Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОЦЦОЛИ
12, С. 237-238 опубликовано: 8 июня 2011г.


ГОЦЦОЛИ

Го́ццоли [итал. Gozzoli] Беноццо (наст. имя Беноццо ди Лезе ди Сандро; 1420/21, Флоренция — 4.10.1497, Пистоя), итал. худож. раннего Возрождения. Фамилия Г. впервые появилась во 2-м издании «Жизнеописаний наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» (1568) Дж. Вазари, в 1-м издании (1550) он назван Беноццо.

Бенноцо Гоццоли. Шествие волхвов. Роспись капеллы Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция. 1459-1461 гг.
Бенноцо Гоццоли. Шествие волхвов. Роспись капеллы Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция. 1459-1461 гг.

Бенноцо Гоццоли. Шествие волхвов. Роспись капеллы Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция. 1459-1461 гг.

В 1442 г. Г. в качестве художника был взят в мастерскую Лоренцо и Витторио Гиберти, работавших над вост. (т. н. Райскими) вратами флорентийского баптистерия. Затем он упоминается как помощник Фра Беато Анджелико в росписи доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции (1438–1444/45). В 1447–1449 гг. по инициативе Фра Анджелико Г. был приглашен среди др. мастеров расписывать капеллу папы Николая V в Ватикане и треугольные распалубки свода Капеллы ди Сан-Брицио собора в Орвието (июль—дек. 1449). Стиль Фра Анджелико, как и выучка у Л. Гиберти, оказали существенное влияние на манеру Г., к-рый на протяжении всей творческой деятельности был подвержен различным влияниям (Доменико Венециано, Мазаччо, Пьеро делла Франческа и др.). Огромное значение для Г. имело пребывание в Риме, где он изучал памятники античного и раннехрист. искусства.

Первыми самостоятельными работами Г. стали фрески в Монтефалько — росписи ц. Сан-Фортунато (1450), сохранившиеся фрагментарно, и апсиды ц. Сан-Франческо (1452), в к-рой по заказу францисканцев им были исполнены 12 композиций, посвященных жизни св. Франциска Ассизского. В этом цикле Г. ориентировался на росписи ц. Сан-Франческо в Ассизи (верхняя церковь — 1280–1305, нижняя — 1325–1329 и после 1340), ставшие эталоном т. н. францисканского житийного повествования. Во фресках церкви в Монтефалько проявились присущие манере Г. особенности — простота и четкость архитектурных построений, яркость колорита, спокойный, неск. наивный характер образов.

Г. принадлежит ныне утраченный цикл фресок мон-ря Санта-Роза в Витербо (1453). Во 2-й пол. 50-х гг. XV в. он работал в небольших городах Центр. Италии и в Риме, выполняя заказы на станковые произведения, монументальные росписи и художественное оформление торжества по случаю инаугурации папы Пия II. Основными его заказчиками на протяжении всей жизни были монашеские ордены, в первую очередь францисканцы и доминиканцы.

Самое известное произведение Г.— живописная декорация (1459–1461) капеллы Палаццо Медичи (ныне — Медичи Риккарди) на Виа-Ларга во Флоренции. По воле Пьетро Медичи, он представил на стенах семейной капеллы композицию «Шествие волхвов», к-рая заставляет вспомнить алтарный образ «Поклонение волхвов» (1423) Дж. да Фабрионо. Для семейства Медичи сюжет имел особое значение, т. к. они принимали активное участие в организации «Праздника волхвов» — грандиозной театрализованной процессии, устраиваемой во Флоренции на Рождество и в день св. покровителя города Иоанна Крестителя. Получив заказ на священный сюжет, трактованный в виде пышной церемонии, Г. создал фреску — символ, прославляющий чудеса необозримого мира и передающий христ. жажду искупления. Стремясь как можно точнее соответствовать аристократическим пристрастиям заказчика, Г. представил на 3 стенах капеллы, окаймленной по цоколю мраморной инкрустацией, торжественную, роскошную процессию элегантных, богато одетых всадников на фоне пленительных в своей наивной красоте пейзажей. При создании образа Г. тщательно воспроизвел всевозможные мотивы и детали (костюмы, конская упряжь, животные и птицы), увлекаясь каллиграфией линий и живописной декоративностью, что равно присуще готике и искусству Кватроченто. Прибегая к использованию ландшафтных, архитектурных и исторических деталей, Г. наделил персонажей шествия портретными чертами современников, среди к-рых — Медичи, прибывшие во Флоренцию по случаю заключения Флорентийской унии (1439), К-польский патриарх Иосиф и имп. Иоанн VIII Палеолог, Фра Анджелико и сам художник.

