[франц. Bourges], г. в Центр. Франции (департамент Шер), кафедра архиепископа (с III в.).
Кельт. поселение на территории совр. Б., по археологическим данным, относится к VII в. до Р. Х. В I в. по Р. Х. оно было известно под названием Аварик (лат. Avaricum) и являлось центром галльского племени битуригов-куби, покоренного в 52 г. по Р. Х. Юлием Цезарем. При имп. Октавиане Августе Б. стал главным городом рим. пров. Аквитания (с сер. IV в. Аквитания I). Расположенный на пересечении основных дорог Галлии, город процветал, но в 60-х гг. III в. был полностью разграблен герм. племенами. Возродился лишь к концу столетия как укрепленное поселение. В средневек. письменных источниках город фигурировал как Битуриги (Biturigae, Biturigas) или «город битуригов» (civitas Biturigum). После 478 г. попал под власть захвативших Аквитанию вестготов, в 507 г.- франков, к кон. VII в.- принцепсов Аквитании. В 768 г. майордому Пипину Короткому удалось вернуть город под власть франк. королей. В период последней кампании против принцепса Ваифра Пипин вынужден был провести зиму 767/68 г. в Б., где он построил дворец, к-рый, впосл. неоднократно перестраивавшийся, стал одной из королевских резиденций. В то же время в Б. было восстановлено графское управление. При франк. кор. Карле Лысом (843-877) власть графов стала наследственной и независимой от короля. В 866 и 935 гг. город был разграблен норманнами, а в 937 г.- венграми, с этого времени вокруг пригородных церквей и мон-рей возводили укрепления (бурги).
Попытка кор. Одо Парижского в 893 г. присоединить Б. к королевским владениям окончилась неудачно; это удалось только кор. Рудольфу Бургундскому в 924 г. Однако управление было сохранено в руках местных наследственных виконтов, их власть также оказалась непрочной, и к XI в. вся обл. Берри с центром в Б. представляла собой конгломерат небольших владений, сложившихся вокруг замков, владельцы замков были политически и экономически независимы в границах своей собственности. Королевская власть в Б. была восстановлена в 1101 г., когда эта область была продана кор. Франции Филиппу I. Его преемники, стремясь утвердиться на приобретенных землях, предоставили жителям Б. ряд привилегий, гарантирующих защиту от местных феодалов, а также городскую автономию. Впосл. эти привилегии были расширены кор. Людовиком VII (1141, 1175), избравшим Б. местом своей коронации (1145), и кор. Филиппом II Августом (1181).
В XII в. власть в городе была сосредоточена в руках знатных горожан и местных землевладельцев, превратившись в наследственную. Королевские привилегии были подтверждены в XIII в., тогда в городе появляется постоянный королевский представитель - бальи. Экономическое развитие Б. достигает своего расцвета после 1360 г., когда обл. Берри была выделена как апанаж (удел) герц. Иоанну, брату франц. кор. Карла V. В Б. был выстроен герцогский дворец с капеллой, перестроен ряд церквей. При герц. Иоанне Б. стал также крупным финансовым центром. После смерти герцога Б. был унаследован его племянником дофином Карлом (буд. кор. Франции Карлом VII), к-рый после захвата в ходе Столетней войны Парижа герц. Бургундским (1418) постоянно находился в Б.- столице т. н. «Буржского королевства» (1418-1436). Отсюда начался поход католич. св. Жанны д'Арк против осаждавших Орлеан англ. войск. После коронации в Реймсе (1429) Карл VII часто жил в Б., к-рый стал местом проведения неск. церковных Соборов. Франц. кор. Людовик XI в 1463 г. учредил в Б. ун-т, его устав был закреплен статутами 1485 г. После смерти в 1464 г. сына Карла VII Карла, герц. Берри, Б. попал под непосредственное королевское управление. Статус герц-ства был восстановлен в 1498-1505 гг. для дочери Людовика XI Жанны де Валуа, проведшей последние годы жизни в Б. После большого пожара 1487 г. начался экономический упадок города, обусловленный также потерей политического значения.
