Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ИМЕНА ЗНАМЕНИЮ»
22, С. 382-383 опубликовано: 19 ноября 2014г.


«ИМЕНА ЗНАМЕНИЮ»

«Имена знамению». Фрагмент листа из Стихираря. 1474 (?) г. (РГБ. Троиц. № 408. Л. 161)
«Имена знамению». Фрагмент листа из Стихираря. 1474 (?) г. (РГБ. Троиц. № 408. Л. 161)

«Имена знамению». Фрагмент листа из Стихираря. 1474 (?) г. (РГБ. Троиц. № 408. Л. 161)
одно из названий простейшего вида древнерусского музыкально-теоретического руководства (по типологии М. В. Бражникова - азбуки-перечисления), включающего начертания и названия основных знаков крюковой нотации и отдельных мелодических формул (попевок и фит). Исследованием азбук «И. з.» занимались С. В. Смоленский, прот. Василий Металлов, Д. С. Шабалин, З. М. Гусейнова и др. Название «И. з.» встречается в руководствах с XV в.: «А се имена знамянием» - в рукописи РНБ. Кир.-Бел. № 9/1086. Л. 302, 1-я пол. XV в. (самая ранняя из известных азбук-перечислений), «Имян[а] знамением» - в рукописи РГБ. Троиц. № 408. Л. 161, 2-я пол. XV в., и др. В азбуках «И. з.» нет сведений о гласовой системе, о распеве знамен, информация ограничена только представлением знаков. Однако характер изложения материала позволяет установить определенные теоретические закономерности организации знаменного распева.

В азбуке РНБ. Кир.-Бел. № 637/894. Л. 127 об.- 128, 1-я пол. XV в., выписано всего 52 знака и знаковых формул, в т. ч. 43 отдельные невмы (простые и составные), 7 фит, 2 попевки. Данный состав не отражает репертуара знаменной нотации своего времени, поскольку в рукописях каждого периода обычно использовалось не менее 100 различных знамен. Обучение по азбукам «И. з.» осуществлялось, вероятно, с голоса педагога, демонстрировавшего распев каждого знака.

Азбуки «И. з.» XV в. представляют в 1-м разделе преимущественно основные знаковые семейства (крюки, статьи и др.), во 2-м - редко встречающиеся знаки (рожек, дербица и др.), дополнительные знаки (сорочья ножка, подчашие и др.) и знаковые формулы и попевки (РГБ. Троиц. № 408. Л. 161-161 об.). В последующие столетия репертуар знаков и знаковых формул в азбуках был расширен за счет включения новых семейств и новых знаковых разновидностей внутри семейств, новых попевок и фит. Был скорректирован порядок изложения знаков и знаковых формул, что отражает изменения, происшедшие в системе пения. Так, в азбуках «И. з.» XVI в. (РГБ. Троиц. № 416. Л. 593 об.- 594) зафиксированы отсутствовавшие в XV в. тресветлые разновидности знамен, знаки одного семейства концентрируются вокруг основного знамени и расширяется репертуар фит. В азбуках «И. з.» ХVII в. (РГБ. Троиц. № 449. Л. 325-326) эти тенденции развиваются: в семейство статей включаются знаки «фотиза» и «крикела», количество фит увеличивается до 24-25 формул.

Начиная с XVI в. к азбукам «И. з.» обычно присоединяются азбуки-толкования «Сказание како поется…», являющиеся их закономерным продолжением. В то же время отдельные списки азбуки «И. з.» сопровождаются дополнительными разделами, где может быть представлена система слав. цифр (ГИМ. Епарх. № 212. Л. 125 об., XV в.). Особенно интересен дополнительный раздел азбуки «И. з.» (ГИМ. Епарх. № 184. Л. 246, XV в.), в к-ром теоретически развивается принцип создания знаковых разновидностей внутри семейств, в данном случае - посредством добавления точек (напр., количество точек над знаком стрелы может достигнуть 8).

Т. о., в азбуке «И. з.» заложены основные теоретические позиции, необходимые для изучения основ знаменного пения.

В дальнейшем название «И. з.» использовалось в азбуках-перечислениях путевой нотации: «Имена путнаго знамени иже не обретаются в столповом знамени…» («Ключ знаменной» инока Христофора 1604 г.: РНБ. Кир.-Бел. № 665/922. Л. 1012 об.), а также для обозначения перечисления др. элементов знаменной нотации («Имена коеиждо фите и знамени», «Имена попевкам» и др.).

Лит.: Азбука знаменного пения («Извещение о согласнейших пометах») старца Александра Мезенца (1668) / Изд.: С. В. Смоленский. Каз., 1888; Металлов В. М. Русская семиография. М., 1912; Бражников М. В. Древнерус. теория музыки. Л., 1972; Гусейнова З. М. Рус. музыкальные азбуки XV-XVI вв. СПб., 1999; Шабалин Д. С. Певч. азбуки Др. Руси. Краснодар, 2003. 2 т.
З. М. Гусейнова
Ключевые слова:
Певческие рукописи (см. также Певческие книги) Знаменная нотация, знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Древней Руси в XI в. «Имена знамению», одно из названий простейшего вида древнерусского музыкально-теоретического руководства
См.также:
БРЕВИАРИЙ католич. литургическая книга, содержащая последования всех служб суточного, седмичного и годового богослужебных кругов
ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО СЛУЖЕБНИК (кон. XII - нач. XIII в.), наименование рукописи
ВАТОПЕД во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь на Афоне
ГЕОРГИЙ АРГИРОПУЛ (1-я пол. XV в.?), визант. мелург
ГЕРМАН ОЛИМПИОТ (1688/89-1760), иером., греч. писатель, переводчик, переписчик певч. кодексов
ГРАНИ один из типов руководства по путевой нотации