[итал. Genova], г. в Италии, столица обл. Лигурия, центр одноименного архиеп-ства. В наст. время в составе архиеп-ства Г.- более 270 приходов. Из 834 тыс. населения ок. 776 тыс.- католики (An. Pont., 2005. P. 259).
Крупный торговый порт и промышленный центр в Зап. Средиземноморье, город расположен в виде амфитеатра на зап. склонах Апеннин, на берегу Генуэзского зал. Лигурийского м. Обширная гавань защищена большими искусственными молами, строительство к-рых восходит к средним векам.
Легендарным основателем Г. считается языческий бог Янус или одноименный герой-троянец, покинувший Трою вместе с Энеем и Антинором (отсюда средневек. название Г.- Janua). На рубеже VI и V вв. до Р. Х. на месте Г. существовало поселение лигуров, поддерживавших торговые связи с этрусками и греками. В 205 г. до Р. Х. поселение было захвачено и разрушено карфагенским полководцем Магоном. Римляне, с к-рыми лигуры тогда находились в союзе, помогли заново отстроить город. После длительных войн римлян с лигурами во II в. до Р. Х. Г. вошла в состав Римской республики и стала муниципием. Была построена Аврелиева дорога, к-рая соединила город, ставший важным портом и торговым центром, с Римом. В V в., в период варварских вторжений, защищенная горами Г. служила убежищем для населения различных областей Италии.
После падения Зап. Римской империи (476) и гос-ва Одоакра (493) Г. подпала под власть остготских королей, а с сер. VI в.- Византии. После вторжения лангобардов в Италию (568) город долгое время был ареной борьбы между ними и Византией, пока между 642 и 644 гг. не был завоеван лангобардским кор. Ротари, что Византия признала по договору 680 г. В кон. VIII в. вместе с др. владениями лангобардов Г. вошла в состав империи Каролингов. Признавая особую роль порта и флота в борьбе с сарацинами, Карл Великий включил Г. в состав образованной им в Италии марки и вверил управление городом назначаемым им виконтам. В 935 г. араб. флот напал на Г. и разграбил ее. Хотя находившийся в плавании генуэзский флот атаковал араб. корабли близ берегов Сардинии, отбив полон и добычу, Г. пришлось отстраиваться и возводить новый пояс стен. В 958 г. Г. получила от кор. Италии Беренгария II диплом, подтверждавший права и привилегии горожан. В Г., однако, не было единой центральной власти. Ее делили между собой виконт, епископ и крупнейшие феодальные сеньоры.
Топографически в Г. выделялись 3 района, группировавшиеся вокруг крупных храмов,- castrum на доминирующей высоте (у Санта-Мария ди Кастелло), civitas (внутри стен, вокруг собора Сан-Лоренцо) и burgus (вне стен, вокруг собора Сан-Сиро). В Г. сформировался сильный слой купеческого патрициата из числа местных феодалов, вассалов епископов. Развивалось кораблестроение и мореплавание, осваивались новые и старые, ранее заброшенные рим. сухопутные дороги, связавшие Г. с Пизой, Миланом, Римом. В X в. стали образовываться торгово-политические союзы полноправных горожан, в первую очередь моряков и купцов (т. н. compagne). Они существовали во всех 8 кварталах города и составили к кон. XI в. городскую коммуну, к-рая избирала комитов, затем коллегию консулов, осуществлявшую исполнительную власть в городе и сменившую пришедшую в упадок власть виконтов. Знать, занимавшаяся торговлей, участвовала в органах управления. Напр., многие из консулов восходили к роду виконтов Обертенгов. Постепенно возникли фракции нобилей (знатных) и пополанов (торговцев и ремесленников), соперничавшие друг с другом.
В союзе с Пизой генуэзцы, пользуясь поддержкой Римских пап, начали активную борьбу с сарацинами. Ок. 1016 г. Г. укрепилась на Корсике, но в 1077 г. папским викарием на Корсике был назначен епископ Пизы, что привело к фактической передаче острова в руки пизанцев, породив длительный конфликт между Г. и Пизой.