Согласно Григорию Турскому, к-рый связывает начало христ. проповеди в Б. с именем св. Урсина, распространение христианства в Б. можно отнести к III в. (Gloria Confessorum. 80). Во 2-й пол. III в. первенствующий сенатор Галлии св. Левкадий, проживавший в Лугдуне (совр. Лион), предоставил местным христианам свой дом в Б., впосл. на месте этого дома был воздвигнут кафедральный собор св. Стефана (Greg. Turon. Hist. Franc. 1. 29). Уже с IV в. епископы Б. находились во главе церковной митрополии, совпадавшей с границами пров. Аквитании I. К VII в. в окрестностях Б. существовало 2 мон-ря, один был основан св. Патроклом Беррийским (совр. Сель-Сен-Патрокль), др. в 532 г. св. Евстицием (совр. Сель-Сент-Эзис). Большинство мон-рей в Б. и его округе жило по уставу св. Колумбана. Первый мон-рь, придерживавшийся устава св. Венедикта Нурсийского, был основан св. Кирианом в 641 г.
При Меровингах в Б. велось активное церковное строительство, особенно в предместье города - церкви св. Утрилла (на юго-востоке от городских стен), св. Юлиана, св. Симфориана, св. Урсина (хранящиеся там в наст. время мощи святого были обретены св. Германом, еп. Парижским, в VI в.), мон-ри Св. Креста и св. Сульпиция. Мон-рь св. Амвросия, хотя и упоминается впервые в источниках под 1021 г., однако также был основан еще до нач. IX в.
В IX в. мн. архиепископы Б. были ставленниками каролингских королей и проводниками их политики в Аквитании. В 840 г. кор. Карл Лысый назначил на кафедру Б. св. Рудольфа, полностью поддержавшего Карла в его борьбе с племянником Пипином II за Аквитанию. В 855 г. архиеп. Рудольф помазал сына Карла Лысого Карла королем Аквитании. Преемником Рудольфа стал советник Карла Лысого и воспитатель его младшего сына Вульфад. Несмотря на то что он был поставлен во пресвитера низложенным архиеп. Реймсским Эбоном, все рукоположения к-рого были признаны недействительными, король добился, чтобы для Вульфада было сделано исключение. В 876 г., также по инициативе Карла Лысого, на кафедру Б. был переведен из Бордо сторонник короля Фротарий, к-рому, впрочем, удалось занять кафедру только после вмешательства Собора и папы Иоанна VIII, т. к. аквитанский маркграф Бернард Готский выступил против нового архиепископа и отказался впустить его в город, закрыв перед ним ворота.
В кон. X в. архиепископы Б. полностью поддержали королей династии Капетингов. В 991 г. архиеп. Дагберт выступил против Арнульфа, архиеп. Реймсского, защищавшего права последнего представителя династии Каролингов Карла Лотарингского. В 998 г. Дагберт также оказал поддержку кор. Роберту II Благочестивому, брак к-рого с Бертой Бургундской был оспорен папой Григорием V. Опираясь на королевскую поддержку, архиепископы Б. вели себя независимо по отношению к Риму: в 1077 г. архиеп. Рихард II открыто выступил на Соборе в Отёне против папского легата Гуго из Ди, за что ненадолго был лишен архиепископского сана. С именем Рихарда II, к-рый проявил себя ревностным защитником интересов Церкви и добился возвращения ее имущества, захваченного прежде светскими сеньорами, связано начало борьбы архиепископов Б. за первенство во всей Аквитании. Он стал первым архиепископом, официально провозгласившим себя примасом (первенствующим епископом) Аквитании и потребовавшим подчинения со стороны архиепископов Бордо и Оша. Папа Римский Пасхалий II в 1112 г. признал за архиеп. Леодегарием право первенства над митрополитами Оша (Гасконь) и, вероятно, Бордо. Это положение неоднократно подтверждалось папами Евгением III, Иннокентием II, Иннокентием III, Гонорием III и Григорием IX, но архиепископы Бордо, опираясь на поддержку англ. королей, не признавали его и игнорировали все призывы явиться на Соборы, созывавшиеся архиепископами в Б.
