Михаил Петрович (4.02.1877, Змеиногорский рудник Томской губ., ныне г. Змеиногорск Алтайского края - не ранее 1926, Ленинград), рус. хоровой дирижер, композитор, педагог. С детства обнаружил муз. способности, учился у отца игре на скрипке, в гимназии играл в оркестре. В 1896 г. поступил на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та. В университетском оркестре играл на скрипке и дирижировал исполнением своих сочинений, в т. ч. с хором. В 1897-1898 гг. посещал занятия в С.-Петербургской консерватории как вольнослушатель, курс гармонии и контрапункта прошел частным образом у проф. Н. А. Соколова. В 90-х гг. XIX в. организовал смешанный хор в составе ок. 40 чел., с к-рым в 1906 г. в С.-Петербурге участвовал в цикле из 5 исторических концертов, организованных М. И. Долиной и посвященных рус. хоровой музыке за последние 150 лет. Хор исполнял также Реквием Л. Керубини, рус. народные песни, произведения самого Р. В 10-х гг. XX в. преподавал пение в Пажеском корпусе и в Мариинском ин-те (до 1918), затем - в созданном на базе ин-та интернате № 2, где выступал с лекциями и участвовал в концертах как пианист. Среди сочинений Р.- романсы, хоры a cappella, более монументальный хор «Лес» на слова А. В. Кольцова (1916). Р. были написаны кантата для баритона соло и 4-голосного хора к 300-летию кончины и к канонизации патриарха сщмч. Ермогена (на слова Е. Н. Федотовой) и кантата для смешанного хора на 300-летие царствования Дома Романовых (также на слова Федотовой; опубл.: Облеухов С. Воцарение Дома Романовых, 1613-1913. СПб., 1912. Прил.). Р. принадлежит 29 духовных сочинений, большая часть издана в 1911-1912 гг. Это песнопения литургии свт. Иоанна Златоуста (Антифоны изобразительные, «Слава… Единородный Сыне», Символ веры, Херувимская, «Достойно есть», «Отче наш», Многолетие, Многолетие большое № 2 (двухорное; посвящено Н. В. Лялину), Заупокойная ектения), всенощного бдения («Свете тихий», «Ныне отпущаеши»), литургии Преждеосвященных Даров (трио «Да исправится молитва моя», «Вкусите и видите»), а также концерт на текст стихиры Великой пятницы «Вся тварь изменяшеся страхом» (посвящен И. Я. Тёрнову), «Плотию уснув», прокимен литургии на Св. Пасху «Сей день, егоже сотвори Господь», прокимен в Неделю св. Фомы «Велий Господь наш», «Исаие, ликуй» и др. Стиль песнопений Р. можно отнести к Новому направлению в рус. духовной музыке кон. XIX - нач. XX в., в них отмечается влияние музыки А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова. Хоровая фактура тщательно разработана, голоса мелодически развиты, нередко используются divisi партий (максимально до семиголосия), соло, педали в 1 или 2 голосах, дублировки различных видов, сопоставления мужской и женской хоровых групп, группы и всего хора - все эти приемы направлены на раскрытие смысла текста, отдельных слов или словосочетаний. В некоторых песнопениях (Прокимен Св. Пасхи, «Благослови, душе моя, Господа» на литургии) Р. не прибегает к тактовому делению, использует т. н. несимметричный ритм (по выражению А. Ф. Львова), в них отчетливо проявляется ориентация на стиль древних знаменного и греческого распевов.