[франц. Bordeaux; лат. Burdigala], г. в Юго-Зап. Франции (адм. центр деп. Жиронда), центр архиеп-ства, порт на р. Гаронна. В III в. до Р. Х. на этом месте существовало поселение Бурдигала, основанное галльским племенем битуриги вибиски (вивиски); в 56 г. до Р. Х. оно, как и большинство племен Галлии, было покорено Юлием Цезарем и включено в состав Римского гос-ва; после адм. реформы, проведенной рим. имп. Августом, территория битуригов вошла в состав пров. Аквитания. В письменных источниках Б. упоминается ок. 18 г. по Р. Х. как Бурдигала (греч. Βουρδίγαλα), торговый порт (эмпорий) битуригов (Strabo. Geogr. IV 2). Благодаря выгодному расположению город быстро рос и к нач. III в. по Р. Х. стал одной из крупнейших городских общин (civitas) Галлии с 60-тысячным населением. 1-я пол. III в. является временем наивысшего экономического расцвета Бурдигалы, ставшей одним из центров виноделия в империи. Во время опустошения Галлии герм. племенами (276) город был разграблен и сожжен, однако вскоре возродился и уже в нач. IV в. вновь достиг процветания.
Местное предание, восходящее к XI-XIII вв., связывает начало христ. проповеди в Б. с именем ученика апостолов св. Марциала и называет первым бурдигальским епископом св. Ферма. Согласно Григорию Турскому, св. Марциал жил в сер. III в. и был первым епископом Лемовикским (совр. Лимож); о св. Ферме древние источники вообще не упоминают. Самым ранним свидетельством присутствия христианства в Б. является саркофаг Домиции, содержащий христ. эпитафию (ок. 260). К тому же времени относятся граффити с изображением монограммы Христа. Судя по малочисленности христ. памятников в Б. до IV в., христианство проникло сюда лишь к сер. III в.
Опираясь на указание Венанция Фортуната о том, что Леонтий II († 574) был 13-м епископом Б., можно предположить, что еп. Ориенталис, участвовавший в Арелатском Соборе (314), был одним из первых предстоятелей местной кафедры. IV век стал временем нового экономического и культурного расцвета Бурдигалы; ок. 300 г. город был обнесен крепостной стеной. Здесь сложилась риторическая школа, представителями к-рой были поэт Авзоний, еп. св. Дельфин († 404) и его друг и ученик св. Павлин Милостивый, а также писатель-агиограф Сульпиций Север, уроженец Аквитании.Со 2-й пол. IV в. кафедра Б. получает статус столицы церковной митрополии в пров. Вторая Аквитания. Благодаря деятельности св. Дельфина христианство окончательно вытеснило языческие представления, к-рые, впрочем, еще оставались сильны в прилегающей к городу сельской округе. С остатками язычества успешно боролись в нач. V в. преемники Дельфина св. Аманд и св. Северин. V век стал временем потрясений для Б., вызванных ослаблением Римской империи. В 407 г. благодаря своим укреплениям городу удалось избежать разорения от вторгшихся в Аквитанию вандалов, свевов и алан. Однако появившиеся здесь в 414-415 гг. вестготы, впущенные в город как друзья и союзники, подвергли Б. разграблению. По договору с имп. Гонорием они получили на правах федератов земли в Аквитании (418); с этого времени Б. оказался под властью сформировавшегося здесь Вестготского королевства. Несмотря на то что вестготы были арианами, на первых порах это не отражалось на положении Церкви; лишь в кон. V в. борьба кор. Эвриха против империи повлекла за собой гонения на кафолических епископов и пресвитеров. Еп. Галлициан был изгнан из города, и до 485 г. местная кафедра оставалась незамещенной. Тем не менее общественная и политическая жизнь Б. сохраняла формы, сложившиеся в предшествующем столетии. По сообщению Сидония Аполлинария от 476 г., в городе по-прежнему действовала риторическая школа, где велись научные диспуты. В нач. VI в. культурная жизнь пришла в полный упадок, но торговля продолжала процветать, хотя и в меньших масштабах, здесь действовали торговые конторы и фактории вост. купцов. К тому же времени относится первое упоминание о существовании иудейской общины в Б. (Greg. Turon. De virtutibus S. Martini. 3. 50).
В 507 г. кор. франков Хлодвиг завоевал Аквитанию, и Б. стал пограничным городом Франкского королевства. О развитии христ. жизни в городе свидетельствуют многочисленные погребальные памятники, большинство из к-рых восходит к VI-VII вв. К этому времени в Б. уже было построено неск. храмов, наиболее значительными в пределах городских стен были церкви св. Андрея и св. Петра. При ц. св. Андрея, видимо являвшейся кафедральным собором, имелся небольшой некрополь, действовавший, вероятно, с V в. (первые упоминания о самом храме относятся к 814). В предместье не позднее нач. VI в. возникли церкви св. Стефана и св. Северина (некрополь последней, использовавшийся в VI-XVIII вв., был 2-м по значимости в Галлии). В кон. VI в. еп. Леонтий II выстроил пригородную ц. св. Мартина, тогда же в Б. возник первый муж. мон-рь (Greg. Turon. Hist. Franc. IV 4), к-рый, видимо, следует идентифицировать со знаменитым впосл. аббатством Сент-Круа (Св. Креста), расположенным к югу от города, здесь также имелся некрополь, ранние памятники к-рого восходят к нач. VII в.
В 629-632 гг. Б. вошел в состав королевства Аквитания, созданного кор. Дагобертом для своего брата Хариберта. Позднее майордом Нейстрии Эброин включил Б. в созданный им на юге Аквитании принципат (княжество) с центром в Тулузе. После 676 г. 2-й правитель этого образования Луп принял титул принцепса Аквитании и освободился от власти франк. королей. Его династия правила до 768 г., когда Пипин Короткий вернул эти земли вместе с Б. под власть Франкского гос-ва. Окончательно присоединены к королевству франков Карлом Великим, к-рый учредил в Б. графство (между 778 и 781), пользовавшееся значительной самостоятельностью.
В 732 г. вторгшиеся из Испании мусульмане во главе с вали Абд-ар-Рахманом нанесли поражение принцепсу Одону и разграбили Б. и мон-рь Сент-Круа. Город был окончательно восстановлен лишь при назначенном Карлом Великим гр. Сегуине I (778/81-816). Еп. Сикарий (816 - ок. 825) в соответствии с постановлением Ахенского Собора (817) ввел общежительный устав для соборных клириков (каноников). В 845 г. графство подверглось нападению норманнов, взявших в плен и убивших гр. Сегуина II. В 848 г. норманнам удалось захватить и разграбить город; гр. Вильгельм попал в плен, но смог бежать. В 864 г. норманны до основания разорили Б. и близлежащие мон-ри и убили гр. Арнольда. В результате норманнских нападений были полностью уничтожены старые городские укрепления, однако до кон. X в. Б. оставался резиденцией епископа и графа, к кон. IX в. ставшего фактически независимым правителем. Возрождение города связано с именем гр. Вильгельма Доброго (977-988), восстановившего мон-рь Сент-Круа.
После смерти Вильгельма, принадлежавшего к Гасконскому дому, Б. попал под непосредственный контроль графов, впосл. герцогов Гаскони, к-рая в 1058 г. была объединена с герц-ством Аквитания. При герцогах Вильгельме VIII и Вильгельме IX в Б. были восстановлены древние церкви; в 1096 г. папа Римский Урбан II освятил перестроенный собор св. Андрея. В XI в. увеличились церковные земельные владения, принадлежавшие архиепископу, соборам св. Андрея и св. Северина и аббатству Сент-Круа; капитул собора св. Андрея получил право чеканить монету для герц-ства Гиень. Управление городом осуществлял назначаемый герцогом прево, к-рому приходилось делить власть с архиепископом и соборным капитулом.
После Собора 1080 г. папский легат Амат из Олорона, впосл. епископ Б., провел церковную и монастырскую реформу; по его инициативе св. Герхард из Корби основал в предместье Б. мон-рь Сов-Мажёр, ставший одним из значительнейших аббатств Юж. Франции.
Епископы и архиепископы Б. до кон. XI в.: Ориенталис (314); св. Дельфин (380-404); св. Аманд (404-410); св. Северин (410 - после 420); св. Аманд, вторично (после 420); Галлициан (после 451 - после 466); Амелий (после 475); Киприан (485-511); Леонтий I (после 520); Леонтий II (549-574); Бертрам (574 - после 584); Годегизил (589); Никасий, Арнегизил, Антоний, Фронтон, Веревульф (все VII-VIII вв.); Сикарий (816 - после 825); Адальхельм (829 - после 848); Фротарий (860-876); Альдеберт (после 940); Годфрид I (после 982); Гомбальд (после 989); Сегуин (после 1000); Арно Акций (до 1022); Излон Сентский (1022-1026); Годфрид II (1027-1043); Архимбальд (1047-1059); Андрон (1059); Госцелин (1060-1086); Амат (1086-1102).
В 1137 г. в Б. состоялась церемония бракосочетания между кор. Франции Людовиком VII и Алиенорой, единственной наследницей аквитанских герцогов. Их развод и вторичный брак Алиеноры с Генрихом Плантагенетом, ставшим в 1154 г. королем Англии, привели к тому, что Б. оказался под властью англ. королей (в 1294-1304 Б. ненадолго вернулся под власть Франции). В 1362-1372 гг. Б. был столицей владений сына Эдуарда III Эдуарда Вудстокского (Чёрного Принца). Во время Столетней войны (1337-1453) Б., имевший тесные экономические связи с Британскими о-вами, оставался оплотом англичан на юге Франции. Город стал франц. владением лишь по окончании войны.
Влиятельная городская община сложилась в Б. в сер. XII в. и в 1206 г. получила офиц. признание англ. короля, к-рого представляли в городе назначаемые им сенешаль и коннетабль. В 1253/54 г. общинное самоуправление Б. было закреплено статутом; во главе города стояли мэр (лат. major) и коллегия из 50 присяжных (jurati), избиравшихся на год, к ним присоединялись 30 советников (consiliarii), не являвшихся постоянными членами городского управления, наконец, совет из 300 граждан, к-рый созывался довольно редко. В XIII в. фактическая власть была сосредоточена в руках знатнейших семейств Солер и Колом; их соперничество привело к тому, что король Англии дважды вынужден был назначать мэра (1261-1278, 1278-1291). С 1325 г. эта практика закрепляется, мн. мэры Б. последующего периода были англичанами.
В 1137 г. франц. кор. Людовик VII был вынужден признать право местного духовенства избирать епископа Б. XII век был ознаменован деятельностью еп. Годфрида Бабьо. Стремясь повысить духовный уровень клира, он ввел для каноников соборного капитула общежительный устав блж. Августина. При нем в архиеп-стве Б. возникают мон-ри цистерцианцев: Нотр-Дам-де-Фез (1137), Нотр-Дам-де-Бонльё (1141). Появились также представители орденов тамплиеров и госпитальеров (1182). Архиеп. Вильгельм Аманьё (1207-1227) боролся с ересью альбигойцев. При еп. Жеро де Мальморе (1227-1261) имел место конфликт с архиепископами Буржа, претендовавшими на первенство во всей Аквитании; кафедре Б. удалось отстоять независимость. В XIII в. в Б. появляются представители новых монашеских орденов: францисканцы (1228), доминиканцы (1230), кармелиты (1264), августинцы (1287). Особое значение имели доминиканцы, пользовавшиеся покровительством гр. Симона де Монфора и Генриха IV Английского. В 1383 г. в Б. появились представители ордена картузианцев (по окончании Столетней войны, в 1460, они вернулись в Перигё).