Г. приняла активное участие в 1-м крестовом походе, предоставив его участникам корабли и порт и организовав между 1096 и 1110 гг. 6 морских экспедиций к Св. земле. После захвата крестоносцами Антиохии (генуэзцы принимали активное участие в ее осаде) Г. в 1098 г. получила первую факторию на Леванте, а в 1104 г.- торговые кварталы в Кесарии, Акре, Бейруте, Иерусалиме и Яффе с правами беспошлинной торговли во всем Иерусалимском королевстве. Возвращаясь на родину, генуэзские корабли привезли частицы мощей св. Иоанна Крестителя, вмч. Георгия и др. святых. Вмч. Георгий стал патроном города, его конное изображение стало гербом, а знаменем - красный крест на белом фоне, символ участия в крестовом походе. Во время 3-го крестового похода Г. укрепила позиции в Сирии и Палестине. Главной генуэзской факторией в Св. земле стала Акра. Генуэзский флот принял участие в 5, 7 и 8-м крестовых походах гл. обр. на стороне Франции.
Помимо крестовых походов на Восток Г. активно участвовала в Реконкисте на территории Испании. В 1146-1148 гг. генуэзский флот захватил о-в Менорка, а также Альмерию и Тортосу. В 1155 г. Г. добилась значительных привилегий в Византии и права устройства фактории в К-поле. Коммерческая деятельность генуэзцев облагалась в Византии сниженным налогом (4%). С сер. XII в. возросла торговля с Египтом, появилась фактория Г. в Александрии, с 1235 г.- в Сеуте (Марокко).
Торговое и политическое соперничество с Пизой, борьба за Корсику привели к серии войн между 2 морскими республиками в 1066-1290 гг. В 1126 г. генуэзцы нанесли пизанцам поражение и захватили Ливорно, Вольтерру и др. города. В 1162 г. пизанцы в К-поле перебили генуэзцев, разграбили торговое подворье (фондако). В ответ генуэзцы захватили Пизанский порт и сожгли много судов противника. Столкновения шли также на Сардинии и Корсике. В 1284 г. генуэзский флот под командованием Оберто Дориа нанес решительное поражение пизанским кораблям близ о-ва Мелория и взял в плен 9 тыс. чел. и 29 галер пизанцев. В 1290 г. о-ва Корсика и Эльба перешли под власть Г.
В 1139 г. Г. стала чеканить собственную монету. В 1143 г. Г. одной из первых в Италии приняла городской статут, а в 1162 г. получила диплом имп. Фридриха I Барбароссы на владение побережьем Лигурии от Монако до Портовенере и обрела офиц. признание в качестве республики. Соперничество семейств генуэзского патрициата привело к замене с 1191 г. (окончательно с 1217) консулов институтом подестата. Подеста был независимым правителем и приглашался из др. города, в делах управления опирался на совет местных нобилей. В результате народного восстания 1257 г. управление городом было передано «капитану народа» (итал. сapitano del popolo). После 1270 г. власть получила диархия - «капитаны народа», избираемые из знатных гибеллинских семейств, были дополнены «аббатом народа», представлявшим интересы пополанов. В 1339 г. в результате восстания диархия была заменена институтом дожей, выбиравшихся на пожизненный срок и опиравшихся на совет старейшин.
Г. успешно использовала в торговле различные формы кооперирования партнеров, институт комменды, морского товарищества, одной из первых применила наиболее прогрессивные формы кредита, финансового учета, т. н. двойную бухгалтерию. Однако после победы над Пизой Г. пришлось столкнуться с мощной конкуренцией Венецианской республики, стремившейся не допустить установления монополии генуэзской торговли в Вост. Средиземноморье. Войны 1261-1270, 1294-1299, 1351-1355, 1378-1381 гг. способствовали размежеванию сфер влияния: Г. закрепила свое преобладание в Причерноморье (но не вытеснила оттуда венецианцев, опиравшихся на фактории в Тане и Трапезунде), Венеция потеснила соперницу в Сирии и Египте.
В 1346 г. флот генуэзских пополанов под командой Симоне Виньозо овладел о-вом Хиос и Нов. Фокеей (ныне Ени-Фоча, Турция), богатейшим месторождением квасцов, необходимых для фиксации красителей сукна. Эксплуатацией и управлением этих территорий руководило частное об-во - маона Хиоса. В 1348-1349 гг. генуэзцы нанесли ощутимое поражение Византии на Босфоре и построили укрепления в Галате, усилив контроль над входом в Чёрное м. В 1352 г. на рейде К-поля произошло крупнейшее морское сражение генуэзцев и венецианцев, после к-рого контроль над визант. коммуникациями стал целиком принадлежать Г. и Венеции. В 1372-1373 гг. Г. выиграла войну с Кипрским королевством и овладела г. Фамагустой, управление к-рым сначала осуществляла маона частных лиц, а с 1464 г.- Банк Сан-Джорджо. Генуэзское семейство Гаттилузи правило о-вом Митилина (Лесбос, 1355-1462), а в 1-й пол. XV в. также Тасосом, Лемносом, Самофракией и Имбросом.
