[Нем. Noth] Мартин (3.08. 1902, Дрезден - 30.05.1968, Шивта (Субейта), Израиль), нем. библеист, протестант. теолог и историк Др. Израиля. Род. в семье учителя гимназии. C 1921 по 1925 г. Н. изучал теологию и вост. языки в ун-тах Ростока, Эрлангена и Лейпцига (в частности, в Лейпциге ВЗ - сначала у Р. Киттеля, а затем у А. Альта). В 1927 г. защитил в ун-те Грейфсвальда диссертацию, посвященную древнеизраильской ономастике. Преподавал ВЗ, занимая должности приват-доцента в ун-тах Грейфсвальда (1927-1928) и Лейпцига (1928-1930), профессора в ун-тах Кёнигсберга (ныне Калининград; 1930-1945; в 1939/40 и 1943-1945 служил в армии) и Бонна (1946-1967). Дважды (1947-1948; 1957-1958) избирался на пост ректора ун-та Бонна. В 1964 г. переселился в Иерусалим, став директором Немецкого евангелического ин-та древностей Св. земли (Deutsches Evangelische Institut für Altertumswissenschaft des Heiligen Landes) (1964-1968).
Н. является одним из наиболее известных исследователей ВЗ в XX в. Его перу принадлежит ок. 20 монографий, посвященных различным вопросам ВЗ и истории Др. Израиля. Наиболее значителен вклад Н. в исследование ранней истории Израиля, Пятикнижия, исторических книг ВЗ, древнеизраильской ономастики.
В работе о догос. истории Израиля (Das System der zwölf Stämme Israels, 1930) Н. выдвинул гипотезу, согласно к-рой Др. Израиль представлял собой священный союз 12 племен, его целью была забота о центральном святилище, где находился ковчег. Местоположение этого святилища менялось, поскольку ковчег переносили с места на место. Союз израильских племен Н. уподобил аналогичным греческим (т. н. амфиктиония) и италийским племенным союзам.
Н. развивал в своих трудах («Geschichte Israels» и др.) теорию мирного и постепенного заселения Палестины израильскими племенами (т. н. теория инфильтрации), выдвинутую ранее его учителем Альтом.
Широкое признание получила гипотеза Н. о девтерономической истории, разработанная им в кн. «Überlieferungsgeschichtliche Studien» (1943). По его мнению, Второзаконие, книги Иисуса Навина, Судей, 1-4-я Царств представляют собой историографическое сочинение, составленное одним автором, жившим в VI в. до Р. Х. (т. н. девтерономическая история, см. в ст. Исторические книги). В нем описывалась история Израиля, начиная с завоевания земли обетованной и заканчивая событиями Вавилонского плена. Прологом к нему служил текст кн. Второзаконие с изложением законов, несоблюдение к-рых привело к упадку Северного (Израиль) и Южного (Иудея) царств. Целью сочинения было объяснить причины утраты Иудеей государственности и обстоятельств Вавилонского плена в VI в. до Р. Х.
Монография Н., где рассматриваются вопросы ономастики (Die israelitischen Personennamen im Rahmen der gemeinsemitischen Namengebung, 1928), основана на его диссертационной работе и посвящена проблеме происхождения и значения древнеизраильских имен собственных в контексте семит. ономастики. Перу Н. принадлежит также ряд комментариев на нек-рые книги ВЗ: Иисуса Навина (1938), Исход (1959), Левит (1962), Числа (1966), 3 Цар 1-16 (1968).
Н. похоронен в Вифлееме.