Алексей Егорович (1776 - 10.09.1851, С.-Петербург), рус. живописец, рисовальщик, гравер, педагог. По происхождению калмык. Согласно преданию, был захвачен казаками, преследовавшими калмыков, отходивших в кит. владения. Ребенком был помещен в Московский воспитательный дом. В 1782 г. в возрасте 6 лет отдан в Воспитательное уч-ще при имп. АХ, где учился по классу исторической живописи у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. В период учебы зарекомендовал себя как отличный рисовальщик и был награжден в 1794 и 1795 гг. малой и большой серебряными медалями за рисунки с натуры, в 1796 г.- знаком отличия за успехи. По окончании курса в 1797 г. удостоен звания классного художника (художник 14-го класса по Табели о рангах) и оставлен пенсионером в рисовальных классах. В 1798 г. определен преподавателем АХ, в 1800 г. получил начальное академическое звание «назначенного в академики».
Летом 1803 г. Е. был отправлен в качестве пенсионера для продолжения изучения античных и классических образцов в Италию. В Риме прославился как рисовальщик, близко сошелся с итал. мастерами А. Кановой и В. Камуччини. Отказался от приглашения папы Пия VII на должность придворного живописца.
По возвращении из Италии в 1807 г. Е. приняли в АХ на должность адъюнкт-профессора, в сент. того же года за эскиз композиции «Положение во гроб» для Казанского собора в С.-Петербурге он был удостоен звания академика. С 1809 по 1811 г. состоял учителем рисования при имп. Елизавете Алексеевне. В 1812 г. получил звание профессора, в 1831 г.- заслуженного профессора 1-й степени, а в 1832 г.- заслуженного профессора. В 1840 г. уволен из АХ по повелению имп. Николая I Павловича, к-рый был недоволен образами, созданными живописцем для храма вмц. Екатерины в Царском Селе. После ухода из академии выполнял частные заказы.
Е. создал множество картин, преимущественно религ. содержания, среди к-рых: «Положение во гроб» (1807, ГТГ), «Богоматерь с Младенцем и св. Иоанном Крестителем» (1813, ГРМ), «Истязание Спасителя» (1814, ГТГ), «Явление Иисуса Христа св. Марии Магдалине» (1818, ГТГ), «Отдых на пути в Египет» (до 1827, ГРМ), «Богоматерь, покровительница царствующего дома» (30-е гг. XIX в., ГТГ), а также иконы для Таврического дворца, для домовой церкви Голицыных, для ц. вмц. Екатерины АХ, для Казанского и Троицкого соборов в С.-Петербурге, для Малой и Дворцовой церквей Екатерининского дворца в Царском Селе, для Сионского собора в Тифлисе. Работая в эстампе, Е. награвировал в карандашной манере и в офорте 17 работ на библейские темы. В жанре портрета им были созданы такие произведения, как «Портрет А. И. Корсакова» (1802-1804), «Портрет М. П. Буяльской» (1824), «Портрет А. Р. Томилова» (1831) (все в ГРМ) и др.
Придавая огромное значение распространению рус. искусства, Е. содействовал развитию традиций преподавания живописи, оказал помощь А. В. Ступину в организации художественной школы в Арзамасе. Преподавая в АХ (1798-1803, 1807-1840), Е. пользовался уважением и любовью коллег и учеников, что нашло отражение в воспоминаниях современников, которые называли его «русским Рафаэлем». В числе его учеников были К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. А. Иванов, П. В. Басин, М. И. Скотти.
Е. похоронен на Смоленском кладбище в С.-Петербурге.