Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРАНИ
12, С. 264-265 опубликовано: 16 июня 2011г.


ГРАНИ

Грани с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. № 1240. Л. 592 об.)
Грани с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. № 1240. Л. 592 об.)

Грани с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. № 1240. Л. 592 об.)
один из типов руководства (см. ст. Азбука певческая) по путевой нотации, в к-ром приводятся начертания (иногда с наименованиями) путевых знамен, сопровождаемые их разводами столповыми знаменами (см. ст. Знаменная нотация). Назначение Г.- раскрыть муз. интонацию, ритмический рисунок и временну́ю протяженность того или иного знака путевой нотации. В наст. время выявлено 10 списков Г., датируемых нач. - сер. XVII в. Все они оформлены в виде таблиц. В 5 руководствах (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922, 1604 г.- инока Христофора, старца Кириллова Белозерского мон-ря, Ф. 37. № 240, до 1620 г., Ф. 247. № 217, 20-е гг. XVII в.; ГИМ. Син. певч. № 1072, 50-е гг. XVII в., № 1160, 50-е гг. XVII в.- иером. Тихона) таблицы предваряются текстом, содержание к-рого, за исключением мелких разночтений, одинаково: «Ведомо будет еже кая знамения вместо когождого столпового знамен поется. Путной параклит вместо столповой статьи светлой, также и прочая» (РГБ. Ф. 247. № 217. Л. 381). Из текста азбуки иером. Тихона видно, что таблицы называются «Г.»: «…поутный параклит вместо столповой статии, також и прочее в гранях сих потому ж разумевай» (ГИМ. Син. певч. № 1160. Л. 17 об.). Знамена, помещенные в Г., называются «дробными»: «…о дробном бо знамени путном и столповом об[ъ]явлено в гранях. Еже, что вместо параклита или крюка и прочих дробных» (Там же. Л. 23; см. также ст. Дробное знамя).

Обычно Г. разделены на 2 или 4 вертикальных столбца. В руководстве инока Христофора вертикальных столбцов - 8. Число горизонтальных рядов различно и зависит от формата рукописи. Как правило, в нечетных вертикальных столбцах помещены путевые знамена, а в четных - их разводы. Сетка Г. выполнена киноварью или чернилами. Г. азбук ГИМ. Син. певч. № 1240 (не ранее 1603), РГБ. Ф. 178. № 875 (не ранее 1605), Ф. 37. № 240, Ф. 247. № 217, РНБ. Соф. № 490 (1-я треть XVII в.), ГИМ. Син. певч. № 1072 и РНБ. Вяз. Q. № 80 (60-е гг. XVII в.), путевые знамена в к-рых писаны киноварью, а их разводы - чернилами, более наглядны по сравнению с Г. азбук РНБ. Кир.-Бел. № 665/922, ГИМ. Син. певч. № 1160, № 1334 (60-е гг. XVII в.), целиком выполненными в один цвет - чернилами.

Вероятно, стремлением к большей наглядности можно объяснить и появление киноварных значков , в Г. азбуки ГИМ. Син. певч. № 1334, состоящих из 4 вертикальных столбцов. Над столбцами путевых знамен помещен значок , к-рый следует, видимо, понимать как термин «путь»; значок надписан над столбцами, содержащими разводы, его значение - «знамя».

В Г. азбуки иером. Тихона (ГИМ. Син. певч. № 1160), выполненных чернилами, в нек-рых ячейках, содержащих разводы знамен, появляются дополнительные киноварные начертания. Сравнение с разводами аналогичных знаков в др. азбуках показало, что в одной ячейке приводится 2 возможных развода данного знака. Один из них встречается более часто, другой - менее распространен.

Грани. Путевые знамена и их разводы. Певч. сборник (ГИМ. Син. № 1334. Л. 440 об.)
Грани. Путевые знамена и их разводы. Певч. сборник (ГИМ. Син. № 1334. Л. 440 об.)

Грани. Путевые знамена и их разводы. Певч. сборник (ГИМ. Син. № 1334. Л. 440 об.)

Аналогичный способ выделения разводов 2 цветами применен в Г. ГИМ. Син. певч. № 1240, РГБ. Ф. 178. № 875, РНБ. Соф. № 490. В первой из перечисленных рукописей в тех случаях, когда оба развода выполнены чернилами, они отделены друг от друга вертикальной киноварной чертой.

Сравнительный анализ позволяет выделить 2 редакции Г. В 1-й содержатся начертания и разводы знамен (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922, Вяз. Q. № 80; РГБ. Ф. 37. № 240, Ф. 247. № 217; ГИМ. Син. певч. № 1072, 1160, 1334). В Г. 2-й редакции помимо начертаний и разводов содержатся еще и наименования знамен (ГИМ. Син. певч. № 1240; РГБ. Ф. 178. № 875; РНБ. Соф. № 490). Т. о., в них происходит объединение 2 руководств - «Имен путного знамени» и Г.