В 1396 г. генуэзский дож Антониотто Адорно, желая избежать нового обострения борьбы группировок, передал власть над Г. франц. кор. Карлу VI. От его имени городом управлял франц. губернатор с функциями дожа и титулом «защитник коммуны и народа». Совет старейшин и др. органы власти также сохранили свои функции. Безуспешную попытку централизации системы управления Г. предпринял франц. губернатор маршал Франции Жан Ле Менгр де Бусико II. Народное выступление 1409 г. свергло власть франц. короля, и управление Г. было передано маркизу Монферрата Теодоро II Палеологу (1409-1413). С 1421 по 1435, с 1463 по 1478, с 1488 по 1499 г. Г. находилась под властью герцогов Миланских, в 1458-1461, 1503-1512 гг.- франц. короля. Среди высших администраторов Г. кон. XV в. был католич. прелат архиеп. и кард. Паоло Фрегозо (дож 1462, 1463, 1464, 1483-1488).
К XV в. резко вырос гос. долг Г. Ассоциации частных кредиторов гос-ва были объединены в 1407 г. в Банк Сан-Джорджо, ставший вскоре крупнейшим в Европе. В 1453 г. Г. передала банку власть над черноморскими факториями и Корсикой. Падение К-поля в 1453 г., потеря крымских владений Г. в 1475 г. и о-ва Хиос в 1566 г. подорвали позиции республики на Востоке и заставили ее активно развивать судостроение, банковское дело и морскую торговлю в Зап. Средиземноморье и Атлантике, особенно в Испании и Португалии. Так, Х. Колумб, уроженец Г., опираясь на традиции итал. мореплавания и картографии, возглавил экспедицию, открывшую в 1492 г. Америку.
Во время Итальянских войн (1494-1559) Г. много раз находилась под властью Франции. В 1522 г. была взята испанцами, а в 1527 г. освобождена флотоводцем Андреа Дориа с помощью французов. Перешедший затем на сторону имп. Карла V Габсбурга Дориа вытеснил французов из Г. и в 1528 г. провел конституционную реформу. Власть напрямую перешла к основным семейным кланам генуэзского патрициата (т. н. альбергам). Большой совет из 400 нобилей принимал решения по важнейшим вопросам и издавал законы, Малый - из 100 членов, выбираемых по жребию из состава Большого совета, вместе с дожем занимался текущими делами и избирал магистратов. Управлением ведали 8 губернаторов, выбираемых на 2 года. Дожи, стоявшие во главе республики, избирались также на 2 года, после чего пожизненно входили в число прокураторов, ведавших гл. обр. вопросами экономической политики. 5 цензоров должны были следить за соблюдением законов и вести следствие по делу магистратов, оставлявших должности (главой (приором) цензоров и был Дориа). Реформы Дориа закрепили структуру Г. как олигархической республики. Она провозгласила независимость и нейтралитет в Итальянских войнах, что вызвало недовольство как Франции и папства, так и части нобилей. В 1547 г. произошел мятеж против Дориа, к-рый возглавил Джанлуиджи Фьески. После его подавления влияние Испании в Г. усилилось.
В 1637 г. городские власти провозгласили Деву Марию «королевой Генуи», передав город под ее покровительство. В 1672 г. герц. Савойи Карл Эммануил II предпринял попытку захватить Г. В конфликт вмешались кор. Испании Карл II, папа Римский Климент X и франц. кор. Людовик XIV, дважды посылавший к берегам Лигурии свой флот. Артиллерийский обстрел Г. в 1684 г. стал причиной пожара, от к-рого, в частности, серьезно пострадали собор Сан-Лоренцо и архив города.
В 1729 г. корсиканцы, находившиеся под властью Г., подняли восстание против генуэзского владычества и вели борьбу за независимость (до 1769), но потерпели поражение. В 1755 г. Г. фактически уступила Франции права на о-в Корсика, по Компьенской конвенции (1764) и Версальскому договору (1768) остров был официально признан владением Франции. В 1797-1805 гг. Наполеон I Бонапарт образовал Лигурийскую республику со столицей в Г., а в 1805 г. присоединил Г. к Франции. В 1800 г. Г., оккупированная франц. войсками ген. А. Массена, выдержала осаду англ. и австр. войск и флота. Решением Венского конгресса 1815 г. Г. была включена в состав Сардинского королевства. Весной 1849 г. там произошло республиканское восстание, подавленное королевскими войсками. После войны за независимость Г. вошла в объединенное Итальянское королевство.
Во время второй мировой войны Г.- один из главных центров движения Сопротивления. В наст. время - крупный порт, промышленный и культурный центр. В 1992 г. в Г. проведена Всемирная Колумбовская выставка. В 2004 г. Г. была объявлена культурной столицей Европы. Генуэзский порт и территория Экспоцентра стали важными международными выставочными площадками. В Г. имеется ун-т (коллегии существовали с нач. XIII в.), театр Карло Феличе. Центрами науки и культуры являются Лигурийское об-во отечественной истории (основано в 1857), Лигурийская академия наук и искусств (1798), Академия изящных искусств, Картинная галерея, галереи Палаццо Россо, Палаццо Спинола, Палаццо Принчипе (рода Дориа) и др., Генуэзский архив, Морской музей, Музей еп-ства, Аквариум - один из крупнейших в Европе.
Поздняя агиографическая традиция связывает начало проповеди Евангелия в Г. с именами святых Назария и Келсия, принявших мученическую смерть в Медиолане в 68 г. по Р. Х. В III в. в Г. зафиксирована уже значительная христ. община. Первые известные епископы в IV в.- Диоген (упоминается под 381) и Валентин. Спасаясь от вторгнувшихся лангобардов, архиепископ Милана вместе с духовенством бежал в Г., ставшую его резиденцией (569 - ок. 643), епископы собственно Г. этого периода неизвестны.
К этому времени относится распространение почитания в Г. свт. Амвросия, еп. Медиоланского, и др. ломбардских святых. При архиеп. Констанции (593-600) в центре Г. возводится храм во имя Амвросия. С кон. VI в. в Г. возникают первые мон-ри, впосл. мон-ри Сан-Сиро и Санто-Стефано стали важнейшими центрами не только духовной, но и экономической жизни. С 680 г. известны епископы Г. В 878 г. в Г. впервые надолго останавливается изгнанный из Рима папа Иоанн VIII (первое свидетельство пребывания пап в Лигурии). После араб. разгрома 935 г. и строительства новых стен кафедральным собором Г. стал собор Сан-Лоренцо, монастырская ц. Сан-Сиро осталась за стенами города. В новый собор из г. Сан-Ремо были перенесены мощи св. Ромула. Позднее собор Сан-Лоренцо стал символом Г.
Во 2-й пол. XI в. Г. была вовлечена в борьбу империи и папства. Поддерживавшие Рим епископы встречали сопротивление части городского населения Г. В 1133 г. буллой папы Иннокентия II Г., ранее подчинявшаяся архиепископу Миланскому, была возведена в ранг архиеп-ства. Для роста влияния католич. Церкви в Г., для строительства новых храмов в городе и в Лигурии в целом многое было сделано в период понтификата папы-генуэзца Иннокентия IV, оказывавшего особое покровительство миноритам (см. Францисканцы) и основавшего неск. францисканских мон-рей.
Наиболее выдающимся архиепископом Г. был доминиканец Иаков из Варацце (1292-1298), проповедник, ритор, составитель свода западноевроп. агиографии «Золотая легенда», хронист. В 1297 г. он передал республике феодальные права на земельные владения на Зап. Ривьере.
Церкви генуэзских факторий на Леванте и в Причерноморье в каноническом отношении не были подчинены архиепископу Г., однако генуэзское духовенство играло там заметную роль. Епископами Перы, Кафы, Солдайи (ныне Судак, Крым) и др. факторий чаще всего были генуэзцы. Напротив, ряд еп-ств в Италии (Боббио, Альбенга, Ноли, Бруньято и др.) с XII-XIII вв. были суффраганами архиепископа Г. При губернаторе Бусико II по инициативе архиеп. Пилео де Марини (1400-1429) был организован Магистрат милосердия, занимавшийся благотворительностью и духовным просвещением.
В XV-XVII вв. архиепископами Г. являлись почти исключительно представители знатных семейств города (Саули, Имперьяле, Фьески, Спинола и др.). Усилилось влияние патрициата на дела церковного управления. В эпоху Контрреформации деятельность инквизиционных трибуналов в Г. была направлена на борьбу с распространением в городе кальвинизма. Сталкиваясь с обмирщением и недостаточной богословской образованностью духовенства, вмешательством республики в дела архиеп-ства, архиеп. Г. кард. Стефано Дураццо (1635-1664) провел реформу и ввел специальный налог на устройство семинарии. В XVII-XVIII вв. увеличивается число и влияние религ. братств, ставших важной формой как духовного просвещения, так и социально-экономической организации горожан. Распространение в Г. получают янсенизм и идеи франц. Просвещения. Республика прибегает к секуляризации имущества католич. Церкви. В кон. XVIII в. к архиеп-ству Г. были присоединены еп-ства Савоны, Ноли, Альбенги, Вентимильи, Тортоны.
В Г. действует храм Преображения МП РПЦ.
Архитектура. Старейшие архитектурные сооружения, сохранившиеся на территории Г., относятся к романской эпохе. Это остатки комплекса укреплений 1155 г., построенных для защиты города от войск Фридриха Барбароссы,- Порта Сопрана и Порта деи Вакка, а также церкви базиликального типа Санта-Мария ди Кастелло (XI в.) и Сан-Донато (XI-XII вв.), в интерьеры к-рых включены рим. колонны. В готическом стиле были построены части монастырского комплекса, принадлежавшего ордену кармелитов (1262), Палаццо Сан-Джорджо (1260, расширено в 1571), церкви Сант-Агостино (1260) и Сан-Маттео (1125, фасад - 1278). К франц. готическим прототипам восходит архитектурный облик собора Сан-Лоренцо (начало строительства - XI в., перестройка после пожара - 1307, колокольня - 1522, купол по проекту архит. Г. Алесси - 1564) с фасадом XIII в., имеющим 3 богато декорированных скульптурой глубоких перспективных портала, окна-бифоры, крупную розу в центре фасада и башню. Отделка фасада горизонтальными полосами темно-серого шиферного сланца и светлого камня из Промонторио, обработанных мастерами из окрестностей оз. Лаго-Маджоре (монополистов в генуэзском строительстве на протяжении неск. столетий),- характерный пример полихромной генуэзской готики.
Для архитектуры Г. XIV-XV вв. был характерен классический стиль эпохи Возрождения, сохранившийся до XVI в. В 1550-1650 гг. в связи с утвердившимся статусом Г. как финансового центра и ростом благосостояния жителей стало заметно оживление художественной жизни. По заказам богатых горожан строились и украшались дворцы, виллы и храмы. Образцом загородных вилл является резиденция Андреа Дориа в Фассоло (1528), сочетающая классические и маньеристические черты, принесенные в Г. архит. Дж. А. Монторсоли. С 1548 г. в Г. работал архит. Г. Алесси (1500 или 1512-1572), учившийся в Риме и испытавший влияние архитектурных проектов Микеланджело. Лаконичные кубические объемы построенных им вилл Камбьязо (1548) и Паллавичино делле Пескьере (1555) были повторены в архитектурных формах ц. Санта-Мария Ассунта ди Кариньяно (1552-1603) с 2 фланкирующими фасад симметричными колокольнями. По проектам Алесси были созданы частично сохранившиеся дворцы Саули (1555), Камбьязо (1565), Пароди (1567) и Катальди (1588) на проложенной в XVI в. Страда Нуова. Традиции «живописного» стиля Алесси прослеживаются в архитектурных сооружениях Г. до XVII в. (Палаццо Дориа-Турси, 1565, архит. Дж. Лураго; Палаццо Подеста, 1563-1565, архит. Дж. Б. Кастелло; Палаццо Россо, 1671-1677, архит. М. Лагомаджоре, и др.). Тип архитектуры этих дворцов определялся необходимостью строить на крутом склоне и включал террасную композицию с аркадами и лестницами, связывающими расположенные на разных уровнях двор, парадные залы, сад.
В кон. XVI - нач. XVII в. были реконструированы ц. Сан-Сиро (XIII-XIV вв.) и готическая ц. Сантиссима-Аннунциата дель Вастато (XII в., перестроена в 1587-1600, архит. Дж. делла Порта; фасад - XIX в., архит. Дж. Ф. Барабино), декорированные фресковыми циклами в стиле барокко.
В XVII в. по проекту архит. Б. Бьянко (1590-1657) была проложена улица Виа Бальби с построенными по его же проектам дворцами Дураццо-Паллавичини (1618) и деи Джезуити (1634-1635, совр. название - дель Университа), а также Палаццо Реале, или Бальби-Дураццо (1643, архитекторы П. Кантоне и А. Фальконе). В 1629-1649 гг. на хребтах гор, окружающих Г., были сооружены стены длиной 13 км. Сложный оборонительный комплекс содержит 19 больших фортов и множество менее значительных, среди к-рых доминирует стратегически важный форт Спероне с 3 уровнями укреплений. На севере возвышается кубический форт Диаманте (XVIII в.), опирающийся на массивный подиум.
Спад строительной активности в Г. пришелся на 2-ю пол. XVII в., но после разрушений 1684 г., вызванных обстрелом города франц. войсками, а также в связи с ростом населения строительство оживилось: был сооружен городской театр Паллавичини (1702), проложена Страда Нуовиссима (1778-1786, архит. Г. Петонди). В 1825-1835 гг. архит. К. Ф. Барабино провел нек-рые реконструкции исторического центра, получившего новые транспортные артерии - Виа Карло Феличе и Виа Карло Альберто, возвел общественные здания Лигурийской академии наук и искусств (1826-1831) и театра Карло Феличе (1826-1827), построенные в неоклассическом стиле.
Скульптура. В ср. века художественная продукция Г. полностью создавалась мастерами из др. областей Италии, Франции или Византийской империи. В XII-XIII вв. в Г. работали выходцы из Ломбардии, Эмилии, Пизы; в XIV в. заказы получали тосканцы. Дж. Пизано (ок. 1245 - после 1314) работал над мраморным надгробием (т. н. Башней) Маргариты Люксембургской, жены Генриха VII, впосл. императора Свящ. Римской империи, скончавшейся в Г. в 1311 г. (фрагменты декора в наст. время находятся в Городском музее Сант-Агостино и в Национальной галерее Палаццо Спинола). В XV-XVI вв. производство каменной скульптуры стало монополией ломбардских мастеров, хотя часть заказов получали тосканцы. Наиболее известный представитель скульпторов генуэзского барокко Ф. Пароди (1630-1702), ученик Дж. Бернини, создал для церквей Г. неск. однообразных, живописно задрапированных и пластически осязаемых статуй.
После разграбления Рима войсками имп. Карла V (1527) в Г. по приглашению Андреа Дориа начал работать П. дель Вага (1501-1547). Во главе мастерской, состоявшей из рим. и флорентийских художников, среди к-рых были Дж. А. Монторсоли и Б. Бандинелли, он декорировал виллу Дориа в Фассоло (1528). Посвященные Дориа росписи, выполненные в классицистической манере, открыли для Г. искусство Высокого Возрождения и трансформировали местную школу.
С 50-х гг. XVI в. заказы начали получать местные мастера, прошедшие обучение вне города и усвоившие художественные достижения Италии того времени. Наиболее заметным живописцем стал Л. Камбьязо (1527-1585), учившийся в Риме и модернизировавший генуэзскую школу живописи, познакомив ее с открытиями итал. маньеризма.
В нач. XVII в. на формирование живописной школы Г. оказали влияние тосканский маньеризм, ломбардская, фламандская (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк) и венецианская школы живописи, творчество М. да Караваджо и его последователей. Большое значение имела организация кн. Дж. Дориа в собственном палаццо классов для обучения художников с проживанием.
В русле тосканского маньеризма в сочетании с рационализмом ломбардской школы находилась живопись Дж. А. Ансальдо (1584-1638) («Пьета», Лигурийская академия, Генуя). Ему принадлежит также иллюзорно-перспективная фресковая роспись в куполе ц. Сантиссима-Аннунциата дель Вастато «Вознесение Мадонны» (1636-1638), включающая позолоченную лепнину, как реальную, так и иллюзионистически изображенную. Большое влияние на развитие пространственной живописи Г. оказал квадратурист (мастер иллюзорно-перспективной живописи, имитирующей архитектуру) Дж. Бенсо (1601-1668). Его проект оформления хора той же церкви (40-е гг. XVII в.), где сочетались лепнина, скульптура, продуманные искажения архитектурных деталей (пилястр, капителей) и иллюзорно-перспективная живопись, был реализован коллективом скульпторов, лепщиков, квадратуристов и привел к трансформации готической структуры церкви в барочный интерьер. Бенсо в этой церкви принадлежит фреска «Благовещение», выполненная в стиле зрелого барокко.
Важную роль в формировании местной школы сыграло пребывание в Г. Караваджо и его последователей О. Джентилески (1563-1638) и О. Борджини (1578-1616), к-рые заложили базу для реалистического, демократического течения в живописи в Г. Традиции Караваджо и испан. живописи были развиты в творчестве Дж. А. де Феррари (1598-1669), отмеченном натурализмом изображений, использованием народных сюжетов и типажей («Исцеление св. Игнатием каменщика, упавшего с лесов», 30-е гг. XVII в., Лигурийская академия, Генуя).
Б. Строцци (1581-1644), реформатор венецианской и генуэзской школ, в начале творческой карьеры испытывал влияние живописи Ф. Бароччи («Распятие», до 1596, ц. Сан-Лоренцо, Генуя). С 20-х гг. XVII в. в творчестве художника стало заметно воздействие фламандского стиля. Склонность к фламандскому колориту отличала и живопись Дж. Б. Кастильоне (1610-1665), представителя пасторальной линии генуэзского барокко. В его картинах полуреалистические, полусказочные мифологические образы сочетались с реалистическим изображением животных, предметов обихода. На алтарной картине «Поклонение пастухов» (1645, ц. Сан-Лука, Генуя) традиц. для Г. маньеристическая композиция сочетается со стилистикой барокко.
Под влиянием фландрской живописи, искусства т. н. Сев. Возрождения, культуры юга Франции и Германии возникла монументально-декоративная живопись генуэзского сеиченто (XVII в.). В. Кастелло (1625-1659), автор станковых картин и фресок, прошел в своем творчестве путь от маньеризма до рококо. Эклектичность его манеры, на к-рую также оказало влияние творчество Ван Дейка, заметна в его первых работах («Усекновение главы Иоанна Крестителя», Кастелло Сфорцеско, Милан), однако он рано приобрел авторский стиль, к-рому свойственны безграничность пространства в построении композиции, множественность световых планов, беглая кисть, прозрачные, бесплотные мазки, размывающие контуры форм, колорит, основанный на красных и розовых, синих и желтых тонах («Избиение младенцев», Музей истории искусств, Вена; «Мадонна с Младенцем», ГМИИ; фрески капеллы виллы Саредо Пароди (ранее Гарибальди) «Коронование Мадонны со святыми Иоанном Крестителем, Иосифом и Франциском», все - 50-х гг. XVII в.). Он стал первым в Г. мастером, предвосхитившим зарождение стиля рококо («Слава Бальби», 1656, Палаццо Реале, Генуя). Наиболее известны фрески, созданные художником в Палаццо Бальби-Сенарега (совместно с квадратуристом А. Сегицци, 1657-1659) под влиянием творчества Рубенса.
С 1560 г. до кон. XVII в. значительную роль в создании богато декорированных интерьеров в Г. сыграли скульпторы, лепщики, архитекторы, мастера по отливке бронзы, живописцы из семьи Карлоне. Дж. Карлоне (1584-1630) и Дж. Б. Карлоне (1603-1677) стали реформаторами фресковой живописи в стиле барокко. Композиции Дж. Карлоне со сценами из жизни Христа и Девы Марии в ц. Иль Джезу (1589-1606) подчинены структуре позднеманьеристической, упорядоченной ордерами архитектуры. Его роспись центрального нефа ц. Сантиссима-Аннунциата дель Вастато («Вознесение», «Сошествие Святого Духа», 1625-1638), композиционно напоминающая фрески Карраччи в Палаццо Фарнезе в Риме, окружена позолоченными карнизами и свидетельствует об умении создавать сложные многофигурные композиции, обогащенные натюрмортами и архитектурными фонами. В раннем полотне Дж. Б. Карлоне «Св. Иаков открывает дверь королю Фердинанду» (1632, ораторий ц. Сан-Джакомо делла Марина, Генуя) тугие закрученные складки и резкие лица напоминают стиль худож. С. Розы. Среди работ Карлоне нужно отметить фрески хора и купола (1646-1670) ц. Сан-Сиро, выполненные с квадратуристом П. Броцци. Фрески подменили реальную архитектуру иллюзорной, создав богато декорированный интерьер. Эти росписи отличает мастерская оркестровка цвета, подчеркнутого полихромией мрамора, его точное распределение в интерьере, повествовательность и статичность композиционных схем. Др. крупная работа - фрески «Истории Энея» в Палаццо Негроне, выполненные в сияющих изумрудных, сапфировых и пурпурных тонах, напоминает росписи П. да Кортона. Позднее Карлоне стал работать в стиле зрелого барокко, сблизившись стилистически с мастерской Д. Пьолы (напр., колеблющиеся, подвижные фигуры «Мучения святого Бениньо», 1672, Альберго деи Повери, Генуя).
