прослеживается влияние Турчанинова.
По архивным данным известно о существовании ряда церковных произведений Е., не обнаруженных в наст. время: «Достойно есть» си минор, «Достойно есть» 8-го гласа обычного распева, «Един Свят», кондака и акафиста прп. Серафиму Саровскому, «Видехом свет» и «Да исполнятся уста наша», «Царю Небесный» 3-голосного знаменного распева, тропаря свт. Иннокентию Иркутскому, «Милость мира» на литургии св. Василия Великого, «Буди имя Господне», ектений Грузинской Церкви, «Приидите поклонимся», Трисвятого из русско-груз. литургии (не окончено).
В 1915 г. в Петрограде в изд-ве П. М. Киреева вышел в свет «Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов» под редакцией Е. (№ 11: Из литургии), в к-рый вошли сочинения композиторов кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., а также произведения Е. и П. И. Гребенщикова («Благослови, душе моя, Господа» сербского напева) и обиходные песнопения. В том же году Е. был привлечен Товарищеским хоровым изд-вом в Петрограде в жюри по отбору произведений (см.: ХРД. 1915. № 10).
Сочинения Е. исполнялись в выступлениях хоров под его упр.: в Тамбове - тропарь «Заступнице усердная» (4 апр. 1908), «Милость мира» (8 сент., 26 дек. 1908); в Тифлисе - «Царю небесный» (25 марта 1911), Херувимская песнь (4 марта 1912), а также в концертах др. известных хоров: С.-Петербургского митрополичьего хора под упр. И. Я. Тёрнова в Нарве и Гунгербурге (ныне Нарва-Йыэсуу, Эстония; 13 июня 1913); хора Иоанно-Дамаскинского церковнопевч. братства и соборного хора под упр. Л. Н. Соколова и И. Н. Казанцева в Н. Новгороде (13 марта 1916).
В послереволюционное время Е. потерял работу и перебивался временными заработками. В 1917-1920 гг. работал в хоровых кружках, играл в оркестрах при клубах, в ресторанах, в театрах «Тиволи» и «Сатирагит». С 1921 г. на Тифлисском паровозоремонтном заводе им. И. В. Сталина занимал должности конторщика, зав. конторой цеха, старшего табельщика. В 1926-1929 гг. состоял членом ленинградского Об-ва драматических писателей и композиторов (Драмосоюз; секция духовных композиторов). Когда секция духовных композиторов Драмосоюза была закрыта, Е. практически лишился средств к существованию. Архивные документы Е. по Драмосоюзу в полной мере отражают отчаянную борьбу этой сильной, несмирившейся личности.