[итал. Veronese] (наст. фам. Кальяри [Caliari]) Паоло (1528, Верона - 19.04.1588, Венеция), итал. худож. эпохи Возрождения. Сын скульптора, племянник худож. А. Бадиле, получил прозвище по названию родного города, с нач. 50-х гг. XVI в. и на протяжении всей жизни творчество В. было связано с Венецией. В ранних работах В. преобладает влияние маньеризма, таких мастеров, как Джулио Романо, Пармиджанино, Корреджо, о чем свидетельствуют подчеркнутая тонкость рисунка и колорит, основанный на оттенках светлых тонов («Обручение св. Екатерины», 1547 г., частное собр., Нью-Йорк). В Венеции он участвовал в исполнении панно для новых залов Дворца дожей (1553-1554) и Золотого зала б-ки ц. Сан-Марко (1556-1557), работал для монашеских орденов (ц. Сан-Себастьяно, принадлежавшая ордену св. Иеронима: плафон ризницы, 1555 г., главный неф и церковный орган, 1558 г., и др.), исполнял частные заказы.
В период расцвета, в 60-70-х гг. XVI в., В. демонстрировал универсальные возможности: занимался монументальной и станковой живописью, писал многофигурные композиции и портреты. для построения живописных композиций В. по примеру Тициана, творчество к-рого являлось образцом и источником новых композиционных и колористических решений, использовал антикизирующую архитектуру, к-рая напоминает театральные декорации, сочетает точные перспективные построения со свободой деталей. Среди фресковых росписей важнейшим творением В. является созданная в 1560-1561 гг. декорация виллы братьев Д. и М. Барбаро (ок. 1558, архит. А. Палладио), венецианских гуманистов и интеллектуалов, в мест. Мазер близ Азоло. В. удачно сочетал живописную декорацию с архитектурными ритмами здания; в программе росписи раскрываются мудрое устроение, красота и гармония мира; использованы иллюзионистические приемы (фигуры-«обманки», пейзаж), раздвигающие пространство росписи, яркие краски.
Среди наиболее знаменитых произведений В.- «Пиры», монументальные полотна (до 13 м в ширину) на сюжеты из Евангелия, напр. «Брак в Кане» для трапезной мон-ря Сан-Джорджо Маджоре (1562-1563, Лувр, Париж), «Пир в доме Григория Великого» (1572, мон-рь Монте-Берико близ Виченцы) и др., где множество фигур объединено атмосферой пышного празднества на фоне величественной классической архитектуры и светлого неба. «Тайная вечеря» для трапезной мон-ря Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1573, Галерея Академии) привлекла внимание инквизиции, подозревавшей, по мнению исследователей, ее заказчиков в сочувствии идеям Лютера. В живописи В. было найдено недостаточное уважение к священным текстам, в итоге картина была переименована в «Пир в доме Левия».
Подобно Тициану, В. создавал алтарные картины по частным заказам, где были соединены библейские персонажи и портреты реальных лиц, напр. «Мадонна с семьей Куччина» (1571, Картинная галерея, Дрезден). В. принимал участие в декорации залов Дворца дожей, пострадавших после пожара 1574 г., его композиции были призваны увековечить доброе правление республики («Триумф Венеции», плафон зала Большого совета, 1575-1577, возобновлен в 1582), аллегорический характер происходящего подчеркивают архитектура и резкое перспективное построение, сочетание яркого света и богатого колорита.
В работах В. 80-х гг. исчезла архитектура, создававшая сложное организованное пространство, в перспективном построении стала преобладать диагональ, усилилось значение пейзажа и господство темного фона, смягчились цветовые соотношения. В. много писал по заказам религ. орденов, среди наиболее частых сюжетов того времени - Страсти Христовы («Оплакивание Христа», ок. 1582, ГЭ), эпизоды из житий святых («Исцеление мальчика св. Пантелеимоном» (1587, ц. Сан-Панталеоне, Венеция). внимание в этих картинах сосредоточено на монументальных фигурах и переднем плане.
Стиль В., характерный для итал. Ренессанса, впосл. вдохновлял мастеров Венеции 2-й пол. XVII-XVIII в., напр. С. Риччи, Дж. Б. Тьеполо.