Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОКРОВСКИЙ
57, С. 85-87 опубликовано: 5 августа 2024г.


ПОКРОВСКИЙ

Аркадий Михайлович (15.01.1869, с. Любытино Боровичского у. Новгородской губ.- авг. 1941, Новгород), регент, педагог, композитор, исследователь древнерус. церковной музыки. Род. в семье потомственного свящ. М. Я. Покровского (1835-1914). Учился в Боровичском ДУ, затем в Новгородской ДС, к-рую окончил в 1891 г. (Новгородские ЕВ. 1900. № 24. С. 1538; 1905. № 17. С. 1054). П. намеревался усовершенствовать муз. образование в регентском классе Придворной певческой капеллы, однако недолго смог там учиться и в 1893 г. поступил на службу в Новгородскую ДС на должность учителя (Там же. 1900. № 24. С. 1538), преподавал церковное пение, теорию и историю музыки. Уже имея значительный опыт регентской работы с разными церковными хорами, руководил семинарским учебным хором. В 1894 г. по приглашению архиеп. Новгородского и Старорусского Феогноста (Лебедева) П. стал регентом архиерейского хора Софийского собора (до 1912). Судя по отзывам, молодой музыкант обновил состав исполнителей, введя в хор способных и искренно заинтересованных в своем деле певцов, и в короткий срок добился значительного повышения уровня пения. По мнению П., основой репертуара церковных хоров должны были стать преимущественно древнерусские песнопения и их высокохудожественные профессиональные обработки (Гусельки яровчаты. 1908. № 2. С. 8). Как регента, педагога-практика и исследователя, его интересовали вопросы происхождения и теории знаменного распева. В качестве пособий для учащихся семинарий П. написал в общей сложности более 20 брошюр о древнерус. музыке, симиографии, вокальной педагогике.

А. М. Покровский. Фотография. 1909 г.
А. М. Покровский. Фотография. 1909 г.

А. М. Покровский. Фотография. 1909 г.
В 1910-1914 гг. П. редактировал и издавал ежемесячный музыкально-лит. ж. «Гусельки яровчаты». В 1907-1909 гг. журнал выходил в Тамбове под редакцией свящ. Василия Лебедева и в основном публиковал материалы для регентов; под редакцией П. его содержание стало более универсальным и во многом строилось по образцу «Русской музыкальной газеты», издававшейся Н. Ф. Финдейзеном, с к-рым П. активно сотрудничал в 1899-1917 гг., будучи его новгородским корреспондентом. В журнале публиковались статьи по различным вопросам истории музыки, была представлена хроника новгородских и общероссийских событий в области как церковной, так и светской музыки. В приложениях почти к каждому номеру на неск. нотных листах печатались вокальные и хоровые произведения разных композиторов, в т. ч. самого П. Помимо церковных песнопений П. публиковал в журнале и отдельными изданиями свои обработки народных напевов (в т. ч. древнерус. поминального стиха «Да помянет Господи род ваше племение...» - см. изд.: Там же. 1912. № 9. Нотн. прил. С. 3; Морохова. 1994), собственные хоровые произведения на былинные сюжеты, хоры духовного и патриотического содержания (в т. ч. в честь 300-летия Дома Романовых), песни и хоры на стихи рус. поэтов.

П. в 1893, 1895-1899, 1901, 1903, 1908 гг. и, вероятно, позже руководил летними курсами пения для учителей церковноприходских школ. С открытием в 1903 г. постоянного Певческо-музыкального курса при Второклассной учительской церковноприходской школе в с. Велебицы Новгородской губ. он ежегодно назначался туда в качестве члена экзаменационной комиссии (Гусельки яровчаты. 1908. № 3. С. 9; Музыка и пение. 1909. № 9. С. 4; Памятная книжка Новгородской губ. на 1913 г. Новг., 1913. Ч. 2. С. 58).

