одно из главных направлений индуизма (наряду с шиваизмом и шактизмом), связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар). История В. восходит к религ. культам группы неарийских скотоводческих племен (абхиров, ядавов, вришниев), обитавших в сер. I тыс. до Р. Х. в Сев. Индии. В пуранах встречаются сведения о существовании культа 5 братьев, героев из племени вришниев, среди к-рых упоминается Васудева. Посредством объединения культов Васудевы и ряда др. персонажей, как ведийского, так и аборигенного происхождения, в сер. I тыс. до Р. Х на территории Сев. Индии сформировалось такое направление раннего индуизма, как бхагаватизм. В религии бхагаватов возникает представление о едином личностном боге Бхагаване («Способный одарить (благой) долей», «Милостивый»), к-рый соединяет в себе черты безличного Абсолюта - начала вселенной и покровителя конкретного адепта. Этот новый облик божества предполагает личную эмоционально-окрашенную привязанность со стороны адептов (то, что позднее оформилось в движении бхакти). Почитание Васудевы трансформировалось позднее в культ Кришны, героя и бога, выступавшего против жертвоприношений Индре (важнейшему ведийскому божеству) и боровшегося с демонами. В свою очередь Кришна стал считаться одним из главных воплощений Вишну, а впосл.- центральным божеством такого вишнуитского течения, как кришнаизм.
Собственно В. может быть идентифицирован как религ. традиция, сложившаяся приблизительно на исходе I тыс. до Р. Х. (в тексте Бхагавадгиты) и объединившая путем последовательных отождествлений культы Вишну, Васудевы, Кришны, Нараяны (божество, связанное с погребальным обрядом, человеческими жертвоприношениями и ритуальным экстазом), Санкаршаны (связанного с культом змей) легендарного царя Рамы и Нары (герой «Махабхараты» Арджуна в прошлом рождении).
В. имеет особые культовые символы. Среди них - шалаграма, окаменелый аммонит или галька черного цвета, символизирующий боевую раковину Вишну, и кустарник тульси, для к-рого устраивают небольшой горшок-храм (гирлянды из листьев тульси непременно присутствуют на вишнуитском богослужении, из деревянных бусин тульси делают четки - акшамалу). Адептам в ходе богослужения наносят налобный знак - тилак, состоящий из триданди: 3 вертикальных полос (центральная - белая, обрамлена 2 красными). Божества вишнуитского пантеона имеют важное визуальное отличие в иконографии: на правой стороне груди изображается завиток или треугольник - шриватса, благодатный символ, место пребывания Шри (она же Лакшми, богиня счастья, супруга Вишну).
В В. широко распространено почитание священных мест, храмов, растений (священных деревьев), камней, переправ через реки - тиртх (напр., Вишала-Бадари). Крупные центры паломничеств вишнуитов -Айодхья (связан с легендарной историей Рамы), Бадринатх в предгорьях Гималаев и Матхура (шт. Уттар-Прадеш), Дварка (шт. Гуджарат), Пури (шт. Орисса), Рамешварам и Шри-Рангам (город-храм бога Вишну, шт. Тамилнад). Большинство культовых мест В. связаны с аватарами Вишну, с легендарными биографиями Кришны (и ассоциированных с ним божеств) и Рамы. В культовую систему В. были включены мн. местные культы, соединившие в себе религ. элементы различного происхождения (шиваизма, джайнизма, тантризма, местных анимистических верований). Наиболее знамениты из них культы Джаганнатха (г. Пури в Ориссе), Виттхаля (г. Пандхарпур в Махараштре), Венкатешвары (г. Тирупати в Андхра-Прадеш).
Среди вишнуитских праздников важными являются день Рам Навами (9-й день растущей половины месяца чайтра, обычно середина апр.), Кришна Джаянти (день рождения Кришны; 8-й день убывающей половины месяца шравана, середина авг.), Дивали (празднество, длящееся 4 дня с 14-го дня убывающей половины месяца ашвин, конец окт.).
Вишнуитское бхакти (духовное движение) значительно способствовало расцвету поэзии и исполнительских искусств. Среди наиболее известных бхактов-вишнуитов - тамильские альвары (VI-X вв.), а также поэты Намдев (1270-1350), Рамананда (1400-1470 или 1440-1518), Мира Баи (1498-1546/47), Тулсидас (прибл. 1532-1623), Тукарам (1598/1608-1649). В Бенгалии, Ассаме, Манипуре исполнялись посвященные Вишну и Кришне театрализованные действия - санкиртаны, раслила и рамлила, драма анкхья-нат.
В рамках В. формировались различные религиозно-философские направления, интерпретирующие взаимоотношения индивидуальной души и Бога: вишишта-адвайта (Рамануджа, XI-XII вв.), двайта (Мадхва, XIII в.), двайта-адвайта (Нимбарка, XII в.), шуддха-адвайта (Валлабха, ок. 1479-1531/32), ачинтья-бхеда-абхеда (Чайтанья, ок. 1486-1533).