Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДЖОТТО
14, С. 544-545 опубликовано: 2 апреля 2012г.


ДЖОТТО

ди Бондоне [итал. Giotto di Bondone] (1266/67 (?), Колле-ди-Веспиньяно, близ Флоренции - 8.01.1337, Флоренция), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы.

Воскрешение св. Лазаря. Роспись Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе. Между 1304 и 1310 гг.
Воскрешение св. Лазаря. Роспись Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе. Между 1304 и 1310 гг.

Воскрешение св. Лазаря. Роспись Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе. Между 1304 и 1310 гг.

Современники высоко оценивали творчество Д. и его вклад в формирование национального языка изобразительного искусства, сравнивая его с новаторством Данте в области итал. лит. языка. Влияние творчества Д. заметно в искусстве готических мастеров Юж. Франции, Испании, Швейцарии и Германии. По утверждению Ч. Ченнини (XIV в.), Д. перевел «искусство живописи с греческого пути на латинский», придав ему совр. характер, т. е. выработал новые принципы религ. искусства, отличные от преобладавшего в XII-XIII вв. греко-визант. стиля. В идейную основу творчества Д. легло богословие истории блж. Августина, согласно к-рому история есть проявление Божественного Промысла, а история Церкви и жизнь святых - воплощение Града Небесного на земле, а также религ. обновление, связанное с деятельностью св. Франциска Ассизского и его последователей. Его искусство отразило новое отношение к личности, не как к вместилищу греха, а как к отражению Божественной мудрости. Земной путь Христа и Девы Марии, жизнь подвижников веры, святых и мучеников, изображенные с «документальной» точностью, стали зримым воплощением праведной жизни, наставлением и нравственным примером. Искусство Д. характеризуется эмпирическим реализмом, присущим готике, и интересом к опыту античных и раннехрист. мастеров. Последний позволил ему достичь художественно убедительного синтеза историзма, реалистической достоверности и идеализации образов, позволявшего в равной степени выражать в божественном земное, а в земном - божественное.

Индивидуальный стиль Д. сформировался под влиянием искусства Чимабуэ, у к-рого, согласно Л. Гиберти и Дж. Вазари, он учился, а также в результате знакомства с произведениями рим. мастеров кон. XII в., гл. обр. Пьетро Каваллини, изучения античности, романской пластики и работ совр. ему скульпторов Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио. Заказчиками Д. были папская курия и францисканский орден (работы в Ассизи, Римини, Падуе), купцы Барди и Перуцци, ростовщик Энрико Скровеньи, городские коммуны Флоренции и Падуи, неаполитанский кор. Роберт I Анжуйский. Д. возглавлял крупнейшую в Италии мастерскую, его ученики и помощники принимали участие в большинстве выходивших из нее заказов, что затрудняет атрибуцию мн. произведений. Отсутствие документальных источников также оставляет мн. спорных вопросов, особенно в отношении раннего периода творчества Д. Ряд из них прояснила научная реставрация последних десятилетий.

Мадонна на троне. Икона. Ок. 1310 г. (Галерея Уффици, Флоренция)
Мадонна на троне. Икона. Ок. 1310 г. (Галерея Уффици, Флоренция)

Мадонна на троне. Икона. Ок. 1310 г. (Галерея Уффици, Флоренция)

Д. работал в Ассизи с 1292 г., участвуя почти во всех настенных росписях Верхней ц. Сан-Франческо. Он считается автором отдельных сцен из ВЗ и НЗ в верхних ярусах стен, начатых по инициативе папы Николая IV между 1288 и 1292 гг., сочетающих выразительную драматургию Чимабуэ с композиционными и пространственными находками Каваллини, а также сцен из истории праотца Исаака и композиций из цикла земной жизни Христа («Снятие с креста», «Воскресение»). В 1296-1298 гг. по заказу генерала ордена францисканцев Джованни ди Мурро Д. и его мастерская написали в нижнем ярусе Верхней ц. Сан-Франческо 28 сцен из житийного цикла св. Франциска, разработав иконографию на основе текста «Legenda major de S. Francisci» (Большое житие св. Франциска) св. Бонавентуры. Уравновешенность масс, пространственная определенность, ясные, гармоничные формы позволили добиться цельности художественного решения, воплощенного силами обширной мастерской, доверительной интонации живого рассказа, ее искреннего и просветленного переживания («Св. Франциск проповедует птицам», «Изгнание бесов из Ареццо»), сочетающегося с героикой эпической драмы. С именем Д. связывают также росписи в Нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи (капелла св. Магдалины в сев. крыле трансепта (1313-1314), своды над алтарем (ок. 1334)).

В 1299 г. Д. был призван папой Бонифацием VIII в Рим для росписи ц. Сан-Джованни ин Латерано, где он выполнил фреску «Бонифаций VIII объявляет Юбилей» (сохр. частично). 1300 г. датируют фрагментарно сохранившуюся мозаику «Христос, шествующий по водам» (Navicella) для атриума раннехрист. собора св. Петра (Рим, Ватиканские гроты), изображающую Христа и ладью со святыми - символ спасительной миссии Церкви. Ч. Ньюди датирует мозаику более поздним временем - 1312-1313 гг. (Gnudi).

Шедевром Д. являются фрески Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе, выполненные между 1304 и 1310 гг. по заказу Энрико Скровеньи,- уникальный по целостности художественный ансамбль, включающий более 70 сцен из цикла земной жизни Христа и Богоматери. Помимо художественных достоинств (мастерства в передаче пространственной глубины за счет чередования планов, пластической определенности объемов, выразительности фигурных групп, тонкого колорита) фрески обладают чертами эпической драмы, созданной для возвышения, поучения и предостережения. Жизнь и Страдания Христа представлены в них как нравственный пример, а Христос - как идеальное воплощение всепобеждающей силы любви и добра. В Падуе Д. участвовал в украшении ц. Сант-Антонио и расписывал Палаццо делла Раджоне (фрески не сохр.).

Ок. 1310 г. он написал для ц. Оньиссанти (Всех святых) во Флоренции большой алтарный образ «Мадонна на троне» (Галерея Уффици, Флоренция), стилистически близкий к фрескам Капеллы дельи Скровеньи.

Распространению влияния искусства Д. в поздний период способствовали многочисленные заказы из Флоренции, Римини, Милана, Неаполя. Особое место среди произведений этого времени занимают фрески Капеллы Барди и Капеллы Перуцци во францисканской ц. Санта-Кроче во Флоренции, оказавшие большое влияние на формирование местной художественной школы, в т. ч. на творчество Мазаччо и Микеланджело. Росписи Капеллы Перуцци посвящены ап. Иоанну Богослову и св. Иоанну Крестителю, более поздние фрески Капеллы Барди - истории св. Франциска. Проработка архитектурных фонов позволяет выявить глубину пространства, акцентированная светотеневая моделировка форм и смягчение контуров придают убедительности фигурам, отмеченным естественностью поз и свободой движений, портретностью лиц. В сценах из Жития св. Франциска Д. достиг искренности переживания и эмоциональной достоверности рассказа.

К позднему периоду относят созданные при участии мастерской полиптих Стефанески (Ватиканская пинакотека), полиптих Барончелли (музей ц. Санта-Кроче, Флоренция), полиптих (Национальная пинакотека, Болонья), отражающие усиление готических влияний в творчестве Д. В 1334 г. коммуна Флоренции назначила Д. руководителем строительства собора Санта-Мария дель Фьоре и возведения крепостных стен. По его проекту была построена колокольня собора (архит. Франческо Таленти, 1359) и выполнен ее рельефный декор (скульптор Андреа Пизано). Д. умер до окончания строительства.

Лит.: Salvini R. Giotto: Bibliogr. R., 1938, 1970-1973. 2 vol.; Алпатов М. В. Итал. искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939; Toesca P. Giotto. Torino, 1941; Gnudi C. Giotto. Mil., 1959; Battisti E. Giotto: Biogr. and Crit. Study. Gen., 1960; Данилова И. Е. Джотто. М., 1970; Bandera Bistoletti S. Giotto: Cat. completo dei dipinti. Firenze, 1989; Беллози Л. Джотто: Пер. с итал. М., 1996; Джотто: Падуя. Капелла Скровеньи: Фрески после реставрации 2002 г.: Альбом / Предисл.: К. Беллинати. Падуя, [2004].
В. Д. Дажина
Ключевые слова:
История искусства. Италия Архитекторы итальянские Живописцы итальянские Скульпторы итальянские Джотто ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итальянский живописец, архитектор и скульптор, один из основоположников итальянской художественной школы
См.также:
БЕРНИНИ Джованни Лоренцо (1598-1680), итал. скульптор, архитектор, живописец
БРАМАНТЕ Донато (1444 - 1514), итал. архит., живописец и инженер
ВАЗАРИ Джорджо (1511 - 1574), итал. живописец, архитектор, писатель
БОТТИЧЕЛЛИ Сандро (1444-1510), итал. художник, представитель флорентийской школы живописи
БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо (1377 - 1446), итал. архитектор, скульптор и ученый
ВЕРОНЕЗЕ (наст. фам. Кальяри) Паоло (1528-1588), итал. художник эпохи Возраждения
ДОНАТЕЛЛО [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди] (ок. 1386 - 1466), скульптор итал. Возрождения
ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ 1-е упом.- в 1278 - до 1319, итал. живописец
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии
АЛЕВИЗ НОВЫЙ итал. мастер, работавший в России в XVI в.