Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАЛАКИРЕВ
4, С. 279-280 опубликовано: 5 апреля 2009г.


БАЛАКИРЕВ

Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород - 16.05. 1910, С.-Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально-общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых известен с сер. XIV в.), статский советник, кавалер ордена св. Станислава 2-й cтепени.

М. А. Балакирев. Фотография. 1906 г. (ГЦММК)
М. А. Балакирев. Фотография. 1906 г. (ГЦММК)

М. А. Балакирев. Фотография. 1906 г. (ГЦММК)
Б. рос в патриархальной религ. семье и на всю жизнь сохранил любовь к нижегородским святыням, особенно к Строгановской (Рождественской) ц. в честь Собора Пресв. Богородицы. Уже в раннем детстве Б. обнаружил выдающийся муз. талант, первые уроки игры на фортепиано он получил у матери Елизаветы Ивановны (урожденной Яшеровой), а затем, летом 1846 г., в Москве у пианиста, композитора и педагога А. И. Дюбюка (ученика Дж. Филда). В 1848-1853 гг. Б. обучался в Нижегородском Александровском дворянском ин-те, параллельно брал уроки у дирижера, пианиста и педагога К. К. Эйзриха (воспитанника Венской консерватории). Ключевую роль в становлении Б.-музыканта сыграл А. Д. Улыбышев, один из основоположников отечественной муз. науки, устроитель постоянных муз. собраний в Н. Новгороде, деятельным участником к-рых в 1851-1853 гг. был Б. В 1853-1854 гг. он - вольнослушатель физико-математического фак-та Казанского ун-та.

Уже в ранних (50-х гг. XIX в.) светских сочинениях Б. («Grand concerto national russe», op. 6, с указанием «Andante religioso» - ОР РНБ. Ф. 41. Оп. 1, № 109; первый вариант фортепианной сонаты с ремарками «Светлое воскресение», «Херувимы» - РНБ. Ф. 41. № 277. Л. 27-41 об.) есть религ. мотивы, что связано с поиском национальной характерности.

В кон. 1855 г. Б. по инициативе Улыбышева вместе с ним приезжает в С.-Петербург, где знакомится с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, В. В. и Д. В. Стасовыми, А. Н. Серовым. С 1856 г. вокруг Б. начинает формироваться кружок молодых композиторов (Ц. А. Кюи, А. С. Гусаковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин), к-рый в 60-х гг. перерос в Новую русскую школу. Б. первым среди «кучкистов» обратился к духовным сочинениям: 30-31 дек. 1859 г. им была написана музыка кондака «Со святыми упокой» (ОР ИРЛИ. Ф. 162. Оп. 1, № 139). То же песнопение легло в основу 2-й ч. фортепианного концерта Es-dur, к-рый Б. сочинял в 60-х гг. и накануне смерти. Финал концерта, куда Б. хотел включить напев тропаря «Се Жених грядет», не был им закончен (согласно завещанию композитора, его завершил С. М. Ляпунов). Мотив «Со святыми упокой» должен был стать главенствующим и в «Реквиеме» Б., замысел к-рого остался нереализованным.

В 60-х гг. духовные искания Б. нашли отражение в основном в его светских сочинениях. Он утвердил традицию обращения к мелодике знаменного распева для создания народно-эпических образов (симфония № 1), проложив пути вокальным произведениям П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, симфоническим опусам С. В. Рахманинова. В поисках новой духовности, образа народной веры Б. ввел в 1-ю симфонию, по его словам, «элемент новорусский, религиозный, молоканский».

В 1860 г. Б. первым из крупных рус. композиторов совершил фольклорную экспедицию с целью собирания народных песен (по Волге вместе с поэтом Н. Ф. Щербиной), а в 1862, 1863 и 1867 гг. ездил на Кавказ, где знакомился с местным фольклором.

В 1862 г. Б. вместе с Г. Я. Ломакиным учредил бесплатную муз. школу, одной из задач к-рой была подготовка певчих для церковных хоров; в 1868-1873 и 1881-1908 гг. он был ее директором. В 1867-1869 гг. Б.- дирижер концертов имп. РМО. В концерте 5 мая 1868 г. под упр. Б. прозвучали духовные хоры прот. П. И. Турчанинова, А. Ф. Львова, Даргомыжского, Д. С. Бортнянского, Н. И. Бахметева (с лат. текстами из-за цензурного запрета на публичное исполнение правосл. богослужебных песнопений в светских концертах).

В 1870 г. Б. обратился в Святейший Синод с проектом популяризации церковнопевч. Обихода, изданного в 1772 г. в киевской квадратной нотации, путем транскрипции его из вышедшего из употребления цефаутного ключа в скрипичный. В качестве примера он представил переложение предначинательного псалма («Благослови, душе моя, Господа» - ОР РНБ. Ф. 41. Оп. 1, № 993). В 1871 г. он также сделал переложение херувимской песни. Несмотря на благожелательный отзыв прот. Д. Разумовского, в 1872 г. Б. получил отказ в реализации проекта.

