Аркадий Михайлович (15.01.1869, с. Любытино Боровичского у. Новгородской губ.- авг. 1941, Новгород), регент, педагог, композитор, исследователь древнерус. церковной музыки. Род. в семье потомственного свящ. М. Я. Покровского (1835-1914). Учился в Боровичском ДУ, затем в Новгородской ДС, к-рую окончил в 1891 г. (Новгородские ЕВ. 1900. № 24. С. 1538; 1905. № 17. С. 1054). П. намеревался усовершенствовать муз. образование в регентском классе Придворной певческой капеллы, однако недолго смог там учиться и в 1893 г. поступил на службу в Новгородскую ДС на должность учителя (Там же. 1900. № 24. С. 1538), преподавал церковное пение, теорию и историю музыки. Уже имея значительный опыт регентской работы с разными церковными хорами, руководил семинарским учебным хором. В 1894 г. по приглашению архиеп. Новгородского и Старорусского Феогноста (Лебедева) П. стал регентом архиерейского хора Софийского собора (до 1912). Судя по отзывам, молодой музыкант обновил состав исполнителей, введя в хор способных и искренно заинтересованных в своем деле певцов, и в короткий срок добился значительного повышения уровня пения. По мнению П., основой репертуара церковных хоров должны были стать преимущественно древнерусские песнопения и их высокохудожественные профессиональные обработки (Гусельки яровчаты. 1908. № 2. С. 8). Как регента, педагога-практика и исследователя, его интересовали вопросы происхождения и теории знаменного распева. В качестве пособий для учащихся семинарий П. написал в общей сложности более 20 брошюр о древнерус. музыке, симиографии, вокальной педагогике.
В 1910-1914 гг. П. редактировал и издавал ежемесячный музыкально-лит. ж. «Гусельки яровчаты». В 1907-1909 гг. журнал выходил в Тамбове под редакцией свящ. Василия Лебедева и в основном публиковал материалы для регентов; под редакцией П. его содержание стало более универсальным и во многом строилось по образцу «Русской музыкальной газеты», издававшейся Н. Ф. Финдейзеном, с к-рым П. активно сотрудничал в 1899-1917 гг., будучи его новгородским корреспондентом. В журнале публиковались статьи по различным вопросам истории музыки, была представлена хроника новгородских и общероссийских событий в области как церковной, так и светской музыки. В приложениях почти к каждому номеру на неск. нотных листах печатались вокальные и хоровые произведения разных композиторов, в т. ч. самого П. Помимо церковных песнопений П. публиковал в журнале и отдельными изданиями свои обработки народных напевов (в т. ч. древнерус. поминального стиха «Да помянет Господи род ваше племение...» - см. изд.: Там же. 1912. № 9. Нотн. прил. С. 3; Морохова. 1994), собственные хоровые произведения на былинные сюжеты, хоры духовного и патриотического содержания (в т. ч. в честь 300-летия Дома Романовых), песни и хоры на стихи рус. поэтов.
П. в 1893, 1895-1899, 1901, 1903, 1908 гг. и, вероятно, позже руководил летними курсами пения для учителей церковноприходских школ. С открытием в 1903 г. постоянного Певческо-музыкального курса при Второклассной учительской церковноприходской школе в с. Велебицы Новгородской губ. он ежегодно назначался туда в качестве члена экзаменационной комиссии (Гусельки яровчаты. 1908. № 3. С. 9; Музыка и пение. 1909. № 9. С. 4; Памятная книжка Новгородской губ. на 1913 г. Новг., 1913. Ч. 2. С. 58).
П. часто выступал с созданными и руководимыми им хорами на праздничных и благотворительных концертах с духовным и со светским репертуаром в Новгороде и Новгородской губ. При этом он широко использовал опыт московских и петербургских коллег в деле распространения отечественной хоровой музыки. Будучи, по-видимому, под впечатлением от исторических концертов Синодального училища церковного пения, организованных в 1895 г. в Москве С. В. Смоленским, П. провел в Новгороде серию аналогичных выступлений. При этом он проявил себя не только как талантливый организатор и руководитель хора, но и как лектор и автор пояснительных текстов к исполненным муз. произведениям в приложениях к печатным программам.
