Николай Семенович (4.12.1853, Одесса - 23.06.1915, Петроград), композитор, дирижер, фольклорист, педагог. До 12 лет учился в гимназии в Одессе, затем в Кишинёвской обл. гимназии (жил в пансионе). В Одессе начал обучаться игре на фортепиано, в Кишинёве - игре на скрипке, там же организовал гимназический оркестр, руководил им. В 1873 г. поступил в Московскую консерваторию (в класс скрипки проф. И. В. Гржимали, затем перешел в класс теории музыки и свободного сочинения профессоров П. И. Чайковского и Н. А. Губерта), окончил ее в 1879 г. с малой золотой медалью. Во время учебы был помощником Н. Г. Рубинштейна в оперном классе в качестве концертмейстера и дирижера ученического оркестра (в т. ч. участвовал в постановке оперы «Евгений Онегин» Чайковского).
Самостоятельную дирижерскую деятельность К. начал в качестве оперного капельмейстера в провинциальных городах. В Калуге он организовал муз. об-во, дирижировал муз. коллективами в концертах. В 1881 г. возвратился в Москву, вначале выступал в концертах, а с сент. 1883 по июнь 1893 г. состоял композитором балетной музыки при Дирекции Московских императорских театров, в 1889-1893 гг. также руководил Московским университетским оркестром. В эти годы К. пишет 2 балета, вставные номера к балетам др. авторов, музыку к драматическим спектаклям Малого театра, оркестровую сюиту «Миражи» («Фата Моргана»), исполненную в Русских симфонических концертах М. П. Беляева в 1891 г. В 1893/94 уч. г. по приглашению С. В. Смоленского преподавал гармонию в Синодальном училище церковного пения.
К. увлекала музыкально-этнографическая деятельность. В 1879 г. вместе с известным фольклористом Ю. Н. Мельгуновым он принимал участие в собирании, обработке и издании рус. народных песен. Затем его интерес распространился на песенное творчество др. народов России; К. создал обработки различных народных песен для хора, оркестра и солистов, исполненные 11 марта 1893 г. в Большом зале Благородного собрания (см. изд.: Этнографический концерт: Сб. народных песен, рус. и инородческих: Для 1, 2 и 4 голосов и ф.-п. М., 1894, 19264), после которого Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те избрало К. действительным членом и поднесло ему памятный знак. К. вместе с А. Н. Николовым участвовал в организации болг. этнографического концерта в пользу македонцев (С.-Петербург, 25 янв. 1903).
С осени 1894 по февр. 1902 г. К. жил в Тифлисе, где был директором музыкального уч-ща и дирижером симфонических концертов Тифлисского отд-ния Русского музыкального об-ва (в 1900 и 1901 также дирижировал в С.-Петербурге). В это время он создал 2 коронационные кантаты, 2 кантаты к Пушкинским празднествам, «Грузинские песни» для соло, хора и оркестра. Вероятно, тогда же К. написал хор на слова В. А. Жуковского «Многи лета, многи лета, православный русский царь» (впервые исполнен 8 сент. 1900 в польск. г. Спале в присутствии имп. четы; изд.: М., 1902). В 1902 г. по приглашению Смоленского переехал в С.-Петербург; до 1903 г. был помощником управляющего и инспектором регентского класса Придворной певческой капеллы, а в 1904-1906 гг.- помощником ее начальника (А. Д. Шереметева). После ухода в отставку изредка выступал как дирижер симфонических концертов, руководил оркестровыми классами на муз. курсах Е. П. Рапгофа. К. принадлежит также музыка 10 «Хоров, написанных по случаю столетия Отечественной войны» на народные слова и на стихи рус. поэтов (изд.: М.: И. Д. Сытин; СПб.: Сельский вестник, б. г.).
Вкладом К. в рус. церковную музыку является соч. «Песнопения на Литургии св. Иоанна Златоуста грузинского (кахетинского) распева» (соч. 1899 г.; изд.: М.: П. Юргенсон, 1901; церковнослав. и груз. тексты). Одна из основных целей К. была в том, чтобы «грузинский распев получил возможность стать таким же достоянием Русской Православной Церкви, каким являются распевы болгарский, греческий и другие» (С. 3). История создания «Песнопений...» описана в предисловии к изданию, датированном 25 мая 1899 г. В их основу была положена рукопись груз. обедни с типичным муж. составом хора (2 тенора и бас), предоставленная Х. Н. Гроздовым, тогда директором народных уч-щ Тифлисской губ. Запись была сделана еще в 40-х гг. XIX в. знатоком груз. музыки А. Е. Мревловым (Мревлишвили) с голоса настоятеля мон-ря Шуамта архим. Софрония (Макаева), который заботился о сохранении древнего пения. Используя подлинную мелодию, К. желал «избегнуть гармонической жесткости и угловатости, столь часто встречаемой при гармонизациях мелодий в ладах, непривычных еще для нашего уха, воспитанного на европейской музыке» (С. 4). Этот художественный компромисс был типичен для рус. церковной музыки нач. ХХ в., но именно он и стал предметом оживленного обсуждения в «Русской музыкальной газете» в связи с изданием «Песнопений...». Н. И. Компанейский и Д. И. Аракишвили (Аракчиев) считали недостатком произведения К. игнорирование ладовых особенностей груз. напевов, специфического многоголосия. В защиту К. выступили А. А. Гроздова (дочь Мревлова и жена Гроздова) и А. Д. Кастальский, по мнению к-рых К. сохранил дух и характер груз. народной гармонии, особенно в каденциях.
Обработки К. имели успех у церковных хоров еще до публикации: в частности, по литографской копии с рукописи, сделанной Смоленским, их исполняли в Успенском соборе Московского Кремля (хранится в Научно-муз. б-ке им. С. И. Танеева при МГК им. Чайковского). Обратившись к «экзотическому» пласту мелодических источников, К. открыл новый путь в развитии рус. церковной музыки.