На рубеже 60-70-х гг. Б. пережил тяжелый духовный кризис, к-рый сумел преодолеть, став глубоко верующим человеком. Особую поддержку нашел в лице свящ. Никольской единоверческой церкви в С.-Петербурге И. Верховского. Сблизился также с Т. И. Филипповым - сенатором, исследователем церковной истории и словесности, собирателем и исполнителем народных песен, эпитропом храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Углублению религ. миропонимания Б. способствовало чтение: 1/4 ч. его б-ки (согласно описи, 646 изданий) составляли жития святых, издания Евангелия и Библии, описания мон-рей, труды о монашеской жизни, церковном управлении, преподавании Закона Божия, работы об иудейском, католич., лютеран. вероисповеданиях, труды протоиереев Д. Разумовского и В. Металлова о церковном пении и др.

В нач. 80-х гг. обер-прокурор К. П. Победоносцев просил Б. рецензировать духовно-муз. сочинения, а также поручил ему сделать новую гармонизацию полного обихода традиц. распевов. К осуществлению последнего проекта Б. привлек Римского-Корсакова и А. К. Лядова. В результате в 1887 г. была опубликована лишь одна часть - «Всенощное бдение древних распевов» в гармонизации Римского-Корсакова, Лядова, А. С. Азеева, А. А. Копылова. В 1882 г. Б. переработал мотет В. А. Моцарта «Ave verum» в «Херувимскую».

В 1883-1894 гг. Б.- управляющий Придворной певческой капеллой. При Б. был проведен ряд организационных и адм. реформ, включая перестройку здания капеллы. Б. привлек к работе здесь Римского-Корсакова и Лядова, что стимулировало их обращение к духовной музыке, а также привело к повышению уровня общего муз. образования в капелле. Как цензор духовно-муз. произведений Б. способствовал утверждению «церковного стиля», преимущественно в области переложений древних рус. уставных напевов. В этот период Б. написано и издано (1888) «Достойно есть» киевского распева, к-рое продолжает звучать в храмах во время службы наряду с его обработкой «Ангел вопияше» валаамского распева (1878). Большинство духовных хоров Б. было подготовлено и издано после его ухода со службы. Похоронен Б. на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Духовно-муз. наследие Б. невелико (11 законченных работ) и гл. обр. предназначено к исполнению за богослужением. Сам Б. считал церковную музыку прикладной, подчиненной канону и, быть может, поэтому не стал в этой области муз. творчества тем новатором, к-рым являлся в др. жанрах.

Муз. соч. Арх.: «Днесь иже на разумных престолех» // РО ИРЛИ. Ф. 162. Оп. 1, № 138; Херувимская песнь: Обраб. мотета В. А. Моцарта «Ave verum corpus»: Для 4-голосн. смеш. хора без сопровожд. 1882 // Там же, № 195.
Изд.: Духовные сочинения и переложения: «Свыше пророцы», «Да возрадуется душа твоя», «Со святыми упокой», Херувимская песнь, «Да молчит всякая плоть», «Достойно есть». М., [1900]; «Христос воскресе». М., [1906]; «Ангел вопияше» валаамского расп., Тропарь св. Иоанну Златоусту валаамского расп. СПб., 1912.
Соч.: Воспоминания и письма / Ред.-сост. Ю. А. Кремлев, А. С. Ляпунова, Э. Л. Фрид. Л., 1962.
Лит.: Ляпунова А. С. Творческое наследие М. А. Балакирева: Кат. произведений. Л., 1960. Вып. 2; М. А. Балакирев: Исслед. и ст. / Ред.-сост. Ю. А. Кремлев, А. С. Ляпунова, Э. Л. Фрид. Л., 1961; М. А. Балакирев: Летопись жизни и творчества / Сост. А. С. Ляпунова, Э. Э. Язовицкая. Л., 1967; Балакиреву посвящается / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 1998; Зайцева Т. А. М. А. Балакирев: Истоки. СПб., 2000.
Т. А. Зайцева
Ключевые слова:
Композиторы церковные русские Россия. История. XIX в. Композиторы русские Дирижеры хоровые Придворная певческая капелла Балакирев Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижер, пианист, редактор Педагоги музыкальные "Могучая кучка" Музыка. История. Русская традиция (XVIII - XX вв.)
См.также:
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-1825), рус. композитор
ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич (1846-1924), русский хоровой дирижер, композитор, педагог
БЕНЕВСКИЙ Василий Дмитриевич (1864-1930), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
ВАРЛАМОВ (1801 - 1848), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер
ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского
ДАНИЛЕВСКИЙ Адриан Трофимович († 1844), композитор, педагог, пианист
ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений
ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель
ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений
ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
ЕВГЕНЬЕВ Андрей Иванович (1833 - 1890), педагог по вокалу, хоровой дирижер, композитор
ЕГОРОВ Александр Александрович (1887 - 1959), композитор, хоровой дирижер, педагог
ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения
ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ Павел Иосифович (1878 - 1942), духовный композитор, педагог, хоровой дирижер
ЛОМАКИН Гавриил Якимович (1811-1885), рус. хоровой дирижер, педагог и композитор
АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры