область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с к-рым связаны события библейской истории (о физической географии Сиро-Палестинского региона см. ст. Святая земля: география).
Хотя у библейских авторов нет специального интереса к вопросам географии, они обращаются к ним лишь в связи с описаниями явлений природы, войн, границ владений и т. п., в Библии отражены их представления о географическом устройстве земного мира. Форма Земли четко не определяется, так же как неясным остается вопрос об «основаниях земли» (1 Цар 2. 8; ср.: Иов 26. 7). Ориентировка в пространстве основана на видимом пути солнца; стороны света обозначаются с позиции человека, обращенного лицом к востоку: «перед» ( - Быт 2. 8; 12. 8 и др. в значении «восток»); «зад» ( - Ис 9. 11 (МТ) и др.); «море» ( - Быт 12. 8 (МТ) и др.) в значении «запад» (поскольку море составляет зап. кромку Палестины, противолежащую точке восхода); «левая» ( , т. е. связанная с закатом, северная) сторона и «правая», т. е. юж. («полуденная»), сторона ( - 1 Цар 23. 24; - Зах 6. 6; 9. 14; Иов 39. 26; также: - Втор 33. 23 или - Быт 12. 9 и др.). Локальными ориентирами служили природные объекты - горы, плоскогорья, хребты, долины и т. п. (ср.: Нав 15-19), а также дороги и поселения, обычно составлявшие удел к.-л. колена.
Сведения древнеевр. авторов о территориях соседних народов достаточно широки: на востоке названы Мидия, Персия и Индия (Есф 1. 1; 8. 9); на севере описано пространство от Армении (Арарат, Магог, Аскеназ, Фогарма - Иер 51. 27; Иез 27. 17; 39. 6) до зап. части М. Азии (Гомер, Фувал, Мешех); на западе неоднократно названы Кипр (Киттим), Иония (Иаван), Крит (Кафтор), Карфаген и даже Испания (Фарсис); на юге - Юж. Аравия (Сава) и Эфиопия (Куш). Из морей известно Средиземное, к-рое называли просто «море» (Числ 13. 30; ср.: Нав 1. 4; 23. 4), а его часть, омывающая берега Палестины,- «море Филистимское» (Исх 23. 31) или «море Яфы» (1 Езд 3. 7; синодальный пер.: «по морю в Яфу»). Второе по упоминаниям в Библии море - Красное. Из больших рек вне Палестины часто называют Евфрат (Быт 2. 14; 15. 18 и др.), Нил (Быт 41. 2, 18; Исх 2. 3, 5). Река Тигр (Хиддекель) упомянута только в кн. Бытие (2. 14, как одна из райских рек) и у прор. Даниила (Дан 10, 4; 12. 5, 6). Горы вне Св. земли, за исключением Арарата, в Библии не названы, но часто говорится о пустынях (Быт 14. 6 и др., Едомская - 4 Цар 3. 8, Синайская - Исх 19. 1 и др., а также пустыня Красного м.- Числ 21. 11 и др.).
Сведения по географии окружающего мира в Библии отражают существовавшие контакты древних евреев с соседними народами (финикийцами, набатеями, египтянами и др.). Уже в ранних текстах упоминаются жители Египта и ближайшие соседи (амаликитяне, аммонитяне, моавитяне, идумеи (см. Едом)). Вторжения филистимлян, завоевания царя Давида и развитие страны при Соломоне, военные контакты, прежде всего с Ассирией (IX-VIII вв. до Р. Х.), расширяют географические сведения библейских авторов. К сер. VIII в., вероятно, была составлена библейская «таблица народов» (Быт 10), показывающая знание внутреннего деления Вавилонии (Эрех, Аккад и Халне, Вавилон), местоположение Ассирии и названия ее городов (Ниневия, Ресен, Реховоф-ир, Калах). На западе Месопотамии упоминаются города и области: Харран, Халах, Гозан, Рецеф, Еден, Фалассар и Хавор, где Салманасар поселил пленных евреев (4 Цар 17. 6; 19. 12). Подробно описаны народы, подвластные Египту: Лудим (лидийцы), Анамим, Легавим (ливийцы), Нафтухим, Патрусим в В. Египте, Каслухим и Кафторим (критяне). В «таблице народов» приведены описания племен и границ древнего Ханаана (от Сидона до Газы и от Газы до Лаши на Мёртвом м.), а также Юж. Аравии, где часть названий отождествима с внебиблейскими (напр., библейский Хацармавеф - исторический Хадрамаут).
В эпоху вавилонского и персид. господства географические горизонты библейских авторов расширяются, особенно на восток и север. Упоминаются Персы (Иез 27. 10), Мидяне (Ис 13. 17), чья столица в Ахмете ( - 1 Езд 6. 2), т. е. в Экбатане. Часто появляются упоминания о стране Халдеев (Иер 24. 5 и др.), названы ее части и города; Книга пророка Иезекииля содержит новые сведения о всех известных территориях (названия городов и областей). Позднейшие библейские книги обнаруживают знание мира в пределах, близких к тогдашней ойкумене: упоминается Индия (Есф 1. 1; 8. 9) и, возможно, даже Китай (Синим - Ис 49. 12). В книгах эллинистической и рим. эпох, включая НЗ, отражается весь спектр географии классического мира (см. статьи Геродот, Страбон).
Изучение исторической географии Палестины - одно из важнейших направлений в исследовании событий Свящ. истории. В качестве источников могут использоваться библейские и небиблейские тексты, материалы топонимики и физической географии, данные археологии библейской. Реконструкция географического контекста библейской истории позволяет исследователям делать выводы о путях передвижения и о миграции народов, населявших Палестину в древности, о границах территорий отдельных племен, о географических условиях, в к-рых жили народы, об адм. делении (провинциях, землях, городах и их соподчинении), о любых видах деятельности и процессах, разворачивающихся в пространстве (торговых связях, войнах, переселениях).
Важные сведения по Г. б. содержатся в сочинениях раннехрист. авторов, к-рые часто используются как источники, поскольку они позволяют связать евр. и греч. топонимику ВЗ с араб. (в т. ч. современной) топонимикой. В «Ономастиконе» Евсевия Кесарийского (ок. 326, лат. пер. блж. Иеронима ок. 390) собраны сведения совр. ему историков и путешественников. С детства знакомый с топографией Палестины, Евсевий предпринял работу по идентификации объектов Г. б., перечислив для каждой книги Библии в алфавитном порядке названия городов, гор, рек, провинций, равнин и пустынь, упомянутых в ней (всего в списке ок. 600 названий). Важно, что в примечаниях Евсевий иногда добавляет отсутствующие в Библии сведения о географическом положении места и о событиях, с ним связанных; цитирует авторитетных историков (Иосифа Флавия и др.); сравнивает варианты имен, взятые из разных греч. версий Библии (Септуагинты, версий Симмаха, Акилы и Феодотиона; см. древнегреч. переводы в ст. Библия). Он часто соотносит древнее название места с совр. названием, приводит расстояния и направления, иногда оговаривая, обитаемо место сейчас или нет. Эти и аналогичные материалы (напр., описания путешественников) служили главными источниками представлений христ. народов о географии Палестины вплоть до Нового времени, когда были предприняты первые удачные попытки систематизации и создания научного подхода к ней.
Появление большого количества научных исследований по исторической географии Палестины относится к XIX-XX вв.; в совр. истории Г. б. можно выделить по крайней мере 3 стадии развития: топографическую (связанную с именами Э. Робинсона и Э. Смита, положивших начало библейской картографии); археологическую (школа У. Ф. Олбрайта) и «территориальную» (школа А. Альта и М. Нота).
Возрастание интереса к Г. б. в 1-й пол. XIX в. связано прежде всего с осознанием необходимости борьбы с мифологической школой библеистики и гиперкритицизмом, ставившими под вопрос историчность библейских повествований. Ключевыми работами стали исследования амер. консервативного библеиста и географа Робинсона, к-рый в ходе путешествия в 1838 г. по Св. земле вместе со Смитом (миссионером, знатоком араб. языка) выработал новую оригинальную методику идентификации мест, упомянутых в Свящ. Писании. Метод состоял в сопоставлении совр. араб. названия места с упомянутым в ВЗ древнееврейским. Т. о. удалось установить, напр., что Анафоф, место рождения прор. Иеремии, сохранился в арабском как Аната (севернее Иерусалима), что Вефиль превратился в араб. Байтин, а соседний ему совр. Эр-Рам - это библейская Рама. Не всегда названия были созвучны: библейская Офра была отождествлена с совр. Эт-Тайиба на основе исторических свидетельств (Robinson. 1867. Vol. 1. P. 447), и уже в ХХ в. было доказано, что в этом переименовании заложен принцип эфоризма: топоним, звучавший по-арабски похоже на слово «демон» (Офра - эфрит), заменили на противоположный по значению - Эт-Тайиба (излюбленный).
Идентифицировав более 100 библейских названий, Робинсон и Смит пропустили ряд значительных городов, таких как Иерихон и Лахиш, поскольку считали телли не археологическими объектами, но природными формациями. Тем не менее изданные в 40-50-х гг. XIX в. аналитические отчеты о путешествии («Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея» и др.) заложили основу археологии библейских территорий и Г. б. Робинсон издал также работу по физической географии, на основе к-рой были в дальнейшем созданы классические работы XIX и ХХ вв.- Дж. А. Смита (Smith J. A. The Historical Geography of the Holy Land. L., 18964, 193135, 1974r) и И. Ахарони (Aharoni Y. The land of the Bible: A Hist. Geography. L., 1967).
С 70-х гг. XIX в. началось составление подробных карт Сиро-Палестинского региона. Фонд исследований Палестины, возникший в 60-х гг. XIX в., заказал в 1869 г. группе англ. офицеров изучить территорию Палестины с целью получения научных сведений (К. Р. Кондер, Г. Г. Китченер и др. работали на зап. берегу, восточный взяло на себя Американское общество исследований Палестины, сделавшее несравненно меньше). На основе результатов обследования Зап. Палестины (1871-1877) были опубликованы «Главная карта» (The Great Map), примечания к ней (Conder, Kitchener. 1881-1883) и том, содержащий названия местностей (Conder, Kitchener, Palmer. 1881), планы археологических памятников, рисунки находок, руин и т. п. Примечания включают сведения по орографии, гидрографии, топографии, археологии Зап. Палестины, фиксируют библейские и небиблейские места, дороги.
Военные картографы смогли идентифицировать ряд древних городов, напр. Беф-Сан, в районе к-рого отмечена араб. дер. Бейсан, передвинувшаяся с первоначального телля на соседнюю вершину; позже, при раскопках на Телль-эль-Хусн вблизи Бейсана, была обнаружена стела фараона Сети I с похожим названием.
Много сведений по топонимике и исторической географии дается в сводках археологических памятников, издаваемых Израильским департаментом древностей и музеев в бюллетене «Йалкут Ха-Пирсумим» (первый список опубл. 18 мая 1964 и обновлялся с того момента не менее 14 раз). В материалах отражается история топонима, предлагаются привязки к системе координат «израильской сетки», указаны все известные названия местности - от совр. на иврите и араб. до местных неофиц. (в англ. транскрипции), даются пояснения к карте и краткие описания руин, а также номера по гос. земельному кадастру.
Кроме картографии инструментом изучения Г. б. со 2-й пол. XX в. стала развивающаяся геоэкология - всестороннее исследование природных условий (геологии, геоморфологии, климата, флоры, фауны) и их трансформации под воздействием усилий человека в Сиро-Палестинском регионе. Уже в 60-70-х гг. XX в. отдельные районы рассматривались как экологически целая физико-географическая система с общими характеристиками.
Обычно совр. атлас дает информацию в виде исторических карт с нанесенными библейскими топонимами, со сводом кратких сведений о них, а также с естественнонаучными данными: о физической географии, об осадках и о климате, о топографии. Атласы содержат также схемы, планы, реконструкции, фотографии, постоянно обновляемые данные о переменах в идентификации мест и новых археологических открытиях. Больше всего атласов выпускают в США, европ. странах и Израиле; они часто являются продукцией международных орг-ций или издаются на неск. языках сразу.
