Максим Викторович (19.03.1902, С.-Петербург - 24.10.1973, Киев), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор. Научные работы Б. стали продолжением изучения и расшифровки древнерус. невменных нотаций, начатых еще в XIX в. Б. впервые детально изучил и систематизировал виды мелизматических знаков - лица и фиты, предложил способы датировки крюковых начертаний и их классификацию, установил принципы расшифровки 2-, 3- и 4-голосных знаменных партитур.
В 1925 г. Б. окончил фортепианное отд-ние, в 1927 г.- теоретико-композиторский фак-т Ленинградской консерватории по специальности «композиция»; как исследователь древнерус. муз. нотаций прошел курс у проф. А. В. Преображенского.
До 1935 г. Б. преподавал в Ленинградской консерватории и в Гос. академии искусствознания (ныне РИИИ). В 1935-1940 гг. научный сотрудник Отдела муз. инструментов в Гос. Эрмитаже. В дек. 1940 г. после письменного обращения к И. В. Сталину был принят на должность научного сотрудника в ленинградский Гос. научно-исследовательский ин-т театра и музыки. В окт. 1941 г. вместе с др. сотрудниками ин-та был эвакуирован в г. Киров. В янв. 1943 г. на ученом совете Московской консерватории защитил канд. дис. «Многоголосие знаменных партитур». В апр. 1945 г. возвратился в Ленинград и продолжил работу в ин-те театра и музыки, откуда был уволен в 1953 г. в связи с тем, что задача изучения древнерус. церковнопевч. искусства была объявлена неактуальной. До 1960 г. Б. работал в ОР б-ки ЛДА. В 60-х гг. состоял на службе в московском Ин-те истории искусства (ныне ГИИ). В 1968 г. защитил докт. дис. «Теория древнерусской музыки». С 1969 г. преподаватель, с 1971 г. профессор Ленинградской консерватории, читал курс древнерус. певч. палеографии. Похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге.
Б. принадлежат описания нотированных рукописей XII-XIX вв., расшифровки знаменной нотации, публикации памятников певч. искусства, концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром на темы знаменного распева. Сохранились его дневниковые записи, письма, стихи, живописные работы маслом, акварели (пейзажи древнерус. городов), а также зарисовки уцелевших после Великой Отечественной войны храмов, хранящиеся в домашнем архиве его дочери О. М. Бражниковой.
Архив Б. находится в С.-Петербурге в РНБ (Ф. 1147); собранные им древнерус. певч. рукописи стали основой фонда Б. в древлехранилище ИРЛИ (ПД). Остались неопубликованными его исследования «Многоголосие знаменных партитур» (опубл. частично) и «Благовещенский кондакарь» (опубл. вступ. статья к фотовоспроизведению ркп.), Словарь древнерусских музыкальных терминов, описания большого количества певч. рукописей из собраний Москвы, С.-Петербурга, Новгорода.