Егор Егорович (1862, Москва - 15.12.1917, там же), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев-федосеевцев, собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари. Из семьи потомственных старообрядцев, происходивших из г. Рыбинска Ярославской губ. Дед Е. Константин Егорович открыл в Москве торговлю продовольственными товарами, затем трактир в Охотном ряду. В 1825 г. он был записан в купеческое сословие, вскоре стал видным деятелем федосеевской общины на Преображенском кладбище. В сер. XIX в. за активную старообрядческую деятельность был сослан в Пензу, где и умер. Его дело унаследовал сын Егор Константинович, к-рый также играл важную роль в жизни Преображенской общины. В сер. XIX в. он женился на Феодоре Косичкиной, происходившей из московской старообрядческой семьи, у супругов родились дети: Е., Екатерина и Елизавета.
После смерти отца в 1887 г. Е. унаследовал дело, но через год продал его московскому купцу С. С. Уткину и посвятил себя коллекционированию памятников древнерус. и старообрядческой истории и культуры, желая сохранить их для старообрядцев. Во 2-й пол. XIX в., после запрещения в 1856 г. старообрядческого богослужения, среди последователей «старой веры» активизировалось собирательство икон и книг «дониконовского» времени, оно имело главной целью устройство тайных моленных. Такая моленная с книгами и утварью, собранными дедом и отцом Е., существовала и в доме Егоровых в Салтыковском пер. (ныне Дмитровский пер., д. 3). Е. тратил на коллекционирование значительные суммы, был знатоком рус. церковной старины, в его б-ке, насчитывавшей ок. 30 тыс. изданий, большое место занимали справочники, каталоги и альбомы по древнерус. искусству и палеографии.
Е., как и его дед и отец, принимал участие в старообрядческой жизни, к-рая активизировалась в России после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906), легализовавших старообрядческие орг-ции. В 1907 г. была зарегистрирована московская федосеевская община Преображенского кладбища, членом к-рой являлся Е.; в качестве представителя прихожан он принимал участие в заседаниях совета общины, был одним из крупных благотворителей Преображенского богаделенного дома. В 1900-1917 гг. присутствовал на съездах беспоповцев, на собраниях старообрядцев в Москве, в Казани, в с. Воскресенском Саратовской губ. и др. Е. имел авторитет знатока Свящ. Писания, истории Церкви и старообрядчества, древнерус. и старообрядческой книжности и иконописи.
Е. отказывался от поступавших ему предложений о продаже своего собрания или его частей (такие предложения поступали от А. В. Морозова, Н. А. Бугрова и Д. В. Сироткина, Российского Исторического музея (с 1921 ГИМ), Русского музея в Петрограде, от общины Рогожского кладбища в Москве и др.), желая, чтобы оно стало собственностью Преображенской общины. Коллекционер неохотно допускал исследователей к собранию, при его жизни с принадлежавшими ему рукописями могли ознакомиться лишь С. А. Белокуров, Г. П. Георгиевский, В. Г. Дружинин, Н. П. Лихачёв. Переговоры Е. с советом Преображенской общины о перевозе коллекций на Преображенское кладбище велись на протяжении 10-х гг. XX в., окончательное решение должно было быть принято весной 1918 г. (коллекции предполагалось разместить в здании больницы Преображенского кладбища). 15 дек. 1917 г. Е. был убит грабителями в домашней моленной. Похоронен на Преображенском кладбище, могила сохранилась.
Коллекции Е. были взяты под охрану советской властью. Большую роль в их поступлении в Гос. Румянцевский музей (в 1925-1992 ГБЛ, ныне РГБ) сыграл зав. отд-нием рукописей и старопечатных книг музея Георгиевский. 19 дек. 1917 г. он обратился к и. о. наркома имуществ П. П. Малиновскому, возглавлявшему Комиссию по охране памятников старины и художественных сокровищ при Моссовете, с просьбой принять срочные меры для охраны имущества Е. 28 дек. 1917 г. Малиновский выдал мандат на прием научного и художественного имущества Е. на временное хранение в Румянцевский музей. В янв. 1918 г. были подготовлены «охранительные» описи собрания Е. В Румянцевский музей была вывезена большая часть рукописей, а также часть икон, предметов мелкой пластики и кириллических книг, оставшаяся часть коллекции должна была временно храниться в доме Е. Вскоре на основании декрета СНК РСФСР, по которому все завещания в пользу религ. общин были аннулированы, а дальние родственники лишены права наследования, коллекция Е. была национализирована и объявлена гос. достоянием. 3 марта 1919 г. руководство Румянцевского музея обратилось в Моссовет с просьбой о передаче их музею «в полную собственность», ходатайство было удовлетворено. В февр. 1921 г. в музей были перевезены остававшиеся в доме Е. рукописи, старопечатные книги и б-ка. В 1923 г. иконы и предметы мелкой пластики из собрания Е. были переданы Историческому музею, в Румянцевском музее осталось 66 икон «для сравнительного изучения рукописных миниатюр и иконописных изображений». Впосл. часть икон из ГИМ и иконы из ГБЛ перешли в Третьяковскую галерею. После образования в ГБЛ отдела редких книг ему были переданы кириллические книги из коллекции Е., к 1979 г. в его фондах хранилось более 500 изданий кириллической печати XV-XVIII вв., в т. ч. 349 московских, 70 белорус. (гл. обр. старообрядческих) и более 100 укр. изданий из собрания Е. (часть книг собрания была передана в б-ку Новосибирского ун-та, дублеты попали в др. б-ки страны). Рукописи и архив Е. в наст. время составляют фонд № 98 ОР РГБ.