Очень популярным учебным атласом с 80-х гг. стал «Новый атлас Библии» под ред. Дж. Бимсона, Дж. Кейна, Дж. Патерсона и Д. Уайзмена (New Bible Atlas / Ed. J. Bimson, J. Kane, J. Paterson, D. Wiseman. Leicester, 1985), содержащий кроме карт обширный раздел по проблемам исторической географии, отражающий методы локации топонимов. Ряд переизданий выдержал более консервативный оксфордский атлас (Oxford Bible Atlas / Ed. H. G. May. N. Y., 19843); атласы Эрдмана, Бейкера и Хаммонда, несмотря на то что нек-рые из них заявлены как специально географические, зачастую содержат устаревшие данные (Eerdmans' Atlas of the Bible. Grand Rapids (Mich.), 1983; Baker's Bible Atlas: A Geogr. Survey of Bible History / Ed. Ch. F. Pfeiffer. Edinb., 1962; Hammond's Atlas of the Bible Lands / Ed. H. Th. Frank. Maplewood, 1990).
Среди атласов, предназначенных для специалистов по проблемам Г. б. и для исследовательской работы, выделяют собственно географические: Atlas of the Bible (Ed. J. Rogerson. N. Y., 1985) и The Moody Atlas of Bible Lands (Ed. B. J. Beitzel. Chicago, 1985). В последнем подробно описаны природные условия Св. земли (геология, гидрология, климат) и отражены достижения картографии 70-80-х гг. XX в., памятники археологии представлены с консервативных позиций. Атлас Роджерсона в большей степени отражает сложившуюся ситуацию в науке.
Своды памятников наряду с точными картами подробно представлены в атласах серии Зондерван (The NIV Atlas of the Bible / Ed. C. Rasmussen. Grand Rapids (Mich.), 1989) и Харпера (карты не менее подробны, но перегружены графикой: The Harper Concise Atlas of the Bible / Ed. J. Pritchard. N. Y., 1987); в др. атласах можно встретить явно устаревшие карты (Reader's Digest Atlas of the Bible: An Ill. Guide to the Holy Land / Ed. J. L. Gardner. Pleasantville (N. Y.), 1981). 2 последних атласа имеют справочный аппарат и отражают события библейской истории.
Важный вклад в формирование Г. б. как специализированной дисциплины сделал А. Альт, к-рый положил в основу строгого историко-географического исследования метод реконструкции «истории территории», т. е. восстановления географии на основе анализа сведений, сообщаемых Библией, и данных археологии. Школа Альта исходила из гипотезы сохранения устойчивых территориальных единств на протяжении мн. исторических периодов. Слабым местом его метода исследования, по мнению критиков, было стремление отделить историю территорий от лит. анализа Свящ. Писания, учитывающего технику и закономерности сохранения и передачи библейского предания и позволяющего оценить достоверность описаний в Библии.
Иной подход у З. Каллаи и его коллег, к-рые изучают перечисления местностей в Библии как сложные сочинения, имеющие и достоверные, и недостоверные части. Стало общепринятым критическое отношение к фактам археологии (особенно в их трактовке Олбрайтом) как к материалу для реконструкции Г. б.
Полезным источником для исторической географии, особенно во 2-й пол. XX в., стали данные эпиграфики, подтвердившие самые известные названия, к-рые были определены на основе араб. топонимики (Арад, Бет-Шеан, Дивон, Гезер и Гибеон); только Лахиш идентифицирован благодаря находке надписей археологами и не имеет араб. эквивалента.
Важными проблемами Г. б. являются географическая верификация процесса завоевания Ханаана и изучение этноадм. границ расселения колен Израилевых. Основным библейским источником для решения этих проблем является Книга Иисуса Навина. Уже в работах Альта и Нота проводилось деление ее текстов на повествовательные (к-рые рассматривались преимущественно как легендарные) и документальные (отражающие влияние адм. архивов и поэтому более достоверные). В наст. время этот подход последовательно проводит Каллаи (Kallai. 1986; 1998), он считает, что повествовательная часть книги отражает представление о географии страны схематично, суммарно, какой она сложилась в ходе войн и заселения земель в конце бронзового - начале железного века. В документальной части описания границ и перечисления городов отражают реальную систему владения землями, к-рая воспринималась авторами как осуществление завета. Каллаи делает вывод, что это схематически воспроизведенная действительность эпохи Единого царства, экстраполированная на более ранний период.