С 2-й пол. XII в. папы Римские постепенно установили свой контроль над кафедрой Б. В 1141 г. папа Иннокентий II без ведома кор. Людовика VII назначает архиепископом Б. Петра де Ла Шатра, что стало причиной конфликта между новым епископом и королем, к-рый отказался признать папского ставленника и назначил вместо него Кадурка, аббата мон-ря св. Сульпиция в Б. При архиеп. Генрихе де Сюлли (1183-1200) была начата реконструкция кафедрального собора св. Стефана в готическом стиле (закончен ок. 1320; в 1992 собор св. Стефана в Б. был включен в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Архиеп. Вильгельм Донжонский, а также его преемники Герард (Жиро) де Кро и Симон де Сюлли принимали участие в походах на юг Франции против альбигойцев.
Конец попыткам архиепископов Б. установить свой примат в Аквитании положила булла папы Климента V (бывш. архиеп. Бордо) от 27 нояб. 1305 г., согласно к-рой архиепископ Бордо полностью уравнивался в правах с архиепископом Б., обладая правом первенства в Зап. Аквитании, в то время как архиепископ Б. сохранял его в Вост. Аквитании. Т. о., юрисдикция архиеп-ства Б. ограничивалась теми рамками, к-рые оно имело в рим. и меровингскую эпохи, совпадая с пров. Аквитания I. В его состав вошло 7 еп-ств: Ле-Пюи, Манд, Клермон, Альби, Кагор, Лимож и Родез. В 1318 г. папа Римский Иоанн XXII создал в пределах архиеп-ства Б. 4 новых еп-ства: Сен-Флур, Тюль, Кастр и Вабр. В период схизмы в католической Церкви архиепископы Б. поддержали авиньонских антипап Климента VIII и Бенедикта XIII.
При кор. Карле VII Б. стал местом проведения крупных церковно-политических собраний. В 1432 г. здесь состоялся Собор духовенства Франции, имевший целью реформирование католич. Церкви. Епископы Франции высказались в поддержку действий Базельского Собора и признали низложение папы Евгения IV. В 1438 г. на церковно-политической ассамблее была провозглашена Буржская Прагматическая санкция, ограничивавшая власть папы над франц. духовенством. В 1440 г. Собор в Б. признал папу Евгения IV, но отказался аннулировать Прагматическую санкцию, дававшую клирикам право свободного выбора епископа. Но уже Людовик XI, воспользовавшись разногласиями среди членов соборного капитула, назначил архиепископом своего духовника Пьера Кадуэ. Так же поступил Людовик XII, назначив в 1505 г. архиепископом Б. своего незаконнорожденного сына Мишеля де Бюси. Тем не менее капитул Б. резко восстал против Болонского конкордата 1516 г., фактически передававшего права назначения епископа в руки короля, и в 1520 г. вопреки желанию кор. Франциска I избрал архиепископом Франциска де Бюэй. Король отказался признать это избрание и конфисковал имущество архиеп-ства, но это не изменило решение соборного капитула, поддерживавшего избранного им архиепископа. После его смерти (1525) лишь вмешательство папы Климента VII заставило буржских каноников принять ставленника Луизы Савойской Франциска де Турнона, с этого времени соборный капитул потерял контроль над выборами архиепископа.