Мастерская Пьолы (1627-1703) приобрела известность во 2-й пол. XVII в. Влияние на формирование его художественного стиля оказали фрески П. дель Вага, к-рые художник копировал. Первым опытом работы в монументальной живописи в Г. стали росписи капеллы де Марини в Сан-Доменико (1661; фрагменты хранятся в Лигурийской академии). В нач. 60-х гг. XVII в. Пьола работал вместе с В. Кастелло в ц. Санта-Марта («Поклонение пастухов», «Музицирующие ангелы», Музей Сант-Агостино, Генуя). Тогда же для неск. генуэзских церквей им были написаны: алтарная картина «Св. Томмазо перед Распятием» (для ц. Санта-Мария дель Вастато), «Отдых на пути в Египет» в люнете ц. Иль Джезу (1661), «Вознесение Мадонны» и «Рождество» в ц. Сантиссима-Аннунциата ди Споторно (1664 и 1669), фрески в ц. Санти-Джероламо э Франческо Саверио (в наст. время Университетская б-ка) (1666-1667), «Благовещение» для ц. Сантиссима-Аннунциата дель Вастато (1679).
Пьола возглавил мастерскую, при к-рой имелась коллекция-музей, включавшая подлинники и копии известных произведений. Художественной монополией мастерской стало выполнение крупных заказов по декорированию интерьеров, создание алтарных образов и проектирование предметов декоративно-прикладного искусства. Пьола координировал работу живописцев и мастеров прикладного искусства, создававших проекты деревянной резьбы, включенной в единую схему декора интерьера (напр., 2 фресковых плафона «Осень» и «Зима», 1688, Палаццо Россо, Генуя). В 1695 г. Пьола с учениками и квадратуристом А. Хафнером (1654-1732) завершил фрески в ц. Сан-Лука, где в куполе представлена композиция «Коронование Мадонны», дополненная декором иллюзорной архитектуры.
После смерти Пьолы мастерскую возглавил Г. де Феррари (1644-1726), фрескист-декоратор, автор станковых полотен и архитектурных проектов, первый мастер в Г., работавший в стиле рококо. Его стиль сформировался под влиянием живописи Корреджо, уроков Д. Фьязеллы, знакомства с работами Дж. Б. Карлоне, Дж. Б. Гаулли. В сотрудничестве с Хафнером он расписал неск. церквей (Сан-Сиро, Сан-Джакомо э Филиппо, Санта-Кроче э Сан-Камилло) и дворцов (Камбьязо-Чентурионе, Дураццо-Бриньоле, Бальби-Сенарега, Салуццо-Гранелло).
С нач. XVIII в. искусство Г. переживало упадок. Наиболее значимые заказы получали приезжие мастера, напр. М. Франческини (1648-1729), расписавший Палаццо Дукале («Апофеоз Республики Генуи», 1702-1704, фрески уничтожены в 1777). В 1798 г. в Г. было открыто учебное заведение для художников - Лигурийская академия наук и искусств. Первые художественные музеи возникли в кон. XIX в. благодаря дарениям семьи Бриньоле-Сале и кнг. Марии Галлиера, завещавшей городу Палаццо Россо (1874) и Палаццо Бьянко (1884) с хранившимися в них коллекциями произведений искусства. Обширные градостроительные работы, проводившиеся в Г. в XIX в., привели к разрушению мн. памятников средневековья.