Лука Арефьевич (1867, дер. Дергачи Уржумского у. Вятской губ.- 2-я пол. 1932, г. Котлас, ныне Архангельской обл.), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель. В 1899 г. организовал в родной деревне тайную старообрядческую типографию, 20 дек. с ее станка сошел первый оттиск. В выходных данных в качестве места издания указан Почаев, в др. изданиях могло быть обозначено, что книга «напечатася в типографии христиан соловецкаго и старопоморскаго потомства», как это делали нек-рые федосеевские издатели. Опознавательным знаком ложности выходных сведений в изданиях Г. (как и в изданиях его друга московского старообрядческого издателя Д. Д. Крупина) нередко был вопросительный знак, к-рый ставился сразу за выходными данными или в левом нижнем углу листа.
В 1907 г. Г. был приглашен в Москву Г. К. Горбуновым для создания на Преображенском кладбище старообрядческой типографии. Там Г. изготовил матрицы, по к-рым были отлиты шрифты для Преображенской типографии и позднее для собственной типографии Г. в дер. Ст. Тушка (Малмыжский у. Вятской губ.). Сотрудничество Г. с типографией Горбунова было непродолжительным из-за конфликта с управляющим типографией Р. И. Кистановым.
Вернувшись на Вятку в 1908 г., Г. поселился в дер. Ст. Тушка, перевел туда типографское оборудование из Дергачей и, получив офиц. разрешение на издание книг, быстро наладил их выпуск. Его компаньонами в устройстве новой типографии, как и помощниками в работе дергачевской книгопечатни, были казанские мещане В. Т. и Е. Т. Семёновы. Типография существовала в значительной степени за счет пожертвований от старообрядцев, к-рые собирал В. Т. Семёнов. Его брат помогал Г. в изготовлении орнаментики для изданий, занимаясь травлением на цинке, тогда как сам печатник резал клише на дереве и на меди. Г. использовал не только собственные типографские материалы, но и купленные в «прежде существовавших типографиях» (печатник писал об этом в альбоме орнаментики, составленном им в нач. 20-х гг. для Новотушкинского сельского музея местного края; в альбом вошли оттиски клише, сохранившихся после конфискации типографии в Ст. Тушке).
Основной целью типографии Г. было удовлетворение потребностей в книге старообрядцев своего региона. Кроме того, вятчане предлагали руководству Преображенской типографии на своей базе печатать книги, «что не удобно издавать в вашей типографии и резкое против никонианства». К таким книгам они относили «Поморские ответы», текст к-рых Г. подготовил на основании 3 списков, были также выполнены иллюстрации, сделаны пробные оттиски. Однако Преображенская община заказала это издание П. П. Рябушинскому. Впосл. сотрудничество типографий Преображенской и Старотушкинской продолжилось.
Г. печатал малоформатные издания (в 4-16-ю долю листа), попытки выпуска больших книг были пресечены закрытием типографии. Были изданы широко употребляемые беспоповцами книги: каноны, отдельные и в виде сборников, Псалтирь, Часовник, Устав, Святцы, Азбука, Целебник, Скитское покаяние, Чин 12 псалмов, Панихида и 17-я кафизма; типография также печатала поздравительные открытки. Среди изданий вятской типографии выделяется ряд сочинений на религиозно-дидактические темы - авторских (с авторами Г., видимо, был хорошо знаком): «Беседа о таинстве брака» Т. С. Тулупова (1915), «Путь, ведущий христианина к прощению грехов» Г. Е. Фролова (1915) и анонимных: «Наказание [некоего] отца духовнаго к христианом» (1910), «О степени отеческой…» (1910), «О масле, возжигаемом пред иконостасом…» (1915), «О еже не осуждати кого инаго, но паче своя зрети злая» (1912), «О карточной игре и курении табака» (после 1910). Принято считать Г. автором изданного в Ст. Тушке родословия федосеевского согласия «О степени отеческой московских, новгородских, псковских, поморских и вятских стран» (1910), события в к-ром доведены до кон. 1907 г. В основу этого сочинения положена некая «гектографированная брошюра, излагающая историю Тушкинской старообрядческой иерархии от епископа Павла Коломенского до 1900-х годов». Экземпляры этого гектографа неизвестны, возможно, автором брошюры был также Г. Печатник являлся попечителем моленной в Ст. Тушке, руководителем местного старообрядческого хора.
После закрытия типографии в окт. 1918 г. Г. занялся иконописью и изготовлением литых икон, крестов, колокольчиков и бытовых предметов. В этом ему помогали сын Фома и племянник З. М. Черезов. В наст. время известно неск. икон, владельцы к-рых атрибутируют их Г. (до недавнего времени значительная коллекция его икон имелась в федосеевской моленной в Ст. Тушке, в 1997 она сгорела). Сохранились литые иконы «Распятие Исуса Христа с предстоящими» и «Неопалимая Купина», а также лицевой сборник, составленный и оформленный Г., сборник содержит 76 цветных миниатюр и 3 наброска (ЛАИ УГУ. IX. 375р/5510, не завершен). Устная традиция Юж. Вятки приписывает Г. духовный стих «О прекрасная весна» (ЛАИ УГУ. XVII. 17р/764. Л. 24-25).
Г. пытался сотрудничать с советской властью, стремясь в новых условиях продолжать просветительскую деятельность. Он принимал активное участие в создании и работе Новотушкинского краеведческого музея, организованного в 1921 г. Печатник передал в музей шрифты, клише заставок, инструменты, документы, книги из своей б-ки, принимал экскурсантов у себя дома, знакомил их с историей старообрядчества, в 1924 г. получил благодарность от властей «за содействие местному музею и за пожертвование многих ценных древнерукописных и первопечатных книг». В 1930 г. Г. был раскулачен, летом или осенью 1931 г. арестован, освобожден после месячного содержания в тюрьме. 14 мая следующего года Г. был вновь арестован по обвинению в создании и руководстве «контрреволюционной организацией старообрядцев-поморцев», приговорен к 3 годам ссылки, скончался по пути следования на поселение.