Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЕРОНЕЗЕ
7, С. 720-721 опубликовано: 30 ноября 2009г.


ВЕРОНЕЗЕ

Поколение волхвов. Худож. П. Веронезе. 1573 г. (Нац. галерея. Лондон)
Поколение волхвов. Худож. П. Веронезе. 1573 г. (Нац. галерея. Лондон)

Поколение волхвов. Худож. П. Веронезе. 1573 г. (Нац. галерея. Лондон)
[итал. Veronese] (наст. фам. Кальяри [Caliari]) Паоло (1528, Верона - 19.04.1588, Венеция), итал. худож. эпохи Возрождения. Сын скульптора, племянник худож. А. Бадиле, получил прозвище по названию родного города, с нач. 50-х гг. XVI в. и на протяжении всей жизни творчество В. было связано с Венецией. В ранних работах В. преобладает влияние маньеризма, таких мастеров, как Джулио Романо, Пармиджанино, Корреджо, о чем свидетельствуют подчеркнутая тонкость рисунка и колорит, основанный на оттенках светлых тонов («Обручение св. Екатерины», 1547 г., частное собр., Нью-Йорк). В Венеции он участвовал в исполнении панно для новых залов Дворца дожей (1553-1554) и Золотого зала б-ки ц. Сан-Марко (1556-1557), работал для монашеских орденов (ц. Сан-Себастьяно, принадлежавшая ордену св. Иеронима: плафон ризницы, 1555 г., главный неф и церковный орган, 1558 г., и др.), исполнял частные заказы.

В период расцвета, в 60-70-х гг. XVI в., В. демонстрировал универсальные возможности: занимался монументальной и станковой живописью, писал многофигурные композиции и портреты. для построения живописных композиций В. по примеру Тициана, творчество к-рого являлось образцом и источником новых композиционных и колористических решений, использовал антикизирующую архитектуру, к-рая напоминает театральные декорации, сочетает точные перспективные построения со свободой деталей. Среди фресковых росписей важнейшим творением В. является созданная в 1560-1561 гг. декорация виллы братьев Д. и М. Барбаро (ок. 1558, архит. А. Палладио), венецианских гуманистов и интеллектуалов, в мест. Мазер близ Азоло. В. удачно сочетал живописную декорацию с архитектурными ритмами здания; в программе росписи раскрываются мудрое устроение, красота и гармония мира; использованы иллюзионистические приемы (фигуры-«обманки», пейзаж), раздвигающие пространство росписи, яркие краски.

Крещение. Худож. П. Веронезе. Нач. 80-х гг. XVI в. (Галерея Палатина. Флоренция)
Крещение. Худож. П. Веронезе. Нач. 80-х гг. XVI в. (Галерея Палатина. Флоренция)

Крещение. Худож. П. Веронезе. Нач. 80-х гг. XVI в. (Галерея Палатина. Флоренция)

Среди наиболее знаменитых произведений В.- «Пиры», монументальные полотна (до 13 м в ширину) на сюжеты из Евангелия, напр. «Брак в Кане» для трапезной мон-ря Сан-Джорджо Маджоре (1562-1563, Лувр, Париж), «Пир в доме Григория Великого» (1572, мон-рь Монте-Берико близ Виченцы) и др., где множество фигур объединено атмосферой пышного празднества на фоне величественной классической архитектуры и светлого неба. «Тайная вечеря» для трапезной мон-ря Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1573, Галерея Академии) привлекла внимание инквизиции, подозревавшей, по мнению исследователей, ее заказчиков в сочувствии идеям Лютера. В живописи В. было найдено недостаточное уважение к священным текстам, в итоге картина была переименована в «Пир в доме Левия».

Подобно Тициану, В. создавал алтарные картины по частным заказам, где были соединены библейские персонажи и портреты реальных лиц, напр. «Мадонна с семьей Куччина» (1571, Картинная галерея, Дрезден). В. принимал участие в декорации залов Дворца дожей, пострадавших после пожара 1574 г., его композиции были призваны увековечить доброе правление республики («Триумф Венеции», плафон зала Большого совета, 1575-1577, возобновлен в 1582), аллегорический характер происходящего подчеркивают архитектура и резкое перспективное построение, сочетание яркого света и богатого колорита.

В работах В. 80-х гг. исчезла архитектура, создававшая сложное организованное пространство, в перспективном построении стала преобладать диагональ, усилилось значение пейзажа и господство темного фона, смягчились цветовые соотношения. В. много писал по заказам религ. орденов, среди наиболее частых сюжетов того времени - Страсти Христовы («Оплакивание Христа», ок. 1582, ГЭ), эпизоды из житий святых («Исцеление мальчика св. Пантелеимоном» (1587, ц. Сан-Панталеоне, Венеция). внимание в этих картинах сосредоточено на монументальных фигурах и переднем плане.

Стиль В., характерный для итал. Ренессанса, впосл. вдохновлял мастеров Венеции 2-й пол. XVII-XVIII в., напр. С. Риччи, Дж. Б. Тьеполо.

Лит.: Pignatti T. Veronese. Venezia, 1976; idem. Veronese. Mil., 1995. 2 vol. / T. Pignatti, F. Perocco; Фомичёва Т. Д. Паоло Веронезе. М., 1973; Веронезе Паоло: Выст. произв.: Кат. Л., 1978; Расторгуев А. Л. Пространственные структуры в живописи Веронезе: Опыт интерпретации // Сов. искусствознание'82. М., 1984. Вып. 2 (17). С. 215-233; Veronese e Verona / a cura di S. Marinelli. Verona, 1988; «The feast in the house of Simon» Veronese: history and restoration of a masterpeace / ed. by E. Ducamp. P., 1997; Педрокко Ф. Веронезе. М., 1999; Priever A. Paolo Caliari, genannt Veronese (1528-1588). Köln, 2000; Cocke R. Paolo Veronese: piety and display in an age of religious reform. Aldershot; Burlington, 2001; Campenhausen B., von. Eloquente pittore, pingente oratore: Stud. z. mythologisch-allegorischen Gemälden P. Veronese. Münch., 2003.
M. A. M.
Ключевые слова:
Художники итальянские История искусства. Италия Веронезе (наст. фам. Кальяри) Паоло (1528-1588), итальянский художник эпохи Возраждения Эпоха Возраждения Живописцы итальянские
См.также:
БОТТИЧЕЛЛИ Сандро (1444-1510), итал. художник, представитель флорентийской школы живописи
БРАМАНТЕ Донато (1444 - 1514), итал. архит., живописец и инженер
ВАЗАРИ Джорджо (1511 - 1574), итал. живописец, архитектор, писатель
ГОЦЦОЛИ (1420/21 — 1497), итал. худож. раннего Возрождения
ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы
ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ 1-е упом.- в 1278 - до 1319, итал. живописец
КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в.
АМАЛЬФИ город в Юж. Италии
АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта)
БЕЛЛИНИ семейство итал. художников XV в.