В кон. XIII в. церковные власти в Б. были вовлечены во внутреннюю борьбу в городской общине. Чтобы положить конец конфликтам, папа Бонифаций VIII назначил в 1299 г. епископом Б. Бертрана де Го (впосл. папа Римский Климент V) и уравнял кафедру Б. с Буржем, утвердив за ней статус митрополии и право первенства в Зап. Аквитании. Архиеп-ству Б. были подчинены еп-ства Пуатье, Сент, Перигё, Ангулем и Ажен. Папа Иоанн XXII (1316-1334) присоединил к ним вновь созданные еп-ства Кондом, Люсон, Майзе (впосл. епископская кафедра была перенесена в Ла-Рошель) и Сарла. В период Авиньонского пленения пап кафедру Б. занимали приближенные папской курии, нек-рые из них ни разу не появились в своей епархии. Во время схизмы в католической Церкви Б. принял сторону папы Урбана VI (1378-1389). Архиеп. Петр Берлан, беатифицированный впосл. католич. Церковью, при поддержке папы Римского Евгения IV (1431-1447) основал в Б. ун-т (1441) и коллегию св. Рафаила для бедных студентов (1443).
К сер. XVI в. в Б. получает распространение кальвинизм; на 1559 г. в городе насчитывалось ок. 4 тыс. его сторонников. В Варфоломеевскую ночь в Б. были убиты 264 протестанта. В 1572 г. свою коллегию в Б. основали иезуиты. Опираясь на них, архиеп. кард. Франсуа д'Эскубло де Сурди принял здесь в нач. XVII в. ряд мер по повышению дисциплины среди духовенства и развитию религ. жизни. При нем в городе появились новые монашеские ордена и конгрегации: капуцины (1601), босоногие кармелиты (1616), урсулинки (1606), возродились картузианцы (1609). Кардинал был также видным политическим деятелем, он участвовал в Генеральных штатах 1614 г., венчал франц. кор. Людовика XIII с Анной Австрийской (1615). Его преемники также были тесно связаны с королевским двором. В 1762 г. парламент Б. принял решение об изгнании иезуитов (еще до роспуска ордена папой Климентом XIV в 1773).
События Французской революции поначалу не затронули всерьез католич. Церковь Б., где находился центр жирондистского движения. Архиеп. Шампьон де Сисе даже был хранителем печати при первом революционном правительстве (1789-1790). Декрет об упразднении мон-рей (февр. 1790) был приведен в исполнение в Б. только в апр. 1791 г., когда архиепископ вынужден был бежать в Лондон. В 1792 г. все церкви города были закрыты и обращены в «храмы Разума» (культа, введенного членом Парижской коммуны Ж. Эбером), большинство священников были арестованы, многие казнены. После переворота 9 термидора была восстановлена «конституционная» церковь во главе с Пьером Пакарё, однако ц. св. Михаила осталась храмом Победы.
После конкордата Наполеона I (1801) архиепископом был избран Франсуа дез Авьё дю Буа, к-рый восстановил церкви и реорганизовал систему приходов. Согласно конкордату, границы архиеп-ства Б. совпали с границами деп. Жиронда, архиепископ сохранял статус митрополита над еп-ствами Ангулем, Ажен, Ла-Рошель, Перигё, Пуатье. В 1937 г. архиепископу Б. было подчинено также еп-ство Базас.
В наст. время из 1288 тыс. чел., проживающих на территории архиеп-ства Б., ок. 966 тыс.- католики (An. Pont. 2003. P. 102).
384 г.- Собор галльских и испан. епископов, созванный по инициативе имп. Магна Максима для разрешения вопроса о ереси Присциллиана. Представлявший сторонников отсутствовавшего Присциллиана еп. Инстанций был низложен. Радикальные противники присциллианизма епископы Гидаций Эмеритский и Итаций Оссонобский добились осуждения присциллианизма и требовали от имперской власти строго наказать еретиков, в то время как умеренные во главе со св. Мартином Милостивым, епископом Турским, считали достаточным ограничиться церковным осуждением ереси. Акты Собора не сохранились, о его ходе известно по хроникам Сульпиция Севера и Гидация (Les consiles gaulois du IVe siècle / Ed. J. Gaudemet. P., 1977. P. 113-116 (SC; 241)).
Между 662 и 675 гг.- общеаквитанский Собор, в к-ром приняли участие 3 митрополита (Б. (Бурдигальский), Битуригский и Элузский) и 13 епископов. Заседания происходили в крепости Модогарн на р. Гарумна (совр. Гаронна). Было принято 4 канона, запрещающих клирикам носить мирскую одежду.
1074, 1075 и 1079 гг.- Соборы под председательством архиеп. Госцелина для решения текущих политических и церковных вопросов.
1080 г.- 2 Собора, один из них был созван по инициативе архиеп. Госцелина для осуждения учения Беренгария Турского о таинстве Евхаристии. Беренгарий, ранее осужденный на Соборе в Сен-Мексане (ок. 1076), лично явился на Собор и представил исповедание веры, в к-ром окончательно отрекся от своего заблуждения. На др. Соборе, заседавшем в ц. св. Андрея в составе 7 епископов, 2 архиепископов и папских легатов, а также герц. Аквитании Вильгельма, был решен частный спор о монастырских владениях.
Древнейшие христ. захоронения (гл. обр. V-VI вв.) открыты у ц. св. Андрея, расположенной в юго-зап. углу рим. крепости IV в. Этот некрополь невелик, захоронения здесь прекратились к VIII в. Более обширный находился у ц. св. Северина (VI-XVII вв.). Каноники церкви претендовали на монопольное право совершать погребальные обряды; в 1081 г. каноники ц. св. Андрея погребли в своем храме некоего мирянина, что вызвало протест со стороны капитула св. Северина, и архиепископ приказал перезахоронить тело на кладбище св. Северина. Лишь после вмешательства папы Урбана II каноники св. Андрея добились равного права совершать погребальные обряды и захоронения (1099). Монастырское кладбище - некрополь в аббатстве Сент-Круа - действовало с VII в.
Саркофаги из Б. отличаются по технике исполнения и сюжетам барельефов от тех, что были обнаружены в др. частях Галлии. Их характерной чертой являются преобладание символических изображений с довольно простыми орнаментамии отсутствие развитых сюжетов и изображений людей. Наиболее интересны 2 саркофага из ц. св. Северина, извлеченные в кон. XIII в. из крипты алтаря св. Форта. На передней стороне одного из них изображена монограмма Христа с Альфой и Омегой по сторонам; справа и слева от этой композиции помещены 2 сосуда, из к-рых произрастает виноградная лоза, возле каждой изображен голубь, клюющий виноград. Верхняя часть саркофага покрыта орнаментом в виде листьев лавра. На 2-м саркофаге изображено копье (возможно, стилизованное изображение якоря), окруженное виноградными лозами, углы фланкированы пилястрами, на верхней части саркофага в центральном поле помещена монограмма Христа в окружении лавровых ветвей, боковые поля украшены растительным орнаментом. В VI в. христ. символы появляются не только на погребальных памятниках, керамическая посуда украшается изображениями голубя, клюющего виноград, и даже монограммой Христа. Рисунки иногда сопровождались надписями, но сохранившиеся фрагменты керамики не дают представления об их содержании. В надгробных эпитафиях указано имя покойного, иногда его возраст. В наиболее ранней, относящейся к V в., сохранилась дата смерти покойного (имя не читается), относящаяся к правлению вестгот. кор. Турисмунда (451-453). На камне одного из перстней меровингской эпохи различается изображение прор. Ионы, кита и греч. надпись ΙΧΘΥΣ.