Количество знамен, разводимых в Г., различно и колеблется от 87 (РГБ. Ф. 178. № 875) до 192 (ГИМ. Син. певч. № 1160). Сравнение Г. выявляет 2 способа расположения знамен. В руководствах ГИМ. Син. певч. № 1240, 1160, 1334, РГБ. Ф. 178. № 875, Ф. 37. № 240, РНБ. Соф. № 490 знамена излагаются группами и семействами. Во 2-й группе списков (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922; РГБ. Ф. 247. № 217; ГИМ. Син. певч. № 1072) знамена расположены вразбивку, и, для того чтобы найти нужное знамя, необходимо просматривать все таблицы.

Г. азбуки РНБ. Вяз. Q. № 80 не имеют аналогов. Особенность этого руководства обусловлена тем, что все знамена, показанные здесь, снабжены пометами, в зависимости от к-рых они располагаются в Г. Пометы приписаны внизу с правой стороны знамени; путевое знамя и его развод имеют одинаковую помету. Знамена излагаются горизонтальными рядами, всего в гранях - 16 рядов, к-рым соответствуют следующие пометы: (легко), (мрачно), (низко), (однако), (прямо), (ровно),   (светло), (тихо),   (упасте), (высоко), (борзо), (ударить),   (закинуть),   (постоять),   (качать), (голкно). Около каждого знамени в Г. написаны только первые буквы помет, их полные наименования помещены в крайнем правом столбце. Датировка этой азбуки практически совпадает со временем офиц. введения помет в знаменную нотацию (сер. XVII в.). Т. о., указанное руководство является одним из наиболее ранних памятников, в к-рых приводятся начертания и наименования помет.

Г. имеют большое значение для изучения путевого распева, т. к. с их помощью можно не только узнать разводы путевых знаков, но и установить принципы действия дополнительных знаков и распевы соединяемых друг с другом знамен.

Материалы Г. дают возможность сравнить разводы путевых знамен со знаменными. Выявлено, что на уровне разводов знамен в путевом распеве прослеживается устойчивая тенденция к увеличению длительности звучания знака. Основываясь на этом, можно говорить о большей (по сравнению с мелодиями знаменного распева) временнóй протяженности мелодий путевого пения.

В древнерус. теории Г.- первый тип двоезнаменника, появление к-рого обусловлено параллельным существованием разных нотаций. В дальнейшем (посл. четв. XVII в.) форма двоезнаменника стала использоваться в знаменно-нотолинейных азбуках и в небольшом корпусе знаменно-нотолинейных певч. рукописей.

Лит.: Успенский Н. Д. Древнерус. певч. искусство. М., 1971. С. 214-222; Бражников М. В. Древнерус. теория музыки. Л., 1972. С. 369-375; Христофор. Ключ знаменный, 1604. М., 1983. С. 40-43, 223-227. (ПРМИ; 9); Богомолова М. В. Путевой роспев и его место в древнерус. певч. искусстве: Канд. дис. М., 1982. С. 77-197.
М. В. Богомолова
Ключевые слова:
Нотация путевая Знаменная нотация, знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Древней Руси в XI в. Грани, один из типов руководства по путевой нотации Древнерусская теория музыки Певческие книги древнерусские Азбука певческая, условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
См.также:
ДРОБНОЕ ЗНАМЯ способ фиксации напева в древнерус. крюковой знаменной, путевой и демественной нотациях
«КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» руководство по знаменной и линейной киевской нотациям, написанное Тихоном Макариевским
АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик
БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ др.-рус. нотация до сер. XVII в.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОНДАКАРЬ (Нижегородский), древнерус. нотированная рукопись кон. XII–XIII вв.
ДЕМЕСТВЕННИК певч. книга, предназначенная исключительно для записи песнопений демественного пения
ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в.
«ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» музыкально-теоретический трактат 1670 г., посвященный различным аспектам знаменного пения 2-й пол. XVII в.
«ИМЕНА ЗНАМЕНИЮ» одно из названий простейшего вида древнерусского музыкально-теоретического руководства
"КЛЮЧ ЗНАМЕННОЙ" принятое в совр. музыковедении название группы руководств по знаменной и путевой нотациям из рукописи РНБ. Кир.-Бел. № 665/922 (Л. 1000 об.- 1028 об.), выполненной монахом Кириллова Белозерского мон-ря Христофором
КЛЮЧИ НОТНЫЕ знаки нотного письма, наделяющие линии нотоносца (в обиходе называемые нотными линейками) и промежутки между ними значением определенной высоты звука