Е. включало более 2 тыс. книг сер. XIV - нач. XX в. и было одной из крупнейших частных коллекций в стране. Отличительными чертами собрания являются широкий хронологический диапазон, различные по содержанию книги, значительное число ранних, редких и лицевых рукописей. Ок. половины собрания составляют рукописи сер. XIV-XVII в., из них более 150 имеют точную датировку. Мн. тексты представлены неск. списками разного времени.
Ок. 100 рукописей Е. унаследовал от деда и отца. Основную часть собрания он приобрел у московских и с.-петербургских антикваров, на Нижегородской ярмарке, у старообрядцев Москвы, С.-Петербурга, Поволжья. Коллекционер заказывал рукописи профессиональным переписчикам, в частности И. Г. Блинову, выполнившему в 10-х гг. XX в. для Е. экземпляр «Слова о полку Игореве». Рукопись написана стилизованным уставом и украшена великолепными миниатюрами. В составе собрания Е. были рукописные книги, происходившие как из частных б-к (еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева), А. И. Егорова, Е. С. Егорова, И. Д. Першина, Н. П. Никифорова, кн. Д. М. Голицына и др.), так и из монастырских собраний (Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни, Антониева Сийского, Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы, Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы, Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Коневского Рождественского, Межигорского в честь Преображения Господня, Ферапонтова Мартинианова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мон-рей, Троице-Сергиевой лавры и др.) и из б-к приходских церквей. Ряд кодексов восходит к б-кам мон-рей Путна и Бисерикани (в румынской Молдове), молдав. обителей, список Пандектов прп. Никона Черногорца (главы 31-63, сер. XIV в.) происходит из б-ки болг. мон-ря Зограф на Афоне.
Ок. четверти собрания составляют книги Свящ. Писания, творения отцов Церкви и богослужебные рукописи, датируемые преимущественно XVI-XVII вв. Среди них велика доля певч. рукописей крюковой нотации XVII-XX вв. (ок. 100). Наиболее ранними являются Апостол-апракос 2-й пол. XIV в. рус. извода (РГБ. Ф. 98. № 18) и Евангелие-апракос кон. XIV - нач. XV в. рус. извода (Там же. № 108). Др. значительную часть коллекции составляют рукописи патристического, богословско-учительного, аскетического, полемического содержания, памятники древнерус. оригинальной и переводной лит-ры. В этой группе выделяется новгородское Учительное Евангелие 2-й четв. XVI в., украшенное миниатюрами, инициалами и заставками работавших позднее (после 1548) в Кремле мастеров. Из царской мастерской, несомненно, происходит и т. н. Егоровский сборник, содержащий 330 великолепных миниатюр (Там же. № 1844), сборник имеет тесную связь с Лицевым летописным сводом, создававшимся кремлевскими мастерами в Александровой слободе после переезда туда царя. В числе древнейших книг этой группы - Лествица прп. Иоанна Лествичника серб. извода кон. XIV (?) - нач. XV в. (Там же. № 380). Особо ценным является список 30-х гг. XV в. «Памяти и похвалы князю Владимиру» Иакова Мниха, в к-ром отразились черты древнейшего рус. летописания XI в. В собрании много Житий рус. и южнослав. святых, а также сказаний об иконах Божией Матери в разновременных списках.
Среди старообрядческих сочинений, большей частью написанных в поморском согласии, присутствуют 2 первоначальных, поданных властям экземпляра «Поморских ответов», подписанных 9 представителями Выголексинского общежительства во главе с Даниилом Викулиным, а также большое число списков этого сочинения XVIII-XIX вв. Неск. списками представлен и др. важный старообрядческий памятник - «Дьяконовы ответы». Коллекция включает старообрядческие сочинения исторического (в т. ч. значительное число списков «Истории о зачале Выговской пустыни» И. Ф. Филиппова, «Истории об отцах и страдальцах соловецких» и «Винограда Российского» Семена Денисова (см. Денисовы)), житийного, эсхатологического содержания, полемические произведения, в т. ч. труды учителей старообрядчества.