П. часто выступал с созданными и руководимыми им хорами на праздничных и благотворительных концертах с духовным и со светским репертуаром в Новгороде и Новгородской губ. При этом он широко использовал опыт московских и петербургских коллег в деле распространения отечественной хоровой музыки. Будучи, по-видимому, под впечатлением от исторических концертов Синодального училища церковного пения, организованных в 1895 г. в Москве С. В. Смоленским, П. провел в Новгороде серию аналогичных выступлений. При этом он проявил себя не только как талантливый организатор и руководитель хора, но и как лектор и автор пояснительных текстов к исполненным муз. произведениям в приложениях к печатным программам.

В 1911 и 1913 гг. П. был одним из руководителей съездов учителей пения Новгородской епархии, созывавшихся по инициативе и под покровительством архиеп. Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого). Основной задачей этих съездов был отбор круга песнопений для епархиальных церковных хоров на основе их подлинности и доступности для исполнения певчими как соборов и мон-рей, так и приходских храмов. В отборе и упорядочивании песнопений вместе с П. активное участие принимали известные церковные педагоги и музыканты: псковский регент и учитель пения свящ. Михаил Гривский, ключарь новгородского Софийского собора прот. Николай Стягов (впосл. архиеп. Боровичский Никита), заведующий псаломщическими курсами в Новгороде свящ. Николай Попов и архиеп. Арсений. По поручению последнего П. и его единомышленники издали (тиражом в 2 тыс. экз.) «Журналы заседаний…» I съезда, включавшие помимо текстов речей, обсуждений и решений ноты отобранных песнопений с развернутыми пояснениями к ним (1911). Итогом II епархиального съезда стало расширенное переиздание в 1914 г. «Журналов...» в новой редакции под заглавием «Спутник псаломщика: Песнопения годичного круга богослужений с требоисправлениями» (4 тыс. экз.). Вновь переработанное и дополненное 3-е издание «Спутника псаломщика...» с одобрения Синода «в качестве учебного пособия для духовно-учебных заведений и церковных школ, а также - для всех приходских и монастырских храмов» было напечатано в 1916 г. (10 тыс. экз.). Третье издание представляет собой обширный свод песнопений, напечатанных квадратной нотой, и, как следует из одобрения Синода, уже выходит за рамки местного новгородского епархиального обихода с пояснениями для регентов. В это пособие объемом более 600 страниц были вложены немалые труд, знания и опыт как П., так и его единомышленников.

В нач. 1912 г. П. по не вполне ясным причинам был вынужден оставить службу регента Софийского собора (на этом посту его сменил ключарь собора прот. Н. Стягов) (Новгородские ЕВ. 1912. № 7. С. 197; Гусельки яровчаты. 1912. № 2. С. 9). П. оставался учителем пения и регентом семинарского хора, имел чин надворного советника, а позднее некоторое время был помощником инспектора Новгородской ДС (Памятная книжка Новгородской губ. на 1914 г. Новг., 1914. Ч. 1. С. 48). В этом качестве, совмещая службу в ДС с преподаванием в Николаевской жен. гимназии (с 1910), П. оставался до 1918 г., когда оба учебных заведения были закрыты.

О жизни и деятельности П. в советское время известно крайне мало. В 1918 г. при вынужденном переезде П. были практически полностью утрачены его богатейшая нотная б-ка и архив. В 1920-1921 гг. он продолжал заниматься хоровым делом в должности муз. инструктора Новгородского губернского отдела народного образования, заведующего муз. секцией Уездного отдела народного образования и руководил певч. кружком, созданным им из бывш. «Хора любителей» (сохр. заявление П. от 19 мая 1920 заведующему Губернским отделом народного образования с просьбой о финансировании кружка: ГАНО. Ф. Р-230. Оп. 1. № 95. Л. 1).

Нек-рые сведения о жизни и деятельности П. в 20-х гг. XX в. содержатся в документах Новгородского об-ва любителей древности. Будучи одним из старейших его членов (избран действительным членом 26 окт. 1908), П. постоянно участвовал в работе об-ва. В 1922 г. П. выступил с докладом на тему «Музыкальная сторона и значение колокольного звона». Позднее им был подготовлен текст «О музыкальном значении звонниц», к-рый предполагалось напечатать в одном из изданий об-ва, но при жизни автора он так и остался неопубликованным, а был издан только в 1999 г. В этой статье П. впервые поднял вопросы о музыкально-инструментальной специфике традиц. колокольных наборов и о принципах согласования колоколов. Он описал колокольный ансамбль звонницы новгородского Софийского собора, его развеску, особенности и технику исполнения традиц. звонов, что оказалось исключительно ценным в наст. время для понимания специфики новгородской колокольной традиции. В нач. 1927 г. он заполнил графы анкеты об-ва: «Бывшее социальное происхождение» - «Б[ывший] учитель», «Место службы» - «Безработный», «Адрес или место жительства» - «Ильинская, 54». С каждым годом П. посещал собрания все реже и реже, 28 авг. 1929 г., по-видимому,- в последний раз.