Беноццо Гоццоли. Мадонна, протягивающая пояс ап. Фоме. 1450-1452 гг. (Музеи Ватикана)
Беноццо Гоццоли. Мадонна, протягивающая пояс ап. Фоме. 1450-1452 гг. (Музеи Ватикана)

Беноццо Гоццоли. Мадонна, протягивающая пояс ап. Фоме. 1450-1452 гг. (Музеи Ватикана)
В 1463–1467 гг. Г. работал в Сан-Джиминьяно. Для ц. Сант-Агостино им был создан живописный цикл, программа к-рого принадлежит д-ру богословия доминиканцу Доменико Страмби. Размещенные на хорах росписи, включающие 17 сцен из жизни блж. Августина, представляют особый интерес как единственный в ренессансном искусстве Тосканы фресковый цикл, посвященный этому святому. В четко выстроенных архитектурных фонах композиций цикла проявилось знание античной архитектуры Рима (в сцене «Блж. Августин покидает Рим» с топографической точностью представлен городской пейзаж — от форума Траяна до Ватиканского холма) и совр. художнику архитектуры Флоренции («Похороны блж. Августина»). Фигуры, пластичные и монументальные, уверенно размещены в живописном пространстве. Как и в росписи капеллы Палаццо Медичи, Г. включил в многофигурные сцены большое количество портретных изображений, а также ввел в религ. композицию жанровые подробности. В алтаре этой церкви был написан вотивный образ св. Себастьяна новой иконографии (святой вопреки устоявшейся традиции задрапирован в одежды). Еще одна выполненная Г. фреска с вотивным изображением этого почитавшегося в городе святого (особенно после избавления горожан от эпидемии чумы) находится в капелле ц. Колледжата.

Последнее масштабное произведение Г., созданное при участии помощников,— фрески в Кампосанто в Пизе (1469–1484). Снискавшие ему славу среди современников и вызвавшие восхищение Вазари, они были почти полностью разрушены при бомбардировке в 1944 г. Монументальные композиции на сев. стене церкви (23 сцены из ВЗ, а также «Благовещение» и «Поклонение волхвов») отмечены детальной проработанностью, присущим Г. тяготением к повествовательности, виртуозным владением перспективой, масштабностью, большой пространственной глубиной, свободой и естественностью в размещении фигур.

Кроме фресковых циклов Г. принадлежит множество алтарных картин и росписи табернаклей. За небольшим исключением (алтарь для Сан-Марко, 1461–1462; алтарная картина «Мадонна с шестью святыми» (Национальная галерея, Лондон), 5-частная пределла (Гос. музеи Берлина; Национальная галерея искусств, Вашингтон; Музей Виктории и Альберта, Лондон; Музей искусств, Филадельфия; Пинакотека Брера, Милан)), эти работы не достигли уровня его настенных росписей; их отличает орнаментальная условность композиций, нарочитая архаизация языка и повторение композиционных приемов.

В 80–90-х гг. XV в. Г. стоял во главе мастерской, выполнявшей заказы на монументальные росписи, алтарные образы, рисунки для вышивки и табернакли (один из лучших в «Капелле Мадонны делла Тоссе» расписан по заказу Сера Грациа). Изменение стиля его работ последнего десятилетия связывают с пережитым Г. душевным переворотом, вызванным проповедями и личностью Дж. Савонаролы. Динамичные, тонко моделированные живописные композиции на евангельские темы, строго следующие признанным церковным канонам, исполнены скорби и драматизма («Снятие с Креста», Музей Хорна, Флоренция; «Воскрешение Лазаря», Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Св. Иероним в пустыне», Музей Бардини, Флоренция).

Лит.: Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart / Hrsg. v. Ü . Thiem, F. Becker. Lpz., 1909. Bd. 3.S. 341—349;Rizzo А. P.Benozzo Gozzoli: Catalogo completo dei dipinti. Firenze, 1992; Benozzo Gozzoli: La Сapella dei Magi / A cura di C. A. Luchinat. Mil., 1993; Ahl D. C. Benozzo Gozzoli. New Haven, 1996.
Ю. А. Бутовченко
Ключевые слова:
Гоццоли Беноццо (наст. имя Беноццо ди Лезе ди Сандро; 1420/21, Флоренция — 4.10.1497, Пистоя), итальянский художник раннего Возрождения Художники итальянские Возрождение История искусства. Италия
См.также:
ВАЗАРИ Джорджо (1511 - 1574), итал. живописец, архитектор, писатель
БОТТИЧЕЛЛИ Сандро (1444-1510), итал. художник, представитель флорентийской школы живописи
БРАМАНТЕ Донато (1444 - 1514), итал. архит., живописец и инженер
ВЕРОНЕЗЕ (наст. фам. Кальяри) Паоло (1528-1588), итал. художник эпохи Возраждения
АМАЛЬФИ город в Юж. Италии
БРАНКАЛЕОНЕ Никколо (2-я пол. XV - нач. XVI в.), венецианский художник
БЬОНДО Флавио (1392 - 1463), итал. историк эпохи Возрождения
ВАЛЛА Лоренцо (1407 - 1457), итал. гуманист эпохи Возрождения