Ориентация на топонимический анализ и установление связи совр. араб. названий с упомянутыми в Библии еврейскими была абсолютизирована в разработках Олбрайта и его школы во 2-й трети ХХ в., на их гипотезах основаны мн. совр. пособия по Г. б. Если ученые XIX в. имели в распоряжении топонимику и данные поверхностных разведок, то в 1-й пол. ХХ в. к этому добавилась керамическая стратиграфия, позволившая датировать уровни обживания памятников. Однако увеличение археологических данных зачастую приводило к тому, что падала обоснованность идентификаций библейских мест. Мн. гипотезы и мнения не выдержали со временем критики (напр., утверждения Олбрайта, что Давир не может лежать южнее Хеврона, т. к. там нет подходящих памятников, что Хирбет-Сеймуния нельзя отождествить с Симооном (Συμοων) из LXX Нав 19. 15). Становится ясно, что с учетом всего множества данных вне библейских и археологических источников установление географического положения библейских объектов не всегда надежно и понять смысл и генезис наименования, фиксируемого в XIX-XX вв., зачастую не удается.
Большое количество первичных определений, к-рыми оперирует совр. Г. б., введено в научный оборот исследователями XIX в. без проверки. Гипотетические отождествления могут переходить из области дискуссии профессионалов в учебную, справочную и популярную лит-ру. Так случилось с ошибочным отождествлением Телль-эль-Фулль с Гивой Сауловой и со знаменитым Телль-эль-Хеси. Ранние исследователи (У. М. Питри, Ф. Дж. Блисс) считали его Лахишем, но, когда получила распространение т. зр., что Лахиш - это нынешний Телль-эд-Дувейр, Олбрайт предложил считать Телль-эль-Хеси Еглоном; однако др. исследователи (Нот, А. Ф. Рейни и др.) полагали, что Еглон - это Телль-Этон (между Лахишем и Хевроном), и не приняли новой версии; в итоге Телль-эль-Хеси, большой укрепленный центр Ханаана, остался не отождествленным с определенным библейским городом.
Эти проблемы хорошо иллюстрирует дискуссия о завоевании и заселении Ханаана на рубеже бронзового и железного веков. Места мн. городов из списка, приводимого в Книге Иисуса Навина, идентифицированы с высокой степенью уверенности и отчасти раскопаны, но они не дают материалов эпохи, с к-рой соотносят завоевание Ханаана. Среди них такие памятники, как Арад, Хисбан, Иерихон (уничтожен в сер. XVI в. до Р. Х., есть слабые следы обживания в сер. XIV в. до Р. Х. и в раннем железном веке), Гай, Гаваон, Иерусалим (заселен в позднебронзовом или в начале железного века, но следов захвата израильтянами не обнаружено), Иармуф, Хеврон (заселен в конце бронзового - начале железного века, нет следов захвата), Вефиль (многократно подвергался уничтожению в конце бронзового - начале железного века). Т. о., из названных в Библии городов только археология Лахиша и Асора позволяет более-менее уверенно соотносить их с рассказом о завоевании Ханаана.
Во 2-й пол. ХХ в. идентификации школы Олбрайта как системы были поставлены под вопрос. Ее сторонники, однако, не отказываясь от идеи историчности библейского описания завоевания Ханаана, выдвинули вместо этого гипотезу о «миграции топонимов», т. е. об их усвоении соседними (более поздними) поселениями по мере разрушения старых. В результате появились предположения, что раскопанные места неверно идентифицированы, реальные ханаанские города размещались где-то в окрестностях и еще не опознаны, а исследованные памятники получили древние, «библейские», названия гораздо позже (хотя это часто противоречит археологическому контексту районов). Противоречия между топонимикой, данными археологии и текстами Библии разрешаются за счет отказа от представлений об устойчивости топонимов.