Распространение протестантизма в Б. связывается с деятельностью в 20-х гг. XVI в. духовника кор. Маргариты Наваррской Мишеля д'Аранда. При кор. Генрихе II в 6 населенных пунктах архиеп-ства, в т. ч. в Б., существовали протестант. церкви. В 1562 г., узнав о захвате Орлеана гугенотами во главе с принцем Конде, католики Б. организовали ополчение. Однако в том же году протестантская армия гр. Монтгомери захватила город, разграбив резиденцию архиепископа и частично кафедральный собор. Управляющим в Б. был оставлен Жан д'Анже, по приказу к-рого было разграблено и закрыто аббатство св. Сульпиция. После подхода к Б. королевских войск и бегства д'Анже в Орлеан в 1563 г. католики Б. наложили на побежденных гугенотов контрибуцию за причиненный ущерб церковной собственности. После возобновления боевых действий между католиками и гугенотами, в 1567 г., группа гасконцев, шедшая на соединение с армией гугенотов принца Конде и адмирала Г. Колиньи, разгромила неск. католич. мон-рей. 18 мая 1568 г. буржский архиеп. Жак Леруа взял с католиков города клятву, что они будут бороться с гугенотами, не щадя собственной жизни. Во главе католич. армии находился новый правитель Берри Клод де Ла Шатр. Воевавший на стороне гугенотов отряд нем. ландскнехтов разорил еще 3 мон-ря архиеп-ства; но попытка гугенотов захватить Б. окончилась неудачей (нояб. 1569). Заметных успехов католич. партия добилась после Варфоломеевской ночи 1572 г., большое количество гугенотов в Б. были арестованы и заточены в архиепископскую тюрьму, ок. 300 чел. согласились перейти в католичество, остальные были казнены. В 1573 г. армией католиков был захвачен Сансер. В 1575 г. кор. Генрих III передал Берри под управление своему брату Франциску, герц. Алансонскому, к-рый, пытаясь установить там мир между католиками и протестантами, снял с поста правителя Берри Ла Шатра. Впрочем, после смерти герц. Алансонского Ла Шатр вновь вернулся в Б. и склонил его жителей на сторону католич. Лиги. Когда кор. Генрих III приказал сменить его на посту губернатора Антуану де Ла Гранж д'Аркьян, Ла Шатр призвал всех членов Лиги, во главе к-рой был архиеп. Рено де Бон, к сопротивлению. Архиепископ, не намереваясь вступать в открытую борьбу с королем, бежал из Б. После убийства Генриха III (1589) сторонники католич. Лиги стремились всячески не допустить признания Генриха Наваррского королем Франции (см. ст. Генрих IV), с этой целью в кафедральном соборе была вывешена булла папы Григория XIV об отлучении того от Церкви. После отречения Генриха Наваррского от протестант. веры, к-рое состоялось в аббатстве Сен-Дени в присутствии в числе многих и архиепископа Б. (1593), вся обл. Берри признала его королем. После окончания религ. войн основной задачей было восстановление церковной жизни в Б. С этой целью архиеп. Андре Фремьо пригласил в архиеп-ство представителей монашеских орденов: иезуитов, капуцинов, босых кармелитов, реформированных августинцев, урсулинок.
В XVII-XVIII вв. мон-рь Сен-Сиран близ Б. стал одним из центров янсенизма. Жесткие меры против янсенистов были предприняты в соответствии с буллой папы Римского Климента XI «Unigentius»: аббатство распущено, его обитатели разосланы по др. мон-рям. После 1678 г., когда епископская кафедра в г. Альби была возведена в ранг архиепископской и к ней отошли еп-ства Манд, Кагор, Вабр, Кастр, Родез, за Б. осталось только 5 еп-ств: Клермон, Лимож, Ле-Пюи, Сен-Флур, Тюль.
