В ранней традиции название территории, лежащей в среднем течении р. Аракс, позднее - вулканической горы Армянского нагорья (39°42¢ сев. широты, 44°18¢ вост. долготы, ок. 5185 м; арм. Масис, тур. Агрыдаг), близ границы Турции с Арменией и Ираном, состоящей из слившихся потухших вулканов - Большого и Малого А. Согласно ассир. памятникам, территория на востоке М. Азии вокруг оз. Ван, как и гос-во, существовавшее здесь в IX-VI вв. до Р. Х., называлась Урарту (Schrader E. Keilinschriften und Altes Testament. Lpz., 1903. S. 45-46). В Библии также речь идет не о горе А., а о горах в стране А.: Ноев ковчег пристал к «горам Араратским» (евр. , греч. τὰ ὄρη τὰ Αραρατ) (Быт 8. 4); прор. Иеремия говорит об Араратских горах как о стране, называя ее наряду с др. царствами - «Минийским и Аскеназским» (Иер 51. 27); сыновья ассир. царя Синаххериба, убившие своего отца, скрываются в «землю Араратскую» (4 Цар 19. 37; Ис 37. 38). Точно так же ассир. памятники, упоминающие А., относят это название к стране, а не к горам (Schrader. S. 131-132).
Название страны А. прилагалось к Армении Иосифом Флавием (Иуд. древн. I 3. 5) и более поздними христ. авторами (Вульгата (montes Armeniae); ср.: Euseb. Preap. Evang. IX 12, 19). В христ., исламской, иудейской и др. древних традициях о конкретном месте остановки ковчега долгое время не было единого мнения. Достаточно рано гора А. стала отождествляться с местом остановки ковчега (Иосиф Флавий ссылается на вавилонские источники III в. до Р. Х. (Иуд. древн. I 3. 6)). Среди возможных мест также назывались гора Джабаль-Джуди (Коран 11. 44, возможно, имелась в виду гора в гряде Аджа на Аравийском п-ове); район городов Апамея и Адиабена (Иуд. древн. XX 2. 2, возможно, пик Пира-Магнум в гряде Загроса). Очень часто «место ковчега» видели в юго-вост. Турции, там, где Араратские горы спускаются к равнинам Месопотамии, в пойменной части долины р. Тигр, на вершине Джудидаг (Джабаль-Джуди) в горах Карду(н), или Гордиан. (В арам. и сир. переводах Быт 8. 4 читается как «горы Карду» (арам. , сир. ); греч. авторы пишут об этом районе как о земле «народа кардухов» (Καρδοῦχοι; Ксенофонт. Анабасис. III 5; IV 1) или «гордуеев» (Γορδυηνοί, Γορδυαίοι; Plut. Vitae. Lucull. 29; Страбон. XVI 1).) Джудидаг признавали местом высадки Ноя и христиане-несториане, к-рые воздвигли здесь церковь и неск. мон-рей (один, на самой вершине, был известен как мон-рь Ковчега) (Бейли, 1993. С. 353). Лишь начиная с XI-XII вв. по Р. Х. арм., а затем и др. традициями совр. гора А. стала отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.
В XIX в. с целью обнаружения остатков Ноева ковчега на А. стали снаряжать экспедиции, ставить памятные кресты (2 установил вблизи вершины дерптский проф. Ф. фон Паррот в 1829, один - на зап. склоне нем. минералог В. Г. Абих в 1845, еще один, на вершине, полковник И. И. Ходзько с отрядом рус. солдат в 1850) и др. знаки. В XX в. возникли об-ва (в основном протестант. ориентации), специально занятые поисками ковчега (The Search Foundation, Amazing Truth). Из их открытий наиболее известны: находка франц. инженера-путешественника Ф. Наварра «остатков ковчега» (1955, 1969), вмерзших в лед выше линии снегов (куски дерева датированы по изотопному методу VII-VIII вв. по Р. Х.; возможно, это остатки одного из скитов, строившихся тогда на горе А. визант. монахами, в 1670 их видел голл. путешественник Я. Стрёйс), и заявление австралийцев Р. Уайатта и др. о том, что окаменевшие остатки ковчега обнаружены к юго-востоку от А., в тектонически изменивших положение породах. Критический анализ свидетельств «искателей ковчега» дан в работах Р. Л. Бейли (описания, фотографии, вплоть до мат-лов космической разведки) (подробнее о ковчеге, в т. ч. о его искателях, см. ст. «Ноев ковчег»).