Александр Александрович (19.04.1887, С.-Петербург - 25.05. 1959, Ленинград), композитор, хоровой дирижер, педагог. Происходил из муз. семьи, его отец был певчим Придворной певческой капеллы. Здесь же Е. занимался (окончил в 1907) специальной теорией музыки у А. К. Лядова, Н. А. Соколова, фортепиано у А. И. Полетики (экстерном), хоровым дирижированием у Е. С. Азеева, Н. С. Кленовского. В 1912 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по композиции у Лядова со званием свободного художника.
С 1907 г. преподавал хоровое пение и музыкально-теоретические предметы в городских уч-щах С.-Петербурга. В 1914-1918 гг. был учителем пения в Могилёвской жен. гимназии. С 1918 г. в Гомеле заведовал муз. секцией губ. отдела народного образования, в 1919 г. организовал там же Народную консерваторию (ныне муз. уч-ще). Вел теоретические предметы, хоровое пение, создавал муз. студии для рабочих. С 1920 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Петроградской (впосл. Ленинградской) консерватории, с 1923 г. в должности доцента, с 1935 г.- профессора. С 1938 г. работал с хором студентов инструкторско-хорового фак-та (в наст. время дирижерский), в 1938-1951 гг. заведовал кафедрой хороведения, в 1946-1951 гг. был деканом дирижерско-хорового фак-та. Одновременно в 1920-1923 гг. работал на военных курсах Петроградского военного округа, в Военно-инженерной академии, в 1924-1931 гг. руководил самодеятельными хорами Балтийского завода, клубов «Союза металлистов», «Электроник». В 1927-1935 гг. преподавал музыкально-теоретические предметы в Ленинградской академической капелле. Член жюри всесоюзных конкурсов: пианистов (1937), дирижеров (1938). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Еще в молодые годы Е. проявил себя как композитор, опирающийся на классическое наследие и в то же время способный развивать певч. традиции. Незаурядное дарование Е. было замечено современниками, к-рые отмечали солидные музыкальные достоинства его ранних сочинений, их мелодическое и гармоническое соответствие поэтическим текстам. Впосл. хоровой стиль Е. совершенствовался благодаря тесным творческим контактам в 20-30-х гг. с Ленинградской академической капеллой.
Е. оставил большое количество сочинений: более 100 хоровых и инструментальных, 107 обработок народных песен, ок. 60 переложений для хора, более 40 романсов и мелодекламаций.
Духовно-муз. сочинения Е., в основном миниатюры, написаны для разных составов голосов: «Единородный Сыне», «Тебе поем», «Отче наш», «Достойно есть», «Свете тихий» для смешанного хора большого состава (до 8 голосов); «Приидите, поклонимся», «Господи спаси благочестивыя» и Трисвятое для смешанного хора малого состава; «Разбойника благоразумнаго» (трио), «Душе моя», «Милость мира» для муж. хора (3- и 5-голосного); «Тебе поем» для жен. хора (4-голосного).
В произведениях Е. при плавной мелодике песенно-романсового склада присутствуют древняя ритмическая раскованность и протяженность, благодаря чему возможно избежать квадратности мелодических построений, имеются длительные слоговые распевы, голосовые педали-исоны, речитация.
Гармонический язык характеризуется терпкими звукосочетаниями, минорными красками трезвучий вместо ожидаемых мажорных, натурладовыми оборотами, уменьшенными и увеличенными трезвучиями, септаккордами, нонаккордами, органично включенными в звуковую ткань. Фактура прозрачна и разнообразна: гомофонно-гармонический склад перемежается с развернутой имитационной полифонией, подголосочным развитием, противопоставлениями высоких и низких голосовых партий, общим унисоном хора. Диапазон весьма широкий. Динамика контрастная. Среди исполнительских приемов выделяются «аркообразные» динамические построения, филирование. Сочинения Е. для большого состава трудны для исполнения, доступны только высокопрофессиональным хорам. Проч. церковные миниатюры несложны.
Сочинения Е. были исполнены в духовном концерте Придворной певческой капеллы 19 дек. 1913 г. в С.-Петербурге (Известия и заметки // ХРД. 1913. № 1. С. 13).
Нек-рые произведения известны по анонсам в печати, но не найдены, напр. «Христос воскресе» для жен. хора (см.: Новые книги и муз. соч. // ХРД. 1911. № 9. С. 280).