После Французской революции 1789 г. и эмиграции из Б. архиеп. Жана Огюста Шатене де Пюисегюра, отказавшегося принести присягу на верность революционной конституции, архиеп-ство Б. распалось на 2: собственно Б. и Шатору, согласно новому адм. делению на департаменты (Шер и Эндр соответственно). В 1791 г. конституционным епископом был избран Пьер Анастаз Торне, активный сторонник нового революционного порядка, впосл. депутат революционного Конвента. Он отправил открытое послание папе Пию VI в защиту гражданской конституции. Вначале новый епископ проявил себя как поборник христ. просвещения и с этой целью открыл в Б. семинарию. Однако впосл. его деятельность стала противоречить традициям католич. Церкви, что отвратило от него мн. католиков. В 1793 г. епископ-революционер сложил с себя сан, женился и стал частным лицом. Еще с 1792 г. начались преследования клириков, отказавшихся принести присягу на верность революционному правительству, ок. 200 священников были изгнаны из города (1793), оставшиеся были арестованы. После отречения Торне революционным правительством был закрыт кафедральный собор, изъяты все находившиеся там предметы из драгоценных металлов. Затем церковь была открыта уже как храм Разума. После переворота 9 термидора (1794) гонения на Церковь были временно приостановлены, находившийся в эмиграции католич. архиепископ пытался наладить церковную жизнь в Б. через своего представителя аббата Гассо. Однако правительство Директории опять начало преследование клириков, отказавшихся принести присягу на верность. В 1798 г. в Б. был назначен новый конституционный еп. Жозеф Мишель Дюфрес де Вернин, в то время как в Шатору епископом стал его брат Клод Дюфрес. К тому времени был упразднен ряд епископских кафедр, прежде зависевших от Б.; сохранились лишь Сен-Флур, Клермон и Лимож. После конкордата, подписанного папой Пием VII с имп. Наполеоном Бонапартом (1801), архиеп. де Пюисегюр сложил свои полномочия, на его место в 1802 г. был избран новый архиеп. Мари Шарль Изидор де Мерси. В 1823 г. были восстановлены епископские кафедры в Ле-Пюи и Тюле, подчиненные архиепископу Б.
По решению Конференции епископов Франции с дек. 2002 г. архиепископство Б. вошло в состав церковной провинции со столицей в г. Тур. В наст. время из 546 тыс. чел., проживающих на территории архиепископства, 500 тыс.- католики (An. Pont. 2003. P. 104).
472 г.- под председательством св. Сидония Аполлинария, еп. Арвернского (Клермонского), по случаю избрания Симплиция новым епископом.
841 г.- под председательством св. Рудольфа, архиеп. Б.; подтвердил низложение Эбона, архиеп. Реймсского.
1031 г., нояб.- 1-й «мирный» с участием епископов митрополии Б. Приняты 25 законов, касающихся клира, утверждавших, в частности, безбрачие духовенства и осуждавших симонию; провозглашены определения «Божьего мира»; св. Марциал официально объявлен первым «апостолом Аквитании».
1034 г.- 2-й «мирный»; созван по совету кор. Генриха I. Присутствовали не только духовные лица, но и представители местной знати. Подтвердил постановления о «Божьем мире», а также принял решение о создании особого военного подразделения, подчиненного архиепископу, в задачу к-рого входило поддерживать мир и пресекать сеньориальные войны.
1145 г.- по случаю коронации Людовика VII. Присутствовали представители придворной знати; предложение короля отправиться в крестовый поход на Восток вызвало споры среди участников Собора: еп. Годфрид Лангрский ревностно поддерживал эту идею, аббат Сугерий отвергал ее. В результате король не принял никакого решения и дебаты были продолжены на Пасху 1146 г. в Везле.
1225 г., 30 нояб.- рассматривались вопросы о ереси альбигойцев.
1276 г., 13 сент.- приняты 16 канонов, касавшихся церковной юрисдикции и привилегий, данных клирикам.
1286 г., 1 сент.- приняты 35 канонов, касавшихся дисциплины духовенства и церковной юрисдикции.
1336 г., 17 окт.- принято постановление против тех, кто чинит препятствия торговле, к-рую ведут духовные учреждения.
1432, 1438, 1440 гг.- торжественные ассамблеи, происходившие с участием франц. кор. Карла VII, его двора и представителей франц. духовенства: определена позиция галликанской Церкви в отношении папы Евгения IV и Базельского Собора (1432, 1440); принята Прагматическая санкция (1438).
1528 г., 21 марта - осудил учение Мартина Лютера и принял неск. постановлений, касавшихся реформы клира.
1584 г., сент.- одобрены и утверждены постановления Тридентского Собора.