Круг рукописей исторического содержания, не связанных со старообрядческой традицией, невелик. Это гл. обр. хронографические и летописные тексты XV-XIX вв., наиболее значительное место среди них принадлежит рус. хронографам различных редакций в списках XVI-XVII вв. Особую ценность имеет лицевой Хронограф рус. редакции 1512 г. в списке кон. XVI в., содержащий свыше тысячи красочных миниатюр (Там же. № 292). Эту рукопись можно рассматривать как подражание Лицевому летописному своду. Количество рукописей научного и учебного характера также невелико: неск. «Алфавитов» XVII в., учебные пособия по риторике и философии XVI-XVIII вв., сочинения грамматического содержания в составе сборников XVI-XVII вв., руководства по иконописанию в списках XVII-XIX вв., лечебники XVII-XIX вв., неск. списков космографий разных редакций XVI-XIX вв.
В собрании имеется немалое число списков визант. и древнерус. церковно-канонических и юридических памятников: Кормчей книги, Номоканона, «Русской Правды», Стоглава, Соборного уложения 1649 г. и др. Представляет интерес Кормчая нетрадиц. редакции, составленная и написанная Нифонтом (Кормилицыным) в 30-х гг. XVI в. «по гранем, а не по Соборам» (Там же. № 156). Необычность композиции этого труда стала причиной критики со стороны митрополитов Даниила, затем св. Макария, о чем сообщает запись игум. Нифонта.
В фонде № 98 находятся материалы из архива коллекционера (архив полностью не сохр.): каталоги икон и предметов церковной утвари, рукописных и печатных кириллических книг, гектографов, книг гражданской печати, журналов и газет, находившихся в собственности Е., 2 тетради с перечнем 76 икон, принадлежавших Е. и находившихся у сестер собирателя Е. Е. Дубровой и Е. Е. Меньшовой. В архиве сохранились записи Е. о старообрядческой жизни, преимущественно Преображенской общины, в 1906-1917 гг., копии протоколов старообрядческих съездов, копии переписки Е., завещания Е. и др.
Е. было представлено большинство изданий, напечатанных на Московском Печатном дворе в XVI-XVII вв., имелись также издания литов., белорус. и укр. типографий XVI-XVIII вв. с преобладанием киевских. Значительное место в собрании занимали богослужебные книги, изданные в старообрядческих типографиях в кон. XVIII - нач. XIX в. в посаде Клинцы Черниговской губ. Мн. книги имеют вкладные и запродажные записи (Евангелия московской печати 1637 и 1644 гг. сохранились в окладах).
Особо ценным в коллекции является «Памятник нижегородской печати 1613 г.» - 1-е рус. печатное публицистическое произведение светского характера (посвящено Смутному времени), известное в единственном экземпляре. Его автор - Н. Ф. Фофанов, ранее работавший на Московском Печатном дворе, между 5 янв. и 17 дек. 1613 г. устроил типографию в Н. Новгороде. «Памятник...» представляет собой тетрадь из 6 листов, приплетенную к Евангелию Учительному, напечатанному в Вильно в типографии В. М. Гарабурды ок. 1582 г. (РГБ. Музей книги. № 6467).
В основу коллекции легли иконы, доставшиеся Е. от деда и отца. Собрание было пополнено благодаря покупкам у антикваров на ярмарках в Н. Новгороде и в др. поволжских городах. Собрание Е. включало иконы московской, новгородской и строгановской школ, образы афонского письма. Коллекция насчитывала ок. 1,2 тыс. живописных произведений и свыше 60 резных каменных и медных икон, крестов и др. предметов мелкой церковной пластики. Среди наиболее интересных произведений - икона Преображения Господня московской школы, имевшая «рублевскую легенду» и датированная условно 1425 г.; икона Нерукотворного образа Спасителя «Мокрая брада» 1-й пол. XVI в. московской школы; Иерусалимская икона Божией Матери XV в. московской школы; Корсунская икона Божией Матери (Ярославская оплечная) со святыми на полях новгородской школы 2-й пол. XVI в., а также образы московского письма 1-й четв. XVI в.: равноап. кн. Владимира и князей Бориса и Глеба с житием на полях; 2-сторонняя таблетка новгородской школы кон. XV - нач. XVI в. с изображением Страстей Христовых; деисусный чин, вероятно афонской школы XV в.; 2-сторонняя таблетка московской школы с изображением праздников триодного цикла и др. В собрании Е. имелся приписываемый Истоме Гордееву 3-створчатый складень строгановского письма нач. XVII в. (сохр. средник и левая часть) - своего рода походная церковь. Наиболее древние каменные иконы в коллекции Е. датируются XIII-XV вв. В собрании также были представлены предметы лицевого шитья.