В 1911 и 1913 гг. П. был одним из руководителей съездов учителей пения Новгородской епархии, созывавшихся по инициативе и под покровительством архиеп. Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого). Основной задачей этих съездов был отбор круга песнопений для епархиальных церковных хоров на основе их подлинности и доступности для исполнения певчими как соборов и мон-рей, так и приходских храмов. В отборе и упорядочивании песнопений вместе с П. активное участие принимали известные церковные педагоги и музыканты: псковский регент и учитель пения свящ. Михаил Гривский, ключарь новгородского Софийского собора прот. Николай Стягов (впосл. архиеп. Боровичский Никита), заведующий псаломщическими курсами в Новгороде свящ. Николай Попов и архиеп. Арсений. По поручению последнего П. и его единомышленники издали (тиражом в 2 тыс. экз.) «Журналы заседаний…» I съезда, включавшие помимо текстов речей, обсуждений и решений ноты отобранных песнопений с развернутыми пояснениями к ним (1911). Итогом II епархиального съезда стало расширенное переиздание в 1914 г. «Журналов...» в новой редакции под заглавием «Спутник псаломщика: Песнопения годичного круга богослужений с требоисправлениями» (4 тыс. экз.). Вновь переработанное и дополненное 3-е издание «Спутника псаломщика...» с одобрения Синода «в качестве учебного пособия для духовно-учебных заведений и церковных школ, а также - для всех приходских и монастырских храмов» было напечатано в 1916 г. (10 тыс. экз.). Третье издание представляет собой обширный свод песнопений, напечатанных квадратной нотой, и, как следует из одобрения Синода, уже выходит за рамки местного новгородского епархиального обихода с пояснениями для регентов. В это пособие объемом более 600 страниц были вложены немалые труд, знания и опыт как П., так и его единомышленников.
В нач. 1912 г. П. по не вполне ясным причинам был вынужден оставить службу регента Софийского собора (на этом посту его сменил ключарь собора прот. Н. Стягов) (Новгородские ЕВ. 1912. № 7. С. 197; Гусельки яровчаты. 1912. № 2. С. 9). П. оставался учителем пения и регентом семинарского хора, имел чин надворного советника, а позднее некоторое время был помощником инспектора Новгородской ДС (Памятная книжка Новгородской губ. на 1914 г. Новг., 1914. Ч. 1. С. 48). В этом качестве, совмещая службу в ДС с преподаванием в Николаевской жен. гимназии (с 1910), П. оставался до 1918 г., когда оба учебных заведения были закрыты.
О жизни и деятельности П. в советское время известно крайне мало. В 1918 г. при вынужденном переезде П. были практически полностью утрачены его богатейшая нотная б-ка и архив. В 1920-1921 гг. он продолжал заниматься хоровым делом в должности муз. инструктора Новгородского губернского отдела народного образования, заведующего муз. секцией Уездного отдела народного образования и руководил певч. кружком, созданным им из бывш. «Хора любителей» (сохр. заявление П. от 19 мая 1920 заведующему Губернским отделом народного образования с просьбой о финансировании кружка: ГАНО. Ф. Р-230. Оп. 1. № 95. Л. 1).
Нек-рые сведения о жизни и деятельности П. в 20-х гг. XX в. содержатся в документах Новгородского об-ва любителей древности. Будучи одним из старейших его членов (избран действительным членом 26 окт. 1908), П. постоянно участвовал в работе об-ва. В 1922 г. П. выступил с докладом на тему «Музыкальная сторона и значение колокольного звона». Позднее им был подготовлен текст «О музыкальном значении звонниц», к-рый предполагалось напечатать в одном из изданий об-ва, но при жизни автора он так и остался неопубликованным, а был издан только в 1999 г. В этой статье П. впервые поднял вопросы о музыкально-инструментальной специфике традиц. колокольных наборов и о принципах согласования колоколов. Он описал колокольный ансамбль звонницы новгородского Софийского собора, его развеску, особенности и технику исполнения традиц. звонов, что оказалось исключительно ценным в наст. время для понимания специфики новгородской колокольной традиции. В нач. 1927 г. он заполнил графы анкеты об-ва: «Бывшее социальное происхождение» - «Б[ывший] учитель», «Место службы» - «Безработный», «Адрес или место жительства» - «Ильинская, 54». С каждым годом П. посещал собрания все реже и реже, 28 авг. 1929 г., по-видимому,- в последний раз.
Как зафиксировал в 1937-1939 гг. состоявший в те годы с П. в переписке автор неопубликованного Словаря православного русского церковного пения Д. С. Семёнов, тот влачил жалкое существование в качестве учителя пения в одной из средних школ Новгорода (Чернышева. 2014).
По свидетельству очевидцев, записанному новгородским краеведом С. В. Моисеевым, в авг. 1941 г. П. погиб во время бомбежки, предшествовавшей оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками (Никаноров. 1996. С. 197). Место погребения П. неизвестно.