Как зафиксировал в 1937-1939 гг. состоявший в те годы с П. в переписке автор неопубликованного Словаря православного русского церковного пения Д. С. Семёнов, тот влачил жалкое существование в качестве учителя пения в одной из средних школ Новгорода (Чернышева. 2014).

По свидетельству очевидцев, записанному новгородским краеведом С. В. Моисеевым, в авг. 1941 г. П. погиб во время бомбежки, предшествовавшей оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками (Никаноров. 1996. С. 197). Место погребения П. неизвестно.

Арх.:ГАНО. Ф. 499. Оп. 2. № 18. Л. 167 об.; Ф. 400. Оп. 1. № 1. Л. 67 об.- 68; Ф. Р-230. Оп. 1. № 95. Л. 38, 47; № 104. Л. 1 об.; Оп. 2. № 33. Л. 1 об.; № 48. Л. 2; Ф. Р-265. Оп. 3. № 649. Л. 1; Ф. Р-1940. Оп. 1. № 1. Л. 38, 47; НГОМЗ ОПИ. Ф. 6. Оп. 1. № 19. Л. 12; № 36. Л. 8; № 42. Л. 22; № 112. Л. 3-15.
Муз. соч.: «Да исправится молитва моя»: Греч. расп.: Переложение для 3-голосного хора // Гусельки яровчаты. 1910. № 3. Нотн. прил. С. 1-3; «Свете тихий» // Там же. С. 4; «Разбойника благоразумнаго» // Там же. № 4. С. 1; «Разбойника благоразумнаго»; «Славно бо прославися»: для 3 голосов // Там же. 1912. № 2; «Покой Спасе наш»: Глас 5: Перелож. напева Киево-Печерской лавры для 4-голосного хора // Там же. 1913. № 3; Кондак Сретению («Утробу Девичу…») // Там же. 1914. № 1; «Бог Господь» и тропарь воскресный 5-го гласа (обычного новгородского напева) (не найдено).
Соч.:отд. изд.: Основное церк. пение и теория пения: Уроки, данные... на Краткосрочных летних курсах для учителей церк.-приходских школ в г. Новгороде 1895 г. Новг., 1896. СПб., 19072 (изм. назв.: Основное церк. пение (Ч. 1) и элементарная теория музыки применительно к преподаванию церк. пения (Ч. 2)...); Знаменный распев (большой): Техническое построение распева на древнегреч. ладах и разбор мелодических строк (лица и фиты). Новг., 1897, 19012; Церк. Осмогласие и его теоретическое основание. Новг., 1897, 18992, 19133; Гаммы и их построение: Из уроков по пению, данных воспитанникам семинарии. Новг., 1898, 19022; Хоровое церк. пение, его значение и постановка. Новг., 1898, 19002, 19133; О рус. церковном пении // Программа духовного концерта 25 марта 1899 г. Новг., 1899. С. 7–12; То же // Программа духовного концерта 26 марта 1900 г. Новг., 1900. С. 10–13; Семиография: Очерк истории развития муз.-певч. знаков. Новг., 1900, 19112; Азбука крюкового пения: объяснение главнейших начертаний древнего рус. безлинейного нотописания: Из уроков, данных воспитанникам Новгородской ДС. М., 1901; Духовно-муз. произведения для однородных хоров: (Список пьес). Новг., 1902; Кр. метод. указания для обучающих пению. СПб., 1902. Новг., 19062; Древние церк. мелодии и их гармонизация: Краткий ист. очерк. Новг., 1909; Очерки истории церк. пения: Богослужебное пение Древней Христианской Церкви. Новг., 1910; Велебицы: Певч. курсы в Новгородской губ. Новг., 1913; О муз. значении звонниц / Публ. и коммент.: А. Б. Никаноров // Музыка колоколов. СПб., 1999. С. 212–221; статьи и заметки в периодике: Неск. слов о публичном внехрамовом исполнении рус. муз. произведений (письмо в редакцию) // РМГ. 1900. № 5. Стб. 144; Памяти С. В. Смоленского // Гусельки яровчаты. 