[евр. греч. Γοθονιήλ] (ок. XIII в. до Р. Х.), первый судья Израиля. Происходил из колена Иудина, был сыном Кеназа, братом (или племянником) Халева (Суд 3. 9–11). Господь послал Г. израильтянам как избавителя (евр. ) в ответ на их стенания (Суд 3. 9; ср.: Нав 15. 17). Он отличился еще при завоевании Ханаана и после успешной осады Кириаф-Сефера (Девира) получил в жены от Халева его дочь Ахсу (Нав 15. 16). Г. победил в сражении Хусарсафема (евр. Кушан-Ришатайим букв.— дважды нечестивый), месопотамского царя, угнетавшего 8 лет израильтян в наказание за их вероотступничество (Суд 3. 7), и в Израиле в течение 40 лет сохранялся мир (Суд 3. 11).
Хусарсафем — искаженное имя некоего исторического деятеля. Существует неск. различных гипотез его отождествления, основанных на разночтениях масоретского текста (см.: Boling, Bustanay). Возможно, он был правителем Сев. Сирии Ирсу(Malamat), захватившим власть в Египте в период XIX династии (ок. 1200 г. до Р. Х.). Из рода Г. происходил Хеддай Нетофафянин, военачальник при дворе царя Давида (1 Пар 27. 15). Лит. формы изложения истории Г. стали моделью для построения др. повествований о судьях.
Ориген рассматривал Хусарсафема как аллегорический образ нечистого духа (ср.: Еф 2. 2), Г.— как одного из ангелов, представителей «воинства небесного» (Лк 2. 13), посылаемого на землю Богом для спасения (Евр 1. 14) (Orig. Hom. in Judices. 3. 3 // GCS. Bd. 30. S. 482–483). В талмудических преданиях Г. причисляется к тем, кто восстанавливали в народе знание устной Торы, забытой после смерти Моисея (Темура. 16а).