1910. № 1. С. 8–9; Свящ. В. Ф. Старорусский (1818–1871) // Там же. С. 9–11; Общенародное пение // Там же. № 3. С. 1–3; № 4. С. 1–3; Сельские хоры и их затруднения // Там же. № 7/8. С. 1–3; № 9. С. 1–2; № 10. С. 1–2; № 11. С. 1–2; Воспоминания о С. В. Смоленском // Там же. № 7/8. С. 12–14; Подобны и стихиры самогласные // Новгородские ЕВ. 1900. № 23. С. 1493–1496; № 24. С. 1565; Неск. слов по поводу появления певч. ж. «Гусельки яровчаты», издаваемого свящ. о. Василием Лебедевым // Там же. 1908. № 48. С. 1526–1527.
Лит.: М-ский. А. М. Покровский // Гусельки яровчаты. 1908. № 2. С. 6-8; И-ский. А. М. Покровский // Там же. № 3. С. 8-9; Сборник Новгородского об-ва любителей древности. Новг., 1908. Вып. 1. С. 16; Л. С. Совр. деятели: А. М. Покровский // Музыка и пение. 1909. № 4 (15 февр.). С. 3-4; Журналы заседаний Съезда учителей пения духовно-учеб. заведений и 2-кл. церк.-приходских школ Новгородской епархии от 3 до 7 июля 1911 г. в г. Новгороде. СПб., 1911; Журналы 2-го съезда учителей пения духовно-учеб. заведений Новгородской епархии 20-25 июня 1913 г. в Новгороде // Новгородские ЕВ. 1914. № 31 (1 авг.). С. 980-997 (отд. отт.: Новг., 1914); Морохова Л. Ф. Муз. памятники // Рус. провинция. Новг., 1994. № 2(10). С. 94-96; Никаноров А. Б. А. М. Покровский - новгородский регент, педагог и композитор: (Мат-лы к биографии и библиографии) // Арсеньевские чт., 2-е: Докл. и сообщ. / Сост.: И. Д. Савинова. Новг., 1996. С. 194-205; он же. Покровский А. М. // Музыка колоколов / Сост. и отв. ред.: А. Б. Никаноров. СПб., 1999. Вып. 2. С. 220-221; Гуреева И. Методика элементарного муз. обучения А. М. Покровского и ее соотношение с методикой его современников // Совр. педагогика искусства в контексте развития отеч. худож. образования: Мат-лы межрегион. межвуз. науч.-практ. конф. / Отв. ред.-сост.: А. Р. Вышкина. Новг., 2010. С. 148-151; Катышева С. В. «Снова к прошлому взглядом приблизиться…»: Из истории одного прихода: Введенская ц. Покровский М. Я. Любытино, 2012; Секретарь Л. А. Новгородская ДС: История в лицах. Новг., 2014. С. 86-88; Чернышева Т. А. Подвижники церк.-певч. культуры XX в.: Д. С. Семенов: По мат-лам неопубл. рукописи // Вестн. СПб. гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 2(19): Июнь. С. 129.
А. Б. Никаноров
Ключевые слова:
Регенты церковные Композиторы русские Педагоги музыкальные Покровский Аркадий Михайлович (1869 - 1941), регент, педагог, композитор, исследователь древнерус. церковной музыки
См.также:
ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель
ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки
ЗУБАЧЕВСКИЙ Сергей Иванович (1881 - 1969), учитель пения, хормейстер, регент, композитор
ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения
КОМАРОВ Виктор Степанович (17.10.1893 - 27.12.1974), регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений
КОПЫЛОВ Александр Александрович (1854-1911), рус. композитор, регент, скрипач, педагог
АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог